СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План воспитательной работы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

План воспитательной работы на 2018-2019 учебный год. В плане:темы ,количество часов,сроки реализации.

Просмотр содержимого документа
«План воспитательной работы»


Работа по приоритетным направлениям воспитательной работы школы

Цель: 

Целью воспитательной работы школы в 2017 - 2018 учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Задачи воспитательной работы:

Продолжить создавать условий для успешного перехода на ФГОС второго поколения;

Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах;

Приобщение школьников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям;

Продолжить работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, привитие им навыков здорового образа жизни, на профилактику правонарушений, преступлений несовершеннолетними;

Создать условия для выстраивания системы воспитания в школе на основе гуманизации и личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников.

Продолжить работу по поддержке социальной инициативы, творчества, самостоятельности у школьников через развитие детских общественных движений и органов ученического самоуправления.

Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе.

Развитие коммуникативных умений педагогов, работать в системе «учитель – ученик - родитель».

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРЕДПОЛАГАЕТ:

• Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;

• Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;

• Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;

• Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;

• Развитие различных форм ученического самоуправления;

• Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;

• Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи;

Образ выпускника основной школы:

1. Нравственный потенциал: социальная взрослость, ответственность за свои действия, осознание собственной индивидуальности, потребность в общественном признании, необходимый уровень воспитанности.

2. Интеллектуальный потенциал: достаточный уровень базовых знаний, норм социального поведения и межличностного общения.

3. Коммуникативный потенциал: эмпатия, коммуникативность, толерантность, умения саморегуляции.

4. Художественно - эстетический потенциал: самосознание и адекватная самооценка, способность рассуждать и критически оценивать произведения литературы и искусства.

5. Физический потенциал: самоопределение в способах достижения здоровья, самоорганизация на уровне здорового образа жизни.

Основные направления воспитательной работы школы:

«Культура и нравственность»

«Отечество»

«Экология и здоровый образ жизни»

Методическая работа

Диагностическая работа

Работа с родителями







Направления воспитательной работы

Срок проведения

Образовательное событие

Цель, задачи

Планируемые результаты

Ответственные

Форма проведения

«Культура и нравственность»

«Отечество»

1 сентября



«Здравствуй школа!» - торжественная линейка, посвященная Дню Знаний. Классный час «Урок России»» Закон о комендантском часе

дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, формировать умения ориентироваться в современном мире профессий. стимулировать творческую активность; предпринимать меры по профилактике правонарушений в подростковой среде.

Учащиеся могли ориентироваться в современном мире профессий. сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.


Классный руководитель

Актив класса

Беседа

«Отечество»

4

сентября

«Мир без терроризма»


воспитывать чувство патриотизма, толерантности;


воспитывать чувство патриотизма, толерантности.

Зам. директора по УВР

Беседа

«Экология и здоровый образ жизни»

8 сентября

Трудовой десант по уборке урожая на пришкольном участке.

способствовать развитию трудового, эстетического, экологического, физического и нравственного воспитания; развивать практические навыки и умения ухода за культурными растениями; дать всем учащимся элементарные умения и навыки в области сельского хозяйства; прививать учащимся любовь и интерес к сельскому хозяйству; снабдить школьную столовую овощами.

укрепление здоровья детей; формирование первоначальных трудовых навыков; благоустройство школьной территории; развитие у школьников интереса к многообразию растительного мира; укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.

Классный

руководитель


«Культура и нравственность»

9 сентября

Выборы актива класса

составить вместе с учащимися портрет лидера класса, выяснить , какими чертами характера он должен обладать;

обучение эффективному поведению детей для достижения согласия при решении групповой задачи;

сплочение членов группы;

развитие гражданско- правовой культуры учащихся с целью воспитания ответственности за свой выбор.

активная жизненная позиция учащихся класса; готовность и желание учащихся работать в коллективе; усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности.


Классный руководитель



Работа с родителями

13

сентября

Рейд по семьям в социально-опасном положении

провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье; организовать просветительскую работу среди родителей; защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении; создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении.; анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.

Зам. директора по УВР, классный руководитель, глава администрации СП «Сахули»


«Культура и нравственность»

20 сентября

Классный час: «Счастье-состояние души..»

готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе; инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;

повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы.

воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.


Классный час

Беседа

«Экология и здоровый образ жизни»

22

сентября

Туристический слет «Осенняя тропа»

развитие и широкая пропаганда массового школьного туризма, здорового образа жизни; практическое приобретение туристских умений и навыков; выявление сильнейших команд.

повышение уровня мотивации к ЗОЖ, занятиям физкультурой, спортом

Учитель физкультуры и ОБЖ Классный руководитель



«Отечество»

27 сентября

Объектовая тренировка по теме: « Эвакуация учащихся школы на случай ЧС».

готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе;

инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы.

сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях.

Учитель ОБЖ

 


«Культура и нравственность»

29 сентября

«Дети, лишенные детства»

воспитывать чувство патриотизма, толерантности;

.

воспитывать чувство патриотизма, толерантности;


Классный руководитель


«Экология и здоровый образ жизни»

26 – 30 сентября

Неделя безопасности

готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе; инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;

повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы.

сформировать жизненную позицию ребёнка,

использовать знания в экстремальных ситуациях.

Соблюдение ПДД.


Учитель физкультуры и ОБЖ


Методическая работа

В течение месяца


Составление социального

паспорта класса

осуществление и защита прав ребёнка; жизнеобеспечение ребёнка; социологические исследования в окружающем социуме; изучение и корректировка межличностных отношений; изучение состояния и корректировка психического развития ребёнка; представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах; координация в образовательном учреждении социально-значимой деятельности; проведение социально-культурных мероприятий

Социализация учащихся: гражданское самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности.

классный

руководитель


Работа с родителями

30октября

Родительское

собрание: «Как научить школьника планировать свои действия, прогнозируя их последствия. Как повысить качество обученности»

организовать педагогическое просвещение родителей; сблизить интересы родителей и учителя по формированию развитой личности; изучить семейный статус класса; сотрудничать с общественными и правовыми органами в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка; привлекать родителей учащихся к участию в классных и школьных мероприятиях.

формирование чувства чести рода, семьи; осознание детьми ответственности перед своей семьей; укрепление связей семьи и школы; повышение уровня воспитанности.


Классный руководитель

 


«Культура и нравственность»

1 октября

Акция «Милосердие» День пожилых людей. Участие в концерте ко Дню пожилого человека (ДК с. Сахули)

развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.

участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.


Зам. директора по УВР, педагог-организатор

, классные руководители


«Экология и здоровый образ жизни»

4 октября

День гражданской обороны

воспитывать гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, ветеранам и защитникам русской земли; углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.


Зам. директора по УВР, педагог-организатор

, учитель ОБЖ


«Культура и нравственность»

5 октября


Праздник, посвященный Дню

учителя «С любовью к Вам, Учителя!»

развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.

участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.


Педагог-организатор

Классный руководитель

 


«Экология и здоровый образ жизни»

14 октября


Субботник по благоустройству территории школы

создать условия для проявления учащимися своей творческой индивидуальности; вызвать интерес к выполнению трудовых поручений; развить способности адекватно оценивать свои результаты.

раскрытие творческих способностей и талантов детей; приучение детей к труду; добросовестное отношение к выполнение поручений; самооценка своего труда; оценивание труда товарищей; овладение учащимися навыками самообслуживания

Классные руководители, завхоз


«Экология и здоровый образ жизни»

16 октября

Всероссийский урок «Экология и энергосбережение»



Педагог-организатор, учитель биологии



«Экология и здоровый образ жизни»

20 октября

Классный час: «Жизнь одна» (проф. суицидов)

готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе;

инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы.

сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.


Классный руководитель

Беседа

«Культура и нравственность»

27

октября


Вечер русской народной сказки «В мире сказки»

развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.

участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.


Классный руководитель


«Отечество»«Экология и здоровый образ жизни»

30 октября

Классный час: «Ты и Закон» Беседа по ПДД «Дорожные знаки»

готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе;

инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы. инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;

сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.


Классный руководитель

Беседа

«Экология и здоровый образ жизни»

21октября


Классный час: « Урок безопасности школьников в сети Интернет»

воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.

повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы

Классный руководитель

Беседа

Диагностическая работа

20

октября

Анкетирование «Дети в сети»

актуализировать проблему безопасности  детей в сети интернет; побудить родителей задуматься о собственной роли и ответственности о безопасности  детей в сети  интернет; поддержать положительный опыт семейного пользования интернетом.

повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы.


Зам. директора по УВР


«Отечество»

04 ноября

Классный час: «Когда мы едины, мы непобедимы»

воспитывать гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, ветеранам и защитникам русской земли; углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.


Классный

руководитель

Беседа

Работа с родителями

10 ноября

Рейд по семьям в социально-опасном положении

провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье; организовать просветительскую работу среди родителей; защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении; создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении.; анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.

Зам. директора по УВР, классные руководители, глава администрации СП «Сахули»


«Отечество»

18 ноября

Классный час: « Мои права»

готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе;

инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы.

сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.


Классный руководитель

Беседа


«Отечество»

24 ноября


Объектовая тренировка по теме:

«Эвакуация учащихся школы на случай ЧС».

готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе;

инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы.

сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.


Учитель ОБЖ


«Отечество»

25 ноября

Классный час: «Электроэнергию береги – планету сохрани».

формировать у учащихся основные знания по основам энергосбережения; воспитывать гражданина, ответственно относящегося к использованию ресурсов своей Родины; развивать творческие способности учащихся и личностный потенциал в отношении эффективного использования природных ресурсов.

повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы.


Классный руководитель


Беседа


«Отечество»

27 ноября

Классный час: «Поговорим о толерантности. Особенный ребенок»

способствовать формированию классного коллектива; развивать классное самоуправление; способствовать формированию основ культуры общения, поведения и построения межличностных отношений; знакомить учащихся с традициями и обычаями своего народа; развивать коммуникативные навыки.

повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы; сплоченный классный коллектив


Классный

руководитель

Беседа


«Экология и здоровый образ жизни»

1 декабря

Классный час: «СПИД-чума 21 века» Знаем ли мы ПДД

формирование милосердия и любви к ближнему человеку; определить пути передачи ВИЧ; обратить внимание на необходимость профилактики ВИЧ/СПИДа в условиях отсутствия лечения и вакцинации; сформировать принципы безопасного поведения; инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;

Соблюдение ЗОЖ. сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.

Классный руководитель

Беседа

«Культура и нравственность»

4декабря

Классный час: «О пользе и вреде интернета»

формирование и поддержка интереса молодежи к изучению информатики и программирования, а также повышение престижности ИТ-специальностей; проверка на практике способностей учащихся к программированию, развития «математического мышления»; ознакомление учеников с перспективой развития информационных технологий в будущем и внедрением компьютеров в окружающий нас мир.


широкий спектр умений и навыков использования средств информационных технологий для различных решений задач, создания личного представления о перспективной индустрии в ИТ и информационного пространства в целом; способность увязать свои умения в сфере программирования с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.

Классный руководитель

Беседа

«Экология и здоровый образ жизни»

7 декабря

Классный час: «О вреде курения»

развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.

участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.


Классный руководитель

Устный журнал

«Отечество»

9 декабря

Классный час: "Гордимся славою героев"

расширить сведения о днях воинской славы и памятных датах России; о празднике Героев Отечества; углубить знания детей о высших наградах России, истории их учреждения и награжденных; способствовать формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества;

воспитывать на примерах мужества, патриотизма.

воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.


Классный руководитель

Беседа

«Культура и нравственность»

с 11 декабря

Классный час: «День рождения Бабы – Яги»

развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.


участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.


Классный руководитель

Игра

«Культура и нравственность»

с 18-23 декабря

Общешкольный конкурс «Лучшее новогоднее оформление класса»

создать условия для проявления учащимися своей творческой индивидуальности; вызвать интерес к выполнению трудовых поручений; развить способности адекватно оценивать свои результаты

повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы; сплоченный классный коллектив


Зам. директора по УВР, педагог-организатор, комитет школьного самоуправления


«Культура и нравственность»

28 декабря

Театрализованное новогоднее представление «Новогодняя вечеринка от Деда Мороза».

развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.

участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.


Классный руководитель


«Отечество»

18 декабря

Классный час: «Доброта спасет мир».

формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека; развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие; формировать знания о том,  кто нуждается в добрых поступках.

воспитание чувства добра, пробудить желание совершать добрые поступки.

Классный руководитель


Беседа


«Отечество»

20 декабря

Классный час: Урок мужества «День Памяти неизвестного солдата»«Улица полна неожиданностей» (проф. ДТП)

воспитывать гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, ветеранам и защитникам русской земли; углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.



 Классный

руководитель

Беседа


«Отечество»«Экология и здоровый образ жизни»

25 декабря

Классный час: «Главный закон государства. Что я знаю о Конституции» Беседа по ПДД в зимнее время

готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе;

инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы.

сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.


 Классный

руководитель

Беседа


Работа с родителями

27 декабря

Родительское собрание по итогам 1-го полугодия: «Первые проблемы подросткового возраста»

организовать педагогическое просвещение родителей; сблизить интересы родителей и учителя по формированию развитой личности; изучить семейный статус класса; сотрудничать с общественными и правовыми органами в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка; привлекать родителей учащихся к участию в классных и школьных мероприятиях.

формирование чувства чести рода, семьи; осознание детьми ответственности перед своей семьей; укрепление связей семьи и школы; повышение уровня воспитанности.


 Классный

руководитель


Работа с родителями

2 января

Рейд по общественным местам сел Сахули и Шаманка

профилактика безопасности и правонарушений среди учащихся; правовое воспитание подростков.



Зам. директора по УВР, классные руководители


«Культура и нравственность»

7 января

Викторина «По сказочной дорожке»

Рождественские посиделки у самовара «В гостях у Рождества»

способствовать выработке навыков учебного труда, целенаправленно и системно учить овладению учебными знаниями, умениями, навыками, самоконтролем и саморегуляцией; содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка; развивать у детей потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.

повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы.


Библиотекарь


«Культура и нравственность»

16 февраля

Классный час: «Волшебные слова»

формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека; развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие; формировать знания о том,  кто нуждается в добрых поступках.

формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека; развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие; формировать знания о том,  кто нуждается в добрых поступках.

Классный руководитель

Беседа

«Экология и здоровый образ жизни»

17 февраля

Субботник по благоустройству территории Обелиска павшим воинам

создать условия для проявления учащимися своей творческой индивидуальности; вызвать интерес к выполнению трудовых поручений; развить способности адекватно оценивать свои результаты.

раскрытие творческих способностей и талантов детей; приучение детей к труду; добросовестное отношение к выполнение поручений; самооценка своего труда; оценивание труда товарищей; овладение учащимися навыками самообслуживания

Классный руководитель


«Отечество»

23 февраля

Классный час: «Отчизны верные сыны»

воспитывать гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, ветеранам и защитникам русской земли; углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.


Классный руководитель

Беседа


«Отечество»

3 неделя

Общешкольное мероприятие «Аты-баты, шли солдаты»

развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.

участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.


Педагог-организатор, учитель ОБЖ


«Отечество»

4 февраля

Классный час: «Азбука безопасности»

готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе;

инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы.

сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.


Классный руководитель

Беседа

Диагностическая работа

11 февраля


Анкетирование «Сквернословие в моей жизни. Ненормативная лексика» беседа по профилактике ДТП

способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в жизни каждого человека; расширять знания о здоровом образе жизни; воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья; формировать убеждение, что занятие спортом - дорога к достижению успеха во всех сферах жизни.

улучшение качественных показателей здоровья детей; система работы по формированию ЗОЖ; посещение спортивных секций; соблюдение режима дня.; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.

Классный руководитель


Тестирование, беседа.

Работа с родителями

22 февраля

Рейд с посещением семей на дому

провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье; организовать просветительскую работу среди родителей; защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении; создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении.; анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.

Зам директора по УВР, классные руководители, глава администрации СП «Сахули»


«Культура и нравственность»

2 неделя

Общешкольное мероприятие «Самый Белый месяц» (конкурс стенгазет, художественных номеров, конкурс блюд бурятской кухни)

знакомство с традициями празднования Нового года по Лунному календарю- Сагаалгана.

повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы.


Зам. директора по УВР, педагог-организатор, классные руководители


«Культура и нравственность»

26

марта

Классный час: «Моя любимая книга»

приобщение воспитанников к чтению; знакомство с историей праздника, с историей создания книги, а также с писателями и книгами-юбилярами.

повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы.


Классный руководитель

Беседа

«Культура и нравственность»

28

марта

"История жизни великого человека", литературный вечер, посвященный 150 летию со дня рождения Максима Горького


познакомить воспитанников с жизнью и творчеством писателя; помочь учащимся глубже познать внутренний мир писателя – гуманиста, привлечь к обсуждению идей великого писателя.


Учитель русского языка и литературы


«Культура и нравственность»

7 марта

Классный час: «Мама, моя милая мама»

развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.

участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.


Классный

руководитель

 

Игра

«Отечество»

18 марта

Классный час: «Воссоединение Крыма с  Россией»

способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая Родина»; способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой Родине; развивать у детей речь, творческие способности, желание больше узнавать о своем крае.

воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории  родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.


Классный руководитель

Беседа

«Отечество»

В течение месяца

Оказание шефской помощи ветеранам войны, труженикам тыла, «детям войны»

воспитывать гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, ветеранам и защитникам русской земли; углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.


Классный руководитель


«Экология и здоровый образ жизни»

14 марта

Классный час: «Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом». «Осторожно гололед» (проф. ДТП)

способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в жизни каждого человека; расширять знания о здоровом образе жизни; воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья; формировать убеждение, что занятие спортом - дорога к достижению успеха во всех сферах жизни.

улучшение качественных показателей здоровья детей; система работы по формированию ЗОЖ; посещение спортивных секций; соблюдение режима дня.

Классный руководитель

Беседа

Работа с родителями

 

7апреля

Родительское собрание: «Роль домашнего задания в самообразовании школьника»

организовать педагогическое просвещение родителей; сблизить интересы родителей и учителя по формированию развитой личности; изучить семейный статус класса; сотрудничать с общественными и правовыми органами в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка; привлекать родителей учащихся к участию в классных и школьных мероприятиях.

формирование чувства чести рода, семьи; осознание детьми ответственности перед своей семьей; укрепление связей семьи и школы; повышение уровня воспитанности.



Классный руководитель


«Отечество»

18 апреля

Акция «Георгиевская ленточка»

воспитывать гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, ветеранам и защитникам русской земли; углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.


Классный руководитель


«Отечество»

22 апреля

Гагаринский урок «Космос – это мы»

создать условия для обогащения знаний учащихся об истории празднования Дня космонавтики, привития чувства гордости и уважения к российской космонавтике.

повышение культуры поведения; активное участие детей в жизни класса, школы.


Классный руководитель

Беседа

«Отечество»

В течение месяца

Оказание шефской помощи ветеранам войны, труженикам тыла, «детям войны»

воспитывать гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, ветеранам и защитникам русской земли; углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.


Классный руководитель


Работа с родителями

 

26 апреля

Общешкольное

родительское мероприятие «День открытых дверей»

организовать педагогическое просвещение родителей; сблизить интересы родителей и учителя по формированию развитой личности; изучить семейный статус класса; сотрудничать с общественными и правовыми органами в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка; привлекать родителей учащихся к участию в классных и школьных мероприятиях.

формирование чувства чести рода, семьи; осознание детьми ответственности перед своей семьей; укрепление связей семьи и школы; повышение уровня воспитанности.


Администрация школы, классные руководители


«Экология и здоровый образ жизни»

30 апреля

Классный час: «Правила пожарной безопасности»

готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе;

инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы.

сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД.


Классный руководитель


«Экология и здоровый образ жизни»

В течение месяца

Экологическая акция «Зеленая Россия» - субботник по благоустройству территории школы, Обелиска павшим воинам

создать условия для проявления учащимися своей творческой индивидуальности; вызвать интерес к выполнению трудовых поручений; развить способности адекватно оценивать свои результаты.

раскрытие творческих способностей и талантов детей; приучение детей к труду; добросовестное отношение к выполнение поручений; самооценка своего труда; оценивание труда товарищей; овладение учащимися навыками самообслуживания.

Зам. директора по УВР, педагог-организатор, классные руководители

 

 


«Отечество»

9 мая

Вахта Памяти. Праздничный концерт, посвященный Дню Победы

воспитывать гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, ветеранам и защитникам русской земли; углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

воспитание чувства любви к Родине; проявление интереса к истории родного края; сформированное чувство патриотизма; повышение уровня воспитанности.


Зам. директора по УВР, педагог-организатор, учитель ОБЖ, классные руководители


«Культура и нравственность»

25 мая


Праздник «Последний звонок» Классный час: «Знайте азбуку движенья, как таблицу умноженья» (ПДД)

развивать интерес учеников к внеклассной деятельности; прививать навыки активного и полезного отдыха; способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.

участие во внеклассной деятельности школы; умение чередовать труд и отдых; проявление инициативы при проведении мероприятий.; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД

Классный руководитель

Беседа

Работа с родителями

 

26 мая

Родительское собрание  по итогам учебного года: «Компьютер в жизни школьника»

организовать педагогическое просвещение родителей; сблизить интересы родителей и учителя по формированию развитой личности; изучить семейный статус класса; сотрудничать с общественными и правовыми органами в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка; привлекать родителей учащихся к участию в классных и школьных мероприятиях.

формирование чувства чести рода, семьи; осознание детьми ответственности перед своей семьей; укрепление связей семьи и школы; повышение уровня воспитанности.



Классный

руководитель


«Культура и нравственность»

30мая


Классный час: «Здравствуй. Лето!»Безопасность в каникулы»

сотрудничать с общественными и правовыми органами в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка; привлекать родителей учащихся к участию в классных и школьных мероприятиях.

сформировать жизненную позицию ребёнка; использовать знания в экстремальных ситуациях; соблюдение ПДД. готовить детей к личной жизни, к жизни в обществе;

инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; повышать самосознания учащихся через разнообразные формы работы.

Классный

руководитель

Беседа

 



6. Совместная деятельность школы с общественными организациями, системой дополнительного образования по социализации, иными социальными субъектами

Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов.

Организационно-административный этап (ведущий субъект - администрация школы) включает:

• создание среды школы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;

• формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;

• развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся;

• адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации;

• координацию деятельности агентов социализации обучающихся - сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач социализации;

• создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп;

• создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума;

• поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности.

Организационно-педагогический этап (ведущий субъект - педагогический коллектив школы) включает:

• обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся;

• обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;

• создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;

• создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;

• обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации социальной деятельности;

• определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений;

• использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося;

• использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции;

• стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).

Этап социализации обучающихся включает:

• формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеурочной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;

• усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;

• формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;

• достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;

• умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;

• поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);

• активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;

• регулярное переосмысление внешних взаимодействий и взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений, в том числе с использованием дневников самонаблюдения и электронных дневников в Интернет;

• осознание мотивов своей социальной деятельности;

• развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;

• владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

Миссия школы в контексте социальной деятельности — дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.

Основные формы взаимодействия школы и семьи:

  • посещение семей;

  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

  • изучение семейных традиций;

  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

  • оформление информационных стендов;

  • тематические общешкольное родительское собрание;

  • участие родителей в работе управляющего совета школы, попечительского совета;

  • организация субботников по благоустройству территории;

  • организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев:

  • День Учителя;

  • День матери;

  • сельский праздник – «Масленица»;

  • индивидуальные консультации (психологическая, педагогическая помощь);

  • организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

  • укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;

  • распространение буклетов для родителей по вопросам совместного воспитания;

  • совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья» и т.д.

7. Основные формы организации педагогической поддержки

социализации обучающихся

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.

Ролевые игры. Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Игроки могут достаточно свободно импровизировать в рамках правил и выбранных персонажей, определяя направление и исход игры. По сути, сам процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущем.

Для организации и проведения ролевых игр различных видов могут быть привлечены родители, представители различных профессий, социальных групп, общественных организаций и другие значимые взрослые.

Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности. Познавательная деятельность обучающихся, организуемая в рамках системно-деятельностного подхода, предполагает в качестве основных форм учебного сотрудничества сотрудничество со сверстниками и с учителем. Социальный эффект такого сотрудничества рассматривается как последовательное движение обучающегося от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей. Методы педагогической поддержки социальной деятельности в рамках познавательной деятельности направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материала.

Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами общественной деятельности. Социальные инициативы в сфере общественного самоуправления позволяют формировать у обучающихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. Социально значимая общественная деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Направленность таких социальных инициатив определяет самосознание подростка как гражданина и участника общественных процессов.

Спектр социальных функций обучающихся в рамках системы школьного самоуправления очень широк. В рамках этого вида деятельности обучающиеся должны иметь возможность:

• участвовать в принятии решений Управляющего совета школы;

• решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе;

• контролировать выполнение обучающимися основных прав и обязанностей;

• защищать права обучающихся на всех уровнях управления школой.

Деятельность общественных организаций (актив класса) и органов ученического самоуправления в школе создаёт условия для реализации обучающимися собственных социальных инициатив, а также:

• придания общественного характера системе управления образовательным процессом;

• создания общешкольного уклада, комфортного для учеников и педагогов, способствующего активной общественной жизни школы.

Важным условием педагогической поддержки социализации обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики. Организация и проведение таких практик могут осуществляться педагогами совместно с родителями обучающихся, квалифицированными представителями общественных и традиционных религиозных организаций, учреждений культуры. В школе традиционно проводятся: посвящение в старшеклассники, день дублера, конкурс «Эрудит», субботники, генеральные уборки классов, общешкольные походы, акция «Вахта памяти», акция «Аллея Славы», ежегодно проходит месячник военно-патриотической работы. Школа совместно с районным Центром занятости проводит занятия по профориентации учащихся старших классов.

Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами трудовой деятельности. Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель - превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность. По мере социокультурного развития обучающихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста.

При этом сам характер труда обучающегося должен отражать тенденции индивидуализации форм трудовой деятельности, использование коммуникаций, ориентацию на общественную значимость труда и востребованность его результатов. Уникальность, авторский характер, деятельность для других должны стать основными признаками различных форм трудовой деятельности как формы социализации личности. Добровольность и безвозмездность труда, элементы волонтёрства позволяют соблюсти баланс между конкурентно-ориентированной моделью социализации будущего выпускника и его социальными императивами гражданина.

Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности обучающихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, ручной труд, занятия в учебных мастерских, общественно-полезная работа, профессионально ориентированная производственная деятельность и др.) может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся.

8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей.

МОДУЛЬ 1 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;

• умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;

• знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.

МОДУЛЬ 2 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;

• представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;

• потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;

• умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.

Для реализации этого модуля необходима интеграция с курсом физической культуры.

МОДУЛЬ 3 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей;

• навыки работы в условиях стрессовых ситуаций;

• владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения;

• навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;

• представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний;

• навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;

• навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.

В результате реализации данного модуля обучающиеся должны иметь чёткие представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.

МОДУЛЬ 4 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;

• знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;

• интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.

В результате реализации данного модуля обучающиеся должны быть способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке).

МОДУЛЬ 5 — комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:

• развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

• формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

• формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;

• включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности;

• ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;

• развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.

МОДУЛЬ 6 — комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного коммуникативного общения:

• развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях;

• развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов;

• формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.

9. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся

Экологическая здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

• соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников образования;

• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

• организация качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;

• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

• наличие помещений для медицинского персонала;

• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (учителя физической культуры, психолог, медицинский работник);

• наличие пришкольной площадки, кабинета для экологического образования.

Ответственность за реализацию этого блока и контроль возлагаются на администрацию школы.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся направлена на повышение эффективности учебного процесса, предупреждение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха обучающихся и включает:

• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения;

• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

• обучение обучающихся вариантам рациональных способов и приёмов работы с учебной информацией и организации учебного труда;

• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

• индивидуализацию обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работу по индивидуальным программам основного общего образования;

• рациональную и соответствующую требованиям организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе.

Эффективность реализации этого блока зависит от администрации школы и деятельности каждого педагога.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

• рациональную и соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;

• организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

• организацию работы спортивных секций, туристических, экологических кружков, слётов, лагерей и создание условий для их эффективного функционирования;

• регулярное проведение спортивно-оздоровительных, туристических мероприятий (День Здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителя физической культуры, а также всех педагогов.

Реализация модульных образовательных программ предусматривает:

• внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование экологической грамотности, экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

• проведение дней экологической культуры и здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

• создание комиссии по экологической культуре и здоровью в Управляющем совете школы, включающего представителей администрации, обучающихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Формирование экологической грамотности, экологической культуры, здорового образа жизни обучающихся».

Программа предусматривают разные формы организации занятий:

— интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

— проведение часов здоровья и экологической безопасности;

— факультативные занятия;

— проведение классных часов;

— занятия в кружках;

— проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

— организацию дней экологической культуры и здоровья.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей, и т. п., экологическое просвещение родителей;

• содействие в приобретении для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.



10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся

По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, флагу и гербу Республики Бурятии, законам Российской Федерации, русскому языку и языкам других народов, народным традициям, старшему поколению;

• знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;

• системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;

• понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;

• уважительное отношение к органам охраны правопорядка;

• знание национальных героев и важнейших событий истории России;

• знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

• позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;

• умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;

• первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;

• сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество районного поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;

• знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;

• умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;

• умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;

• умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;

• ценностное отношение к мужскому или женскому полу, знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

• ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

• чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;

• умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;

• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;

• понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;

• готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;

• готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

• потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;

• умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;

• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;

• понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие.

• понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

• начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;

• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

• знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;

• знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;

• знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;

• знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;

• знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;

• умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;

• умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;

• умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;

• умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;

• знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;

• формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;

• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;

• отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;

• умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;

• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;

• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

• умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;

• проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

• формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;

• овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;

• опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• понимание нравственных основ образования;

• начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;

• умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;

• самоопределение в области своих познавательных интересов;

• умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;

• начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;

• понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;

• знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• начальный опыт участия в общественно значимых делах;

• навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;

• знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;

• сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;

• общие представления о трудовом законодательстве.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

• ценностное отношение к прекрасному;

• понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;

• способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

• опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• представление об искусстве народов России;

• опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

• интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;

• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;

• опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:

1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся:

— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;

— принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

— принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;

— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.

Образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.

В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.

Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности (разработанная школой Программа).

В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа:

Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.

Для изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и эффективности реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.

Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) - увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности, формальное отношение со стороны преподавателей и неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении могут стать причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.