ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация данной рабочей программы осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказамиМинобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;
- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) (с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.);
- Письма департамента образования и науки Брянской области от 27.04.2018 г. №4118-04-0 «О примерном учебном плане 5-8 классов общеобразовательных
организаций Брянской области на 2018- 2019 учебный год»
- Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 31.03.2014 г. №253
- Примерной программы по ___физической культуре____________ основного общего образования.
- Авторского тематического планирования учебного материала_____В.И. Лях
- Учебного плана МБОУ Вышковской СОШ на 2018-2019уч.год.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Рабочая программа составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2007) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Она разделена на три программы: программа для 1-4
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Вид программного материала | количество часов (уроков) |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1. | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
2. | Спортивные игры | 15 | | 9 | 12 |
3. | Гимнастика с элементами акробатики | | 21 | | |
4. | Легкая атлетика | 12 | | | 12 |
5. | Лыжная подготовка | | | 21 | |
| Вариативная часть | | | | |
1. | Лыжная подготовка | 3 |
2. | Подвижные игры | 18 |
3. | Легкая атлетика | 3 |
4. | Гимнастика | 3 |
| Всего | 105 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Естественные основы
5-6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
7-8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.
Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения.
Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастные и половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функции организма.
Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Социально-психологические основы
5-6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
7-8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организм и физической подготовленностью.
9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеразвивающих и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.
Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.
Культурно-исторические основы
5-6 классы. Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
7-8 классы. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
9 класс Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.
Приемы закаливания
5-6 классы. Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).
7-8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах.
9 класс. Пользование баней.
Волейбол
5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол
5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Гимнастика
5-7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.
Легкая атлетика
5-9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Кроссовая подготовка
5-9 классы. Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Учащиеся должны уметь демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, сек. | 9,2 | 10,2 |
Силовые | Прыжок в длину с места, см | 180 | 165 |
| Лазание по канату на расстояние 6 м, сек. | 12 | - |
| Поднимание туловища лежа на спине руки за головой, кол-во раз | - | 18 |
К выносливости | Бег 2000 м, мин, сек. | 8,50 | 10,20 |
К координации | Последовательное выполнение пяти кувырков, сек. | 10,0 | 14,0 |
| Броски малого мяча в стандартную мишень, м | 12,0 | 10,0 |
Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов направлены:
- на содействие гармоническому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закрепление навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
-дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;
углубленное представление об основных видах спорта;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
содействие развитию психических процессов и обучению психической саморегуляции.
Материально – техническая база.
№ п\п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Имеется в наличии или нет |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1.1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д | |
1.2 | Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы. | Д | |
1.3 | Рабочие программы по физической культуре | Д | |
1.4 | Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха Физическая культура. 5—7 классы Под редакцией М. Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений. В. И. Лях, А. А. Зданевич Физическая культура. 8—9 классы/ Под общ. ред. В. И. Ляха. Учебник для общеобразовательных учреждений. | К | |
1.5 | Федеральный закон «О физической культуре и спорте» | Д | |
2 | Демонстрационные учебные пособия | | |
2.1 | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | Д | |
3 | Экранно-звуковые пособия | | |
3.1 | Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (на цифровых носителях) | Д | |
4 | Технические средства обучения | | |
4.1 | Мультимедиапроектор | Д | |
4.2 | Экран (на штативе или навесной) | Д | |
5 | Учебно-практические и учебно-лабораторное оборудование | | |
5.1 | Стенка гимнастическая | Г | |
5.2 | Перекладина гимнастическая | Г | |
5.3 | Канат для лазания с механизмом крепления | Г | |
5.4 | Скамейка гимнастическая жесткая | Г | |
5.5 | Гантели наборные | Г | |
5.6 | Маты гимнастические | Г | |
5.7 | Мяч набивной (1 кг, 2кг) | Г | |
5.8 | Мяч малый (теннисный) | К | |
5.9 | Скакалка гимнастическая | К | |
5.10 | Палка гимнастическая | К | |
5.11 | Обруч гимнастический | К | |
5.12 | Секундомер настенный с защитной сеткой | Д | |
| Легкая атлетика | | |
5.13 | Планка для прыжков в высоту | Д | |
5.14 | Стойка для прыжков в высоту | Д | |
5.15 | Дорожка разметочная для прыжков в длину с места | Г | |
5.16 | Рулетка измерительная | Д | |
| Подвижные и спортивные игры | | |
5.17 | Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой | Г | |
5.18 | Мячи баскетбольные для мини-игры | Г | |
5.19 | Жилетки игровые с номерами | Г | |
5.20 | Стойки волейбольные универсальные | Д | |
5.21 | Сетка волейбольная | Д | |
5.22 | Мячи волейбольные | Г | |
5.23 | Табло перекидное | Д | |
5.24 | Ворота для мини-футбола | Д | |
5.25 | Сетка для ворот мини-футбола | Д | |
5.26 | Мячи футбольные | Г | |
5.27 | Номера нагрудные | Г | |
| Измерительные приборы | | |
5.28 | Пульсометр | Г | |
5.29 | Шагомер | Г | |
5.30 | Секундомер | Д | |
| Средства первой помощи | | |
5.31 | Аптечка медицинская | Д | |
6 | Спортивные залы (кабинеты) | | |
6.1 | Спортивные зал (игровой) | | |
6.2 | Кабинет учителя | | |
6.3 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | | |
7 | Пришкольный стадион (площадка) | | |
7.1 | Легкоатлетическая дорожка | | |
7.2 | Игровое поле для футбола (мини-футбола) | | |
7.3 | Площадка игровая баскетбольная | | |
7.4 | Площадка игровая волейбольная | | |
Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано с учетом наполняемости класса (25-30 учащихся).
Условные обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз);
К – комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости классов);
Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, рассчитывается на нескольких учащихся
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 класс 3 часа
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Дата проведения |
По КТП | Фактически |
1 | Инструкция по ТБ. Старт с опорой на одну руку. | Вводный | | |
2 | Старт с опорой на одну руку. Бег 30 метров с высокого старта. | Комплекс- ный | | |
3 | Низкий старт. Бег 30 метров с низкого старта. | Учетный | | |
4 | Бег 30 метров с низкого старта. Прыжки в длину с места | Комплекс- ный | | |
5 | Бег 60 метров с низкого старта. Эстафеты | Комплекс- ный | | |
6 | Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега. | Комплекс- ный | | |
7 | Прыжок в длину с 7-9 шагов. Метание мяча в горизонтальную цель | Комплекс- ный | | |
8 | Прыжок в длину с 7-9 шагов. Метание мяча в вертикальную цель | Комплекс- ный | | |
9 | Прыжок в длину с 7-9 шагов. Метание мяча 150 г. на дальность | Комплекс- ный | | |
10 | Прыжок в длину с разбега. Метание мяча 150 г. на дальность | Комплекс- ный | | |
11 | Метание мяча 150 г. на дальность | Комплекс- ный | | |
12 | Бег 1500 метров. | Комплекс- ный | | |
13 | Инструкция по ТБ. Передача мяча со сменой мест. | Изучение нового | | |
14 | Передача мяча со сменой мест. Ведение мяча шагом и бегом. | Комплекс- ный | | |
15 | Ведение мяча шагом и бегом. Броски по кольцу. | Комплекс- ный | | |
16 | Броски по кольцу с места и в движении. | Комплекс- ный | | |
17 | Учебная игра по упрощенным правилам. | Комплекс- ный | | |
18 | Волейбол. Стойки и передвижение игрока. | Комплекс- ный | | |
19 | Стойки и передвижение игрока. Передача мяча сверху двумя руками. | Комплекс- ный | | |
20 | Передача мяча сверху двумя руками в парах, над собой. | Комплекс- ный | | |
21 | Передачи мяча через сетку. Прием мяча снизу двумя руками. | Комплекс- ный | | |
22 | Прием мяча снизу двумя руками. Игровые задания на укороченной площадке. | Комплекс- ный | | |
23 | Игровые задания на укороченной площадке. | Комплекс- ный | | |
24 | Подвижные игры с элементами баскетбола. | Комплекс- ный | | |
25 | Подвижные игры с элементами баскетбола и волейбола. | Комплекс- ный | | |
26 | Эстафеты с элементами баскетбола. | Комплекс- ный | | |
27 | Эстафеты с предметами. | Комплекс- ный | | |
28 | Инструкция по ТБ. Кувырки вперед слитно. | Изучение нового | | |
29 | Кувырки назад слитно. | Комплекс- ный | | |
30 | Кувырки вперед слитно. Кувырки назад слитно. | Комплекс- ный | | |
31 | Кувырки назад слитно. Мост из положения, лежа и стоя. | Комплекс- ный | | |
32 | Мост из положения, лежа и стоя. | Комплекс- ный | | |
33 | Акробатическое соединение. | Комплекс- ный | | |
34 | Акробатическое соединение из 3-4 элементов. | Комплекс- ный | | |
35 | Висы: стоя, лежа, присев. | Комплекс- ный | | |
36 | Висы: стоя, лежа, присев. | Комплекс- ный | | |
37 | Подъем переворотом махом одной ноги. | Комплекс- ный | | |
38 | Подъем переворотом махом одной ноги. | Комплекс- ный | | |
39 | Подъем переворотом махом одной ноги. Соскок боком назад из упора. | Комплекс- ный | | |
40 | Подъем переворотом махом одной ноги. Соскок боком назад из упора. | Комплекс- ный | | |
41 | Соскок боком назад из упора. | Комплекс- ный | | |
42 | Соединение из 2-3 элементов. | Комплекс- ный | | |
43 | Соединение из 2-3 элементов. | Комплекс- ный | | |
44 | Повторение опорного прыжка 5 класса. | Комплекс- ный | | |
45 | Прыжок через гимнастического козла ноги врозь. | Комплекс- ный | | |
46 | Опорный прыжок через гимнастического козла ноги врозь. | Комплекс- ный | | |
47 | Опорный прыжок через гимнастического козла ноги врозь. | Комплекс- ный | | |
48 | Преодоление гимнастической полосы препятствий. | Комплекс- ный | | |
49 | Инструкция по ТБ. Одновременный двухшажный ход. | | | |
50 | Одновременный двухшажный ход. | Комплекс- ный | | |
51 | Одновременный двухшажный ход. Попеременный двухшажный ход. | Комплекс- ный | | |
52 | Одновременный двухшажный ход. Попеременный двухшажный ход. | Комплекс- ный | | |
53 | Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. | Комплекс- ный | | |
54 | Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. | Комплекс- ный | | |
55 | Одновременный бесшажный ход. Спуски со склона. | Комплекс- ный | | |
56 | Одновременный бесшажный ход. Спуски со склона. | Комплекс- ный | | |
57 | Спуски со склона. Торможение и повороты «упором». | Комплекс- ный | | |
58 | Спуски со склона. Торможение и повороты «упором». | Комплекс- ный | | |
59 | Торможение и повороты «упором». Подъем на склон «елочкой». | Комплекс- ный | | |
60 | Торможение и повороты «упором». Подъем на склон «елочкой». | Комплекс- ный | | |
61 | Игра на лыжах «Остановка рывком». | Комплекс- ный | | |
62 | Игра на лыжах «С горки на горку». | Комплекс- ный | | |
63 | Спуски с горы в парах. | Комплекс- ный | | |
64 | Спуски с горы в парах и тройках | Комплекс- ный | | |
65 | Круговые эстафеты на лыжах. | Комплекс- ный | | |
66 | Круговые эстафеты на лыжах. | Комплекс- ный | | |
67 | Передвижение на лыжах до 3,5 километров. | Комплекс- ный | | |
68 | Лыжные гонки на 1 километр. | Комплекс- ный | | |
69 | Лыжные гонки на 2 километра. | Комплекс- ный | | |
70 | Инструкция по ТБ. Баскетбол. Ведение мяча с изменением направления. | Изучение нового | | |
71 | Ведение мяча с изменением направления и скорости. | Комплекс- ный | | |
72 | Передачи мяча одной и двумя руками. | Комплекс- ный | | |
73 | Броски по кольцу с места. | Комплекс- ный | | |
74 | Броски по кольцу с места и в движении. | Комплекс- ный | | |
75 | Волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками. | Комплекс- ный | | |
76 | Передачи мяча сверху двумя руками. Передачи мяча через сетку. | Комплекс- ный | | |
77 | Передачи мяча через сетку. | Комплекс- ный | | |
78 | Игровые задания на укороченной площадке. | Комплекс- ный | | |
79 | Инструкция по ТБ. Прыжок в высоту с бокового разбега. | Изучение нового | | |
80 | Прыжок в высоту с бокового разбега. | Комплекс- ный | | |
81 | Прыжок в высоту с бокового разбега. Низкий старт. | Комплекс- ный | | |
82 | Прыжок в высоту с бокового разбега. Низкий старт и стартовый разбег. | Комплекс- ный | | |
83 | Бег 60 метров с низкого старта. | Комплекс- ный | | |
84 | Прыжок в длину с разбега. | Комплекс- ный | | |
85 | Прыжок в длину с разбега. Метание мяча в горизонтальную цель. | Комплекс- ный | | |
86 | Прыжок в длину с разбега. Метание мяча в вертикальную цель. | Комплекс- ный | | |
87 | Прыжок в длину с разбега. Метание мяча 150 г. на дальность. | Комплекс- ный | | |
88 | Метание мяча 150 г. на дальность. | Комплекс- ный | | |
89 | Преодоление полосы препятствий. | Комплекс- ный | | |
90 | Кросс 1500 метров. | Комплекс- ный | | |
91 | Инструкция по ТБ. Ведение мяча в разных стойках. | Изучение нового | | |
92 | Передачи мяча в движении в парах. | Комплекс- ный | | |
93 | Передачи мяча в движении в парах и тройках. | Комплекс- ный | | |
94 | Броски по кольцу с места. | Комплекс- ный | | |
95 | Броски по кольцу с места и в движении. | Комплекс- ный | | |
96 | Учебная игра по упрощенным правилам. | Комплекс- ный | | |
97 | Передачи мяча над собой. | Комплекс- ный | | |
98 | Передачи мяча в парах и тройках. | Комплекс- ный | | |
99 | Передачи мяча через сетку. | Комплекс- ный | | |
100 | Нижняя прямая подача. | Комплекс- ный | | |
101 | Нижняя прямая подача. Игровые задания на укороченной площадке. | Комплекс- ный | | |
102 | Игровые задания на укороченной площадке. | Комплекс- ный | | |
103 | Передачи мяча в парах и тройках. | Комплекс- ный | | |
104 | Передачи мяча через сетку. | Комплекс- ный | | |
105 | Учебная игра по упрощенным правилам. | Комплекс- ный | | |