Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 г. Павлово | | | | |
Рассмотрено Руководитель ШМО __________/Ногтева Г.Н./ Протокол №_____ От «____»_______________2015 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 1 ______________/_________/ «____»_______________2015 г. | Утверждаю. Директор МБОУ СШ № 1 ______________ /Бородин М.Ю./ Протокол №_____ От «______»_________2015 г. |
Рабочая программа по курсу «Географическое краеведение»
6 класс
основное общее образование
Год разработки: 2015
Составлена на основе: программы« Географическое краеведение. Нижегородская область» 6 класс
Авторы: Кнутова Н.В., Кривдина И.Ю., Кряжев А.Б.,Беляева Т.К. ГОУ ДПО Нижегородский институт развития образования Нижегородский государственный педагогический университет 2012 г.
Программу составила:
Яшурина М.В.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для курса 6 класса составлена на основе
Программы« Географическое краеведение. Нижегородская область» 6 класс
Авторы: Кнутова Н.В., Кривдина И.Ю., Кряжев А.Б.,Беляева Т.К.
Курс «Географическое краеведение. Нижегородская область» реализует региональный компонент географического образования в 6 классе. Он является первым курсом, формирующим у учащихся целостное представление о природе, населении и хозяйстве своей области. Изучение Нижегородской области в 6 классе направлено на восполнение пробела в краеведческих знаниях учащихся и является важным структурным элементом в целостной системе знаний географии своего края.
Целью данного курса является:
формирование у школьников первоначальных знаний о своем крае, создание целостного образа Нижегородской области на основе комплексного изучения трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства; определение места и значения Нижегородской области в масштабах страны; воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к истории и культуре народов своей области
Задачи:
формирование знаний об особенностях компонентов природы Нижегородской области и использование их в хозяйственной деятельности человека;
создание образного представления о природном богатстве, хозяйстве и этнокультурном своеобразии населения родного края;
формирование практических умений наблюдения за природными, производственными и социальными объектами и явлениями и их влиянием на природную среду.
В авторскую программу не внесено никаких изменений, она полностью соответствует поставленным целям и задачам.
Для изучения необходим:
Учебно-методический комплект:
Учебник: « Географическое краеведение. Нижегородская область»
Атлас «Нижегородская область» , комплект контурных карт «Нижегородская область»
Рабочая программа рассчитана на 34 часа(1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса:
- школьная лекция;
- семинарские занятия с использованием учебника, карт и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий других источников;
- объяснение учителя и беседа с учащимися;
-экскурсии;
- самостоятельная работа школьников с учебником, атласом, в том числе групповые задания.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- особенности географического положения, природы, населения и хозяйства области, административного района, города;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своего края;
- объекты историко-культурного наследия областного и районного уровня;
Уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своей местности;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений своей области;
- приводить примеры использования и охраны природы, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, населяющих территорию своей области; формирования отраслей хозяйства в своей местности;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации, форм ее представления, собственных наблюдений;
- определять на местности, карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№у п\ | Наименование раздела, темы. | Всего часов | В том числе. | Число | Коррекция |
п | Лабораторных, практических работ | Контрольных работ | 6а | 6Б | 6в | 6а | 6Б | 6в |
| | |
Введение. Цели и задачи географического краеведения. | 1 | | | 4.09 | 4.09 | 2.09 | | | |
Раздел1.Географическое положение | 2 | | | | | | | | |
2 | Географическое положение Нижегородской области | 1 | | | 11.09 | 11.09 | 7.09 | | | |
3 | Географическое положение своего административного района | 1 | | | 18.09 | 18.09 | 14.09 | | | |
Раздел 2 Природа | 14 | | | | | | | | |
4 | Рельеф и полезные ископаемые Нижегородской обл. | 1 | | | 25.09 | 25.09 | 21.09 | | | |
5 | Рельеф и полезные ископаемые своего административного района. | 1 | | | 2.10 | 3.10 | 28.09 | | | |
6 | Климат Ниж обл. | 1 | | | 9.10 | 10.10 | 5.10 | | | |
7 | Климат своего административного района | 1 | | | 16.10 | 17.10 | 12.10 | | | |
8 | Внутренние воды Ниж. обл. | 1 | | | 23.10 | 24.10 | 19.10 | | | |
9 | Внутренние воды своего административного района | 1 | | | 6.11 | 7.11 | 26.10 | | | |
10 | Растительный покров Ниж обл. | 1 | | | 13.11 | 14.11 | 2. 11 | | | |
11 | Растительный покров своего административного района | 1 | | | 20.11 | 21.11 | 14.11 | | | |
12 | Почвенный покров Ниж. обл. | 1 | | | 27.11 | 28.11 | 21.11 | | | |
13 | Почвенный покров своего административного района | 1 | | | 4.12 | 5.12 | 28.11 | | | |
14 | Животный мир Ниж. обл. | 1 | | | 11.12 | 12.12 | 5. 12 | | | |
15 | Животный мир своего административного района | 1 | | | 18.12 | 19.12 | 12.12 | | | |
16 | Охраняемая природная территория Ниж. обл. | 1 | | | 25.12 | 26.12 | 19.12 | | | |
17 | Охраняемая природная территория своего административного района | 1 | | | 15.01 | 16.01 | 26.16 | | | |
Раздел3 Население и хозяйство. | 6 | | | | | | | | |
18 | Население Ниж. обл. этнические меньшинства и места их проживания | 1 | | | 22.01 | 23.01 | 16.02 | | | |
19 | Городское и сельское население. Города и их типы. Нижегородская агломерация сельские и населённые пункты | 1 | | | 29.01 | 30.01 | 23.02 | | | |
20 | Население своего административного района | 1 | | | 5.02 | 6.02 | 5.03 | | | |
21 | Хозяйство Ниж. обл. | 1 | | | 12.02 | 13.02 | 12.03 | | | |
22 | Хозяйство своего административного района | 1 | | | 19.02 | 20.02 | 19.03 | | | |
23 | Хозяйственные объекты в школьном окружении | 1 | | | 26.02 | 27.02 | 26.03 | | | |
Раздел 4 Историко - культурное наследие. | 3 | | | | | | | | |
24 | Историко-культурное наследие | 1 | | | 5.03 | 6.03 | 9.04 | | | |
25 | Ниж. обл. Историко-культурное наследие своего административного района. | 1 | | | 12.03 | 13.03 | 16.04 | | | |
26 | Объекты Историко-культурного наследия в школьном окружении. | 1 | | | 19.03 | 20.03 | 23.04 | | | |
| ПРАКТИКУМ. | 8 | 8 | | | | | | | |
27-29 | Ознакомление с природными объектами своего района и области | 1 | 2 | | 26.03 2.04 9.04 | 27.03 3.04 10.04 | 30.04 7.05 | | | |
30-32 | Ознакомление с хоз объектами своего района и области | 1 | 3 | | 16.04 23.04 30.04 | 17.04 25.04 8.05 | 14 .05 21.05 | | | |
33-34 | Ознакомление с историко- культурными объектами своего района и области | 1 | 3 | | 7.05 14.05 | 15.05 22.05 | 25.05 | | | |
| ИТОГО | 34 | 8 | | | | | | |
Содержание программы.
Введение: цели и задачи географического краеведения.
Раздел 1. Географическое положение (2 часа)
Тема 1. Географическое положение
Урок 1. Географическое положение Нижегородской области.
Положение на физико-географической и политико-административной карта России. Площадь и протяженность по основным направлениям. Административно-территориальное деление.
Географическое положение областного центра.
Урок 2. Географическое положение своего административного района.
Положение на физико-географической карте и карте административно-территориального деления области. Площадь и протяженность по основным направлениям. Географическое положение районного центра.
Местоположение школьного микрорайона.
Урок 2.Географическое положение своего городского района.
Положение на карте города. Площадь и протяженность по основным направлениям. История появления
Географическое положение школьного микрорайона.
Раздел 2. Природа (14 часов).
Тема 2. Рельеф и полезные ископаемые.
Урок 3. Рельеф и полезные ископаемые Нижегородской области.
Положение на Восточно-Европейской равнине. Крупные элементы рельефа: Высокое Правобережье, Низкое Левобережье. Речные долины и водораздельные (междуречные) плато. Мелкие формы рельефа. Влияние рельефа на ведение хозяйства. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности. Полезные ископаемые.
Урок 4. Рельеф и полезные ископаемые своего административного района. Положение на физико-географической карте области. Наклон поверхности. Основные части рельефа. Мелкие формы рельефа и их происхождение. Изменение рельефа под влиянием хозяйственной деятельности. Полезные ископаемые.
Рельеф школьного окружения.
Урок 4. Рельеф и полезные ископаемые своего городского района.
Положение на физико-географической карете области. Особенности рельефа. Изменение рельефа под влиянием застройки. Полезные ископаемые.
Рельеф школьного окружения.
Тема 3. Климат.
Урок 5. Климат Нижегородской области.
Основные особенности климата. Факторы, влияющие на климат. Температура воздуха и осадки. Погода и причины ее изменений. Опасные погодные явления. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека.
Урок 6. Климат своего административного района.
Изменение температуры в течение года. Продолжительность морозного и безморозного периодов. Распределение осадков по сезонам. Снеговой покров. Влияние климата на ведение сельского хозяйства.
Климат школьного микрорайона.
Урок 6. Климат своего городского района.
Температуры воздуха и их изменение в течение года. Сезонные особенности распределения осадков. Влияние климата на строительство зданий и сооружений. Особенности «городского» климата.
Климат школьного микрорайона.
Тема 4. Внутренние воды.
Урок 7. Внутренние воды Нижегородской области.
Речная сеть области. Волга и Ока. Реки Правобережья и Левобережья. Питание и режим рек. Хозяйственное значение рек. Проблемы, связанные со строительством Горьковской и Чебоксарской ГЭС. Озера, их происхождение и использование. Болота. Подземные воды.
Урок 8. Внутренние воды своего административного района.
Речная сеть района. Питание и режим рек. Хозяйственное значение рек. Влияние хозяйственной деятельности на реки. Озера и искусственные водоемы. Болота. Подземные воды и их использование.
Внутренние воды школьного окружения.
Урок 8. Внутренние воды своего городского района.
Речная сеть района. Проблемы малых рек. Искусственные водоемы. Подземные воды и их использование.
Внутренние воды школьного окружения.
Тема 5. Растительный покров
Урок 9. Растительный покров Нижегородской области.
Основные типы растительности. Распространение и особенности южнотаежных, смешанных, широколиственных, боровых лесов. Хозяйственное использование лесов в прошлом и настоящем. Изменение лесов в результате хозяйственной деятельности. Значение лесов для отдыха. Крупные зоны отдыха. Нелесные типы растительности и их использование. Растения, занесенные в Красную книгу.
Урок 10. Растительный покров своего административного района.
Положение района на карте растительности области. Современные особенности растительного покрова. Полезные дикорастущие растения. Растения, внесенные в Красную книгу.
Растительный покров школьного окружения.
Урок 10. Растительный покров своего городского района.
Сохранившиеся участки естественной растительности. Растительность парков. Уличные насаждения. Растительность жилых микрорайонов и промышленных зон. Проблемы озеленения района.
Растительный покров школьного окружения.
Тема 6. Почвенный покров.
Урок 11. Почвенный покров Нижегородской области.
Основные типы почв: подзолистые, серые лесные, черноземы. Их распространение, плодородие, распаханность. Эрозия почв и борьба с ней.
Урок 12. Почвенный покров своего административного района.
Распространенные типы почв и их особенности. Изменение почв в результате хозяйственной деятельности. Мероприятия, направленные на улучшение плодородия почв.
Почвы школьного микрорайона.
Урок 12. Почвенный покров своего городского района.
Естественные и антропогенные почвы. Загрязнение почв и его влияние на здоровье людей.
Почвы школьного микрорайона.
Тема 7. Животный мир.
Урок 13. Животный мир Нижегородской области.
Фауна южнотаежных, смешанных, широколиственных и боровых лесов. Животный мир степных участков. Объекты охотничьего промысла. Охотничьи заказники. Обитатели водоемов. Промысловые рыбы.
Урок 14. Животный мир своего административного района.
Основные представители животного мира. Объекты охотничьего промысла и рыбной ловли. Животные, занесенные в Красную книгу.
Животный мир школьного окружения.
Урок 14. Животный мир своего городского района.
Перелетные, кочующие, оседлые птицы. Грызуны - переносчики опасных заболеваний. Домашние животные и проблемы их содержания.
Животный мир школьного окружения.
Тема 8. Охраняемые природные территории.
Урок 15. Охраняемые природные территории Нижегородской области.
История формирования сети особо охраняемых природных территорий. Типы охраняемых территорий. Керженский заповедник. Заказники. Памятники природы: водные, зоологические, ботанические и др. Рукотворные объекты: парки, сады, дендрарии, рощи. Правила поведения в заповедных территориях.
Урок 16. Охраняемые природные территории своего административного района.
Количество и типы охраняемых территорий в районе. Характеристика охраняемых памятников природы. Проблемы их сохранения.
Ближайшие к школе охраняемые территории.
Урок 16. Охраняемые природные территории своего городского района.
Памятники природы, их характеристика, проблемы сохранения. Ближайшие к школе памятники природы. Природные и рукотворные объекты интересные с эстетической точки зрения.
Раздел 3. Население и хозяйство (6 часов).
Тема 9. Население.
Урок 17-18. Население Нижегородской области.Численность населения. Половой и возрастной состав. Городское и сельское население. Города и их типы. Нижегородская агломерация. Сельские населенные пункты. Этнические меньшинства и места их проживания. Население областного центра.
Урок 19. Население своего административного района.
Численность населения. Половой и возрастной состав. Население районного центра и сельской местности. Населенные пункты. Происхождение названий поселений.
Население школьного окружения.
Урок 19. Население своего городского района.
Численность населения. Половой и возрастной состав. Центры притяжения рабочей силы. Расположение крупных жилых микрорайонов.
Население школьного окружения.
Тема 10. Хозяйство.
Урок 20. Хозяйство Нижегородской области.
Возникновение крупной промышленности. Промышленные гиганты Н.Новгорода и их продукция. Промышленные предприятия крупных городов области. Главные направления сельского хозяйства. Особенности работы транспорта. Народные художественные промыслы.
Урок 21-22. Хозяйство своего административного района.
Промышленные предприятия, их возникновение и выпускаемая продукция. Сельское хозяйство: главные посевные культуры и направления животноводства. Транспортная сеть. Народные промыслы и ремесла.
Хозяйственные объекты в школьном окружении.
Урок 21-22. Хозяйство своего городского района.
Крупные промышленные предприятия и их продукция. Транспортная сеть. Объекты тепло- и водоснабжения.
Хозяйственные объекты в школьном окружении.
Раздел 4. Историко-культурное наследие (3 часа).
Тема 11. Историко-культурное наследие.
Урок 23. Историко-культурное наследие Нижегородской области.
Исторические поселения. Памятники истории и культуры федерального значения. Государственные музеи.
Объекты историко-культурного наследия в школьном окружении.
Урок 24-25. Историко-культурное наследие своего городского района.
Люди, оставившие значительный след в истории района. Памятники истории и культуры. Музеи.
Объекты историко-культурного наследия в школьном окружении.
Практикум (8 часов)
Цель: ознакомление с природными, хозяйственными, историко-культурными объектами своего района и Нижегородской области в форме презентаций,экскурсий:
- на природный объект, интересный в познавательном и (или) эстетическом отношении;
- в местный краеведческий (исторический) музей;
- в государственный музей краеведческого или мемориального содержания;
- на хозяйственный объект - известное промышленное предприятие или предприятие народных художественных промыслов.
Перечень учебно - методических средств обучения.
Основная литература:
Путешествие- в государственный музей краеведческого или мемориального содержания рация./ С.Л. Агафонов. - Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1976.-136 с.: ил.
Адрианов, Ю.А., Шамшурин, В.А. Нижегородский музы: Очерки/ Культура в ретроспективе: события, имена, традиции./ Ю.А. Адрианов, В.А. Шамшурин.- Нижний Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1994.-64 с.
Баканина, Ф.М., Лукина, Е.В., Насонова, Н.И., Селивановская, Т.П., Смирнова, А.Д. Заповедные места Нижегородской области /
Ф.М. Баканина, Е.В.Лукина, Н.И.Насонова, Т.П.Селивановская, А.Д. Смирнова.- Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.
Вода и ее значение. Методическое пособие для учителей и педагогов дополнительного образования детей./ Сост. Л.А.Хабибуллина, Р.Д. Хабибуллин./ Под ред. Р.Д. Хабибуллина.- Нижний Новгород: Изд. Ю.А.Николаева, 2005.-24с.
Географический атлас Нижегородской области. изд. 3., перераб. и доп. /Под ред. Г.С. Камериловой и др. – Н.Новгород: Верхневолжское АГП, 2005- 52с.
География Нижегородской области: Учебн. пос. /Науч. ред. Г.С. Кулинич, В.В. Николина – Н.Новгород: ВВКИ, 1991- 207с.
Города нашей области.- Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1974.-304с.
Два выходных и солнце. Маршруты путешествий по Горьковской области. / Сост. Е.А.Лобачева, А.И.Климов.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1969.- 152 с.
Закусов, А.В. Завод на Моховых Горах: Очерки истории Борского ордена Ленина стекольного завода имени М.Горького./ А.В.Закусов. - Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1983.- 192 с.: ил.
Записки краеведов.- Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1975.- 184 с.: ил.
Записки краеведов./ Сост. Н.И.Куприянова, Л.И. Шиян.- Н.Новгород: Волго-Вятское кн.изд-во, 1991.- 271 с.: ил.