Тема: Изменение имен прилагательных по падежам
Ход урока.
Организационный момент. Мотивация учебных действий
- Улыбка и добрые слова помогают сохранять хорошее настроение. Именно такими словами я хочу начать наш сегодняшний урок.
Ты улыбкой как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
-Подарите друг другу улыбку. Поздоровайтесь с гостями. Я надеюсь, что совместный труд принесёт нам радость общения.
-Эпиграфом нашего урока будут слова известного русского писателя
Л.Н. Толстого:
«Труд будит в человеке творческие силы»
-Как вы понимаете смысл этого высказывания?
-Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?
Виды речевой деятельности:
Говорим
- Что нужно знать, чтобы писать грамотно?
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.
- Какой раздел русского языка мы изучаем?
Имя прилагательное.
- Сегодня продолжим открывать особенности этой части речи
2.Чистописание и актуализация знаний.
- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске.
3. Минутка чистописания
- Проведём минутку чистописания
На доске: ( жи па де )
- Сколько слогов мягкого созвучия?
- Назовите слог с согласным глухим.
- Запишите эти соединения, повторяя до конца строки.
- Какое слово можно составить из этих слогов? (падежи)
- Это слово встретится в теме сегодняшнего урока.
3.Словарная работа.
1. По именам прилагательным «найдите» и запишите в строчку имя существительное с непроверяемой безударной гласной в корне и обозначьте орфограмму.
Прекрасная, солнечная, морозная …..
Сладкие, яблочные, горячие, ароматные …..
Белые, легкие, пушистые, кучевые …..
Свежая, русская, интересная, ежедневная …..
Водный, белый, комфортабельный …..
2. Распределите эти словосочетания в несколько групп, объединяя их по какому либо грамматическому признаку.
По числу
Прекрасная, солнечная, морозная погода
Свежая, русская, интересная, ежедневная газета
Водный, белый, комфортабельный корабль
Сладкие, яблочные, горячие, ароматные пироги
Белые, легкие, пушистые, кучевые облака
По роду, поставив в начальную форму
Прекрасная, солнечная, морозная погода
Свежая, русская, интересная, ежедневная газета
Водный, белый, комфортабельный корабль
Сладкий, яблочный, горячий, ароматный пирог
Белое, легкое, пушистое, кучевое облако
-Как вы догадались по именам прилагательным о каком предмете шла речь ?
(Имя прилагательное относится к имени существительному и обозначает признак предмета.)
-Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным, имя прилагательное имеет теже грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связанно. Называется эта особенность согласование.
- В чем согласуются имена прилагательные с именем существительным?
(Имя прилагательное стоит в том же роде и числе что и имя существительное, с которым оно связано.)
ФИЗМИНУТКА
4.Постановка проблемы и выход из нее.
- Составьте предложение. Используя одно из записанных вами словосочетаний.
( Бабушка испекла яблочные пироги. Папа купил свежую газету.)
- Запишите словосочетание, определите род и число имени прилагательного. Как? Сделайте вывод:
(Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором находится имя существительное, с которым оно связано.)
- Определите падеж имен существительных.
- Определите падеж этих прилагательных.
Возникает проблема
-Мы не можем это сделать.
-Какой вопрос возникает?
( Предположение детей)
Проблемный вопрос:
Как определить падеж имени прилагательного?
Работа с электронным приложением к учебнику. Просклонять имя существительное вместе с именем прилагательным.
- Какой вывод сделаем?
( Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются.)
- Определите тему урока. ( Изменение имен прилагательных по падежам.)
Тема урока: изменение имен прилагательных по падежам.
5. Закрепление первичных знаний.
-Прочитайте сведения в учебнике на странице 82.
- Совпадает ли ваш вывод с сведениями в учебнике?
ВЫВОД:
Имена прилагательные склоняются по падежам.
Имя прилагательное находится в том же роде,
числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.
-А как определить падеж имени прилагательного?
- Назовите алгоритм определения падежа.
5.Закрепление. упр. 144
- Для чего необходимы имена прилагательные в речи?
( Прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.)
6. Самостоятельная работа.
7. Рефлексия урока. Итог.
- Какое открытие сделали?
- Чему научились?
- Назовите алгоритм определения падежа имени прилагательного.
- Зачем нужно изучать русский язык?
- У каждого из вас на столе лежат солнечные лучики разных цветов.
- Если вы довольны своей работой на уроке, возьмите желтый лучик.
- Если вы испытывали некоторые затруднения, но вам помогли товарищи, возьмите лучик оранжевого цвета.
- А если вы испытывали большие затруднения, возьмите красный лучик.
- Прикрепите эти лучики вокруг солнышка.
(Дети прикрепляют лучики вокруг солнышка, находящегося на доске)
- Посмотрите, какое получилось у нас яркое солнце. Оно способно растопить не только снег в природе, но и лед в душе. Ведь мы его создали вместе.
- Отметки за урок. Комментирование отметок.
8. Домашнее задание.
Выучить правило стр. 83, упр. № 149.
- Спасибо за урок!
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/11/16/urok-russkogo-yazyka-v-3-klasse-tema-izmenenie-imyon
https://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-na-temu-izmenenie-imen-prilagatelnyh-po-padezham-v-3-klasse-4096337.html