МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
БРЯНСКАЯ ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№66» г.Брянска
«Согласовано» Руководитель ШМО МБОУ СОШ №66 _________/Е.А.Барабанова Протокол № 1 от «28» 08 2020 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ СОШ №66 ________/Е.В.Дубневская Протокол № 1 от «28» 08 2020 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №66 ____________/Л.А.Щепецкий Приказ № 134 от «28» 08 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1-4 КЛАСС
2019-2023
Программа составлена на основе:
Федеральногого сударственного образовательного стандарта
начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Бантова М.А., Бельтюкова В.Г., Бойкина М.В., Волкова С.И. и др.
Школа России. Сборник Рабочих программ 1-4 кл. Пособие для учителей общеобразотельных учреждений. – М..: Просвещение 2011г., .39-210
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 1кл., 2 кл., 3кл., 4кл.
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь для 1кл., 2 кл., 3кл., 4кл. Москва «Просвещение» 2018
Горецкий В.Г. Прописи для 1 класса в 4 частях. Москва «Просвещение» 2018
Срок освоения – 4 года
Общее количество часов (начальное общее образование) – 675ч
Составитель: Платонова С.С.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе:
Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012.
Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 и от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 31.12.2015 №1576«О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства от 6 октября 2009 года № 373».
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №66 г. Брянска.
Примерной программы «Русский язык» Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.1 класс. 2011г. Издательство «Просвещение». (УМК «Школа России)
Учебного плана МБОУ СОШ №66 г. Брянска на 2020/2021 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов МБОУ СОШ №66 г. Брянска.
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”.
Годового календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год МБОУ СОШ №66 г. Брянска.
Учебно-методическое обеспечение
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.2 класс Учебник: 2 класс: В 1 ч.: Ч.1.2018г «Просвещение».
2. Рабочая тетрадь: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2 класс: В 2.ч 2018 год «Просвещение».
Курс «Русский язык» рассчитан на 166 часов (5 часов в неделю)
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учатся и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной
грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития,
обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных
и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ)потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для
выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования, будет
сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления
информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
-различать звуки и буквы;
– характеризовать звуки русского языка: гласные
ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
– пользоваться русским алфавитом на основе знания
последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским
алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для
упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных
словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
-соблюдать нормы русского и родного литературного языка в
собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
– находить при сомнении в правильности постановки ударения
или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
Выпускник научится:
– выявлять слова, значение которых требует уточнения;
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью
толкового словаря
– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
– подбирать антонимы для точной характеристики предметов
при их сравнении;
– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном
значении (простые случаи);
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
– с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на
какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной
группе основных частей речи (имена существительные, имена
прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
– проводить морфологический разбор имен существительных,
имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
– находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и
наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между
словами в словосочетании и предложении;
– классифицировать предложения по цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
– определять восклицательную/невосклицательную интонацию
предложения;
– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
-выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
– различать второстепенные члены предложения —определения,
дополнения, обстоятельства;
– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения,
синтаксический), оценивать правильность разбора;
– различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
– применять правила правописания (в объеме содержания курса);
– определять (уточнять) написание слова по орфографическому
словарю учебника;
– безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
– писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии
с изученными правилами правописания;
– проверять собственный и предложенный текст, находить и
исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
– подбирать примеры с определенной орфограммой;
– при составлении собственных текстов перефразировать
записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
– при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
– выражать собственное мнение и аргументировать его;
– самостоятельно озаглавливать текст;
– составлять план текста;
– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать тексты по предложенному заголовку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пересказывать текст от другого лица;
– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
– анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи:
соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном
общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное
восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я.
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела
между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча– ща, чу – щу, жи– ши);прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный –непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения.
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий,-ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической
зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
-сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
-сочетания чк – чн, чт, щн;
-перенос слов;
-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
-проверяемые безударные гласные в корне слова;
-парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
-непроизносимые согласные;
-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
-гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
-разделительные ъ и ь;
-мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
-безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
-безударные окончания имен прилагательных;
-раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
-не с глаголами;
-мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
-мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
-безударные личные окончания глаголов;
-раздельное написание предлогов с другими словами;
-знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание
собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Тематическое планирование
1 класс
№ | Название раздела | Часы |
1 | Добукварный период | 21 |
2 | Букварный период | 75 |
3 | Послебукварный период | 10 |
4 | Наша речь | 3 |
5 | Текст | 3 |
6 | Слова, слова, слова… | 4 |
7 | Слово и слог | 7 |
8 | Звуки и буквы | 37 |
| Итого | 160 |
2 класс
№ | Название раздела | часы |
1 | Наша речь | 3 |
2 | Текст | 4 |
3 | Предложение | 12 |
4 | Слова, слова, слова | 16 |
5 | Звуки и буквы | 62 |
6 | Части речи | 58 |
7 | Повторение | 16 |
| Итого | 165 |
3 класс
№ | Название раздела | часы |
1 | Язык и речь | 2 |
2 | Предложение и словосочитание | 15 |
3 | Слово в языке и речи | 19 |
4 | Правописание частей слова | 27 |
5 | Состав слова | 16 |
6 | Части речи | 78 |
7 | Повторение | 8 |
| Итого | 165 |
4 класс
№ | Название раздела | часы |
1 | Повторение | 9 |
2 | Предложение | 7 |
3 | Слово в языке и речи | 20 |
4 | Имя существительное | 37 |
5 | Имя прилагательное | 29 |
6 | Личные местоимения | 9 |
7 | Глагол | 32 |
8 | Повторение | 5 |
| Итого | 148 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ п/п | Тема урока | Дата |
НАША РЕЧЬ (3 ч) Виды речи (2 ч) |
1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 01.09 |
2 | Виды речи. | 02.09 |
Диалог и монолог (1 ч) |
3 | Диалог и монолог. | 03.09 |
ТЕКСТ (4 ч) Текст (2 ч) |
4 | Текст. Признаки текста. | 04.09 |
5 | Тема и главная мысль текста. Заглавие. | 07.09 |
Части текста (2 часа) |
6 | Части текста. | 08.09 |
7 | Р.р. Составление рассказа по рисунку, данному началу и парным словам. | 09.09 |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ(12 ч) Предложение (3 ч) |
8 | Что такое предложение? | 10.09 |
9 | Знаки препинания в конце предложения. | 14.09 |
10 | Связь слов в предложении. | 15.09 |
Члены предложений (9 ч) |
11 | Что такое главные члены предложения? | 16.09 |
12 | Что такое второстепенные члены предложения? (без деления на виды). | 17.09 |
13 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 18.09 |
14 | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | 21.09 |
15 | Как установить связь слов в предложении? | 22.09 |
16 | Связь слов в предложении. Обобщение и систематизация знаний о предложении. | 23.09 |
17 | Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции И.С.Остроухова «Золотая осень». | 24.09 |
18 | Диктант по повторению (входной) | 25.09 |
19 | Анализ и коррекция знаний по теме: «Предложение». | 28.09 |
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА (16 ч) Слово и его значение (3 ч) |
20 | Что такое лексическое значение слова? | 29.09 |
21 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 30.09 |
22 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 01.10 |
Синонимы и антонимы ( 4 ч) |
23 | Что такое синонимы? | 02.10 |
24 | Что такое антонимы? | 05.10 |
25 | Изложение на основе зрительного восприятия текста по данным к нему вопросам. | 06.10 |
26 | Анализ и коррекция знаний. Обобщение знаний о значении слова. | 07.10 |
Однокоренные слова (4 ч) |
27 | Что такое родственные слова? | 08.10 |
28 | Что такое однокоренные слова? | 09.10 |
29 | Что такое корень слова? | 12.10 |
30 | Обобщение по теме «Однокоренные слова». | 13.10 |
Слог. Ударение. Перенос слова. (5 ч) |
31 | Слог как минимальная произносительная единица. | 14.10 |
32 | Ударение. | 15.10 |
33 | Контрольный диктант по теме: «Слово». | 16.10 |
34 | Работа над ошибками. Перенос слов по слогам. | 19.10 |
35 | Р.р. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 20.10 |
ЗВУКИ И БУКВЫ (62 ч) Звуки и буквы (3 ч) |
36 | Как различить звуки и буквы? | 21.10 |
37 | Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова…» | 22.10 |
38 | Анализ и коррекция знаний. Упражнение в переносе слов. | 23.10 |
Русская азбука или алфавит (2 ч) |
39 | Как мы используем алфавит? «Странички для любознательных». | 09.11 |
40 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? Проверочная работа по теме «Русская азбука или алфавит». | 10.11 |
Гласные звуки (2 ч) |
41 | Как определить гласные звуки? Гласные звуки. Слова с буквой э. | 11.11 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (13 ч) |
42 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки. | 12.11 |
43 | Правило обозначения буквой безударного гласного звука. | 13.11 |
44 | Проверочные слова. Правописание однокоренных слов. | 16.11 |
45 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 17.11 |
46 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 18.11 |
47 | Проверочный диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». | 19.11 |
48 | Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство». | 20.11 |
49 | Анализ и коррекция знаний. | 23.11 |
50 | Р.р. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. | 24.11 |
51 | Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением. | 25.11 |
52 | Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 26.11 |
53 | Упражнение в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов. | 27.11 |
Согласные звуки (3ч) |
54 | Как определить согласные звуки. Р.р. Восстановление деформированного текста по рисунку. | 30.11 |
55 | Диктант по теме «Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением». | 01.12 |
56 | Анализ и коррекция знаний. | 02.12 |
Согласный звук Й и буква Й ( 1 ч) |
57 | Согласный звук [Й]и буква И краткое. | 03.12 |
Слова с удвоенными согласными (2 ч) |
58 | Слова с удвоенными согласными. Проект «И в шутку и всерьёз» | 04.12 |
59 | Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картиныА.С.Степанова «Лоси» и опорным словам. | 07.12 |
Твердые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения (2 ч) |
60 | Анализ и коррекция знаний. | 08.12 |
61 | Твёрдые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения. | 09.12 |
Мягкий знак (2 ч) |
62 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 10.12 |
63 | Обозначение мягкости согласного мягким знаком. Проект "Пишем письмо". | 11.12 |
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (9 ч) |
64 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 14.12 |
65 | Р.р. Изложение текста по коллективно составленному плану и вопросам. | 15.12 |
66 | Анализ и коррекция знаний. | 16.12 |
67 | Обобщение знаний по теме: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 17.12 |
68 | Работа с предложением и текстом. | 18.12 |
69 | Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА,ЧУ – ЩУ. | 21.12 |
70 | Обобщение знаний по теме: Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА,ЧУ – ЩУ. Р.р.Составление текста по опорным слова). | 22.12 |
71 | Контрольный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». | 23.12 |
72 | Анализ и коррекция знаний. Проект «Рифма». | 24.12 |
Звонкие и глухие согласные звуки (1 ч) |
73 | Обобщение знаний по теме: Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА,ЧУ – ЩУ. Р.р.Составление текста по опорным словам. | 25.12 |
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным (16ч) |
74 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 28.12 |
75 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. | 29.12 |
76 | Проверка парных согласных в корне слова. | 30.12 |
77 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. | 11.01 |
78 | Проверка парных согласных в корне слова. | 12.01 |
79 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. | 13.01 |
80 | Проверка парных согласных. | 14.01 |
81 | Проверка парных согласных в корне слова. | 15.01 |
82 | Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова. | 18.01 |
83 | Правописание слов с парным по звонкости – глухости согласным на конце слова и перед согласным. | 19.01 |
84 | Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. | 20.01 |
85 | Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. | 21.01 |
86 | Обобщение знаний по теме: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным». | 22.01 |
87 | Обобщение «Слова с парными согласными и на конце и перед согласными». | 25.01 |
88 | Проверочный диктант по теме «Слова с парными глухими и звонкими согласными». | 26.01 |
89 | Анализ и коррекция знаний. | 27.01 |
| Разделительный мягкий знак (ь) (6 ч ) | |
90 | Разделительный мягкий знак. | 28.01 |
91 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 29.01 |
92 | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь) и другими изученными орфограммами. | 01.02 |
93 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 02.02 |
94 | Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак». | 03.02 |
95 | Анализ и коррекция знаний. Р.р.Составление устного рассказа по серии рисунков. | 04.02 |
ЧАСТИ РЕЧИ (58 ч) Части речи (2 ч) |
96 | Что такое части речи? | 05.02 |
97 | Части речи. Обобщение изученного материала. | 08.02 |
Имя существительное (19 ч) Имя существительное как часть речи (3ч) |
98 | Имя существительное как часть речи. | 09.02 |
99 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 10.02 |
100 | Роль имен существительных в нашей речи. | 11.02 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (4ч) |
101 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 12.02 |
102 | Неодушевлённые имена существительные. | 15.02 |
103 | Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных. | 16.02 |
104 | Обобщение изученного материала по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». | 17.02 |
Собственные и нарицательные имена существительные(6 ч) |
105 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных (фамилии, имена, отчества людей). | 18.02 |
106 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. | 19.02 |
107 | Заглавная буква в написании кличек животных. Р.р. Составление рассказа о своём домашнем питомце по личным наблюдениям и вопросам. | 22.02 |
108 | Заглавная буква в географических названиях. | 24.02 |
109 | Р.р. Составление устного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри». | 25.02 |
Число имён существительных (6 ч) |
110 | Единственное и множественное число имён существительных. | 26.02 |
111 | Изменение имён существительных по числам. | 01.03 |
112 | Обобщение знаний по теме «Число имен существительных». | 02.03 |
113 | Обобщение знаний об имени существительном. | 03.03 |
114 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | 04.03 |
115 | Анализ и коррекция знаний. | 05.03 |
ГЛАГОЛ (13 ч) Глагол как часть речи (8ч) |
116 | Что такое глагол? (Общее представление). | 09.03 |
117 | Что такое глагол? | 10.03 |
118 | Единственное и множественное число глаголов. | 11.03 |
119 | Единственное и множественное число глаголов. | 12.03 |
120 | Контрольный диктант 3 четверть. | 15.03 |
121 | Работа над ошибками. Упражнения в распознавании глаголов. | 16.03 |
122 | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. | 17.03 |
123 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 18.03 |
Обобщение знаний о глаголе (2ч) |
124 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | 19.03 |
125 | Обобщение знаний о глаголе. Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 29.03 |
Текст-повествование и роль в нём глаголов (3ч) |
126 | Проверочная работа по теме «Глагол». | 30.03 |
127 | Анализ и коррекция знаний. | 31.03 |
128 | Текст-повествование и роль в нем глаголов. Где поставить ударение. | 01.04 |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (13 ч) Имя прилагательное как часть речи (6ч) |
129 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи | 02.04 |
130 | Имя прилагательное как часть речи | 05.04 |
131 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 06.04 |
132 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Сравнение как одно из выразительных средств языка. | 07.04 |
133 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 08.04 |
134 | Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов. | 09.04 |
Единственное и множественное число имён прилагательных (2ч) |
135 | Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | 11.04 |
136 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 12.04 |
Обобщение знаний об имени прилагательном(2ч) Текст- описание и роль в нём имён прилагательных (3ч) |
137 | Что такое текст-описание? Дом в старину: что как называлось. | 13.04 |
138 | Наблюдение над употреблением имен прилагательных в тексте-описании. | 14.04 |
139 | Р.р.Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 15.04 |
140 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | 16.04 |
141 | Анализ и коррекция знаний. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 19.04 |
МЕСТОИМЕНИЕ (5 ч) Местоимение как часть речи (2ч) |
142 | Работа над ошибками. Что такое местоимение? | 20.04 |
143 | Значение местоимения и его роль в речи. Р.р. Составление по рисункам текста-диалога. | 21.04 |
Текст-рассуждение (3ч) |
144 | Что такое текст-рассуждение? Р.р.Создание текста-рассуждения. Сравниваем тексты. | 22.04 |
145 | Проверочная работа по теме «Местоимение». | 23.04 |
146 | Работа над ошибками. | 26.04 |
Предлоги |
147 | Предлоги как часть речи. Роль предлогов в речи. | 27.04 |
148 | Раздельное написание предлогов со словами. | 28.04 |
149 | Проект «В словари-за частями речи!» | 29.04 |
150 | Правописание предлогов с именами существительными. | 30.04 |
151 | Контрольный диктант №5 по теме «Части речи» | 04.05 |
152 | Анализ и коррекция знаний. | 05.05 |
153 | Проверочная работа по теме «Части речи». | 06.05 |
154 | Анализ и коррекция знаний. | 07.05 |
ПОВТОРЕНИЕ (10ч) |
155 | Повторение по теме «Текст». | 12.05 |
156 | Повторение по теме «Предложение». | 13.05 |
157 | Итоговая контрольная работа за год. | 14.05 |
158 | Анализ и коррекция знаний. | 17.05 |
159 | Повторение по теме «Слово и его значение». | 18.05 |
160 | Повторение по теме «Секреты речи и текста». | 19.05 |
161 | Повторение по теме «Части речи». | 20.05 |
162 | Повторение за курс «Родной язык». | 21.05 |
163 | Итоговое тестирование по курсу русского языка. | 24.05 |
164 | Обобщение изученного за год. | 25.05 |