ПЛАН УРОКА
Группа; профессионального обучения по профессии «Каменщик»
Тема урока: «Система перевязки швов каменной кладки»
Цели:
Образовательная – познакомить студентов с различными видами систем перевязки швов;
- способствовать формированию у студентов навыков чтения строительных чертежей.
Воспитательная – создавать условия для проявления у студентов познавательной активности, интереса к профессии, ответственности;
- содействовать развитию у студентов чувства взаимовыручки при совместной работе в парах; позитивного опыта общения.
Развивающая – создавать условия для развития творческого мышления;
- способствовать развитию у студентов способностей анализировать производственные ситуации.
В результате изучения темы обучающийся должен:
Уметь
- выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ;
- подбирать требуемые материалы для каменной кладки;
- читать чертежи и схемы каменных конструкций.
Знать
- виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки;
- общие правила кладки;
- системы перевязки швов.
Тип урока: комбинированный
Формируемые общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Формируемые профессиональные компетенции:
- Производить общие каменные работы различной сложности
Методы обучения:
- словесные (беседа, рассказ);
- наглядные (наблюдение студентов, схемы);
- практические (выполнение практической работы)
Форма обучения:
Фронтальная, работа в парах
Средства обучения:
- комплект учебно-наглядного пособия по профессии каменщик – 6 комплектов;
- чертежные инструменты
- схемы однорядной и многорядной кладки
- тестовые задания
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Целевая установка
- сообщение темы урока
3. Актуализация опорных знаний
Проверка и увязывание темы нового урока с содержанием предыдущего.
3.1. Фронтальный опрос:
- Назовите грани кирпича.
- Какой ряд кладки называют внутренней верстой, наружной верстой, забуткой?
- Показать на схеме вертикальные продольные и поперечные швы кладки.
- Виды кирпичей, применяемых для кладки стен.
- Что называют расшивкой швов, какая бывает форма расшивки?
- Назовите толщину кирпичных стен, применяемую в гражданском строительстве?
- Сколько в одном метре кладки по высоте рядов, если толщина кирпича 65мм?
- Что называют обрезом кладки?
- Показать в учебном кабинете все имеющиеся архитектурно-конструктивные элементы.
3.2. По предложенным рисункам назвать все части здания и его архитектурно-конструктивные элементы.
3.3. Тестирование
4. Первичное усвоение новых знаний
4.1. Создание проблемной ситуации и формулирование студентами главного вопроса.
- Как достигается прочность и монолитность кладки?
- Назовите третье правило разрезки кирпичной кладки.
- Для чего необходимо выполнять все три правила разрезки кладки?
4.2. Запись на доске темы урока
4.3. Объяснение новой темы
План-конспект
Система перевязки - это определенный порядок укладки кирпичей и камней правильной формы, уложенных в конструкцию. В строительстве наиболее распространены три системы перевязки: однорядная (цепная), многорядная и трехрядная.
Однорядная (цепная) система перевязки швов предусматривает чередование тычкового ряда с ложковым. При этом каждый вертикальный шов нижнего ряда перекрывается кирпичами верхнего ряда. При этой схеме перевязки вертикальные поперечные швы в смежных рядах получаются сдвинутыми относительно друг друга на четверть кирпича, а продольные – на полкирпича. Для того, чтобы обеспечить смещение вертикальных поперечных швов на ¼ кирпича, приходится кладку каждого нового ряда начинать с трехчетверток (3/4 кирпича).
Такая кладка отличается высокой прочностью: в ней полностью соблюдаются все три правила разрезки.
Существенным недостатком однорядной системы перевязки является то, что она требует больших затрат труда на укладку верстовых рядов, большого количества целых кирпичей, а также более квалифицированных каменщиков.
(начертить в конспектах схему однорядной перевязки)
В многорядной системе перевязки тычковые ряды располагаются через пять ложковых рядов. При этом вертикальные поперечные швы перекрываю вышележащими кирпичами в каждом ряду, а продольные ряды – только через пять рядов.
Недостаток такой кладки – несущая способность кладки уменьшается на 6% по сравнению с однорядной системой перевязки...Определенные осложнения возникают при кладке в зимнее время (при оттаивании возможно выпучивание стен).
Преимущество – кладка менее трудоемка, чем однорядная, так как требует меньшего объема верстовых рядов.
(начертить в конспектах схему многорядной перевязки)
Разновидностью многорядной системы перевязки является трехрядная, которую применяют в основном для кладки столбов и простенков. Кладку выполняют путем чередования тычкового ряда и трех ложковых рядов. При этом допускается совпадение вертикальных швов и трех смежных ложковых рядов.
(начертить в конспектах схему трехрядной перевязки)
Существует целый ряд и других перевязок (крестовая, готическая, голландская и многие другие), но в каждой из них – первый и последний ряды, также на уровне обрезов стены, столбов, выступающих элементов, под опорами частями балок, плит и других конструкций – выкладывают тычками из целых кирпичей.
В малоэтажном строительстве с целью экономии кирпича применяют так называемые облегченные кирпичные стены, в которых кирпич частично заменен эффективными теплоизоляционными материалами.
5. Первичная проверка понимания
Выполнение практического задания
- Необходимо по схемам выложить кирпичную кладку методом однорядной (цепной) перевязки швов в 1 кирпич; в 1½ кирпича и в 2 кирпича;
- Выложить кирпичную кладку по многорядной цепной системе перевязки швов в 1 кирпич, в 1½ кирпича и в 2 кирпича
По итогам выполнения практического задания проводится обсуждение с разбором типичных ошибок.
6. Подведение итогов урока
Анализ и оценка успешности достижения поставленных целей; оценки за урок.
7. Рефлексия
1. Был ли для вас полезен урок?
2. Какие новые знания вы приобрели?
3. Какие развили умения?
4. Поставьте заключительную оценку своей деятельности на уроке.
5. Считаю, что цели урока достигнуты/не достигнуты.
4