СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование работы кружка "Музейное дело"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через  кружковую работу  «Музейное дело» в рамках учебно-воспитательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Планирование работы кружка "Музейное дело"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 села Стародубского Буденновского района»



Рассмотрена Согласована Утверждена

на заседании педагогического замдиректора по ВР Директор МОУ СОШ №7

совета с. Стародубского

Протокол

№1 от ____ августа 2019 г. В.В.Михальченко Н.В. Кудренко















Рабочая дополнительная общеобразовательная программа

кружка «Музейное дело»







Руководитель :Красько Любовь Николаевна ,

учитель иностранного языка

















2010 год



Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности программа «Музейное дело» составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть Iстатья 75).

  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября №176-р).

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  4. Основной образовательной программы МОУ СОШ № 7 с. Стародубского.

  5. Программа дополнительного образования детей МОУ СОШ №7 с. Стародубского.

  6. Направленность программы. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через  кружковую работу  «Музейное дело» в рамках учебно-воспитательного процесса.

  7. Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в выставках, экспозициях по истории, культуре родного края, своей школы, участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ.

  8. Музейная комната  – одно из приоритетных направлений в работе «Музейного дела». Музейная комната в школе рассматривается как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.  

  9. Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села. В этом году планируется перевести музейные данные в электронный вид, разместить их на страничке школьного сайта, т.е. создать электронный музей.

  10. Актуальность программы.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 70 часов.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю   по 40 мин. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Возраст обучающихся: от 11 до 14 лет.

Количество обучающихся в группе: 12 человек

Цель:

- создание  оптимальных условий  для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи:  

- активизировать познавательную  и исследовательскую деятельность учащихся;

- развивать  творческие способности;

- приобщать  школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать  чувства любви к родному краю;

- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм;

- привлечь  внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

- формировать  и пополнять музейные коллекции, обеспечивать  сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.  

Планируемые результаты

Личностные результаты.

В рамках когнитивного компонента:

- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, края, России как основополагающим ценностям;

- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Стародубского;

- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность;

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках эмоционального компонента:

- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование.

Познавательные результаты:

- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

- сформируются представление о музееведение как о науке;

- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

Музейная комната (далее-музей) историко-краеведческого направления организована в школе 11.11.2005 года на общественных началах на основе систематической работы постоянного актива учащихся, наличия фонда подлинных и научно-вспомогательных материалов. Учредителем музея является МОУ СОШ №7 с. Стародубского, в которой организуется музей. Собранный материал составляет фонд школьного музея. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательной организации и непосредственный руководитель музея. Хранение в музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, запрещается. Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, стоящих перед школой.

Оборудование и оформление школьного музея: Школьный историко – краеведческий музей оборудован выставочными витринами, стеллажами, на которых представлены экспонаты. Кабинет оснащен выходом в Интернет. Имеется видеопроектор, экран, компьютер.

Фонд включает:

  1. Альбомы с фотографиями школы, учащихся 1984-2013 годов;Архитектурные памятники села

  2. Предметы обмундирования офицера ВС РФ

  3. Предметы быта жителей села

  4. Стенды «История школы» , «История села»












  1. Планируемые результаты

  1. Предполагается, что воспитанники научатся самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.

  2. Разовьют наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление.

  3. Сформируют широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.

  4. Сформируют активную гражданскую позицию.




  1. Содержание программы курса



Содержание основной работы экспозиции «Моя малая Родина»:

  • Обзор литературы, подбор и систематизация материалов из газет и журналов, других источников информации;

  • Сбор материала по краеведению: одежда, предметы быта, изделия ДПИ, домашняя утварь народов Кавказа и Ставрополья.

  • Сбор природного материала, оформление гербариев, изготовление поделок из собранного материала.

  • Оформление экспозиций: стендов и витражей согласно тематике.

  • Разработка и проведение экскурсий по экспозициям.

  • Буденновска и других), сотрудничества между активами музеев.

  • Организация выставки детских творческих работ по теме: «Тебе, мой край, в минуты вдохновения…»

  • Организация встреч и известными людьми края, города и села.

  • Участие в городских и школьных мероприятиях, направленных на формирование гражданско-патриотической позиции школьников.


Содержание основной работы экспозиции «Школа-вчера, сегодня, завтра…»

  • Сбор материала: документы, фотографии, грамоты, письма, материалы из газет, журналов, видео- документы.

  • Оформление стендов по данной экспозиции.

  • Подготовка экскурсоводов.

  • Разработка и проведение экскурсий.

  • Организация встреч с выпускниками и ветеранами школы.

  • Участие в школьных праздниках: «День учителя», «Вечер встречи выпускников», «Юбилейные вечера»

Содержание основной работы экспозиции «Мужество»

  • Сбор материалов о ветеранах ВОВ, афганской и чеченской войны - жителях поселка, выпускниках школы.

  • Организация встреч с ветеранами афганской и чеченской войны, родными, друзьями, учителями воинов-интернационалистов.

  • Оформление экспозиций: стендов и витражей согласно тематике.

  • Разработка и проведение экскурсий по экспозициям.

  • Проведение тематических мероприятий по данной тематике (Уроки мужества, День Памяти, выставки детских творческих работ).

  • Беседы, дискуссии с просмотром видеофильмов по данной тематике.

  • Проведение акций «Никто не забыт, ничто не забыто».



4. Тематическое планирование

I год обучения

Тема занятия

Теоретическое содержание материала

часы

Содержание практических работ

часы

1

Вводное занятие

Режим занятий. Требования к учащимся. Вводный инструктаж. Знакомство с программой обучения. Организация учета экспонатов. Распределение экспонатов по основным темам. Совет музея. Экскурсовод.

1



1



1



1

Правила ведения музейной документации.

4

2

Музейный работник

Встречи с музейными работниками. Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся. Создание киногрупп и редакционного совета из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и память, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества.

1





1



1
















Ведение музейной документации. Оформление музейных экспозиций.

3

3

Экспозиция «Школа – вчера , сегодня, завтра»

Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с уставом школы и ее традициями.

1



1



1

Работа над проектами.

Пополнение экспозиции.

3

4

«Гордость школы»

Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними.

2





1

Работа над проектами.

Пополнение экспозиции «Школа – вчера, сегодня , завтра»

3

5

Символика с. Стародубского и г. Буденновска

Символика. История символики. История создания герба и флага г. Буденновска и села Стародубского

1






Выставка рисунков на тему символики. Пополнение экспозиции «Моя малая родина»

1

6

Военная история Ставропольского края

Изучение военной истории Ставрополья. Подготовка экскурсии.

3






Пополнение экспозиции «Мужество». Тематическая выставка

3

7

Встреча с участниками и ветеранами ВОВ.

Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Встречи с ветеранами. Беседы с ветеранами. Подготовка экскурсий.

2



1
















Фотосессия «Портрет на фоне…» (портрет ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны). Пополнение экспозиции «Мужество»

3

8

Чтобы помнили

Ознакомление с экспозицией (выпускники школы, участвующие в военных действиях)

2

Проведение экскурсии.

3

9

Быт народов Северного Кавказа

Изучение материальной культуры края. Жилище. Одежда. Утварь.

3

Пополнение экспозиции «Моя малая родина» проведение экскурсий для учащихся.

3

10

Растительный и животный мир Ставрополья

Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга Ставрополья.

2

Творческие проекты по разнообразию растительного и природного мира нашего поселка.

2

11

Экология края.

Экологические проблемы нашей малой родины. Пути их решения.

2

Фото-акция «Экологические проблемы» Научно-исследовательская проблема. Защита проектов.

2

12

Музейное сотрудничество.

Посещение музеев города и образовательных учреждений. Знакомство с их экспозициями.

4

Обзорная лекция – экскурсия для гостей из других музеев города.

4

13

Итоговое занятие

Итоги работы школьного музея.

1

Учет экспонатов и документального фонда школьного музея.

1



ИТОГО


35 ч






II год обучения


п/п

Тема

Количество
часов

 

История музейного дела

1

1

Основные понятия и определения в музейном деле.

1

2

Музейные профессии.

1

3

Из истории музеев Ставрополья.

1

4

Музеи Ставропольского края (просмотр видеофильмов, слайдов, открыток)

1

5

Краеведческий музей г.Буденновска , его история.

2

6

Архив – учреждение для хранения документов.

1

7

Экскурсия в архив музея Буденновска

3

8

Фондовая деятельность в музее.

3

9

Что такое фонды музея?

1

10

Экскурсия в фондохранилище музейного ресурсного Центра г. Ставрополя


3

11

Понятие «памятник», виды памятников.

1

12

Экскурсия к памятникам архитектуры и скульптурным сооружениям с. Стародубского и г. Буденновска

3

13

Книга учета – главный музейный документ.

1

14

Заполнение книги учета.

4

15

Понятие «музейная экспозиция».

1

16

Построение экспозиций школьного музея.

1


Текст в экспозиции.

1


Составление аннотаций.

1


Экскурсионная деятельность.



Виды экскурсий.

1


Методика построения и проведения экскурсии.

2


Практическая работа экскурсоводов.

2


ИТОГО

35



III год обучения


п/п

Тема

Количество
часов

 

История музейного дела

4

1

Основные понятия и определения в музейном деле.

2

2

Музейные профессии (экскурсовод, хранитель фонда и т.д.).

2


Из истории музеев Ставропольского края .

17

1

Музеи Ставрополья (просмотр видеофильмов, слайдов, открыток)

2

2

Краеведческий музей г. Буденновска, его история.

2

3

Архив – учреждение для хранения документов.

2

4

Экскурсия в школьные музеи г. Буденновска

2

 

Понятие «памятник», виды памятников.

2

1

Экскурсия к памятникам с. Стародубское и г. Буденновска

3

2

Книга учета – главный музейный документ.

2

3

Заполнение книги учета.

2

4

Экспозиционная деятельность.

14

5

Виды экскурсий.

2

6

Методика построения и проведения экскурсии.

3

7

Практическая работа экскурсоводов.

3

9

Экскурсии в школьном музее

4

10

Виртуальная экскурсия по музеям г.Ставрополь

2

 

ИТОГО

35











План работы музея на 2020-2021 г.г.


п/п

Название экскурсии

Экскурсовод

1.

История Стародубской школы


2.

История села Стародубского


3.

Они защищали Родину


4.

Профессия-Родину защищать


5.

Ставрополье в годы войны


6.

Предметы быта жителей села


7.

Герои гражданской войны села Стародубского