СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Планирование по русскому языку»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БРЯНСКАЯ ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№66» г.Брянска


«Согласовано»

Руководитель ШМО

МБОУ СОШ №66

_________/Е.А.Барабанова

Протокол № 1

от «28» 08 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

МБОУ СОШ №66

________/Е.В.Дубневская

Протокол № 1

от «28» 08 2020 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ СОШ №66

____________/Л.А.Щепецкий

Приказ № 134

от «28» 08 2020 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1-4 КЛАСС

2019-2023


Программа составлена на основе:

  1. Федеральногого сударственного образовательного стандарта

начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  1. Бантова М.А., Бельтюкова В.Г., Бойкина М.В., Волкова С.И. и др.

Школа России. Сборник Рабочих программ 1-4 кл. Пособие для учителей общеобразотельных учреждений. – М..: Просвещение 2011г., .39-210


  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 1кл., 2 кл., 3кл., 4кл.

  2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь для 1кл., 2 кл., 3кл., 4кл. Москва «Просвещение» 2018

  3. Горецкий В.Г. Прописи для 1 класса в 4 частях. Москва «Просвещение» 2018



Срок освоения – 4 года

Общее количество часов (начальное общее образование) – 675ч





Составитель: Платонова С.С.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе:

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012.

  2. Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».

  3. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 и от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 31.12.2015 №1576«О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства от 6 октября 2009 года № 373».

  4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №66 г. Брянска.

  5. Примерной программы «Русский язык» Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.1 класс. 2011г. Издательство «Просвещение». (УМК «Школа России)

  6. Учебного плана МБОУ СОШ №66 г. Брянска на 2020/2021 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов МБОУ СОШ №66 г. Брянска.

  7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”.

  8. Годового календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год МБОУ СОШ №66 г. Брянска.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.2 класс Учебник: 2 класс: В 1 ч.: Ч.1.2018г «Просвещение».

2. Рабочая тетрадь: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2 класс: В 2.ч 2018 год «Просвещение».

Курс «Русский язык» рассчитан на 166 часов (5 часов в неделю)

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учатся и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной

грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития,

обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и

формирование на этой основе знаково-символического восприятия и

логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков

грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных

и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ)потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для

выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на уровне начального общего образования:

научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную

образовательную программу начального общего образования, будет

сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной

принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи

учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления

информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения

коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках),

сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации

информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

-различать звуки и буквы;

– характеризовать звуки русского языка: гласные

ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

– пользоваться русским алфавитом на основе знания

последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска

необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским

алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для

упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных

словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

-соблюдать нормы русского и родного литературного языка в

собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

– находить при сомнении в правильности постановки ударения

или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

Выпускник научится:

– выявлять слова, значение которых требует уточнения;

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью

толкового словаря

– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

подбирать антонимы для точной характеристики предметов

при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном

значении (простые случаи);

оценивать уместность использования слов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения

коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

распознавать грамматические признаки слов;

– с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на

какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной

группе основных частей речи (имена существительные, имена

прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор имен существительных,

имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;

оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и

наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между

словами в словосочетании и предложении;

– классифицировать предложения по цели высказывания, находить

повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

– определять восклицательную/невосклицательную интонацию

предложения;

– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены

предложения;

-выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения —определения,

дополнения, обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике

алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения,

синтаксический), оценивать правильность разбора;

различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация

Выпускник научится:

– применять правила правописания (в объеме содержания курса);

– определять (уточнять) написание слова по орфографическому

словарю учебника;

– безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;

– писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии

с изученными правилами правописания;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и

исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать

записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

– выражать собственное мнение и аргументировать его;

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

– создавать тексты по предложенному заголовку;

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– пересказывать текст от другого лица;

– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

– анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи:

соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном

общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное

восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я.

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела

между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (чаща, чу щу, жиши);прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков.

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный –непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика.

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения.

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий,-ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической

зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

-сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

-сочетания чк – чн, чт, щн;

-перенос слов;

-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-проверяемые безударные гласные в корне слова;

-парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

-непроизносимые согласные;

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

-гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

-разделительные ъ и ь;

-мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

-безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

-безударные окончания имен прилагательных;

-раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

-не с глаголами;

-мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

-мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

-безударные личные окончания глаголов;

-раздельное написание предлогов с другими словами;

-знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ.

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,

корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание

собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.




Тематическое планирование

1 класс

Название раздела

Часы

1

Добукварный период

21

2

Букварный период

75

3

Послебукварный период

10

4

Наша речь

3

5

Текст

3

6

Слова, слова, слова…

4

7

Слово и слог

7

8

Звуки и буквы

37


Итого

160

2 класс

Название раздела

часы

1

Наша речь

3

2

Текст

4

3

Предложение

12

4

Слова, слова, слова

16

5

Звуки и буквы

62

6

Части речи

58

7

Повторение

16


Итого

165

3 класс

Название раздела

часы

1

Язык и речь

2

2

Предложение и словосочитание

15

3

Слово в языке и речи

19

4

Правописание частей слова

27

5

Состав слова

16

6

Части речи

78

7

Повторение

8


Итого

165

4 класс

Название раздела

часы

1

Повторение

9

2

Предложение

7

3

Слово в языке и речи

20

4

Имя существительное

37

5

Имя прилагательное

29

6

Личные местоимения

9

7

Глагол

32

8

Повторение

5


Итого

148





Календарно-тематическое планирование по русскому языку



п/п

Тема урока

Дата

НАША РЕЧЬ (3 ч)

Виды речи (2 ч)

1

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

01.09

2

Виды речи.

02.09

Диалог и монолог (1 ч)

3

Диалог и монолог.

03.09

ТЕКСТ (4 ч)

Текст (2 ч)

4

Текст. Признаки текста.

04.09

5

Тема и главная мысль текста. Заглавие.

07.09

Части текста (2 часа)

6

Части текста.

08.09

7

Р.р. Составление рассказа по рисунку, данному началу и парным словам.

09.09

ПРЕДЛОЖЕНИЕ(12 ч)

Предложение (3 ч)

8

Что такое предложение?

10.09

9

Знаки препинания в конце предложения.

14.09

10

Связь слов в предложении.

15.09

Члены предложений (9 ч)

11

Что такое главные члены предложения?

16.09

12

Что такое второстепенные члены предложения? (без деления на виды).

17.09

13

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

18.09

14

Что такое распространённые и нераспространённые предложения?

21.09

15

Как установить связь слов в предложении?

22.09

16

Связь слов в предложении. Обобщение и систематизация знаний о предложении.

23.09

17

Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции И.С.Остроухова «Золотая осень».

24.09

18

Диктант по повторению (входной)

25.09

19

Анализ и коррекция знаний по теме: «Предложение».

28.09

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА (16 ч)

Слово и его значение (3 ч)

20

Что такое лексическое значение слова?

29.09

21

Что такое однозначные и многозначные слова?

30.09

22

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

01.10

Синонимы и антонимы ( 4 ч)

23

Что такое синонимы?

02.10

24

Что такое антонимы?

05.10

25

Изложение на основе зрительного восприятия текста по данным к нему вопросам.

06.10

26

Анализ и коррекция знаний.

Обобщение знаний о значении слова.

07.10

Однокоренные слова (4 ч)

27

Что такое родственные слова?

08.10

28

Что такое однокоренные слова?

09.10

29

Что такое корень слова?

12.10

30

Обобщение по теме «Однокоренные слова».

13.10

Слог. Ударение. Перенос слова. (5 ч)

31

Слог как минимальная произносительная единица.

14.10

32

Ударение.

15.10

33

Контрольный диктант по теме: «Слово».

16.10

34

Работа над ошибками. Перенос слов по слогам.

19.10

35

Р.р. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

20.10

ЗВУКИ И БУКВЫ (62 ч)

Звуки и буквы (3 ч)

36

Как различить звуки и буквы?

21.10

37

Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова…»

22.10

38

Анализ и коррекция знаний. Упражнение в переносе слов.

23.10

Русская азбука или алфавит (2 ч)

39

Как мы используем алфавит? «Странички для любознательных».

09.11

40

Какие слова пишутся с заглавной буквы? Проверочная работа по теме «Русская азбука или алфавит».

10.11

Гласные звуки (2 ч)

41

Как определить гласные звуки? Гласные звуки. Слова с буквой э.

11.11

Правописание слов с безударным гласным

звуком в корне (13 ч)

42

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки.

12.11

43

Правило обозначения буквой безударного гласного звука.

13.11

44

Проверочные слова. Правописание однокоренных слов.

16.11

45

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

17.11

46

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

18.11


47

Проверочный диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

19.11


48

Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

20.11

49

Анализ и коррекция знаний.

23.11

50

Р.р. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.

24.11

51

Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением.

25.11

52

Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

26.11

53

Упражнение в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов.

27.11

Согласные звуки (3ч)

54

Как определить согласные звуки. Р.р. Восстановление деформированного текста по рисунку.

30.11

55

Диктант по теме «Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением».

01.12

56

Анализ и коррекция знаний.

02.12

Согласный звук Й и буква Й ( 1 ч)

57

Согласный звук [Й]и буква И краткое.

03.12

Слова с удвоенными согласными (2 ч)

58

Слова с удвоенными согласными. Проект «И в шутку и всерьёз»

04.12

59

Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картиныА.С.Степанова «Лоси» и опорным словам.

07.12

Твердые и мягкие согласные звуки, и буквы для их

обозначения (2 ч)

60

Анализ и коррекция знаний.

08.12

61

Твёрдые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения.

09.12

Мягкий знак (2 ч)

62

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

10.12

63

Обозначение мягкости согласного мягким знаком. Проект "Пишем письмо".

11.12

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (9 ч)

64

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

14.12

65

Р.р. Изложение текста по коллективно составленному плану и вопросам.

15.12

66

Анализ и коррекция знаний.

16.12

67

Обобщение знаний по теме: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

17.12

68

Работа с предложением и текстом.

18.12

69

Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА,ЧУ – ЩУ.

21.12

70

Обобщение знаний по теме: Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА,ЧУ – ЩУ. Р.р.Составление текста по опорным слова).

22.12

71

Контрольный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

23.12

72

Анализ и коррекция знаний. Проект «Рифма».

24.12

Звонкие и глухие согласные звуки (1 ч)

73

Обобщение знаний по теме: Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА,ЧУ – ЩУ. Р.р.Составление текста по опорным словам.

25.12

Правописание слов с парным по глухости-звонкости

согласным на конце слова и перед согласным (16ч)

74

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

28.12

75

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова.

29.12

76

Проверка парных согласных в корне слова.

30.12

77

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова.

11.01

78

Проверка парных согласных в корне слова.

12.01

79

Распознавание проверяемых и проверочных слов.

13.01

80

Проверка парных согласных.

14.01

81

Проверка парных согласных в корне слова.

15.01

82


Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова.

18.01


83

Правописание слов с парным по звонкости – глухости согласным на конце слова и перед согласным.

19.01

84

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

20.01

85

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

21.01

86

Обобщение знаний по теме: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным».

22.01

87

Обобщение «Слова с парными согласными и на конце и перед согласными».

25.01

88

Проверочный диктант по теме «Слова с парными глухими и звонкими согласными».

26.01

89

Анализ и коррекция знаний.

27.01


Разделительный мягкий знак (ь) (6 ч )


90

Разделительный мягкий знак.

28.01

91

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

29.01

92

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь) и другими изученными орфограммами.

01.02

93

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

02.02

94

Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак».

03.02

95

Анализ и коррекция знаний.

Р.р.Составление устного рассказа по серии рисунков.

04.02

ЧАСТИ РЕЧИ (58 ч)

Части речи (2 ч)

96

Что такое части речи?

05.02

97

Части речи. Обобщение изученного материала.

08.02

Имя существительное (19 ч)

Имя существительное как часть речи (3ч)

98

Имя существительное как часть речи.

09.02

99

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

10.02

100

Роль имен существительных в нашей речи.

11.02

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (4ч)

101

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

12.02

102

Неодушевлённые имена существительные.

15.02

103

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

16.02

104

Обобщение изученного материала по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

17.02

Собственные и нарицательные имена существительные(6 ч)

105

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных (фамилии, имена, отчества людей).

18.02

106

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей.

19.02

107

Заглавная буква в написании кличек животных. Р.р. Составление рассказа о своём домашнем питомце по личным наблюдениям и вопросам.

22.02

108

Заглавная буква в географических названиях.

24.02

109

Р.р. Составление устного рассказа
по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри».

25.02

Число имён существительных (6 ч)

110

Единственное и множественное число имён существительных.

26.02

111

Изменение имён существительных по числам.

01.03

112

Обобщение знаний по теме «Число имен существительных».

02.03

113

Обобщение знаний об имени существительном.

03.03

114

Проверочная работа по теме «Имя существительное».

04.03

115

Анализ и коррекция знаний.

05.03

ГЛАГОЛ (13 ч)
Глагол как часть речи (8ч)

116

Что такое глагол? (Общее представление).

09.03

117

Что такое глагол?

10.03

118

Единственное и множественное число глаголов.

11.03

119

Единственное и множественное число глаголов.

12.03

120

Контрольный диктант 3 четверть.

15.03

121

Работа над ошибками. Упражнения в распознавании глаголов.

16.03

122

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста.

17.03

123

Правописание частицы НЕ с глаголами.

18.03

Обобщение знаний о глаголе (2ч)

124

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

19.03

125

Обобщение знаний о глаголе. Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

29.03

Текст-повествование и роль в нём глаголов (3ч)

126

Проверочная работа по теме «Глагол».

30.03

127

Анализ и коррекция знаний.

31.03

128

Текст-повествование и роль в нем глаголов.

Где поставить ударение.

01.04

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (13 ч)

Имя прилагательное как часть речи (6ч)

129

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи

02.04

130

Имя прилагательное как часть речи

05.04

131

Связь имени прилагательного с именем существительным.


06.04

132

Связь имени прилагательного с именем существительным. Сравнение как одно из выразительных средств языка.

07.04

133

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

08.04

134

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов.

09.04

Единственное и множественное число имён прилагательных (2ч)

135

Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

11.04


136

Единственное и множественное число имён прилагательных.

12.04

Обобщение знаний об имени прилагательном(2ч)

Текст- описание и роль в нём имён прилагательных (3ч)

137

Что такое текст-описание? Дом в старину: что как называлось.

13.04

138

Наблюдение над употреблением имен прилагательных в тексте-описании.

14.04

139

Р.р.Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

15.04

140

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

16.04

141

Анализ и коррекция знаний.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

19.04

МЕСТОИМЕНИЕ (5 ч)

Местоимение как часть речи (2ч)

142

Работа над ошибками. Что такое местоимение?

20.04

143

Значение местоимения и его роль в речи.

Р.р. Составление по рисункам текста-диалога.

21.04

Текст-рассуждение (3ч)

144

Что такое текст-рассуждение? Р.р.Создание текста-рассуждения. Сравниваем тексты.

22.04

145

Проверочная работа по теме «Местоимение».

23.04

146

Работа над ошибками.

26.04

Предлоги

147

Предлоги как часть речи. Роль предлогов в речи.

27.04

148

Раздельное написание предлогов со словами.

28.04

149

Проект «В словари-за частями речи!»

29.04

150

Правописание предлогов с именами существительными.

30.04

151

Контрольный диктант №5 по теме «Части речи»

04.05

152

Анализ и коррекция знаний.

05.05

153

Проверочная работа по теме «Части речи».

06.05

154

Анализ и коррекция знаний.

07.05

ПОВТОРЕНИЕ (10ч)

155

Повторение по теме «Текст».

12.05

156

Повторение по теме «Предложение».

13.05

157

Итоговая контрольная работа за год.

14.05

158

Анализ и коррекция знаний.

17.05

159

Повторение по теме «Слово и его значение».

18.05

160

Повторение по теме «Секреты речи и текста».

19.05

161

Повторение по теме «Части речи».

20.05

162

Повторение за курс «Родной язык».

21.05

163

Итоговое тестирование по курсу русского языка.

24.05

164

Обобщение изученного за год.

25.05