Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 села Стародубского Буденновского района»
Рассмотрена Согласована Утверждена
на заседании педагогического замдиректора по ВР Директор МОУ СОШ №7
совета с. Стародубского
Протокол
№1 от ____ августа 2019 г. В.В.Михальченко Н.В. Кудренко
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа
кружка «Музейное дело»
Руководитель :Красько Любовь Николаевна ,
учитель иностранного языка
2010 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности программа «Музейное дело» составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть Iстатья 75).
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября №176-р).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Основной образовательной программы МОУ СОШ № 7 с. Стародубского.
Программа дополнительного образования детей МОУ СОШ №7 с. Стародубского.
Направленность программы. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу «Музейное дело» в рамках учебно-воспитательного процесса.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в выставках, экспозициях по истории, культуре родного края, своей школы, участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ.
Музейная комната – одно из приоритетных направлений в работе «Музейного дела». Музейная комната в школе рассматривается как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села. В этом году планируется перевести музейные данные в электронный вид, разместить их на страничке школьного сайта, т.е. создать электронный музей.
Актуальность программы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общая продолжительность обучения составляет 70 часов.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 мин. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Возраст обучающихся: от 11 до 14 лет.
Количество обучающихся в группе: 12 человек
Цель:
- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Задачи:
- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся;
- развивать творческие способности;
- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать чувства любви к родному краю;
- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм;
- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края;
- формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.
Планируемые результаты
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:
- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, края, России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Стародубского;
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность;
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.
Музейная комната (далее-музей) историко-краеведческого направления организована в школе 11.11.2005 года на общественных началах на основе систематической работы постоянного актива учащихся, наличия фонда подлинных и научно-вспомогательных материалов. Учредителем музея является МОУ СОШ №7 с. Стародубского, в которой организуется музей. Собранный материал составляет фонд школьного музея. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательной организации и непосредственный руководитель музея. Хранение в музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, запрещается. Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, стоящих перед школой.
Оборудование и оформление школьного музея: Школьный историко – краеведческий музей оборудован выставочными витринами, стеллажами, на которых представлены экспонаты. Кабинет оснащен выходом в Интернет. Имеется видеопроектор, экран, компьютер.
Фонд включает:
Альбомы с фотографиями школы, учащихся 1984-2013 годов;Архитектурные памятники села
Предметы обмундирования офицера ВС РФ
Предметы быта жителей села
Стенды «История школы» , «История села»
Планируемые результаты
Предполагается, что воспитанники научатся самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.
Разовьют наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление.
Сформируют широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.
Сформируют активную гражданскую позицию.
Содержание программы курса
Содержание основной работы экспозиции «Моя малая Родина»:
Обзор литературы, подбор и систематизация материалов из газет и журналов, других источников информации;
Сбор материала по краеведению: одежда, предметы быта, изделия ДПИ, домашняя утварь народов Кавказа и Ставрополья.
Сбор природного материала, оформление гербариев, изготовление поделок из собранного материала.
Оформление экспозиций: стендов и витражей согласно тематике.
Разработка и проведение экскурсий по экспозициям.
Буденновска и других), сотрудничества между активами музеев.
Организация выставки детских творческих работ по теме: «Тебе, мой край, в минуты вдохновения…»
Организация встреч и известными людьми края, города и села.
Участие в городских и школьных мероприятиях, направленных на формирование гражданско-патриотической позиции школьников.
Содержание основной работы экспозиции «Школа-вчера, сегодня, завтра…»
Сбор материала: документы, фотографии, грамоты, письма, материалы из газет, журналов, видео- документы.
Оформление стендов по данной экспозиции.
Подготовка экскурсоводов.
Разработка и проведение экскурсий.
Организация встреч с выпускниками и ветеранами школы.
Участие в школьных праздниках: «День учителя», «Вечер встречи выпускников», «Юбилейные вечера»
Содержание основной работы экспозиции «Мужество»
Сбор материалов о ветеранах ВОВ, афганской и чеченской войны - жителях поселка, выпускниках школы.
Организация встреч с ветеранами афганской и чеченской войны, родными, друзьями, учителями воинов-интернационалистов.
Оформление экспозиций: стендов и витражей согласно тематике.
Разработка и проведение экскурсий по экспозициям.
Проведение тематических мероприятий по данной тематике (Уроки мужества, День Памяти, выставки детских творческих работ).
Беседы, дискуссии с просмотром видеофильмов по данной тематике.
Проведение акций «Никто не забыт, ничто не забыто».
4. Тематическое планирование
I год обучения
№ | Тема занятия | Теоретическое содержание материала | часы | Содержание практических работ | часы |
1 | Вводное занятие | Режим занятий. Требования к учащимся. Вводный инструктаж. Знакомство с программой обучения. Организация учета экспонатов. Распределение экспонатов по основным темам. Совет музея. Экскурсовод. | 1 1 1 1 | Правила ведения музейной документации. | 4 |
2 | Музейный работник | Встречи с музейными работниками. Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся. Создание киногрупп и редакционного совета из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и память, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества. | 1 1 1 | Ведение музейной документации. Оформление музейных экспозиций. | 3 |
3 | Экспозиция «Школа – вчера , сегодня, завтра» | Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с уставом школы и ее традициями. | 1 1 1 | Работа над проектами. Пополнение экспозиции. | 3 |
4 | «Гордость школы» | Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними. | 2 1 | Работа над проектами. Пополнение экспозиции «Школа – вчера, сегодня , завтра» | 3 |
5 | Символика с. Стародубского и г. Буденновска | Символика. История символики. История создания герба и флага г. Буденновска и села Стародубского | 1 | Выставка рисунков на тему символики. Пополнение экспозиции «Моя малая родина» | 1 |
6 | Военная история Ставропольского края | Изучение военной истории Ставрополья. Подготовка экскурсии. | 3 | Пополнение экспозиции «Мужество». Тематическая выставка | 3 |
7 | Встреча с участниками и ветеранами ВОВ. | Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Встречи с ветеранами. Беседы с ветеранами. Подготовка экскурсий. | 2 1 | Фотосессия «Портрет на фоне…» (портрет ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны). Пополнение экспозиции «Мужество» | 3 |
8 | Чтобы помнили | Ознакомление с экспозицией (выпускники школы, участвующие в военных действиях) | 2 | Проведение экскурсии. | 3 |
9 | Быт народов Северного Кавказа | Изучение материальной культуры края. Жилище. Одежда. Утварь. | 3 | Пополнение экспозиции «Моя малая родина» проведение экскурсий для учащихся. | 3 |
10 | Растительный и животный мир Ставрополья | Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга Ставрополья. | 2 | Творческие проекты по разнообразию растительного и природного мира нашего поселка. | 2 |
11 | Экология края. | Экологические проблемы нашей малой родины. Пути их решения. | 2 | Фото-акция «Экологические проблемы» Научно-исследовательская проблема. Защита проектов. | 2 |
12 | Музейное сотрудничество. | Посещение музеев города и образовательных учреждений. Знакомство с их экспозициями. | 4 | Обзорная лекция – экскурсия для гостей из других музеев города. | 4 |
13 | Итоговое занятие | Итоги работы школьного музея. | 1 | Учет экспонатов и документального фонда школьного музея. | 1 |
| | ИТОГО | | 35 ч | |
II год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов |
| История музейного дела | 1 |
1 | Основные понятия и определения в музейном деле. | 1 |
2 | Музейные профессии. | 1 |
3 | Из истории музеев Ставрополья. | 1 |
4 | Музеи Ставропольского края (просмотр видеофильмов, слайдов, открыток) | 1 |
5 | Краеведческий музей г.Буденновска , его история. | 2 |
6 | Архив – учреждение для хранения документов. | 1 |
7 | Экскурсия в архив музея Буденновска | 3 |
8 | Фондовая деятельность в музее. | 3 |
9 | Что такое фонды музея? | 1 |
10 | Экскурсия в фондохранилище музейного ресурсного Центра г. Ставрополя | 3 |
11 | Понятие «памятник», виды памятников. | 1 |
12 | Экскурсия к памятникам архитектуры и скульптурным сооружениям с. Стародубского и г. Буденновска | 3 |
13 | Книга учета – главный музейный документ. | 1 |
14 | Заполнение книги учета. | 4 |
15 | Понятие «музейная экспозиция». | 1 |
16 | Построение экспозиций школьного музея. | 1 |
| Текст в экспозиции. | 1 |
| Составление аннотаций. | 1 |
| Экскурсионная деятельность. | |
| Виды экскурсий. | 1 |
| Методика построения и проведения экскурсии. | 2 |
| Практическая работа экскурсоводов. | 2 |
| ИТОГО | 35 |
III год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов |
| История музейного дела | 4 |
1 | Основные понятия и определения в музейном деле. | 2 |
2 | Музейные профессии (экскурсовод, хранитель фонда и т.д.). | 2 |
| Из истории музеев Ставропольского края . | 17 |
1 | Музеи Ставрополья (просмотр видеофильмов, слайдов, открыток) | 2 |
2 | Краеведческий музей г. Буденновска, его история. | 2 |
3 | Архив – учреждение для хранения документов. | 2 |
4 | Экскурсия в школьные музеи г. Буденновска | 2 |
| Понятие «памятник», виды памятников. | 2 |
1 | Экскурсия к памятникам с. Стародубское и г. Буденновска | 3 |
2 | Книга учета – главный музейный документ. | 2 |
3 | Заполнение книги учета. | 2 |
4 | Экспозиционная деятельность. | 14 |
5 | Виды экскурсий. | 2 |
6 | Методика построения и проведения экскурсии. | 3 |
7 | Практическая работа экскурсоводов. | 3 |
9 | Экскурсии в школьном музее | 4 |
10 | Виртуальная экскурсия по музеям г.Ставрополь | 2 |
| ИТОГО | 35 |
План работы музея на 2020-2021 г.г.
№ п/п | Название экскурсии | Экскурсовод |
1. | История Стародубской школы | |
2. | История села Стародубского | |
3. | Они защищали Родину | |
4. | Профессия-Родину защищать | |
5. | Ставрополье в годы войны | |
6. | Предметы быта жителей села | |
7. | Герои гражданской войны села Стародубского | |