Формы работы | Содержание | Место | Условия организации | Ответст-венный |
Время | Продолжительность, мин. |
Утренняя гимнастика Цель проведения — повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия | Традиционная гимнастика (включает простые гимнастические упражнения с обязательным введением дыхательных упражнений): с предметами и без предметов; на формирование правильной осанки; на формирование свода стопы; имитационного характера; с использованием крупных модулей; на снарядах и у снарядов; с простейшими тренажерами (гимнастические мячи, гантели, утяжелители, резиновые кольца, эспандер). Коррекционная гимнастика (включение в комплекс 3—4 специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей) | На воздухе | Ежедневно перед завтраком | Младшая гр. — 6 Средняя гр. — 8 Старшая гр. — 10 Подготовительная гр. - 12 | воспитатели |
Образовательная деятельность по физической культуре Это основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. Организация занятий должна исключать возможность перегрузки детей, не допускать их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности костно-мышечной и сердечно-сосудистой как наиболее нагружаемых при физических упражнениях | Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, от возраста, физического развития и состояния здоровья детей, физкультурного оборудования и прочее. Виды занятий: традиционное, тренировочное, сюжетное (игровое), контрольное, занятие ритмической гимнастикой, коррекционно-развивающее (включение специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей). Используются организованные формы занятий с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), праздники, развлечения. | На воздухе, на спортивной площадке | 3 раза в неделю, в часы наименьшей инсоляции (до наступления жары или после ее спада) | Младшая гр. — 10 Средняя гр. — 20 Старшая гр. — 25 Подготовительная гр. - 30 | воспитатели |
Подвижные игры Рекомендуются игры средней и малой подвижности. Выбор игры зависит от педагогических задач, подготовленности, индивидуальных особенностей детей | Виды игр: • сюжетные (использование при объяснении крошки-сказки или сюжетного рассказа); • несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания (новые, углубленно разучиваемые, на этапах закрепления и совершенствования); • дворовые; • народные; • с элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол) | На воздухе, на спортивной площадке | Ежедневно, в часы наименьшей инсоляции | Для всех возрастных групп -10-20 | воспитатели |
Двигательные разминки (физкультурные минутки, динамические паузы). Выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности | Варианты; • упражнения на развитие мелкой моторики; • ритмические движения; • упражнения на внимание и координацию дви- жений; • упражнения в равновесии; • упражнения для активизации работы глазных мышц; • гимнастика расслабления; • корригирующие упражнения (в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей); • упражнения на формирование правильной осанки; • упражнения на формирование свода стопы | На воздухе, на игровой или спортивной площадке | Ежедневно, в часы наименьшей инсоляции | Младшая гр. — 6 Средняя гр. — 8 Старшая гр. — 10 Подготовительная гр. - 12 | Воспитатели |
Элементы видов спорта, спортивные упражнения Способствуют формирова нию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению кругозора детей | Виды спортивных упражнений: • езда на велосипеде; • катание на роликовых коньках; • футбол; • баскетбол; • бадминтон. Прикладное значение спортивных упражнений; восприятие соответствующих трудовых навыков и бережное отношение к инвентарю | На воздухе, на игровой или спортивной площадке | Ежедневно, в часы наименьшей инсоляции | Средняя гр.— 10 Старшая гр. — 12 Подготовительная гр. - 15 | Воспитатели,. |
Гимнастика пробуждения | Гимнастика сюжетно-игрового характера "Сон ушел. Пора вставать. Ножки, ручки всем раз- мять" | Спальня | Ежедневно после дневного сна | Для всех возрастных групп 3 — 5 | Воспитатели |
Гимнастика после дневного сна | Разминка после сна с использованием различных упражнений: • с предметами и без предметов; • на формирование правильной осанки; • на формирование свода стопы; • имитационного характера; • сюжетные или игровые; • с простейшими тренажерами (гимнастические мячи, гантели, утяжелители, резиновые кольца, эспандер); • на развитие мелкой моторики; • на координацию движений; • в равновесии | Спальня или групповое помещение при открытых фрамугах | Ежедневно после дневного сна | Для всех возрастных групп 7 — 10 | Воспитатели |
Закаливающие мероприятия | Система мероприятий с учетом состояния здо- ровья, физического развития, индивидуальных особенностей детей: • элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, обтирание, обливание до пояса); • закаливающие мероприятия в сочетании с фи- зическими упражнениями (правильно органи- зованная прогулка, солнечные и водные процедуры в сочетании с физическими упражнениями); • специальные водные, солнечные процедуры -назначаются врачом | С учетом специфики закаливаю- щего меро- приятия | По плану и в зависимости от характера закаливаю- щего меро- приятия | По усмотрению медицинских работников | Е.С.Варламова. воспитатели |
Индивидуальная работа в режиме дня | Проводится с отдельными детьми или по под- группам с целью стимулирования к двигатель-ной активности, самостоятельным играм и упражнениям. Предусматривает оказание помощи детям, не усвоившим программный материал на занятиях, имеющим нарушения в развитии. Содействует укреплению здоровья и улучше- нию физического развития ослабленных детей, исправлению дефектов осанки | В спортивном зале | Индиви- дуально | Устанавливается индивидуально | |
Праздники, досуги, развлечения | Способствуют закреплению полученных навы- ков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигатель- ной активности в сочетании с эмоциями | На воз- духе, в групповой или спор- тивной площадке, | 1 раз в неделю | До 40 мин ( учитывая возраст) | Воспитатели |