СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по музыке для 5 класса.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по музыке для 5 класса по Критской.

Просмотр содержимого документа
«Планирование по музыке для 5 класса.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. класс


Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой по музыке для 5-7 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (Сборник рабочих программ. – 2-е издание. Москва: «Просвещение» 2013. – 103 с.). Которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерным программам по предметам «Музыка» и «Искусство».

Настоящая программа составлена на 35 часов (1 ч. в неделю, 35 учебных недель) в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2013 – 2014 учебный год и является программой изучения курса Музыка в 5 классе.

Общая цель школьного музыкального образования: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий).

  • формировать представление о синтез трёх искусств музыка – литература – изобразительное искусство.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: всестороннее развитие личностного потенциала учащихся; осуществление познания художественного мира через собственную деятельность.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

  • «Музыка и литература»;

  • «Музыка и изобразительное искусство».

Данные разделы курса даются без изменений. Из раздела «Музыка и литература» 1 час перенесен в раздел «Музыка и изобразительное искусство», так как раздел «Музыка и литература» изучается в первом полугодии (16 учебных недель), а раздел «Музыка и изобразительное искусство» изучается во втором полугодии (19 учебных недель).

Отличительными чертами данного курса являются: Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Особенности методики преподавания: шире использовать межпредметные связи (особенно историю, литературу, изобразительное искусство), у учащихся воображение становится осознанным и предметным.

К концу учебного года должны уметь:

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом дви­жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (пении, пластическом интонировании, импровиза­ции, игре на инструментах);

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы.

Методы музыкального образования и воспитания отражают цель, задачи и содержание данной программы:
      — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Программно – методическое обеспечение курса: музыкальный инструмент – фортепиано; детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, компьютер, портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям.

Контроль достижения учащимися знаний осуществляется в следующих формах: тест.


Тематический план

МУЗЫКА

5 класс

(1 час в неделю. Всего 35 часа)


№ п/п

Название раздела, темы

Всего часов


Раздел l.

16

1.

Музыка и литература.

16


Раздел ll.

19

2.

Музыка и изобразительное искусство.

19


Всего

35


СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

МУЗЫКА

5 класс


Раздел I. (16 ч.)

Тема: Музыка и литература. (16 ч.)

Связь музыки и литературы. Что дает литература музыке. Сходство и различие между музыкой и литературой. Литературные произведения лежащие в основе музыкальных произведений. Либретто в операх и балетах. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы ис­кусства. Интонационные особенности языка народной, профес­сиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольк­лор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о му­зыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, ба­лет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.


Раздел II. (19 ч.)

Тема: Музыка и изобразительное искусство (19 ч.)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Ис­торические события, картины природы, разнообразные харак­теры, портреты людей в различных видах искусства. Образ му­зыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: че­рез прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живопис­ная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искус­стве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борь­бы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская ком­позитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.





КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


урока

в

учебном году

урока

в четверти

Дата

Название раздела, тема урока

Учебный материал

Примечания

(творческие задания, предполагаемые названия проектов и пр.)

I четверть (9 часов)




Раздел I.

«Музыка и литература»



1

1

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы.

«Вокализ». С.В. Рахманинов. «Дорога Добра» М. Минкова.

«Колыбельная». В.А. Моцарт


2

2

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Вокальная и инструментальная музыка.

«Дорога Добра».

«Жаворонок». М.И. Глинка.

«Грустная песенка». П.И. Чайковский.


3

3

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Литература обогащает музыку.

«Дорога Добра». «Жаворонок».

«Поёт зима, аукает» – мелодия 2-й части «Поэмы памяти Сергея Есенина». Г.В. Свиридов.


4

4

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Что может дать литература музыке.

Вторая часть («Поёт зима, аукает») из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Г.В. Свиридов. «Отговорила роща золотая».


5

5

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Либретто в операх и балетах.

«Отговорила роща золотая».

«Колыбельная Волховы» из оперы «Садко». Н.А. Римский – Корсаков. Фрагменты из балета «Чиполлино». К. Хачатурян.

Творческое задание «Нарисовать костюмы персонажей балета Чиполлино».

6

6

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Что теряет музыка без литературы.

«Колыбельная Волховы». «Руслан и Людмила». А.С. Пушкин. Отрывки поэмы.

Фрагменты из оперы «Руслан и Людмила». М.И. Глинка:

  • Марш Черномора;

  • Сцена Фарлафа и Наины.


7

7

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Сходство и различие между музыкой и литературой.

«Карманьола» французская н.п. – разучивание.

«Симфония № 6». Н.Я. Мясковский. Экспозиция финала.


8

8

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Опера «Садко» Н.А. Римского – Корсакова.

«Садко». Былина.

Фрагменты из оперы «Садко». Н.А. Римского – Корсакова. Окиян море – синее;

  • Колыбельная Волховы;

  • Сцена у Ильмень озера.

Репродукция картины «Портрет Забелы – Врубель в роли Волховы». Врубель

Творческое задание «Нарисовать декорацию к опере «Садко»».

9

9

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Обобщение тем четверти. Вторая жизнь песни.


Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент фи­нала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.


II четверть (7 часов)


10

1

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Всю жизнь мою несу Родину в душе…

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-дейст­во для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.


11

2

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

«Этюд №12» Ф.Шопен

«Прелюдия№7» Ф.Шопен

«Прелюдия№20» Ф.Шопен

«Вальс №7» Ф.Шопен


12

3

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Музыка В. А. Моцарта и литература.

«Откуда приятный и нежный тот звон» Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

«Маленькая ночная серенада» (рондо). В.-А. Моцарт.

«Старый повар». К. Паустовский . Рассказ. «Симфония №41».В.А. Моцарт. Фрагмент 2-й части «Юпитер».

«Реквием» (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Групповой проект «Музыка в творчестве писателей и поэтов».

13

4

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Путешествие в музыкальный театр. Опера.


«Где музыка берёт начало».

«Снегурочка». Н.А. Римский – Корсаков. Фрагменты.



14

5

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Путешествие в музыкальный театр. Балет.


«Щелкунчик.». Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

«Спящая красавица» Балет (фрагменты). П. Чайковский.


Проект «Музыка и литературе».

15

6

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Музыка в театре, кино, на телевидении.


Песня о Родине из к/ф «Цирк»

И. Дунаевский.

Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.

Урок музыки. Р. Роджерс из кинофильма «Звуки музыки».

«Четыре таракана и сверчок».


16

7

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Обобщение тем четверти. Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.


«Четыре таракана и сверчок».

«Где музыка берёт начало».

«Крылатые качели». Е. Крылатов.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

«Звуки музы­ки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.


III четверть (10 часов)




Раздел II.

Музыка и изобразительное искусство.



17

1

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Что роднит музыку с изобразительным искусством.


«Дорога Добра». «Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.



18

2

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Небесное и земное в звуках и красках.


«Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский

«Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов

«Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно

«Ave Maria» Дж. Каччини

«Ave Maria» Ф. Шуберт«Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский

«Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов

«Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно

«Ave Maria» Дж. Каччини

«Ave Maria» Ф. Шуберт


19

3

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Звать через прошлое к настоящему.


«Песня об Александре Невском»

хор «Вставайте, люди русские»

Групповой проект: «Богатырство в искусстве».


20

4

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Богатырская тема в русском искусстве.

«Погоня».

«Симфония № 2» («Богатырская»), фрагмент. А.П. Бородин. Репродукция картины «Богатыри».

В. Васнецов.

«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин.


21

5

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Музыкальная живопись и живописная музыка.


«Островок».

С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шел­ли).

«Весенние воды».

С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Групповой проект «Образ детства в музыке и живописи».

22

6

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Образ человека в музыке и живописи.

Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов». М.П. Мусоргский.

Репродукция картины «Протодъякон». И. Репин.

«Три парня».

«Песня о маленьком трубаче».


23

7

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.


Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахмани­нов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахмани­нов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты).

В. Кикта.


24

8

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Портрет в музыке и изобразительном искусстве.


Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классиче­ские и современные интерпретации).

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов.

Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

«Скрипка Паганини» В. Мигуля.


25

9

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Волшебная палочка дирижера.


«Музыкант» Б. Окуджава


26

10

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Обобщение тем четверти. Образы борьбы и победы в искусстве.


Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.


IV четверть (8 часов)


27

1

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Застывшая музыка.


Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах

Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах

«Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский

«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов


28

2

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Полифония в музыке и живописи.


И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),

Аве Мария.

М.К. Чюрленис. Фуга.


29

3

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Музыка на мольберте.


М.К. Чюрленис. Фуга.

М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,

М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».

мама».

Групповой проект «Образ музыки в живописи».

30

4

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Импрессионизм в музыке и живописи.


«Детский уголок» К.Дебюсси

«Диалог ветра с морем» К.Дебюсси

«Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков


31

5

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


О подвигах, о доблести и славе...


«Реквием» Д. Кабалевский:

«Помните»

«Наши дети»

«Реквием» стихи Р. Рождественского.

Групповой проект «Образ героизма в музыке, литературе и живописи».

32

6

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


В каждой мимолетности вижу я миры…


С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

«Избушка на курьих ножках»,

«Балет невылупившихся птенцов»


33

7

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Мир композитора. С веком наравне

«Зимнее утро» А.С. Пушкин. Стих.

«Зимняя дорога» А.С. Пушкин. Стих.

«Прелюдия» (соль – диез минор).

С.В. Рахманинов.

Фрагменты повести «Слепой музыкант». В. Короленко и фрагменты из музыки

П.И. Чайковского («Думка») и Л. ван Бетховена увертюра «Кориолан». Бетховен.

«На севере диком».


34

8

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Урок обобщения по теме «Музыка и изобразительное искусство».

Музыкальный материал по выбору учащихся.


35

9

5 а –

5 б –

5 в –

5 г –


Урок – концерт.

Музыкальный материал по выбору обучающихся.




Список литература для учителя


  1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. [Текст] // Москва, «Лада». - 2009 г. – с.1-50;

  2. Жук, Л.И. Музыкальные игры и конкурсы. [Текст] // Минск, «Красико- Принт». - 2008 г. – с.1 - 89.

  3. Золина, Л.В. Уроки музыки 1-8 класс. [Текст] // Москва, «Глобус». – 2008 г. – с.1 -256;

  4. Разумовская, О.К. Зарубежные композиторы. Биографии. Викторины. Кроссворды. [Текст] // Москва, «АЙРИС – пресс». - 2008 г. – с.1 – 250.

  5. Сергеева, Г.П. Критская, Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки 5-6 классы. [Текст] // Москва, Просвещение. – 2013 г. – с.1 – 127.

  6. Сергеева, Г.П., Критская , Е.Д. Учебник «Музыка. 5 класс», [Текст] // М., Просвещение, 2013г.

  7. Сергеева, Г.П., Критская , Е.Д. Учебник «Музыка. 5 класс», [Текст] // М., Просвещение, 2013г.

  8. Шедевры мировой классической музыки. [Текст] //Москва. - 2003 г.

  9. СД. Мировая классика в современной обработке. Москва, «Лада», 2009 г.



Список литература для учащихся


  1. Сергеева, Г.П., Критская , Е.Д. Учебник «Музыка. 5 класс», [Текст] // М., Просвещение, 2013г.



















13