Плаы занятий по внеурочной деятельности
25.04
Тема: Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?
Цель. Уточнить представления детей об опасных явлениях природы, дать элементарные научные знания о грозе. молнии, громе; закрепить знания о поведении во время грозы
Задачи:
1. Закрепить знания детей о природных явлениях - грозе, громе, молнии; Повторить правила поведения во время грозы;
2.Воспитывать чувство ответственности за себя, интерес к изучению
природных явлений;
3. Развивать внимательность, речь, кругозор, мелкую моторику.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением грозы, молнии, шаровой молнии.
Ход занятия
1.Организационный момент. Приветствие.
2.Новый материал. Беседа по вопросам
Какое у нас время года?
Назовите признаки весны?
Один из весенних признаков - это гроза.
Послушайте стихотворение и скажите, о чём оно:
Л. Стефанович
Стального цвета небо стало,
Собрались в кучу облака,
И словно небо разорвала,
Нетерпеливая гроза.
Ещё кучнее, тучи сжались,
По ним прошёлся сильный гром,
Они вверх дном перевернулись,
На землю вылились ведром.
(Ответы детей – о грозе, громе)
-Чем отличается гроза от обычного дождя? Ответы детей.
- Какие признаки приближающейся грозы вы знаете?
- Как обычно начинается гроза?
Ответы детей:
Солнце сильно нагревает землю и воздух.
Становится тихо и душно.
Кучевые облака низко опускаются, низ облаков становится серым, они быстро двигаются и закрывают все небо.
Ветер начинает сильно дуть, поднимает тучи пыли, срывает листья.
Из тучи капают большие редкие капли дождя, а затем дождь резко усиливается.
Может идти град- большие и маленькие шарики льда.
Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.
-А в какое время года чаще бывает гроза? Ответы детей...
Большое число гроз бывает во вторую половину лета, причём после полудня, когда поверхность земли наиболее нагрета. Гроза является самым ярким летним явлением природы, но иногда бывает зимой.
- А всегда ли гроза начинается медленно? Ответы детей...
Гроза может наступить и внезапно. При ясной и тихой погоде небо затягивается тучами. Становиться жарко, воздух становится душным и влажным, начинается сильный порывистый ветер, бывает ливень, сверкает молния и раздается гром.
-Что такое молния?
Молния - это электрический разряд, который происходит между облаками. А ещё бывает шаровая молния!
Молнии бывают разных цветов: белые, желтые, голубые, синие, красные, оранжевые. Бывают молнии шаровые.
- А почему она так называется? Шаровая молния…
- Она так называется, потому что имеет форму шара
- Ребята, а вы сказали что при грозе гремит гром… А это что такое?
Ответы детей...
Гром - это звук от разряда. Гром безопасен, он говорит о том, что молния уже миновала.
- А гроза – это опасное явление?
Ответы детей...
Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. Электрические провода могут плавиться, то же может происходить с камнями, песком, кирпичом. Чаще молнии ударяют в предметы, возвышающиеся среди других. В городе, деревне - это башни, высокие здания, трубы и др. На них для защиты от молний ставят громоотводы. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.
3.Физкультурная минутка.
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам! (Шагаем на месте.)
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.
- Что же делать, если началась гроза?
4.Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы
При грозе путнику стоит соблюдать определённые правила поведения, чтобы снизить риски попадания молнии.
1.Нельзя прятаться от грозового дождя под одиноко стоящим деревом или высотным зданием, наоборот, отойти от него как можно дальше. Ведь от центра удара разряда напряжение распространяется по кругу.
2.Зонт с металлическим пиком вверху может притянуть к себе молнию, поэтому его и все длинные металлические предметы нужно убрать от себя подальше.
3. Выключить телефон на время грозы.
4. На открытом пространстве лучше присесть, склонить голову к земле и обхватить руками.
5. Если рядом находится водоём, отойти от него на значительное расстояние, и ни в коем случае в нём не купаться.
6. Если есть возможность, укрыться в автомобиле, плотно закрыв окна.
7. Находясь в жилом помещении или в здании, исключить возникновение сквозняка, отключить электроприборы, перекрыть газ и выключить телефон.
Гроза опасное явление природы, но очень красивое. О грозе написано много стихов, рассказов, много художников рисовали грозу. Послушайте стихотворение Ф. Тютчева
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит. (Ф. Тютчев)
5. Творческое задание.
Нарисуйте «Весеннюю грозу».
Дайте название своей работе, придумайте небольшой рассказ по рисунку.
Посмотрите, сколько различных композиций у вас получилось!
«Весенняя гроза».
6. Рефлексия
Скажите, что сегодня на занятии вам понравилось больше всего? Что запомнилось? Почему?
02.05
Тема: Мы исследуем почву. Исследовательская работа
Занятие – исследование на тему: «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЧВЫ»
/накануне провести экскурсию на шк. двор: рассмотреть в какой части двора расположены клумбы, посажены деревья и кустарники; взять образцы почвы/
Цель:
- выяснить, какие однолетние цветы можно высевать в открытый грунт на клумбах школьного двора;
Задачи:
- выявить основные свойства почвы;
- в процессе опытов установить состав почвы;
- познакомить с видами декоративных растений;
- развивать речь, воображение, память, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать умение работать в группе;
- развивать умение работать с компьютером, микроскопом, датчиком температуры;
- прививать любовь к прекрасному;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Формирование УУД.
Познавательные УУД. Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке.
Регулятивные УУД. Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.
Оборудование: почва, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, микроскоп, датчик измерения температуры, иллюстрации однолетних цветов, глобус.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро
Улыбчивым лицам!
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!
Наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).
Уши внимательно слушают и все ... (слышат).
Голова хорошо ... (думает).
2.Актуализация опорных знаний.
-Посмотрите на глобус.
-Почему глобус называют пёстрым?
-Что изображают зеленым цветом?
-А везде ли растут растения?
-Где растения не растут? Почему?
(В пустыне, т. к. там очень жарко и нет воды, на северном полюсе, т. к. там очень холодно).
-Посмотрите на экран. СЛАЙД
-На слайде видно, что светит солнце, значит тепло, протекает река, значит, есть вода, но все равно растения растут не везде.
(Растений нет на горе, т. к. там нет земли).
Дороже жемчуга и злата под ногами –
Земля, обычная земля, простая почва,
Людей ведь не накормишь жемчугами,
А хлебом, фруктами и овощами – точно.
- Найдите слова-синонимы в стихотворении. /земля-почва/
- Всё, что растёт и живёт на Земле обязано почве – тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. СЛАЙД В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир. Где сохранилась почва, там взметнулись ввысь деревья, наливаются колосья пшеницы, разносится аромат зрелых яблок.
Издревле на Руси занимались земледелием. Обрабатывать землю, сеять хлеб – дело трудное, но почётное. Потому с необычайной любовью и уважением относились люди к земле.
- Какие пословицы о земле вы знаете? /«Кто о земле беспокоится, того и земля кормит», «Дорогой товар из земли растет», «Кто о земле радеет, того и земля и питает», «Земля не уродит — никто не наградит»/
- В какой области мы живем? / Мы живем с вами в Астраханской области, которая является одной из кормилиц России./ СЛАЙД
- Что в основном выращивают у нас на полях?
- Что выращивают дома? / дома стараются вырастить овощи и фрукты/
- Что является украшением каждого двора? СЛАЙД
-Красивые цветники украшают не только подворья наших домов, но и центр нашего города, основные объекты культуры, образования, различных учреждений. Есть такие прекрасные цветники и в нашей родной школе. Они поражают окружающих не только разнообразием благоухающих цветов, но и интересным дизайном. Клумбы расположены в разных местах. Выходя на прогулки и экскурсии, мы замечали, что не смотря на уход, на одних клумбах растения были сильные раскидистые, а на других – и пониже, и слабее. Как вы думаете, в чем причина?
- А что нужно растениям для жизни? /почва, свет, тепло, воздух, влага/
- Накануне мы взяли образцы почвы с разных клумб, расположенных на школьном дворе.
3. Целеполагание.
- Как вы думаете, для чего мы это сделали?
- Какова же цель нашего занятия?
4. Исследовательская работа.
/Для проведения исследования дети поделены на группы./
А) Если вы будете испытывать трудности во время работы, то вы всегда можете воспользоваться подсказками:
Помощь взрослых.
Провести опыт.
Я знаю!
Книги.
Интернет.
Звонить по телефону.
Б) Проведем опыты: СЛАЙД
Опыт №1.
- Возьмите стакан с водой и бросьте в него комочек почвы. / опыт проделать с тремя образцами/
- Что вы увидели?
- Какой вывод можно сделать?
Опыт №2.
- Возьмите салфетку, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в емкость с водой.
- Что вы увидели на бумаге?
- Какой вывод можно сделать?
Опыт №3. СЛАЙД
- Посмотрим в микроскоп.
- Рассмотрите почву в микроскоп. Что вы увидели? /рассмотреть все три образца/
- Какой вывод можно сделать?/ В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, части насекомых, червей /
- что образуется из этого спустя некоторое время?
Перегной - главное богатство почвы.
Чем больше перегноя, тем плодороднее земля.
Опыт №4.
- Если мы возьмём емкости с водой и почвой, которые оставляли после первого опыта, что вы увидите?
- Рассмотрите внимательно осадок на дне емкости.
- Сделайте вывод из этого опыта.
- Как вы считаете, под каким номером самая плодородная почва? Почему вы так думаете?
В) Выбор однолетних цветов для посадки на клумбах.
- А сейчас вы отправитесь в «магазин Семена» (подготовить различные семенаоднолетних растений ) , чтобы выбрать семена для /1 группа - клумба №1, 2 группа – клумба №2, 3 группа – клумба №3/
- На что следует обратить внимание при выборе семян цветов? /какие почвы предпочитают: богатые перегноем или не требовательны к почве/
- А на что еще требует обратить внимание? Давайте вспомним лето? Какое оно было? /жаркое, засушливое/
- Не забывайте, что вы можете воспользоваться подсказками.
Проверить /дети обосновывают свой выбор/
Г) Работа с датчиками температуры. СЛАЙД
- Выбор сделан. Давайте будем высевать семена на клумбы и ожидать всходов?
- Почему же сейчас нельзя высевать растения цветов в открытый грунт?
- Давайте измерим температуру почвы/ работа с датчиками/
- А когда можно высевать?
- В какое время года это необходимо делать? Почему?
Д) Беседа.
- Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой.
Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Если мы будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими лугами и благоухающими цветниками.
- А что значит «будем любить, ценить землю, заботиться о ней» ?
СЛАЙД
5.Итог занятия.
- Для чего мы сегодня проводили исследование?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Что понравилось?
- В чем испытали трудность?
6. Рефлексия.
- Дети, посмотрите на доску. Это изображение нашей планеты. Её ласково освещает солнышко. Давайте посадим цветы на нашей планете. Выбор цветов зависит от вас. Если вам на занятии было интересно, вы узнали много нового и интересного - возьмите яркие цветы, а если вам было скучно, занятия не принесло вам радости, тогда возьмите темный цветок.