Диагностики в воспитательной работе (согласно программе).
Диагностика исследования личности учащихся.
Диагностика развития детского коллектива.
Диагностика удовлетворённости родителей жизнедеятельностью ОУ.
Для осуществления данных видов диагностики применяю нижеперечисленные методики.
Изучение уровня воспитанности учащихся
(из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой )
Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________
Долг и ответственность |
1 | Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вношу предложения по совершенствованию работы класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Бережливость
1 | Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Дисциплинированность
1 | Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Ответственное отношение к учебе
1 | Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Аккуратен, исполнителен, точен. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Отношение к общественному труду
1 | Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Выполняю трудовые поручения родителей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Добросовестно выполняю все поручения. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Коллективизм, чувство товарищества
1 | Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Доброта и отзывчивость
1 | Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ко мне всегда можно обратиться за помощью. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Честность и справедливость
1 | Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Честно сознаюсь, если что-то натворил. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Простота и скромность
1 | Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Понимаю, что человека уважают не за деньги. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Иногда люблю похвастаться. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Культурный уровень
1 | Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Расчет делается по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
“0” - всегда нет или никогда.
“1” - очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное количество баллов)
( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса (от учеников). Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале. Так же оценивают родители. Затем показатели сравниваются и делаются выводы.
слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Методика «Пословицы»
(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1 балл - согласен в очень незначительной степени;
2 балла - частично согласен;
3 балла - в общем согласен;
4 балла - почти полностью согласен;
5 баллов - совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
2. а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь прожить - не поле перейти.
4. а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги - дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
6. а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьется как рыба об лед;
в) хочу - половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
7. а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди - всё, а деньги - сор;
г) деньгам все повинуются.
9. а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать - жертвою стать;
г) никто мне не указ.
10. а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело - сторона.
11. а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все - соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет - приятели откажутся.
13. а) ученье - свет, неученье - тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
14. а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон - паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон - что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в -духовное отношение к жизни, б, г - бездуховное отношение к жизни;
2) а, в - незначимость материального благополучия в жизни, б, г - материально благополучная жизнь;
3) а, в - счастливая, хорошая жизнь, б, г - трудная, сложная жизнь;
4) а, в - оптимистическое отношение к жизни, б, г - пессимистическое отношение к жизни;
5) а, в - решительное отношение к жизни, б, г - осторожное отношение к жизни;
6) а, в - самоопределение в жизни, б, г - отсутствие самоопределения в жизни;
7) а, в - стремление к достижениям в жизни, б, г - отсутствие стремления к достижениям в жизни;
8) а, в - хорошее отношение к людям, б, г - плохое отношение к людям;
9)а,в - коллективистическое отношение к людям, б,г - индивидуалистическое отношение к людям;
10) а, в - эгоцентрическое отношение к людям, б, г - эгоистическое отношение к людям;
11) а, в - альтруистическое отношение к людям, б, г - паритетное отношение к людям;
12) а, в - значимость дружбы, б, г - незначимость дружбы;
13) а, в - значимость ученья, б, г - незначимость ученья;
14) а, в - значимость труда, б, г - незначимость труда;
15) а, в - значимость соблюдения законов, б, г - незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г".
Основной принцип оценивания полученных результатов - сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.
Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
Диагностическая методика “Загадай желания”
Ребёнку рассказывают, что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно исполнится. “ Представь, что ты видишь падающую звезду. Какое желание ты бы загадал?”
Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу:
- материальные (вещи, игрушки и т.п.);
- нравственные (иметь животных и ухаживать за ними и т.п.);
- познавательные ( научиться чему-то, стать кем-то);
- разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).
Диагностика нравственных приоритетов. Методика неоконченных предложений.
Продолжить предложения.
Добро – это … Открытость – это…
Зло – это … Подлость – это …
Любовь – это … Совесть – это …
Ненависть – это … Наглость – это …
Дружба – это … Наглость – это …
Враждебность – это … Порядочность – это …
Честность – это … Хитрость – это …
Право – это … Обязанность – это …
Если учащиеся не могут объяснить понятие, необходимо организовать работу по изучению понятий в различных нетрадиционных внеклассных мероприятиях (игровые и ролевые ситуации, дискуссии и т. д.).
Диагностика нравственных приоритетов. Методика неоконченных предложений.
Ранжирование понятий.
Проранжируйте понятия по степени личной значимости.
Друзья Родина
Профессия Деньги
Слава Квартира
Семья Любовь
Богатство Талант
Здоровье Способности
Общение
После того, как учащиеся класса провели ранжирование понятий, станут ясны те проблемы, которые нуждаются в решении, и во время проведения классных часов по проблемам нравственности можно попытаться эти проблемы решить. Такие классные часы могут и должны стать в классе традиционными.
Методика для изучения социализированности личности учащегося
( по М.И.Рожкову)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности , активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Инструкция. Дорогой друг! Тебе предлагается прочитать 20 предложенных суждений и оценить степень своего согласия с содержанием по следующей шкале:
4 – всегда, 3 – почти всегда, 2 – иногда, 1 – очень редко, 0 – никогда.
Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
За что бы я ни взялся – всегда добиваюсь успеха.
Я умею прощать людей.
Мне хочется быть впереди других в любом деле.
Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
Мне нравится помогать другим.
Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
Переживаю неприятности других, как свои.
Стремлюсь не ссориться с товарищами.
Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Обработка и интерпретация данных.
Бланк ответов.
Показатель | Номер суждения | Средний балл |
Социальная адаптированность | 1 | 5 | 9 | 13 | 17 | |
Автономность | 2 | 6 | 10 | 14 | 18 | |
Социальная активность | 3 | 7 | 11 | 15 | 19 | |
Приверженность гумманистическим нормам жизнедеятельности | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | |
Диагностика детского коллектива (методика А.Н.Лутошкина)
Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива – школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т.д. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ребенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является одним из важнейших условий этого развития.
Приводимая ниже достаточно известная и неоднократно апробированная методика А.Н.Лутошкина как раз и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.
Ход выполнения:
Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.
Образное описание стадий развития коллектива:
1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.
3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.
Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.
4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.
Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.
5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.
Обработка полученных данных.
На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.
Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе.
Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.
Опросный лист:
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?___________________________________________
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?_______________________________
3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?_______________________________________________________________________________
После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!
Обработка полученных результатов:
Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. Эта цифра будет считаться его рейтингом.
Интерпретация полученных результатов
Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их, можно сделать вывод о наличии в нем:
· лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги;
· рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги;
· одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги;
· отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла.
Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе.
Комплексная методика
для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью ОУ
(по А.А.Андрееву)
Часть I.
Цель: получение количественно выраженной информации об оценке родителями роли ОУ в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.
Инструкция. Уважаемые родители! Оцените, пожалуйста, в какой степени ОУ, которое посещают Ваши дети, воспитывает у них перечисленные ниже качества личности.
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
5 – в полной мере;
4 – в значительной степени;
3 – на достаточном уровне;
2 – в незначительной степени;
1 – практически нет.
Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).
Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).
Ответственность (умение держать слово).
Воля ( умение не отступать перед трудностями).
Хорошие манеры поведения.
Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться в жизни).
Образованность.
Ум (способность здраво и логично мыслить).
Высокие жизненные запросы.
Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения).
Честность в отношениях с людьми.
Доброта в отношениях с людьми.
Чуткость в отношениях с людьми.
Справедливость в отношениях с людьми.
Терпимость к взглядам и мнениям других.
Обработка и интерпретация данных.
При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:
а) блок поведенческих качеств (1 – 5);
б) блок жизненной компетентности (6 – 10);
в) блок морально-психологических качеств личности (11 – 15).
Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных 15 –ти качеств.
Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой.
Если средний показатель окажется ниже 3 – х баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли ОУ в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.
Часть II.
Цель: получение количественно выраженной информации об оценке родителями помощи ОУ в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.
Инструкция. Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, опросный лист со следующим текстом:
Утверждения | Совершенно неверно | Едва ли это верно | Скорее всего верно | Совершенно верно |
Школа помогает ребенку: |
а) поверить в свои силы | 1 | 2 | 3 | 4 |
б) учиться решать жизненные проблемы | 1 | 2 | 3 | 4 |
в) учиться преодолевать жизненные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
г) учиться правильно общаться со сверстниками | 1 | 2 | 3 | 4 |
д) учиться правильно общаться со взрослыми | 1 | 2 | 3 | 4 |
Обработка и интерпретация данных.
Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи ОУ в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.