Тема урока: ЗЕМЛЯ в Солнечной системе
Ход урока.
1.Орг. момент
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку
2. Актуализация знаний (Стадия вызова)
Совсем недавно, я нашла научный журнал, где было описано удивительное происшествие: 30 июня 1908 года в земной атмосфере взорвался и упал загадочный объект. Его падение сопровождалось сильным взрывом, слышным за десятки километров. На небе долгое время было видно пылевое облако, а на обширной территории к западу от взрыва небо светилось в течении нескольких дней. По некоторым данным, диаметр этого небесного тела составлял около 30 метров, а масса примерно 5 млрд.тонн. Примерная координата падения этого объекта 61 °с.ш. и 102°в.д. Давайте определим, где же это произошло.(Россия , Среднесибирское плоскогорье)
В:Может быть кто –нибудь знает о чем шла речь?(Падение Тунгусского метеорита)
Хотя многие ученые до сих пор спорят о том, что это было: падение метеорита или инопланетного космического корабля.
В: А как вы думаете, почему я начала урок именно с этого происшествия?
Людей очень давно начало притягивать звездное небо, созвездия, падающие космические тела. Еще в древности ученые астрономы создавали карты звездного неба, следили за движением небесных тел.С появление более совершенных астрономических приборов и возможности выхода в космос, ученым удалось раскрыть многие тайны Вселенной, установить примерный возраст Земли, который составляет около 4,7 млрд.лет и даже выдвинуть гипотезы происхождения нашей планеты.
Итак, сегодня мы приступаем к изучению нашей планеты –Земля. Наше исследование будет долгим. И первоначально, нам с вами нужно выяснить, какое место наша планета занимает в космическом пространстве - во Вселенной.
Все записи на уроке мы будем делать на специальных карточках, которые лежат у вас на столах.
3. Сообщение темы и цели урока
Положите их перед собой и давайте запишем тему урока:
!Тема урока: Земля в Солнечной системе
!Давайте откроем учебник и посмотрим, что мы должны узнать сегодня на уроке, что должны вспомнить(уч.стр.56)
4. Изучение нового материала
Давайте сейчас отправимся в далекое таинственное космическое пространство и определим наше место в нем(ВИДИО)
В: Впечатлил вас видеофрагмент?
Итак, Весь окружающий нас мир, в том числе и то, что находится за пределами земли: космическое пространство, планеты, звёзды мы будем считать ВСЕЛЕННОЙ
В: Давайте вспомним, как называется наша Галактика?(Млечный путь)
В: А кто из вас знает, почему она так называется?(уч. Стр.56)
В: Что представляет собой наша галактика?(скопление звезд, включая Солнечную систему)
В: А что входит в состав Солнечной системы?
!Давайте поработаем с рисунком на карточке:
В центре Солнечной системы находится…..Солнце(подписать)
И ….(8)планет , давайте их отметим цифрами, а рядом с рис. подпишем обозначение
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь – НЕПТУН.
Но на международной конференции, организованной Международным астрономическим союзом, было принято решение исключить из этого списка, т.к. Плутон подходит только двум первым критериям понятия планета, сейчас он относится к планетам карликам.
обращающееся по орбите вокруг Солнца (то есть не являющееся спутником другого тела);
обладающее достаточной гравитацией, чтобы иметь форму, близкую к шару;
вблизи орбиты которого имеется «пространство, свободное от других тел».
В: Ребята, а можем ли мы поделить эти 8 планет на группы и если да, то по какому принципу?
Планеты земной группы(относительно небольшие размеры и малое количество спутников или их отсутствие, твердая поверхность, ближе к С )
Газовые гиганты(большие размеры, состоят из газов, много спутников)
В:Что еще входит в состав Солнечной системы?
Задание: заполнить пропуски в тексте
Проверка (1 человек читает)
Теперь мы с легкостью можем записать точный адрес нашей планеты(заполняем пропуски в тексте)
Молодцы!
В:Давайте теперь подумаем, имеет ли какое то значение форма и размеры Земли (стр.56-57)-читаем
Работа с таблицей.2 минуты
В: Что у вас получилось(сверяем с образцом), обговариваем
В:угадайте загадку
Надо мною апельсин
Ночью ясною висит.
Да ведь это же она!-
Апельсинная ... !
В: Что такое Луна?(естественный спутник Земли)-запись на карточке
В: А может быть кто –то из вас знает, на какие процессы нашей планеты влияет Луна?(приливы и отливы)
Видео фрагмент
В: А где в нашей стране можно наблюдать это явление? Молодцы!
В:Как вы думаете а существует ли жизнь на других планетах?
А сейчас я предлагаю вам выполнить необычное задание. Вы объединитесь в группы по 4 человека и попробуете написать письмо нашим возможным космическим соседям. Вы можете использовать ранее полученные знания, текст на стр.57 и свой личный опыт. И не забудьте подписать конверт.
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь – НЕПТУН.