ЧИСЛОВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ. 5 КЛАСС.
Цель: создать условия для:
▫ формирования понятий «Числовые выражения», «Значение числового выражения»;
▫ овладения умениями читать числовые выражения, записывать числовые выражения под диктовку, упрощать выражения, определять порядок действий, применяемые при нахождении значения числового выражения;
способствовать развитию:
▫ логического мышления; правильной математической речи; умений работать с учебником;
содействовать:
▫ воспитанию внимательности, настойчивости, аккуратности;
интереса к изучению математики;
▫ формированию навыков самоконтроля, самооценки;
▫ умений слушать друг друга.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Формы организации деятельности:
коллективная, индивидуальная.
Ресурсы: учебник : Математика,5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин],М: Просвещение,2017;
Эпиграф урока.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент. ( Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу).
2. Проверка домашнего задания. (Учитель проверяет наличие домашнего задания и собирает тетради).
3. Актуализация опорных знаний. Беседа – диалог «Учитель-ученик».
Вопросы для обсуждения.
Учитель | Ученик |
Какие числа мы используем при подсчете предметов? | Натуральные числа |
Какие действия применяют к натуральным числам? | Сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень. |
Как называются компоненты при сложении? | 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма. |
Как называются компоненты при вычитании? | Уменьшаемое, вычитаемое, разность |
Как называются компоненты при умножении? | 1 множитель, 2 множитель, произведение |
Как называются компоненты при делении? | Делимое, делитель, частное |
Какие законы сложения ты знаешь? Запиши их в буквенном виде. | |
| |
Вычислите :
а)8∙534∙125;
б)397∙135 - 397∙125.
Какие законы применялись при решении этих упражнений?.
4. Создание проблемной ситуации для выяснения темы и целей урока.
1) На доске вывешивается плакат, через минуту рядом другой:
Прочитайте записи с доски ?
5 +1 сумма чисел 5 и 1
5 – 1 разность чисел 5 и1
5 ∙1 произведение чисел 5 и 1
5:1 частное чисел 5 и1
54 5 в степени 4
2) Установите соответствие
5; 10; знаки действий
«+» ; «∙»; «-»; «:» ; записи с помощью чисел и знаков действий (выражения)
53; 78-7; 23∙10; (15 + 3) : 32? Числа
3)Скорость автобуса 40 км/ч. Сколько километров автомобиль проедет за 3 часа?
4) В 5 классе 23 ученика, в 8 на 6 учеников меньше. Сколько учеников в 5 и 8 классах вместе?
Учащиеся делают записи для решения задач:
4)((23-6) + 23) уч.
Учащиеся под руководством учителя формулируют тему урока.
В ходе диалога «Учитель-ученик» выясняют, чему должны научиться на уроке, какие качества развивать и формировать (цели урока).
5. Работа с учебником. Учащиеся самостоятельно находят в учебнике
определение числового выражения, один ученик читает его вслух.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что значит упростить
числовое выражение.
Учащиеся рассказывают, в каком порядке выполняются действия.
Учитель объясняет учащимся, что означает «числовое выражение не имеет смысла».
Числовые выражения не имеет смысла, когда в них есть деление на нуль
6. Физкультминутка.
7.Формирование учебных навыков (решение упражнений).
Упражнение 261.Разяснение: Первоначально действия в числовых выражениях выполняли по порядку слева направо, а при необходимости изменить порядок действий использовали скобки, например, в выражении a + (b *c) сначала выполняют умножение чисел b и c, а потом к числу a прибавляют полученное произведение. Далее для таких случаев договорились скобки не писать, но первыми выполнять умножение и деление по порядку слева направо
Упражнение 268 (устно).
Упражнение 272-коллективно, с подробным пояснением и записью в тетрадях и на доске.
Упражнение 272(1) - в виде диктанта.
Выполнить задания 154—156 в рабочих тетрадях, в которых требуется только определить порядок действий,
8. Самостоятельная работа. (Самостоятельная работа состоит из трёх вариантов: в варианте 1 самые простые задания, в варианте 2 - более сложные, вариант 3 предлагается как дополнительное задание для более подготовленных учащихся. Задания записаны на карточках разного цвета:
В-1 – карточка зелёного цвета, В-2 - синего, В-3 – красного цвета. На партах перед каждым учеником лежат все карточки, ученик сам выбирает,
какой вариант будет решать.
Вариант1. 1.Упростить числовое выражение: 35∙10 – 92; 2.Записать и вычислить разность чисел 373 и 173. 3. Вычислить: 25∙83∙4; 4. Решить уравнение: 15х = 450. | Вариант 2. 1.Вычислить: 180 – (44∙2 + 12); 2.Записать и найти квадрат суммы чисел 13 и 7; 3. Упростить выражение: 354∙35 + 65∙354; 4.Решить уравнение:7х+3х=550. |
Вариант 3. 1.Упростить числовое выражение: (758-659)2 : (38+61)2; 2.В саду 132 дерева. Яблони составляют 1 часть, груши – 7 частей, вишни 3 части всех деревьев. Сколько вишен растёт в саду? 3.Между четырьмя цифрами 8 расставить знаки действий и скобки, чтобы в результате получилось 1. |
На выполнение самостоятельной работы отводится 15 минут. И сразу проводится самопроверка самостоятельной работы по эталону: на экран проектируется решение первого и второго вариантов, учащиеся проверяют свои работы и выставляют в тетради оценки, учитель собирает тетради для просмотра.
9.Домашнее задание.
10.Итог урока. Учитель кратко подводит итог после каждого этапа урока.
В конце урока учитель вновь проектирует на экран слайды, на которых записаны тема и цели урока и организует обсуждение того, что сделано на уроке, чего достигли, чему научились, как работали.
11. Рефлексия. Учащимся предлагается таблица, в которой нужно закончить предложение:
1.Главным на уроке было… 2.На уроке я узнал… 3.Мне понравилось… 4.Свою работу на уроке я оцениваю… |