Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Приисковая средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Заместитель директора по ОВР
Шерошенко Т.А.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
2016 – 2017 учебный год
5 – 6 класс
Классный руководитель:
Сарапу Ирина Владимировна
«Социализация личности ребёнка
в семье и школе»
2016 ГОД
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Человек воспитывается не по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей суммы средств, гармонически организованных.
А.С.Макаренко
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.
Формирующейся в настоящее время социальный заказ на человека будущего, истинного лидера нового века ставит перед нами, причастными к воспитанию, две ключевые проблемы:
Включение детей в темп и ритм современной жизни, воспитание их как цивилизованных созидателей и разумных потребителей, как людей, обладающих качествами лидера. Компетентность и творческая самоотдача, ответственность и самостоятельность, прогрессивное мышление и социальная инициатива, готовность к сотрудничеству и способность вести за собой, базирующиеся на гуманистических ценностных ориентациях, - эти лидерские качества представляются для нас на сегодня наиболее актуальными.
Воспитание у детей общей культуры, верности отечественным культурно-историческим традициям, ответственность за свою жизнь и жизнь других, достоинства и доброты, правосознания, национальной и религиозной терпимости, уважения к ценностям демократического общества. Формирования у растущего человека целостного восприятия окружающего мира, чувства сопричастности к его судьбам и определяет для школы содержание воспитания, обращенного в будущее.
Исходя из вышесказанного, я обозначила следующие цель и задачи воспитательной работы.
ЦЕЛЬ: формирование полноценной психически, физически, социально здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
ЗАДАЧИ:
формирование у ребенка представления о здоровом образе жизни, воспитание потребности в физической культуре;
создание условий для развития детьми лидерских качеств через активизацию их позиции как соорганизаторов воспитательной деятельности;
повышение творческой активности и мотивации к учебе;
формирование гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, неравнодушия к своему коллективу, школе;
нравственно-эстетическое развитие детей, их приобщение к культурным ценностям, накопленным поколениями;
воспитание потребности в культуре;
социализация учащихся через добровольческую, общественно-полезную деятельность, воспитание в детях доброты, честности, порядочности, вежливости, основных морально-нравственных норм;
оказание помощи детям из группы риска в корректировании своего поведения, восприятии норм человеческого общежития.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, примеры);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
НАПРАВЛЕНИЯ:
гражданско-патриотическое;
нравственно-эстетическое;
спортивно-оздоровительное;
трудовое воспитание;
экологическое;
семейное.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Личностно-ориентированный принцип – признание каждого воспитанника полноправным участником воспитательного процесса.
Деятельностный принцип – предполагает, что личность формируется не в вакууме, а в жизненной ситуации, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы.
Принцип сотрудничества – взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины и терпимости, то есть тех качеств, которые требует от них демократическое общество.
Принцип гуманизации – поворот к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание максимально благоприятных усилий для раскрытия и развития дарований и способностей ребенка.
Принцип природосообразности – предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся.
Принцип культуросообразности – предполагает опору в воспитании на национальные традиции, на национальное своеобразие.
Принцип открытости – участие в процессе воспитания всех социальных институтов.
Принцип эмоциональности – опора не только на сознание и поведение ребенка, но на его чувства.
НАПРАВЛЕНИЕ «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
«Жить среди людей и быть счастливым – это значит
прежде всего, долженствовать, уметь выполнять долг.
Долг – это обязанность перед Родиной, народом, семьёй».
В.А.Сухомлинский
Начало XXI отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия: «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность». Дети должны знать историю и традиции своей малой родины. Они должны ощущать себя частью своей малой и большой Родины, быть гражданами и патриотами своего Отечества. Их должна интересовать судьба и история своего народа, государства, его традиции.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ребёнка верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
изучение норм общественной жизни и деятельности, законов, ее регулирующих;
развитие социальной активности учащихся;
привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Предполагаемый результат:
качественный рост воспитанности детей;
достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;
повышение уровня толерантности учащихся;
знание правовой базы государства;
способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.
НАПРАВЛЕНИЕ «НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
«Нравственный человек не тот, кто может поступить нравственно, а тот, кто не может поступить иначе»
А.С.Макаренко
Нравственные ценности не всегда имеют должный вес в современном обществе. Поэтому необходимо настойчиво формировать позитивное отношение к ним, раскрывая их сущность, объясняя их значимость для становления личности человека. Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезной деятельности должны устойчиво преобладать над эгоистическими. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке. Необходимо воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу, сформировать понимание значения понятий «истинное» и «ложное». Важно, чтобы ребята научились признавать свои ошибки, просить прощение, осознавая свои ошибки.
Самое главное нравственное качество, которое должно быть сформировано у каждого растущего человека – действенность его мировоззрения, морально-нравственных идеалов, убеждений. Ребенок должен не только думать, но и действовать по совести, в соответствии со своим мировоззрением.
Цель: воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании.
Задачи:
познакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
создавать условия для нравственного и эстетического самовоспитания учащихся.
Предполагаемый результат
формирование навыков и привычек нравственного поведения;
обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
снижение агрессивности в поведении школьников.
НАПРАВЛЕНИЕ «СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ»
«Здоровье – это такое состояние духа человека,
которое создает наиболее благоприятные условия
для расцвета его личности, его талантов и способностей».
Г.Шаталова
Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того, имеет тенденцию к нарастанию.
К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Именно в школе необходимо привить детям навыки здорового образа жизни.
Цель: создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся
Задачи:
создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
формирование установки на жизненный приоритет здоровья и выработка лично мотивированного отношения школьников к проблеме здорового образа жизни;
формирование осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредных привычек;
обучение учащихся практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья;
стимулирование стремления школьников к самопознанию и самосовершенствованию своего здоровья;
просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Предполагаемый результат:
здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
создание благоприятных условий для формирования здорового образа жизни;
активизация физической культуры учащихся;
вовлечение учащихся в спортивно-массовую работу.
НАПРАВЛЕНИЕ «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Работа избавляет нас от трех великих зол:
скуки, порока и нужды.
Ф. Вольтер
Проблема трудового воспитания молодёжи крайне важная, она носит комплексный общегосударственный характер, ибо имеет социальное, экономическое, политическое, психологическое, педагогическое значение. От решения этой проблемы зависит будущее каждого молодого человека и будущее всего общества.
Цель: воспитание стремления к определению смысла своей жизни и поиску своего призвания через стремление к сотрудничеству, производству необходимого себе и людям.
Задачи:
формировать у учащихся положительную мотивацию к трудовой деятельности;
подготовить учащихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества;
развитие навыков самообслуживания;
формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
Предполагаемые результаты:
формирование позитивного отношения к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков;
сформированность основных трудовых навыков;
готовность обучающихся к профессиональному самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда;
самостоятельности в исполнении, планировании, целеполагании, оценивание собственной деятельности.
НАПРАВЛЕНИЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
«Природа, как бесценный дар, и человек – это единое целое.
Только в общении с природой человек может
достигнуть нравственного совершенства».
В.И.Вернадский
Одной из задач воспитательной деятельности школы является формирование у подрастающего поколения понимания своего органичного единства с окружающей средой и убеждения в том, что улучшение жизни зависит, прежде всего, от сохранения среды обитания.
Цель: воспитание бережного отношения к природе как одной из главных жизненных и нравственно-эстетических ценностей
Задачи:
воспитание любви к природе родного края;
формирование умения рационально использовать природные богатства;
воспитание ответственности за состояние окружающей среды;
воспитание стремления к деятельности по охране природы.
Предполагаемые результаты:
понимание роли человека в экосистеме планеты;
формирование экологической грамотности учащихся;
формирование знаний о влиянии природных ресурсов и условий на жизнь и здоровье человека;
осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира;
формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине;
изучение богатства природного наследия;
обогащение знаниями и опытом общения с природой.
НАПРАВЛЕНИЕ «СЕМЬЯ»
«Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи»
Ламартин
В процессе становления личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни. Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе. Совместные дела со своими детьми способствуют пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
Предполагаемый результат:
установление партнерских отношений учитель-родитель- ребёнок, укрепление связи с семьёй;
создание системы всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование;
повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей;
привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
Психолого-педагогическая характеристика класса
на начало 2016-2017 учебного года
В 6 классе учатся 9 человек, из них 2 мальчика и 7 девочек. Большинство детей 2004 года рождения (7 человек), 2 человека 2003 года рождения. Учатся вместе с первого класса 9 человек. Многие дети живут в полных семьях (8 человек).
В классе есть дети из многодетных семей: Вольф Ирина, Трафимовы Юля и Андрей. В целом родители уделяют много внимания своим детям. На родительские собрания ходят родители всех учеников.
По результатам успеваемости в 5 классе есть 6 ударников – Сарапу Александр, Собаршова Карина, Соколова Яна, Терехова Алена, Петрова Анна, Трафимов Андрей.
Класс старается принимать активное участие во всех школьных мероприятиях, у многих детей есть выраженные черты лидера: Терехова Алена, которая вслед за собой тянет в лидеры Собаршову Карину, Сарапу Александра.
На уроках класс проявляет себя активно, материал хорошо воспринимают и понимают 60% класса, остальные 40% усваивают его слабо. На переменах дети подвижны. Что же касается внеклассных мероприятий, здесь видимое разделение на группы. В целом класс знают друг друга хорошо, ученики дорожат честью класса, я надеюсь, что в будущем они будут сплочённее, активнее и к выполнению всех мероприятий будут готовиться вместе.
В 5 классе учатся 3 ученика, из них 1 мальчик и 2 девочки. Все детей 2005 года рождения.
Семьи социально неблагополучные.
Родители мало уделяют внимания своим детям. На родительские собрания ходят не части.
По результатам успеваемости в 4 класса есть 1 ударник – Федотова Анна. Двое учеников (Федотова Яна, Степанов Иван отстают в развитии).
Класс не активный, мало принимает участие в школьных мероприятиях.
На уроках класс не проявляет себя активно, материал хорошо воспринимают и понимают только 33% класса, остальные усваивают его слабо. На переменах дети сидят в классе.
Темы родительских собраний:
Дата проведения | Темы |
1 четверть | Социализация ребенка. Первый раз в пятый класс. Как помочь ребенку успешно учиться. Психофизиологические особенности пятиклассников. |
2 четверть | Семейный климат. Семейные традиции (задачи, формы и методы семейного воспитания) |
3 четверть | 1. «Меры наказания и поощрения в современных семьях» 2. «О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника» |
4 четверть | 1. «Как сохранить здоровье детей?» 2. «Достижения года. Организация летнего отдыха» |
Состав родительского комитета
Состав родительского комитета | Место работы | Телефон, адрес |
Трифонова Галина Николаевна | Почта России, почтальон | 8-923-398-5844 |
Петрова Мария Александровна | ЗАО «Саралинский рудник», уборщик служебных помещений | 8-923-580-8663 |
Терехова Ольга Владимировна | домохозяйка | 8-923-390-8752 |
План работы на I четверть.
Месяц | Направление | Содержание |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1.Гражданско-правовое и военно-патриотическое воспитание 2.Познавательная деятельность. | 3.Художественно- эстетическое воспитание. 4. Спортивная работа. | | 5.Трудовая деятельность. 6. Работа с родителями. | | | 1.Гражданско-правовое и военно-патриотическое воспитание 2. Художественно-эстетическое воспитание 4.Трудовая деятельность 7. Здоровье сберегательная работа 1.Гражданско-правовое и военно-патриотическое воспитание | 2.Познавательная деятельность. | | 3.Художественно-эстетическое воспитание. 4.Трудовая деятельность | 5.Спортивная работа. 6.Работа с родителями. 1. Гражданско-правовое воспитание и военно-патриотическое воспитание. 2.Художественно-эстетическое воспитание 3.Трудовая деятельность. 4.Работа с родителями | Познавательная деятельность. 2.Художественно-эстетическое воспитание 3.Гражданско-правовое воспитание и военно-патриотическое воспитание 4. Трудовая деятельность. 5. Работа с родителями. | 1.Гражданско-правовое воспитание и военно-патриотическое воспитание 2. Художественно-эстетическое воспитание 3. Трудовая деятельность. 4. Работа с родителями. 5. Познавательная деятельность. 1.Гражданско-правовое воспитание и военно-патриотическое воспитание 2.Художественно-эстетическое воспитание 4.Трудовая деятельность 5. Работа с родителями 1.Гражданско-правовое и военно-патриотическое воспитание 2.Познавательная деятельность. 3. Трудовая деятельность 4.Работа с родителями 1.Гражданско-правовое и военно-патриотическое воспитание 2.Трудовая деятельность 5.Спортивная работа 6.Работа с родителями | - Оформление классного журнала; - Классный час «Каков я в школе» (правила поведения в школе, в классе); классный час по ПДД; - Торжественная линейка, посвященная Дню знаний - классный час, посвященный «Трагедия Бислана». - Кл.час по безопасности школьников в сети Интернет - Оформление классного уголка; - Запись учащихся в спортивные секции. - Участие в осеннем кроссе - Организация дежурства в классе - Индивидуальная беседа с родителями. - Родительское собрание «Безопасность детей в школе и дома» - участие в патриотической акции «Ветеран живет рядом» - Классный час посвящённый итогам I четверти - Участие в концертной программе посвящённой «Дню учителя»; - генеральная уборка класса - Беседы по профилактике вредных привычек - Беседы по формированию здорового образа жизни на классных часах «Я выбираю спорт, как альтернативу вредным привычкам» - изготовление поздравительных открыток, посвященных Дню народного единства и согласия; - Классный час «Чем нам страшен Интернет?» - участие в предметной неделе литературы - Классный час, посвященный энергосбережению - Классный Конкурс рисунков ко Дню матери - Подготовка школьных помещений к зимнему периоду; - Участие в спортивных соревнованиях «Мы выбираем здоровый образ жизни» - Классный час с участием родителей «Семья и семейные традиции»; - Родительское собрание «Приоритет семьи в воспитании ребенка (семья и ее роль в воспитании). - Классный час, посвященный Международному Дню инвалидов - Классный час «Конституция РФ – закон страны» - Классный час, посвященный профилактике экстремизма - Изготовление новогодних украшений для кабинета. - Участие в конкурсе новогодних игрушек, открыток - Участие в экологической акции «Кормушка» - подготовка к новогоднему балу-маскараду - Генеральная уборка класса; - Дежурство в классе по графику; - Участие в оформлении школы к «Новому году»; - Общешкольное родительское собрание «Взаимодействие с родительской общественностью в решении вопросов и целей воспитательной работы»; - Включение родителей в деятельность по организации и проведению Новогодних праздников и зимних каникул. - Классный час «Профессии наших родителей»; - Классный час «Память человека. Как развивать и укреплять память?» - Классный час – беседа «Поведение в общественных местах - День детского кино - участие в проекте «Мы вместе – и в этом наша сила» - Дежурство в классе по графику - Индивидуальные беседы с родителями; - Родительское собрание. «Сопереживающий ребёнок Классный час «Первым делом самолёты» (к 23 февраля) - Классный час. Эко – воспитание «Покормите птиц зимой» - Классный час посвящённый Дню Святого Валентина; - Поздравление мальчиков класса с Днем защитника Отечества; - Дежурство в классе по графику - Родительское собрание. Международный день борьбы с наркоманией. - Классный час «Берегите язык (нецензурная брань: почему она получила распространение)» - Анкетирование «Кто такой культурный человек?» - Классный час. Международный день борьбы с наркоманией. - «Огонёк» к весеннему празднику 8 марта; - Школьный фестиваль мультимедийных презентаций «Мой дом – Земля»; - Поздравление девочек класса с праздником 8 марта - участие в конкурсе «А ну-ка, девушки!» 5 - 9 классы - Дежурство в классе по графику; - Генеральная уборка класса; - Оформление газеты ко дню 8 марта - Родительское собрание «Итоги III четверти»; - Общешкольные родительское собрание «Психологические аспекты подготовки детей и подростков к действиям в экстремальных ситуациях» - Классный час посвящённый «Дню Космонавтики» - Классный час «Освоение космоса» - Классный час «1апреля» история праздника - Дежурство в классе по графику - Родительское собрание по теме «Как сохранить здоровье ребенка?» - Анкетирование родителей по теме «Формирование у детей патриотического сознания». - Классный час «Памяти павших будьте достойны» - Генеральная уборка класса - Классный час «Герои российского спорта» -Беседа с родителями по итогам успеваемости |