© 2021 297 2
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мы растим личность, которая будет жить в обществе, работать в коллективе, поэтому важно научить детей жить в коллективе,
Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества.
1.Пояснительная записка
2.Цель и задачи программы
3.Циклограмма деятельности классного руководителя
4.Основные принципы деятельности классного руководителя
5.Основные направления деятельности классного руководителя
6.Формы, направления воспитательной работы с классом
7.Этапы реализации программы:
8.Основные направления воспитательной работы
9. Учет и анализ индивидуальных особенностей учащихся
10.Составление плана воспитательной работы
10.Список класса
11.Актив класса
12.Характеристика класса
13. Листок здоровья
14.Сведения о занятости учащихся во внеурочное время
15.План Воспитательной работы на 2018год
16. План работы родительского комитета
17.Взаимодействие с учителями-предметниками
18.Работа с родителями
19.Индивидуальная работа с родителями (посещение на дому)
20 .Заключение
Пояснительная записка.
- Мы растим личность, которая будет жить в обществе, работать в коллективе, поэтому важно научить детей жить в коллективе,
Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребенка. И, конечно же, большая часть работы ложиться на плечи классного руководителя.
Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.
Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения. Размышляя над проблемой, как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной, я вышла на необходимость создания собственной воспитательной программы, которая помогла систематизировать работу классного коллектива и помогла развиваться учащимся.И взрослому и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, его желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Личностный подход становиться реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек ХХI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
Так что же мы понимаем под словом УСПЕХ со стороны работы классного руководителя.
УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.
У – учеба С – социализация П – позитивность Е – единство Х – харизма
Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.
Социализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.
Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.
В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского:
1. Главная цель воспитания – счастливый человек.
2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
3. Воспитание без уважения – подавление.
4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
6. Развивай в себе незаурядность.
7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.
8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
10.Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
Программа воспитательной работы в 5-9 классах
Содержание программы:
Программа «Коллектив и успех» позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня как классного руководителя, обеспечивая соразвитие в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся. Эта программа - осуществление своих собственных надежд и мечтаний, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребенка. Гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания, формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг другу.
2.Цель программы:
Создание условий для развития личности, социально адаптированной, готовой к самоопределению, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.
2.1 Задачи программы:
создавать в классном коллективе комфортную, доброжелательную атмосферу, способствующую всестороннему развитию личности обучающихся, раскрытию и реализации их способностей, творческой инициативе, формированию у воспитанников активной жизненной позиции и обеспечивающую социализацию личности каждого подростка;
развивать у учащихся познавательный интерес, потребность в образовании и самообразовании, самоорганизации и стремление к самопознанию;
оказывать помощь в профессиональном самоопределении;
формировать у учащихся значимости их физического и психического здоровья, стремление к здоровому образу жизни, созданию крепкой здоровой семьи;
Педагогические принципы и подходы
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Принцип гуманистического воспитания
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Принцип личностно-ориентированного воспитания
В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип природосообразности
Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Деятельный подход
Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
Целостный подход
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Принцип комплексного подхода
Позволяет воспитывать и развивать какие – либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
Принцип успешности
Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Данная программа направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Мое отношение к личности ученика базируется на признании его как субъекта собственной жизни, который сам творит ее дома, на улице, в общественных местах, в том числе и в школе. Поэтому я стараюсь вывести воспитательный процесс за рамки классных часов и специально подготовленных мероприятий. Работа концентрируется по видам деятельности, среди которых я отвожу особую роль ценностно- ориентированной деятельности, развитию способности учащегося самостоятельно строить собственную жизнь, изменяя обстоятельства и самого себя во всех сферах межличностных отношений.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности. На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется
построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической
педагогики и гуманистического образования.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реали-
зацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии;
создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребёнка.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9
классы).
|
|
|
|
| |||
| |||
|
|
3.Циклограмма деятельности классного руководителя.
В начале учебного года:
составляет список класса и оформляет классный журнал;
организовывает получение учебников в школьной библиотеке;
изучает условия семейного воспитания учащихся;
уточняет и/или составляет социальный паспорт класса; проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей;
организовывает коллективное планирование жизнедеятельности класса на год;
составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем методического объединения классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по воспитательной работе.
Ежедневно:
отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся;
осуществляет педагогическую помощь органам ученического самоуправления класса и представителям школьного самоуправления в классе;
осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви;
осуществляет контроль за питанием и культурой поведения учащихся класса в столовой;
осуществляет контроль за дежурством по классу;
Еженедельно:
проверяет дневники учащихся;
осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями-предметниками;
проводит классный час информации и общения;
Ежемесячно:
организовывает коллектив класса на участие в школьных делах;
помогает органам ученического самоуправления организовывать подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива;
проводит занятия по правилам дорожного движения и плановый инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности;
организовывает генеральную уборку кабинета;
контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединению учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы;
В течение триместра:
организовывает выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся;
организовывает дежурство класса по школе (согласно графику дежурств);
оперативно информирует социального педагога, заместителя директора школы по воспитательной работе или директора школы: о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащимися класса Устава школы; о необходимости социальной защиты своих учащихся, и вместе с ними принимает необходимые педагогические меры;
организовывает контроль за состоянием школьных учебников;
уточняет информацию об участии учащихся класса в деятельности объединений дополнительного образования;
проводит родительские собрания;
организовывает работу родительского комитета класса (согласно плану работы комитета);
посещает методические объединения классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с повышением педагогического мастерства классного руководителя.
Во время каникул:
участвует в каникулярной работе методического объединения классных руководителей;
совместно с самоуправлением, общественными объединениями, ученическим активом, родителями организует каникулярные мероприятия своего класса.
В конце учебного года:
организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году и вместе с активом (организаторами самоуправления) класса отчетно-выборную кампанию в классе;
проводит педагогический анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его заместителю директора школы по воспитательной работе;
организовывает сдачу школьных учебников в библиотеку.
Основные принципы деятельности классного руководителя
Любая классная и внеклассная работа строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, личностно-ориентированного подхода и др. Эти принципы реализуются при отборе материала и проведения мероприятий.
Помимо общедидактических принципов работа моего проекта имеет и свои принципы:
Принцип обязательности: все учащиеся – члены одного коллектива, которые живут в одном доме (классе) с разной успеваемостью, с разными интересами, но их объединяет возраст и общность дел;
Принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом мероприятии;
Принцип индивидуального подхода к учащимся имеет большую значимость. Проект призван учитывать личные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению. Необходимо стремиться к тому, чтобы задания давались с учетом подготовленности и общего развития, чтобы сильным не было слишком просто, а слабым слишком трудно. И то, и другое ведет к потере интереса. А надо сделать так, чтобы в коллективе всем было
одинаково интересно.
Принцип систематичности: Речь идет не только о систематичности в течение 4-х летпроводимой работы по созданию коллектива, но, главным образом, о содержаниизанятий. Отобранный для работы материал должен представлять определенную систему знаний о коллективе, дружбе, сотрудничестве, о взаимоотношениях людей. Система должна быть разумной, гибкой, вытекающей из темы проекта;
Принцип развивающего обучения. Этот принцип предусматривает, что учащиеся самостоятельно или под руководством учителя приобретают знания и передают знания остальным членам коллектива. Ребята самостоятельно или вместе с родителями подбирают материал, составляют на тему беседу или сообщение. В ходе подготовки к
занятиям учатся пользоваться разнообразными энциклопедиями, словарями,
справочниками, работают над развитием навыков правильной речи и навыков публичного выступления.
Принцип занимательности. Надо понимать, что занимательность - это неразвлекательность. При подборе материала на занятие должно учитываться то, чтооднообразие не только утомляет школьников, но и ведет к потере интереса к учебе.
Основные направления работы:
Работу по созданию сплоченного коллектива предполагается вести по трем направлениям, взаимосвязанным, соблюдающим целостность целенаправленного воспитания учащихся.
Первое направление - сплочение коллектива на уроках;
Второе направление - сплочение коллектива на классных часах;
Третье направление - коллективно-творческие дела.
Первое направление: сплочение коллектива на уроках:
Все уроки способствуют формированию умений общения. «Обучать общению, общаясь» - без этих условий нет урока. Моя задача создавать на каждом уроке условия для общения, т.е. такие ситуации в которых учащиеся должны:
вести диалог;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
оказывать друг другу помощь в учебе;
работать в парах, группах;
слушать и слышать друг друга;
вместе участвовать в проектной деятельности.
Второе направление - сплочение коллектива на классных часах:
Считаю, что такая продуманная система классных часов даст свои результаты по воспитанию коллективизма. И, конечно, невозможно сплотить коллектив без совместных творческих дел, без совместных событий, без общих традиций и праздников.
Третье направление - коллективно-творческие дела
Коллективно-творческие дела, которые надо традиционно проводить:
Радость встречи с одноклассниками - день рождения коллектива (1 сентября;
Праздник «Новый год»;
Мамин праздник;
Ожидаемые результаты:
Эффективность системной работы над созданием сплоченного коллектива будет измеряться тем, насколько прочно поняты и осознаны такие понятия как: коллектив, дружба, товарищ, друг. Учащиеся должны показать свою способность строить отношения в коллективе.
Предполагаемый результат:
Приобретение опыта жить в коллективе;
Выпустить школьника, осознающего что он - часть коллектива и от него зависит успех всего коллектива;
В начальной школе ученик должны обрести настоящего друга, с которым он пройдет
все школьные годы и, может быть, всю жизнь.
7.Этапы реализации программы:
Первый этап – 2014 - 2015 год- 5 класс
1.«Рождение»
Цель: 1. Создать дружный сплоченный коллектив класса, где каждый чувствовал бы себя, как дома;
2.-Задачи:
1. Формирование знаний, умений и жизненных навыков, необходимых для умения строить взаимоотношения с одноклассниками;
2. Поддержание интереса к своим одноклассникам, желание и умения постоянно учиться у них чему-то новому;
3. На основе примеров и жизненного опыта детей показывать важность и ценность настоящей дружбы
Второй этап- 2015-2016 год- 6 класс
2.«Самоопределение»
Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активно-сти.
Задачи:
Формировать умения находить способы примирения;
Формировать такие качества, которые необходимы для настоящей дружбы: добро-ту, вежливость, уважение, человеческую чуткость, взаимопомощь, честность, толерантность, принципиальность отношений, мужество и т.д.;
Развивать качества культурного человека;
Третий этап- 2016-2017 год – 7 класс
3.Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои
поступки.
Задачи:
- развитие творческих способностей;
- привитие пользовательского навыка работы на компьютере;
- воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе;
- формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оцени-
вать, прогнозировать;
- выявление и развитие личностных способностей каждого ученика;
- объединение класса об щим дело
| |
«Самореализация» |
|
Цель: создание условий для самореализации учащихся | |
Задачи: |
|
- организация | |
- уголка выпускника; |
|
- создание банка данных профессий. |
Определение стратегии и тактики деятельности.
Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.
Кадровое обеспечение воспитательного процесса.
Повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания всех категорий.
Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса.
Решение проблем материально-технического и методического обеспечения.
Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.
Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов.
Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в школе.
Ожидаемые результаты
Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
Развитое чувство прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города.
Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
Полное удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании.
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы психолого-педагогической подготовки родителей.
Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.
Создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания. Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.
Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
Повышение самообразования, самоопределения, самореализации воспитанников, улучшение их психофизического здоровья.
И как конечный результат воспитание личности
мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;
8.Основные направления воспитательной работы:
Нравственное и духовное воспитание
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Правовое воспитание и культура безопасности
Воспитание семейных ценностей
Формирование коммуникативной культуры
Экологическое воспитание
Воспитание жизнестойкости
Ступени воспитательной программы |
| |
Шестая ступень Составление плана воспитательной работы | Первая ступень Обоснование целей и задач воспитательной работы |
|
| ||
| ||
| ||
| ||
Вторая ступень Ожидаемые проблемы воспит. работы с классом |
| |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| Воспитательная программа |
|
|
|
|
Пятая ступень Работа с родителями |
Третья ступень Формы, направления работы с классом |
|
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| Четвёртая ступень Учёт и анализ индивидуальных особенностей детей |
|
| ||
| ||
| ||
| ||
|
1.Обоснование целей и задач воспитательной работы
Цель –. Выпустить из школы детей, осознающих, что они – звенья одной цепи, одно целое, единый коллектив, ведь их объединяют общие дела.
1.Способной самостоятельно строить всю свою жизнь.
Испытывающей любовь и уважение к своей стране, своему отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиции своей малой Родины.
Стремящейся к сохранению и укреплению своего здоровья.
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, республику, страну,
4. Умеющей взаимодействовать с другими людьми;
ЗАДАЧИ
Формирование знаний, умений и жизненных навыков, необходимых для умения строить взаимоотношения с одноклассниками;
Поддержание интереса к своим одноклассникам, желание и умения постоянно учиться у них чему-то новому;
На основе примеров и жизненного опыта детей показывать важность и ценность настоящей дружбы;
Формировать умения находить способы примирения;
Формировать такие качества, которые необходимы для настоящей дружбы: добро-ту, вежливость, уважение, человеческую чуткость, взаимопомощь, честность, толерантность, принципиальность отношений, мужество и успех других.
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, республику, страну,
-способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эстетического восприятия окружающей действительности,
- сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном изусловий успешности жизненного пути,
- формирование корпоративной культуры учащихся,
Развивать качества культурного человека;
Развивать коммуникативные компетенции, навыки сотрудничества, умение радоваться за успех других.
5.Основные направления деятельности классного руководителя
работа с родителями;
развитие творческих способностей учащихся;
работа над сплочением классного коллектива;
организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся;
изучение личности каждого ученика;
помощь детям в их учебной деятельности;
координация деятельности учителей, работающих в классе;
работа с детьми группы риска;
организация совместных поездок, походов, экскурсий;
развитие классного самоуправления.
2. Ожидаемые проблемы воспитательной работы с классом в текущем году.
Одна из проблем, которую я предвижу,- это проблема адаптации. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
1.1Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь
ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
1.2Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведён-
ном дне.
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переклю-
чить внимание на другие темы.
нежелания выполнять домашние задания.
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одно-
классников.
жалобы на те или иные события, связанные со школой.
беспокойный сон.
трудности утреннего пробуждения
СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ
Е
И РАЗРУШАЮТЕГО ВЕРУ В СЕБЯ
Слова поддержки
Зная тебя, я уверен, что вы все сделали хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов. Но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:
Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо
лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Поддерживать можно посредством
отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).
.Формы, направления воспитательной работы с классом
В план-программу вошли направления:
1.«Ученик – патриот и гражданин»: воспитание способности делать свой жизненный выбор и
нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, коллектива; формиро-
вание уважительного отношения к народам мира, человечеству, государству.
2.«Ученик и его нравственность»: воспитание нравственного человека, способного к принятию
ответственного решения и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуа-
циях.
3.«Ученик и его интеллектуальные возможности»: осознание учащимися значимости развитого
интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окру-
жающим миром.
4.«Ученик и его здоровье»: формирование у учащихся понимания значимости здоровья для
своего самоутверждения.
5.«Общение и досуг ученика»: формирование у учащихся культуры общения; создание условий
для проявления творческой инициативы, а также самостоятельности.
6.«Ученик и его семья»: осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.
7.«Экологическое воспитание школьника»: формирование у учащихся бережного отношения к
природе.
Программа
позволяет
использовать
различные
формы воспитатель-
ной работы:
праздники;
викторины;
олимпиады;
конкурсы;
соревнования;
турниры;
игры;
встречи с ветеранами, интересными людьми;
дискуссии, диспуты;
заседания экспертной группы;
форумы;
9. УЧЕТ И АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Каждый ребенок – индивидуальность. Его психологические задат-
ки,природные силы, особенности мировосприятия заложены природой.
Переходный возраст – это время полового созревания Вашего ребенка.
Обычно переходный возраст начинается в 11-13 лет, причем у девочек он на-
ступает обычно немного раньше, чем у мальчиков. У ребёнка появляется рез-
кая смена настроений, раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хо-
чется больше времени проводить среди сверстников, возможны трудности в
учёбе, в общении со взрослыми.
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть
свои особенности, есть свои сложности. Не является исключением и подрост-
ковый возраст.
1.1 Несколько общих особенностей
подросткового возраста.
Стремление к самостоятельности (уже не ребенок, но пока еще и не взрос-
лый).
Поиск собственной идентичности (вопрос «кто я?» самый важный вопрос
этого периода).
Возрастает потребность общения со сверстниками (формируются новые
ценности, которые более понятны и ближе сверстнику, чем взрослому).
Настроение начинает характеризоваться повышенной изменчивостью
(постоянные колебания между весёлостью и унынием, чувством неудовле-
творенности собой и окружающим миром), что объясняется непрерывным
изменением взглядов подростка на ценности и нормы общества.
Начинает проявляться повышенная чувствительность к критическим за-
мечаниям сверстников и взрослых (не родителей), к тому, как на него
смотрят и что о нём говорят (в этом возрасте резко возрастает количество
негативных самооценок и поэтому возрастает потребность в общей поло-
жительной оценке своей личности другими людьми и, прежде, всего роди-
телями).
Наблюдается резкая смена физического самочувствия от чрезмерной ак-
тивности к полной пассивности (быстрая физиологическая перестройка
организма – изменения в роста, веса, пропорций тела, резкое повышение
гормонального фона – являются причинами быстрой утомляемости, сни-
жения работоспособности и успеваемости).
. 18. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Полезные советы родителям
Как облегчить жизнь школьнику? Этим вопросом задаются все любящие родители. Оказывается, все просто. Достаточно грамотно спланировать день ученика и почитать наши советы…
Нагрузка для школьника
Никогда не отправляй ребенка одновременно в первый класс и какой-то кружок или секцию. Само начало «взрослой» школьной жизни считается для него тяжелым стрессом. И если он не будет иметь возможность пойти погулять, отдохнуть, а после — сделать уроки без спешки, то у него могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому, если занятия спортом и музыкой кажутся тебе необходимой частью развития твоего ребенка, начни водить его туда еще за годик до начала учебы.
Выполнение домашних уроков
Помни, что сын или дочка могут концентрировать свое внимание на чем-то не более 15 минут. Поэтому, когда ты будешь делать с ним уроки, после 15 минут занятий — прервитесь и обязательно отдохните, например, сделайте физическую зарядку. Можно просто попрыгать на месте раз 10, потанцевать под веселую музыку несколько минут. Кстати, начинать делать домашние задания лучше с письма. Хорошо также чередовать устные задания с письменными. Общая длительность таких занятий не должна превышать часа.
Компьютер в жизни школьника
Телевизор, компьютер и любые занятия, которые требуют большой зрительной нагрузки, стоит проводить не более часа в день. В этом уверены многие врачи-офтальмологи во всех странах мира.
Не забывай также чаще хвалить своего ребёнка. В течение первого года учебы ребенок как никогда нуждается в поддержке родителей. Ведь сейчас он формирует свои личные отношения с учителями и одноклассниками. Кроме того, он также и впервые понимает, что с ним кто-то хочет подружиться, а кто-то — не хочет… Так у ребенка складывается собственный взгляд на себя. И если ты хочешь, чтобы из него вырос уверенный в себе и спокойный человек, обязательно хвали его.
Пробуждение школьника
Не надо резко будить ребенка. Лучше всего научить школьника пользоваться будильником. Если ребёнок все еще встает с трудом, не надо дразнить его «лежебокой» или ругать… Создавай атмосферу добра и теплоты, включи погромче радио или любимую музыку ребенка, улыбнись ему, поцелуй.
Помни о том, что если ребенка торопят, то он будет делать все еще медленнее. Это его естественная реакция организма, его оружие в борьбе с не устраивающим его распорядком.
Возвращение из школы
Не задавай вопросы, на которые детки дают привычные ответы. Речь идет о фразах типа: «Как твои дела в школе, какие оценки получил? – Все нормально…» Вспомни себя, как иногда тебе не нравились эти вопросы, особенно когда оценки не соответствовали всем ожиданиям со стороны родителей. Понаблюдай за ребенком, обрати внимание, какие эмоции «написаны» у чада на лице. Дай ребенку отдохнуть, спроси, чем ты можешь ему помочь, поговори о чем-то хорошем, пообщайся по душам. Это поможет сблизить семью.
Пора спать
Младших школьников лучше всего укладывать спать самим родителям. Важно перед сном доверительно побеседовать с ним, успокоить страхи, внимательно выслушать, показать, что ты его понимаешь и поддерживаешь.
И тогда твой школьник проснется на следующий день в боевом расположении духа!
Что делать, если ребенок не хочет учиться
| Что делать, если ребенок не хочет учиться… «И вообще он ничего не хочет», — жалуются психологам родители. А сами, чаще всего, ничего не пытаются изменить или же наоборот слишком активно пытаются «научить» всему малыша… Психологи уверены, что родители вполне способны привить ребенку любовь к учебе, тем более, что возможность «помогать» малышу учиться, сегодня есть во многих семьях.
Хорошие оценки равно успех?
Многие родители, которые мечтают о счастливом и перспективном будущем для своего ребенка, часто очень сильно вовлечены в сам процесс учебы сына или дочки. Другими словами, мама и папа сами учатся за него. Укладывают портфель, отслеживают все домашние задания, делают уроки.
Многим родителям кажется, что от того, насколько успешно учится чадо в школе, зависит тот факт, настолько обеспеченным и счастливым потом будет его будущее. Конечно же, доля правды в этом есть. Но стоит помнить также и о том, что важны не только оценки, которые у него будут по предметам, но и таланты, умения и навыки, которые останутся у него после того, как он закончит школу.
Если малыш, учась в школе, часто пребывает в стрессе, напряжении, если там он ощущает себя раскритикованным, неуспешным, неуверенным, если у него останется ощущение, что школа — это то, что он ненавидит, то, завершив обучение в учебном заведении, ему будет сложно любить учиться.
Родители должны понимать, что учеба в наших школах – это непростое занятие, но с ним детки способны справиться самостоятельно.
Поэтому – дай ему немного свободы. Но при этом не стоит ждать того, что чадо прыгнет выше головы и реализует все несбывшиеся твои родительские мечты и амбиции.
Причины детской лени
Помни также о том, что многие дети готовы заниматься делом, они не ленивы, но процесс учебы надо разумно сочетать с отдыхом.
Большинство деток расторможены, невнимательны, не собраны только потому, что за свое «дошкольное» детство они так и не научились, как надо правильно управлять собой. Все потому, что за них многие вещи делали родители, ограждали от всего, не давали шанса реализовать себя.
Что же делать? Перестать ребенка полностью контролировать? Да, конечно же, дать малышу полную свободу – это неправильно. Ведь он привык к опеке.
Но, если давать малышу шанс реализовать себя время от времени — это может подействовать. Не получив пару раз привычного «пинка», ребенок постепенно начнет учиться уговаривать себя самого. А когда малыш получил первые результаты, честно заработанные хорошие оценки, и вовсе воспрянет духом!
Похвала, похвала и еще раз похвала!
Ты быстрее достигнешь успеха, если будешь также отмечать каждый шаг ребенка над собой, каждый его маленький успех. А вот особо критиковать неудачи – не стоит. Лучше постарайся убедить школьника, что все это временные трудности.
Итак, будь хитрее, проявляй гибкость и смекалку, и твой малыш обязательно вырастет настоящим человеком: счастливым и успешным!
Зачем ребенку свободное время?
Примерно 14 часов в сутки ребенок тратит на сон, еду, гигиену. А остальные 10 уходят на школу и детсад, дополнительные кружки и занятия, уроки и домашние дела. И то немногое время, что осталось свободным, часто проходит в сопровождении назидательного: “Займись делом”. Поэтому сегодня хотелось поговорить, нужно ли ребенку свободное время и зачем.
Навык планировать и структурировать время не приходит сам, с возрастом. Ребенку нужно иметь достаточно собственного, неподконтрольного родителям времени, чтобы научиться им распоряжаться.
Если вы выделяете пять минут под пятиминутное дело – оно, возможно, будет выполнено, но многим важным вещам ребенок не научится. Ответственность возникает только тогда, когда есть выбор, простор для решений, два свободных часа под пятиминутное дело.
Свободное время нужно ребенку, чтобы остаться наедине с самим собой. В 6-8 лет, когда активно проходит становление личности, самопознание, самооценка – это особенно важно.
Я убеждена, что детям нужно мечтать. Это развивает воображение, помогает справиться с ограничениями и печалями реального мира, найти себе цель, успокоиться и отдохнуть. Конечно, мечтать можно на уроке или над тарелкой супа. Но там взрослым крайне трудно обойтись без окриков и одергиваний. Поэтому лучше, когда у ребенка есть свое время помечтать.
Еще одно важное дело детства – игра. Тут хочется написать отдельный пост, поскольку у нас принято игру обесценивать. А я уверена, что своими главными талантами – умению придумывать новое, фантазировать, предвидеть различные ситуации, продумывать алгоритмы, формулировать свои мысли – обязана тому, что до конца школы играла в сюжетно-ролевые и другие игры.
Детям нужна пауза, отдых от ритма жизни – спешки, транспорта, жесткого расписания. Час-два ежедневного безделья и занятия какими-то глупостями могут спасти от стресса и болезней.
Мне кажется, что если у ребенка мало свободного времени – он тратит его пассивно, если много и он знает, то так будет и завтра, и через неделю – начинает творить, созидать, учиться. Но понимаю, что это спорное утверждение.
Ребенку нужно время, чтобы реализовать задуманное. Это может быть игра, поделка, эксперимент. Главное, что он поверит, что придуманное можно воплотить в реальность, привыкнет так поступать.
Ребенку важно научиться жить своей жизнью. Это невозможно сделать, если все время приходится следовать расписанию, составленному кем-то другим.
Чтобы начать ценить чужое время, нужно сначала научиться ценить свое. Это трудно, если этого времени – жалкие остатки распланированного дня и на них все время покушаются взрослые, придумывая как их потратить с пользой.
Научитесь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь
этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка, не
отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя
терпение и такт.
18. Составление плана
воспитательной работы
Основные положения моей воспитательной системы:
1.1 Структура плана работы
В плане воспитательной работы отражены следующие разделы:
Индивидуальный подход в воспитании.
Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором.
Системность в работе.
Взаимодействие с педагогическим коллективом
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
1.2.Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3Рабочие органы самоуправления
планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направле-нию, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общест-венно полезной и досуговой деятельности.
Учебный сектор | Трудовой сектор |
(зам. классного руководителя) | (зам. классного руководителя) |
- помощь в проверке дневников; | - организация дежурства по школе, по |
- организация работы по развитию | классу; |
познавательных интересов | - участие в трудовых акциях; |
- формирование команд к участию в | - работа по оформлению кабинета (озе- |
викторинах, интеллектуальных марафо- | ленение, поддержание хорошего состоя- |
нах; | ния мебели, поддержание чистоты). |
- организация помощи отстающим в | -проведение субботников; |
учебе. |
|
- учет посещаемости. |
|
|
|
Спортивный сектор | Культмассовый сектор |
(организатор спортивно- | - организация классных огоньков; |
оздоровительной | - общешкольные и внутриклассные |
работы) | праздники; |
- участие в спортивно-оздоровительных | - посещение театров, музеев, проведение |
мероприятиях класса и школы; | экскурсий. |
- формирование команды к спортивным |
|
турнирам, эстафетам. |
|
- сбор информации о спортивных дос- |
|
тижениях учащихся класса. |
|
|
|
Пресс-центр
(редколлегия)
- выпуск газет к важным датам и мероприятиям;
- выпуск информационных листов о жизни класса.
. |
|
|
| |
|
| |||
|
| |||
|
|
|
| |
|
|
| ||
|
| |||
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
| |||
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
План работы родительского комитета:
обеспечение помощи в организации и проведении школьных и классных мероприятий;
совместная деятельность (учебная, трудовая, экскурсии и т. д.)
посещение собраний родительского комитета в школе
Срок | Тема |
сентябрь | 1.Выборы нового состава классного родительского комитета. 2.Выборы представителя в общешкольный родительский комитет. 3.Составление плана работы на новый учебный год.
|
ноябрь | 1.Организация Новогоднего праздника. 2.Составление плана активного отдыха на каникулах. 3. Подготовка кабинета к зиме. |
февраль | 1.Организация праздников 23 Февраля и 8 Марта. 2.Обсуждение дисциплины и поведения отдельных учащихся. |
апрель | 1.Организация ремонта класса. 2.Занятость учащихся в летний период. |
Тематика родительских собраний
Месяц | Тема собрания | Форма проведения |
сентябрь | ««Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей»
Организация учебно-воспитательного процесса в 2016-2017учебном году. Знакомство с новыми учителями и их требованиями. | классное |
ноябрь
| . Особенности подросткового возраста»
Встреча с учителями-предметниками. Организационные вопросы. | классное |
февраль | «Учет индивидуальных особенностей детей»
| классное |
апрель | «Моя будущая профессия» Встреча с учителями-предметниками. Предварительные итоги года Организация летней практики. | классное |
Взаимодействие с учителями-предметниками, социальным педагогом, психологом, медицинскими работниками
Взаимодействие с учителями-предметниками
Задачи | Формы работы |
совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе; представление интересов учеников на пед. совете; привлечение учителей к работе с родителями; изучение индивидуальных особенностей и трудностей в изучении конкретного предмета каждого учащегося. | включение учащихся класса в систему внеклассной работы по предметам: (выпуск предметных газет, участие в предметных неделях и других мероприятиях; организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов»; контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. |
Взаимодействие с библиотекарем
Задачи | Формы работы |
обеспечение учащихся необходимой литературой; изучения отношения учащихся к чтению; способствование формированию культуры чтения. | консультирование и помощь в выборе книг для выполниния различных доп. заданий (олимпиадных, реферативных…) расширение круга чтения учеников. |
Работа с родителями
| ||
| Родительский комитет |
|
№ | Ф.И.О. | Телефон |
1 | Турабова Рамиля Председатель комитета | 8 -964-050-98-21 |
2 | Султанов Терлан С. | 8 -963-426-53-69 |
3 | Шихахмедав Руслан С.И | 8 – 960-420-07-04 |
4 | Ханмагомедов Ризван. К | 8-963-320 23-15 |
|
Ожидаемые результаты
1.Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
2.Развитое чувство прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города.
3.Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
4.Полное удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании.
5.Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы психолого-педагогической подготовки родителей.
6.Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.
7.Создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания. Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.
8.Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
9.Повышение самообразования, самоопределения, самореализации воспитанников, улучшение их психофизического здоровья.
И как конечный результат воспитание личности
10.мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
11.творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
12.духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
13.гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
14.практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;
15.свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности;
любящей свою малую и большую Родину.
16.Результатом реализации программы видится всесторонне развитая свободная, творческая личность, адаптированная к самостоятельной жизни в обществе, обладающая внутренним механизмом нравственной самореализации, ориентированная на саморазвитие и созидательную деятельность.