СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
План воспитательной работы на 2018-2019 учебный год. В плане:темы ,количество часов,сроки реализации.
Работа по приоритетным направлениям воспитательной работы школы
Цель:
Целью воспитательной работы школы в 2017 - 2018 учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Задачи воспитательной работы:
Продолжить создавать условий для успешного перехода на ФГОС второго поколения;
Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах;
Приобщение школьников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям;
Продолжить работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, привитие им навыков здорового образа жизни, на профилактику правонарушений, преступлений несовершеннолетними;
Создать условия для выстраивания системы воспитания в школе на основе гуманизации и личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников.
Продолжить работу по поддержке социальной инициативы, творчества, самостоятельности у школьников через развитие детских общественных движений и органов ученического самоуправления.
Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе.
Развитие коммуникативных умений педагогов, работать в системе «учитель – ученик - родитель».
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
• Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
• Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
• Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
• Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
• Развитие различных форм ученического самоуправления;
• Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;
• Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи;
Образ выпускника основной школы:
1. Нравственный потенциал: социальная взрослость, ответственность за свои действия, осознание собственной индивидуальности, потребность в общественном признании, необходимый уровень воспитанности.
2. Интеллектуальный потенциал: достаточный уровень базовых знаний, норм социального поведения и межличностного общения.
3. Коммуникативный потенциал: эмпатия, коммуникативность, толерантность, умения саморегуляции.
4. Художественно - эстетический потенциал: самосознание и адекватная самооценка, способность рассуждать и критически оценивать произведения литературы и искусства.
5. Физический потенциал: самоопределение в способах достижения здоровья, самоорганизация на уровне здорового образа жизни.
Основные направления воспитательной работы школы:
«Культура и нравственность»
«Отечество»
«Экология и здоровый образ жизни»
Методическая работа
Диагностическая работа
Работа с родителями
Направления воспитательной работы | Срок проведения | Образовательное событие | Цель, задачи | Планируемые результаты | Ответственные | Форма проведения |
«Культура и нравственность» «Отечество» | 1 сентября
| «Здравствуй школа!» - торжественная линейка, посвященная Дню Знаний. Классный час «Урок России»» Закон о комендантском часе | дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, формировать умения ориентироваться в современном мире профессий. стимулировать творческую активность; предпринимать меры по профилактике правонарушений в подростковой среде. | Учащиеся могли ориентироваться в современном мире профессий. сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.
| Классный руководитель Актив класса | Беседа |
«Отечество» | 4 сентября | «Мир без терроризма»
| воспитывать чувство патриотизма, толерантности;
| воспитывать чувство патриотизма, толерантности. | Зам. директора по УВР | Беседа |
«Экология и здоровый образ жизни» | 8 сентября | Трудовой десант по уборке урожая на пришкольном участке. | способствовать развитию трудового, эстетического, экологического, физического и нравственного воспитания; развивать практические навыки и умения ухода за культурными растениями; дать всем учащимся элементарные умения и навыки в области сельского хозяйства; прививать учащимся любовь и интерес к сельскому хозяйству; снабдить школьную столовую овощами. | укрепление здоровья детей; формирование первоначальных трудовых навыков; благоустройство школьной территории; развитие у школьников интереса к многообразию растительного мира; укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов. | Классный руководитель |
|
«Культура и нравственность» | 9 сентября | Выборы актива класса | составить вместе с учащимися портрет лидера класса, выяснить , какими чертами характера он должен обладать; обучение эффективному поведению детей для достижения согласия при решении групповой задачи; сплочение членов группы; развитие гражданско- правовой культуры учащихся с целью воспитания ответственности за свой выбор. | активная жизненная позиция учащихся класса; готовность и желание учащихся работать в коллективе; усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности.
| Классный руководитель
|
|
Работа с родителями | 13 сентября | Рейд по семьям в социально-опасном положении | провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье; организовать просветительскую работу среди родителей; защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении; создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей. | определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении.; анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи. | Зам. директора по УВР, классный руководитель, глава администрации СП «Сахули» |
|
«Культура и нравственность» | 20 сентября | Классный час: «Счастье-состояние души..» | готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе; инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы. | воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.
| Классный час | Беседа |
«Экология и здоровый образ жизни» | 22 сентября | Туристический слет «Осенняя тропа» | развитие и широкая пропаганда массового школьного туризма, здорового образа жизни; практическое приобретение туристских умений и навыков; выявление сильнейших команд. | повышение уровня мотивации к ЗОЖ, занятиям физкультурой, спортом | Учитель физкультуры и ОБЖ Классный руководитель
|
|
«Отечество» | 27 сентября | Объектовая тренировка по теме: « Эвакуация учащихся школы на случай ЧС». | готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе; инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы. | сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях. | Учитель ОБЖ
|
|
«Культура и нравственность» | 29 сентября | «Дети, лишенные детства» | воспитывать чувство патриотизма, толерантности; . | воспитывать чувство патриотизма, толерантности;
| Классный руководитель |
|
«Экология и здоровый образ жизни» | 26 – 30 сентября | Неделя безопасности | готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе; инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы. | сформировать жизненную позицию ребёнка, использовать знания в экстремальных ситуациях. Соблюдение ПДД.
| Учитель физкультуры и ОБЖ |
|
Методическая работа | В течение месяца
| Составление социального паспорта класса | осуществление и защита прав ребёнка; жизнеобеспечение ребёнка; социологические исследования в окружающем социуме; изучение и корректировка межличностных отношений; изучение состояния и корректировка психического развития ребёнка; представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах; координация в образовательном учреждении социально-значимой деятельности; проведение социально-культурных мероприятий | Социализация учащихся: гражданское самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности. | классный руководитель |
|
Работа с родителями | 30октября | Родительское собрание: «Как научить школьника планировать свои действия, прогнозируя их последствия. Как повысить качество обученности» | организовать педагогическое просвещение родителей; сблизить интересы родителей и учителя по формированию развитой личности; изучить семейный статус класса; сотрудничать с общественными и правовыми органами в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка; привлекать родителей учащихся к участию в классных и школьных мероприятиях. | формирование чувства чести рода, семьи; осознание детьми ответственности перед своей семьей; укрепление связей семьи и школы; повышение уровня воспитанности.
| Классный руководитель
|
|
«Культура и нравственность» | 1 октября | Акция «Милосердие» День пожилых людей. Участие в концерте ко Дню пожилого человека (ДК с. Сахули) | развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости. | участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.
| Зам. директора по УВР, педагог-организатор , классные руководители |
|
«Экология и здоровый образ жизни» | 4 октября | День гражданской обороны | воспитывать гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, ветеранам и защитникам русской земли; углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; воспитывать у учащихся активную жизненную позицию. | воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.
| Зам. директора по УВР, педагог-организатор , учитель ОБЖ |
|
«Культура и нравственность» | 5 октября
| Праздник, посвященный Дню учителя «С любовью к Вам, Учителя!» | развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости. | участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.
| Педагог-организатор Классный руководитель
|
|
«Экология и здоровый образ жизни» | 14 октября
| Субботник по благоустройству территории школы | создать условия для проявления учащимися своей творческой индивидуальности; вызвать интерес к выполнению трудовых поручений; развить способности адекватно оценивать свои результаты. | раскрытие творческих способностей и талантов детей; приучение детей к труду; добросовестное отношение к выполнение поручений; самооценка своего труда; оценивание труда товарищей; овладение учащимися навыками самообслуживания | Классные руководители, завхоз |
|
«Экология и здоровый образ жизни» | 16 октября | Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» |
|
| Педагог-организатор, учитель биологии
|
|
«Экология и здоровый образ жизни» | 20 октября | Классный час: «Жизнь одна» (проф. суицидов) | готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе; инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы. | сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.
| Классный руководитель | Беседа |
«Культура и нравственность» | 27 октября
| Вечер русской народной сказки «В мире сказки» | развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости. | участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.
| Классный руководитель |
|
«Отечество»«Экология и здоровый образ жизни» | 30 октября | Классный час: «Ты и Закон» Беседа по ПДД «Дорожные знаки» | готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе; инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы. инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; | сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.
| Классный руководитель | Беседа |
«Экология и здоровый образ жизни» | 21октября
| Классный час: « Урок безопасности школьников в сети Интернет» | воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет. | повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы | Классный руководитель | Беседа |
Диагностическая работа | 20 октября | Анкетирование «Дети в сети» | актуализировать проблему безопасности детей в сети интернет; побудить родителей задуматься о собственной роли и ответственности о безопасности детей в сети интернет; поддержать положительный опыт семейного пользования интернетом. | повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы.
| Зам. директора по УВР |
|
«Отечество» | 04 ноября | Классный час: «Когда мы едины, мы непобедимы» | воспитывать гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, ветеранам и защитникам русской земли; углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; воспитывать у учащихся активную жизненную позицию. | воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.
| Классный руководитель | Беседа |
Работа с родителями | 10 ноября | Рейд по семьям в социально-опасном положении | провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье; организовать просветительскую работу среди родителей; защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении; создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей. | определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении.; анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи. | Зам. директора по УВР, классные руководители, глава администрации СП «Сахули» |
|
«Отечество» | 18 ноября | Классный час: « Мои права» | готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе; инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы. | сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.
| Классный руководитель | Беседа
|
«Отечество» | 24 ноября
| Объектовая тренировка по теме: «Эвакуация учащихся школы на случай ЧС». | готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе; инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы. | сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.
| Учитель ОБЖ |
|
«Отечество» | 25 ноября | Классный час: «Электроэнергию береги – планету сохрани». | формировать у учащихся основные знания по основам энергосбережения; воспитывать гражданина, ответственно относящегося к использованию ресурсов своей Родины; развивать творческие способности учащихся и личностный потенциал в отношении эффективного использования природных ресурсов. | повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы.
| Классный руководитель |
Беседа
|
«Отечество» | 27 ноября | Классный час: «Поговорим о толерантности. Особенный ребенок» | способствовать формированию классного коллектива; развивать классное самоуправление; способствовать формированию основ культуры общения, поведения и построения межличностных отношений; знакомить учащихся с традициями и обычаями своего народа; развивать коммуникативные навыки. | повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы; сплоченный классный коллектив
| Классный руководитель | Беседа
|
«Экология и здоровый образ жизни» | 1 декабря | Классный час: «СПИД-чума 21 века» Знаем ли мы ПДД | формирование милосердия и любви к ближнему человеку; определить пути передачи ВИЧ; обратить внимание на необходимость профилактики ВИЧ/СПИДа в условиях отсутствия лечения и вакцинации; сформировать принципы безопасного поведения; инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; | Соблюдение ЗОЖ. сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.
| Классный руководитель | Беседа |
«Культура и нравственность» | 4декабря | Классный час: «О пользе и вреде интернета» | формирование и поддержка интереса молодежи к изучению информатики и программирования, а также повышение престижности ИТ-специальностей; проверка на практике способностей учащихся к программированию, развития «математического мышления»; ознакомление учеников с перспективой развития информационных технологий в будущем и внедрением компьютеров в окружающий нас мир.
| широкий спектр умений и навыков использования средств информационных технологий для различных решений задач, создания личного представления о перспективной индустрии в ИТ и информационного пространства в целом; способность увязать свои умения в сфере программирования с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества. | Классный руководитель | Беседа |
«Экология и здоровый образ жизни» | 7 декабря | Классный час: «О вреде курения» | развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости. | участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.
| Классный руководитель | Устный журнал |
«Отечество» | 9 декабря | Классный час: "Гордимся славою героев" | расширить сведения о днях воинской славы и памятных датах России; о празднике Героев Отечества; углубить знания детей о высших наградах России, истории их учреждения и награжденных; способствовать формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества; воспитывать на примерах мужества, патриотизма. | воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.
| Классный руководитель | Беседа |
«Культура и нравственность» | с 11 декабря | Классный час: «День рождения Бабы – Яги» | развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.
| участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.
| Классный руководитель | Игра |
«Культура и нравственность» | с 18-23 декабря | Общешкольный конкурс «Лучшее новогоднее оформление класса» | создать условия для проявления учащимися своей творческой индивидуальности; вызвать интерес к выполнению трудовых поручений; развить способности адекватно оценивать свои результаты | повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы; сплоченный классный коллектив
| Зам. директора по УВР, педагог-организатор, комитет школьного самоуправления |
|
«Культура и нравственность» | 28 декабря | Театрализованное новогоднее представление «Новогодняя вечеринка от Деда Мороза». | развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости. | участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.
| Классный руководитель |
|
«Отечество» | 18 декабря | Классный час: «Доброта спасет мир». | формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека; развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие; формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках. | воспитание чувства добра, пробудить желание совершать добрые поступки. | Классный руководитель
| Беседа
|
«Отечество» | 20 декабря | Классный час: Урок мужества «День Памяти неизвестного солдата»«Улица полна неожиданностей» (проф. ДТП) | воспитывать гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, ветеранам и защитникам русской земли; углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; воспитывать у учащихся активную жизненную позицию. | воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.
| Классный руководитель | Беседа
|
«Отечество»«Экология и здоровый образ жизни» | 25 декабря | Классный час: «Главный закон государства. Что я знаю о Конституции» Беседа по ПДД в зимнее время | готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе; инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы. | сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.
| Классный руководитель | Беседа
|
Работа с родителями | 27 декабря | Родительское собрание по итогам 1-го полугодия: «Первые проблемы подросткового возраста» | организовать педагогическое просвещение родителей; сблизить интересы родителей и учителя по формированию развитой личности; изучить семейный статус класса; сотрудничать с общественными и правовыми органами в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка; привлекать родителей учащихся к участию в классных и школьных мероприятиях. | формирование чувства чести рода, семьи; осознание детьми ответственности перед своей семьей; укрепление связей семьи и школы; повышение уровня воспитанности.
| Классный руководитель |
|
Работа с родителями | 2 января | Рейд по общественным местам сел Сахули и Шаманка | профилактика безопасности и правонарушений среди учащихся; правовое воспитание подростков.
|
| Зам. директора по УВР, классные руководители |
|
«Культура и нравственность» | 7 января | Викторина «По сказочной дорожке» Рождественские посиделки у самовара «В гостях у Рождества» | способствовать выработке навыков учебного труда, целенаправленно и системно учить овладению учебными знаниями, умениями, навыками, самоконтролем и саморегуляцией; содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка; развивать у детей потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний. | повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы.
| Библиотекарь |
|
«Культура и нравственность» | 16 февраля | Классный час: «Волшебные слова» | формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека; развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие; формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках. | формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека; развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие; формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках. | Классный руководитель | Беседа |
«Экология и здоровый образ жизни» | 17 февраля | Субботник по благоустройству территории Обелиска павшим воинам | создать условия для проявления учащимися своей творческой индивидуальности; вызвать интерес к выполнению трудовых поручений; развить способности адекватно оценивать свои результаты. | раскрытие творческих способностей и талантов детей; приучение детей к труду; добросовестное отношение к выполнение поручений; самооценка своего труда; оценивание труда товарищей; овладение учащимися навыками самообслуживания | Классный руководитель |
|
«Отечество» | 23 февраля | Классный час: «Отчизны верные сыны» | воспитывать гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, ветеранам и защитникам русской земли; углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; воспитывать у учащихся активную жизненную позицию. | воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.
| Классный руководитель | Беседа
|
«Отечество» | 3 неделя | Общешкольное мероприятие «Аты-баты, шли солдаты» | развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости. | участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.
| Педагог-организатор, учитель ОБЖ |
|
«Отечество» | 4 февраля | Классный час: «Азбука безопасности» | готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе; инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы. | сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.
| Классный руководитель | Беседа |
Диагностическая работа | 11 февраля
| Анкетирование «Сквернословие в моей жизни. Ненормативная лексика» беседа по профилактике ДТП | способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в жизни каждого человека; расширять знания о здоровом образе жизни; воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья; формировать убеждение, что занятие спортом - дорога к достижению успеха во всех сферах жизни. | улучшение качественных показателей здоровья детей; система работы по формированию ЗОЖ; посещение спортивных секций; соблюдение режима дня.; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД. | Классный руководитель
| Тестирование, беседа. |
Работа с родителями | 22 февраля | Рейд с посещением семей на дому | провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье; организовать просветительскую работу среди родителей; защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении; создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей. | определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении.; анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи. | Зам директора по УВР, классные руководители, глава администрации СП «Сахули» |
|
«Культура и нравственность» | 2 неделя | Общешкольное мероприятие «Самый Белый месяц» (конкурс стенгазет, художественных номеров, конкурс блюд бурятской кухни) | знакомство с традициями празднования Нового года по Лунному календарю- Сагаалгана. | повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы.
| Зам. директора по УВР, педагог-организатор, классные руководители |
|
«Культура и нравственность» | 26 марта | Классный час: «Моя любимая книга» | приобщение воспитанников к чтению; знакомство с историей праздника, с историей создания книги, а также с писателями и книгами-юбилярами. | повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы.
| Классный руководитель | Беседа |
«Культура и нравственность» | 28 марта | "История жизни великого человека", литературный вечер, посвященный 150 летию со дня рождения Максима Горького
| познакомить воспитанников с жизнью и творчеством писателя; помочь учащимся глубже познать внутренний мир писателя – гуманиста, привлечь к обсуждению идей великого писателя. |
| Учитель русского языка и литературы |
|
«Культура и нравственность» | 7 марта | Классный час: «Мама, моя милая мама» | развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости. | участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.
| Классный руководитель
| Игра |
«Отечество» | 18 марта | Классный час: «Воссоединение Крыма с Россией» | способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая Родина»; способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой Родине; развивать у детей речь, творческие способности, желание больше узнавать о своем крае. | воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.
| Классный руководитель | Беседа |
«Отечество» | В течение месяца | Оказание шефской помощи ветеранам войны, труженикам тыла, «детям войны» | воспитывать гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, ветеранам и защитникам русской земли; углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; воспитывать у учащихся активную жизненную позицию. | воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.
| Классный руководитель |
|
«Экология и здоровый образ жизни» | 14 марта | Классный час: «Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом». «Осторожно гололед» (проф. ДТП) | способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в жизни каждого человека; расширять знания о здоровом образе жизни; воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья; формировать убеждение, что занятие спортом - дорога к достижению успеха во всех сферах жизни. | улучшение качественных показателей здоровья детей; система работы по формированию ЗОЖ; посещение спортивных секций; соблюдение режима дня. | Классный руководитель | Беседа |
Работа с родителями
| 7апреля | Родительское собрание: «Роль домашнего задания в самообразовании школьника» | организовать педагогическое просвещение родителей; сблизить интересы родителей и учителя по формированию развитой личности; изучить семейный статус класса; сотрудничать с общественными и правовыми органами в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка; привлекать родителей учащихся к участию в классных и школьных мероприятиях. | формирование чувства чести рода, семьи; осознание детьми ответственности перед своей семьей; укрепление связей семьи и школы; повышение уровня воспитанности.
| Классный руководитель |
|
«Отечество» | 18 апреля | Акция «Георгиевская ленточка» | воспитывать гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, ветеранам и защитникам русской земли; углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; воспитывать у учащихся активную жизненную позицию. | воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.
| Классный руководитель |
|
«Отечество» | 22 апреля | Гагаринский урок «Космос – это мы» | создать условия для обогащения знаний учащихся об истории празднования Дня космонавтики, привития чувства гордости и уважения к российской космонавтике. | повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы.
| Классный руководитель | Беседа |
«Отечество» | В течение месяца | Оказание шефской помощи ветеранам войны, труженикам тыла, «детям войны» | воспитывать гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, ветеранам и защитникам русской земли; углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; воспитывать у учащихся активную жизненную позицию. | воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.
| Классный руководитель |
|
Работа с родителями
| 26 апреля | Общешкольное родительское мероприятие «День открытых дверей» | организовать педагогическое просвещение родителей; сблизить интересы родителей и учителя по формированию развитой личности; изучить семейный статус класса; сотрудничать с общественными и правовыми органами в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка; привлекать родителей учащихся к участию в классных и школьных мероприятиях. | формирование чувства чести рода, семьи; осознание детьми ответственности перед своей семьей; укрепление связей семьи и школы; повышение уровня воспитанности.
| Администрация школы, классные руководители |
|
«Экология и здоровый образ жизни» | 30 апреля | Классный час: «Правила пожарной безопасности» | готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе; инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы. | сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.
| Классный руководитель |
|
«Экология и здоровый образ жизни» | В течение месяца | Экологическая акция «Зеленая Россия» - субботник по благоустройству территории школы, Обелиска павшим воинам | создать условия для проявления учащимися своей творческой индивидуальности; вызвать интерес к выполнению трудовых поручений; развить способности адекватно оценивать свои результаты. | раскрытие творческих способностей и талантов детей; приучение детей к труду; добросовестное отношение к выполнение поручений; самооценка своего труда; оценивание труда товарищей; овладение учащимися навыками самообслуживания. | Зам. директора по УВР, педагог-организатор, классные руководители
|
|
«Отечество» | 9 мая | Вахта Памяти. Праздничный концерт, посвященный Дню Победы | воспитывать гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, ветеранам и защитникам русской земли; углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; воспитывать у учащихся активную жизненную позицию. | воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.
| Зам. директора по УВР, педагог-организатор, учитель ОБЖ, классные руководители |
|
«Культура и нравственность» | 25 мая
| Праздник «Последний звонок» Классный час: «Знайте азбуку движенья, как таблицу умноженья» (ПДД) | развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости. | участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД | Классный руководитель | Беседа |
Работа с родителями
| 26 мая | Родительское собрание по итогам учебного года: «Компьютер в жизни школьника» | организовать педагогическое просвещение родителей; сблизить интересы родителей и учителя по формированию развитой личности; изучить семейный статус класса; сотрудничать с общественными и правовыми органами в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка; привлекать родителей учащихся к участию в классных и школьных мероприятиях. | формирование чувства чести рода, семьи; осознание детьми ответственности перед своей семьей; укрепление связей семьи и школы; повышение уровня воспитанности.
| Классный руководитель |
|
«Культура и нравственность» | 30мая
| Классный час: «Здравствуй. Лето!»Безопасность в каникулы» | сотрудничать с общественными и правовыми органами в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка; привлекать родителей учащихся к участию в классных и школьных мероприятиях. | сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД. готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе; инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы. | Классный руководитель | Беседа |
6. Совместная деятельность школы с общественными организациями, системой дополнительного образования по социализации, иными социальными субъектами
Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов.
Организационно-административный этап (ведущий субъект - администрация школы) включает:
• создание среды школы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;
• формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;
• развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся;
• адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации;
• координацию деятельности агентов социализации обучающихся - сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач социализации;
• создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп;
• создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума;
• поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности.
Организационно-педагогический этап (ведущий субъект - педагогический коллектив школы) включает:
• обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся;
• обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;
• создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;
• создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;
• обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации социальной деятельности;
• определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений;
• использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося;
• использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции;
• стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).
Этап социализации обучающихся включает:
• формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеурочной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;
• усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;
• формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;
• достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;
• умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
• поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);
• активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;
• регулярное переосмысление внешних взаимодействий и взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений, в том числе с использованием дневников самонаблюдения и электронных дневников в Интернет;
• осознание мотивов своей социальной деятельности;
• развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;
• владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
Миссия школы в контексте социальной деятельности — дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.
Основные формы взаимодействия школы и семьи:
посещение семей;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
изучение семейных традиций;
организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
оформление информационных стендов;
тематические общешкольное родительское собрание;
участие родителей в работе управляющего совета школы, попечительского совета;
организация субботников по благоустройству территории;
организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев:
День Учителя;
День матери;
сельский праздник – «Масленица»;
индивидуальные консультации (психологическая, педагогическая помощь);
организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
распространение буклетов для родителей по вопросам совместного воспитания;
совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья» и т.д.
7. Основные формы организации педагогической поддержки
социализации обучающихся
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.
Ролевые игры. Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Игроки могут достаточно свободно импровизировать в рамках правил и выбранных персонажей, определяя направление и исход игры. По сути, сам процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущем.
Для организации и проведения ролевых игр различных видов могут быть привлечены родители, представители различных профессий, социальных групп, общественных организаций и другие значимые взрослые.
Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности. Познавательная деятельность обучающихся, организуемая в рамках системно-деятельностного подхода, предполагает в качестве основных форм учебного сотрудничества сотрудничество со сверстниками и с учителем. Социальный эффект такого сотрудничества рассматривается как последовательное движение обучающегося от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей. Методы педагогической поддержки социальной деятельности в рамках познавательной деятельности направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материала.
Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами общественной деятельности. Социальные инициативы в сфере общественного самоуправления позволяют формировать у обучающихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. Социально значимая общественная деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Направленность таких социальных инициатив определяет самосознание подростка как гражданина и участника общественных процессов.
Спектр социальных функций обучающихся в рамках системы школьного самоуправления очень широк. В рамках этого вида деятельности обучающиеся должны иметь возможность:
• участвовать в принятии решений Управляющего совета школы;
• решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе;
• контролировать выполнение обучающимися основных прав и обязанностей;
• защищать права обучающихся на всех уровнях управления школой.
Деятельность общественных организаций (актив класса) и органов ученического самоуправления в школе создаёт условия для реализации обучающимися собственных социальных инициатив, а также:
• придания общественного характера системе управления образовательным процессом;
• создания общешкольного уклада, комфортного для учеников и педагогов, способствующего активной общественной жизни школы.
Важным условием педагогической поддержки социализации обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики. Организация и проведение таких практик могут осуществляться педагогами совместно с родителями обучающихся, квалифицированными представителями общественных и традиционных религиозных организаций, учреждений культуры. В школе традиционно проводятся: посвящение в старшеклассники, день дублера, конкурс «Эрудит», субботники, генеральные уборки классов, общешкольные походы, акция «Вахта памяти», акция «Аллея Славы», ежегодно проходит месячник военно-патриотической работы. Школа совместно с районным Центром занятости проводит занятия по профориентации учащихся старших классов.
Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами трудовой деятельности. Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель - превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность. По мере социокультурного развития обучающихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста.
При этом сам характер труда обучающегося должен отражать тенденции индивидуализации форм трудовой деятельности, использование коммуникаций, ориентацию на общественную значимость труда и востребованность его результатов. Уникальность, авторский характер, деятельность для других должны стать основными признаками различных форм трудовой деятельности как формы социализации личности. Добровольность и безвозмездность труда, элементы волонтёрства позволяют соблюсти баланс между конкурентно-ориентированной моделью социализации будущего выпускника и его социальными императивами гражданина.
Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности обучающихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, ручной труд, занятия в учебных мастерских, общественно-полезная работа, профессионально ориентированная производственная деятельность и др.) может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся.
8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей.
МОДУЛЬ 1 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
• способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;
• умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;
• знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.
МОДУЛЬ 2 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
• представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;
• представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;
• потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;
• умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.
Для реализации этого модуля необходима интеграция с курсом физической культуры.
МОДУЛЬ 3 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
• навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей;
• навыки работы в условиях стрессовых ситуаций;
• владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения;
• навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;
• представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний;
• навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;
• навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.
В результате реализации данного модуля обучающиеся должны иметь чёткие представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.
МОДУЛЬ 4 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
• представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;
• знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
• интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.
В результате реализации данного модуля обучающиеся должны быть способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке).
МОДУЛЬ 5 — комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:
• развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
• формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
• формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;
• включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности;
• ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;
• развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.
МОДУЛЬ 6 — комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного коммуникативного общения:
• развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях;
• развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов;
• формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.
9. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся
Экологическая здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
• соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников образования;
• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
• организация качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;
• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
• наличие помещений для медицинского персонала;
• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (учителя физической культуры, психолог, медицинский работник);
• наличие пришкольной площадки, кабинета для экологического образования.
Ответственность за реализацию этого блока и контроль возлагаются на администрацию школы.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся направлена на повышение эффективности учебного процесса, предупреждение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха обучающихся и включает:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения;
• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
• обучение обучающихся вариантам рациональных способов и приёмов работы с учебной информацией и организации учебного труда;
• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
• индивидуализацию обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работу по индивидуальным программам основного общего образования;
• рациональную и соответствующую требованиям организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе.
Эффективность реализации этого блока зависит от администрации школы и деятельности каждого педагога.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
• рациональную и соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
• организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
• организацию работы спортивных секций, туристических, экологических кружков, слётов, лагерей и создание условий для их эффективного функционирования;
• регулярное проведение спортивно-оздоровительных, туристических мероприятий (День Здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителя физической культуры, а также всех педагогов.
Реализация модульных образовательных программ предусматривает:
• внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование экологической грамотности, экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
• проведение дней экологической культуры и здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
• создание комиссии по экологической культуре и здоровью в Управляющем совете школы, включающего представителей администрации, обучающихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Формирование экологической грамотности, экологической культуры, здорового образа жизни обучающихся».
Программа предусматривают разные формы организации занятий:
— интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
— проведение часов здоровья и экологической безопасности;
— факультативные занятия;
— проведение классных часов;
— занятия в кружках;
— проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
— организацию дней экологической культуры и здоровья.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей, и т. п., экологическое просвещение родителей;
• содействие в приобретении для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, флагу и гербу Республики Бурятии, законам Российской Федерации, русскому языку и языкам других народов, народным традициям, старшему поколению;
• знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;
• системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
• понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
• уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
• знание национальных героев и важнейших событий истории России;
• знание государственных праздников, их истории и значения для общества.
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
• позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
• умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
• первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
• сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество районного поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
• знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
• умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
• умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
• умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;
• ценностное отношение к мужскому или женскому полу, знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
• ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
• чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;
• умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;
• понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
• готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;
• готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
• потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
• умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;
• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;
• понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие.
• понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
• начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
• знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
• знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
• знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;
• знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
• знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
• умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
• умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
• умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;
• умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;
• знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
• формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
• отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;
• умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
• умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
• проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
• формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
• овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
• опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
• понимание нравственных основ образования;
• начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
• умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;
• самоопределение в области своих познавательных интересов;
• умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;
• начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
• понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
• знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
• начальный опыт участия в общественно значимых делах;
• навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
• знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
• сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;
• общие представления о трудовом законодательстве.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):
• ценностное отношение к прекрасному;
• понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
• способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
• опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• представление об искусстве народов России;
• опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
• интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
• опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся:
— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;
— принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
— принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;
— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.
В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.
Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности (разработанная школой Программа).
В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа:
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.
Для изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и эффективности реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) - увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности, формальное отношение со стороны преподавателей и неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении могут стать причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.