Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании.»
для 3»А»,
2018/2019 учебный год
Составитель: Бирюкова К.В.
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса составлена на основе программы «Разговор о правильном питании», авторы М. М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой – М. :ОЛМА Медиа Групп, 2009г. и является приложением к образовательной программе начального общего образования/
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
• освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
• развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Данная рабочая программа включает все разделы и темы, предусмотренные авторской программой учебного курса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
– осознание роли правильного питания в жизни людей;
– умение оценивать некоторые высказывания одноклассников с точки зрения их уместности, правильности в данной ситуации;
– умения объяснять некоторые правила правильного питания людей исходя из состава, места производства продукта.
.Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы с продуктами;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре эпизодов фильма, проводить сравнение и анализ традиций народностей, рецептов для праздничного мероприятия;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при составлении меню, при сервировке стола.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
· добывать информацию из источников информации;
· находить пищу в лесу;
· готовить еду из определенного набора продуктов;
· сервировать стол;
· различать полезные и правильные блюда..
Для обучающихся с ОВЗ разрабатывается АОООП НОО на основе ФГОС ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:
|
1 Давайте познакомимся. Дать представление о курсе, познакомить с героями программы.(2 часа) 2 Из чего состоит наша пища. Группы питательных веществ- белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, формировать умение работать с источниками информации.(2 часа) 3 Что нужно есть в разное время года. Особенности питания в разное время года. Традиции жителей разных регионов Польза овощей, фруктов, соков.(2 часа) 4 Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Зависимость рациона от физической активности.(2 часа) 5 Где и как готовят пищу. Кухонное оборудование и его назначение. Основные правила гигиены. Навыки осторожного поведения на кухне, предотвращение травм.(3 часа) 6 Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола, правила сервировки стола. (2 часа) 7 Молоко и молочные продукты. Молоко и молочные продукты – обязательный компонент ежедневного рациона. Молочные блюда.(2 часа) 8 Блюда из зерна. Полезность продуктов получаемых из зерна. Ассортимент продуктов из зерна для ежедневного применения.(3 часа) 9 Какую пищу можно найти в лесу. Дикорастущие растения – источники полезных веществ. Блюда, приготовленные из дикорастущих растений. Правила поведения в лесу.(3 часа) 10 Что и как приготовить из рыбы. Ассортимент рыбных блюд, их полезность. Правила поведения в походе.(2 часа) 11 Дары моря. Морские съедобные животные и растения. Многообразие блюд из даров моря. Польза от морепродуктов.(2 часа) 12 Кулинарное путешествие по России. Кулинарные традиции – часть культуры народа. (3часа) 13 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Блюда из традиционных продуктов. Основные требования к ежедневному рациону питания.( 3 часа) 14 Как правильно вести себя за столом. Предметы сервировки стола, правила сервировки. Правила поведения за столом.(3 часа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание учебного предмета:
Раздел | Количество часов | Из них |
Практические работы | Проекты |
Давайте познакомимся | 2 | 1 | |
Из чего состоит наша пища | 2 | 1 | |
Что нужно есть в разное время года | 2 | 1 | |
Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 2 | 1 | |
Где и как готовят пищу | 3 | 1 | 1 |
Как правильно накрыть стол | 2 | 1 | |
Молоко и молочные продукты | 2 | 1 | |
Блюда из зерна | 3 | 1 | 1 |
Какую пищу можно найти в лесу | 3 | 1 | 1 |
Что и как приготовить из рыбы | 2 | 1 | |
Дары моря | 2 | 1 | |
Кулинарное путешествие по России | 3 | 1 | 1 |
Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен | 3 | 1 | 1 |
Как правильно вести себя за столом | 3 | 1 | 1 |
Итого: | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
№ п/п | Наименования разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Характеристика деятельности обучающихся |
| | | | | | |
1 | Давайте познакомимся | 1 | 28.08-1.09 | | | Беседа, анкетирование |
2 | Давайте познакомимся. Практическая работа. | 1 | 03.09–07.09 | 06.09 | | Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, |
3 | Из чего состоит наша пища | 1 | 10.09–14.09 | 13.09 | | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять |
4 | Из чего состоит наша пища. Практическая работа. | 1 | 17.09–21.09 | 20.09 | | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять |
5 | Что нужно есть в разное время года | 1 | 24.09–28.09 | 27.09 | | Выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовой план |
6 | Что нужно есть в разное время года. Практическая работа. | 1 | 01.10–05.10 | 04.10 | | Выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовой план |
7 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 1 | 15.10–19.10 | 18.10 | | Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность |
8 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Практическая работа. | 1 | 22.10–26.10 | 25.10 | | Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность |
9 | Где и как готовят пищу | 1 | 29.10–02.11 | 01.11 | | Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план |
10 | Где и как готовят пищу. Практическая работа. | 1 | 5.11–9.11 | 08.11 | | Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план |
11 | Где и как готовят пищу. Проект. | 1 | 12.11–16.11 | 15.11 | | Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план |
12 | Как правильно накрыть стол | 1 | 26.11–30.11 | | | Участвовать в творческой деятельности, слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность |
13 | Как правильно накрыть стол. Практическая работа. | 1 | 03.12–07.12 | | | Участвовать в творческой деятельности, слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность |
14 | Молоко и молочные продукты | 1 | 10.12–14.12 | | | Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план |
15 | Молоко и молочные продукты. Практическая работа. | 1 | 17.12–21.12 | | | Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план |
16 | Блюда из зерна | 1 | 24.12–28.12 | | | Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план |
17 | Блюда из зерна. Практическая работа. | 1 | 07.01–11.01 | | | Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план |
18 | Блюда из зерна. Проект. | 1 | 14.01–18.01 | | | Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план |
19 | Какую пищу можно найти в лесу | 1 | 21.01–25.01 | | | Анализировать, сравнивать, соотносить информацию, называть виды деятельности, которыми дети овладевают |
20 | Какую пищу можно найти в лесу. Практическая работа. | 1 | 28.01–01.02 | | | Анализировать, сравнивать, соотносить информацию, называть виды деятельности, которыми дети овладевают |
21 | Какую пищу можно найти в лесу. Проект. | 1 | 4.02–8.02 | | | Анализировать, сравнивать, соотносить информацию, называть виды деятельности, которыми дети овладевают |
22 | Что и как приготовить из рыбы | 1 | 11.02–15.02 | | | Составлять композиции из разных видов продуктов, составлять план работы, осмысливать значение бережного отношения к природе |
23 | Что и как приготовить из рыбы. Практическая работа. | 1 | 25.02–01.03 | | | Составлять композиции из разных видов продуктов, составлять план работы, осмысливать значение бережного отношения к природе |
24 | Дары моря | 1 | 4.03–8.03 | | | Создавать на основе заданной технологии и приведённых образцов собственные изделия |
25 | Дары моря. Практическая работа. | 1 | 11.03–15.03 | | | Создавать на основе заданной технологии и приведённых образцов собственные изделия |
26 | Кулинарное путешествие по России | 1 | 18.03–22.03 | | | Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
27 | Кулинарное путешествие по России. Практическая работа. | 1 | 25.03–29.03 | | Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
28 | Кулинарное путешествие по России. Проект. | 1 | 01.04–05.04 | | | Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
29 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен | 1 | 15.04–19.04 | | | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять |
30 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Практическая работа. | 1 | 22.04–26.04 | | | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять |
31 | Промежуточная аттестация. Конкурс знатоков правильного питания.. | 1 | 29.04–03.05 | | | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять |
32 | Как правильно вести себя за столом | 1 | 6.05–10.05 | | | Выбирать удобный для себя план работы над изделием |
33 | Как правильно вести себя за столом. Практическая работа. | 1 | 13.05–17.05 | | | Выбирать удобный для себя план работы над изделием |
34 | Как правильно вести себя за столом. Проект. | 1 | 20.05-24.05 | | | Выбирать удобный для себя план работы над изделием |
| | 34 ч. | | | | |
Приложение 1.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
1 Тестовые задания
2 Викторины
3 Конкурсы рисунков и творческих работ
4 Выпуски стенгазет, агитплакатов.
5 Проектная деятельность
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1 Активность участия. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
2 Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
3 Самостоятельность. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
1 Актуальность работы.
2 Общее впечатление от работы.
3 Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.
4. Аккуратность всей работы.