СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пластилинография

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пластилинография»

Группа №4 «Теремок»


Актуальность кружка «Волшебный пластилин»


Дети учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, что способствует воспитанию культуры, а так же развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Пластилинография - вид в изобразительной деятельности, помогающий ребёнку раскрыть свой творческий потенциал. Имеет два смысловых корня: первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Вторая половина «графос» - создавать, рисовать. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

Декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. На плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Кружок направлен на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дошкольный возраст уникален. Важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка


Нетрадиционные техники


  • Бисер, манка, вата, семечки, пуговицы, фантики и другое

  • Выдавливание пластилина из шприца, с использованием бросового материала

  • Контурная пластилинография

  • Обратная пластилинография (витражная)

  • Отпечатывание (оттиск) штампами

  • Прямая пластилинография

  • Рисование пластилином, «приёмом вливание одного цвета в другой»

  • Смешивание цветов пластилина

  • Многослойная пластилинография

  • Модульная пластилинография

  • Мозаичная пластилинография

  • Фактурная пластилинография


Способствуют развитию таких психических процессов, как


  • Внимание

  • Движения обеих рук становятся более согласованными

  • Движения пальцев дифференцируются

  • Мышление

  • Память

  • Подготовка руки к письму

  • Пространственной ориентации

  • Развитию творческих способностей и восприятия

  • Сенсомоторной координации детей

  • Укрепляется сила рук

  • Умелость рук

  • Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и другое)


Цель кружка: Создание условий для развития сенсомоторной функции и творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование технологии пластилинографии.


Задачи кружка


  1. Обучающие


    1. Научить новой технике выполнения работ из пластилина - пластилинографии

    2. Сформировать элементарные представления о данном виде творческих работ

    3. Научить детей владению различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из пластилина

    4. Обучить технологии изготовления различных изделий из пластилина

    5. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности

    6. Закрепить способы лепки

      • Каркасный

      • Комбинированный

      • Конструктивный

      • Модульный

      • Рельефный

      • Скульптурный


    1. Научить приемам декорирования лепного образа

  • Кистевая роспись, по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, или по собственному замыслу

  • Отпечатки

  • Прорезание

  • Процарапывание стекой

  • Рельефные налепы


2. Развивающие


    1. Развивать

      • Изобретательность

      • Пространственное воображение

      • Фантазию

      • Художественный вкус


    1. Побуждать детей к созданию динамичных, выразительных образов и коллективных сюжетных композиций, самостоятельно выбирая


  • Материал

  • Приемы декорирования образа

  • Способы лепки

  • Тему


    1. Поощрять стремление использовать разные материалы и техники

    2. Приучать к точным движениям пальцев

    3. Развивать глазомер

    4. Развивать способность работать руками

    5. Развивать творческую активность и инициативу

    6. Развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение.

    7. Совершенствовать мелкую моторику рук

    8. Способствовать развитию сотрудничества детей, при выполнении коллективных сюжетных и декоративных композиций


3. Воспитательные


  • Аккуратность в работе

  • Воспитывать усидчивость

  • Желание доводить начатое дело до конца

  • Совершенствовать трудовые навыки

  • Содержать в порядке рабочее место

  • Умению бережно и экономно использовать материал

  • Учить аккуратности

  • Формировать культуру труда

  • Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности


4. Коммуникативные


    1. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его

деятельности - рисунок интересен другим


      • Педагогу

      • Детям

      • Родителям

      • Сотрудникам детского сада


    1. Формировать умение работать в коллективе


Пальчиковые игры и упражнения - форма работы выбрана для развития мелкой моторики, координации и синхронизации движения обеих рук, а также для расслабления и отдыха на занятиях


Оформление и организация выставок


Любуясь результатами своей работы, дети получают эмоциональное удовлетворение. Способствует их самовыражению, повышает самооценку


Материалы и инструменты, необходимые для пластилинографии


Выбор пластилина - в процессе, т.к. иной липнет к рукам, к картону его не приклеишь, бывает, не липнет ни к рукам, ни к картону. Подходит для объемной лепки. Имеет значение и упаковка. Детям трудно справиться с коробкой, когда она выдвигается. Лучше упаковка, которая открываются сверху, чтобы крышка была с «язычком», она легко открывается и закрывается.


Стеки бывают деревянные, пластмассовые, самой разнообразной формы. Иногда вместо стеки можно использовать:


  • Деревянную палочку

  • Зубочистку

  • Каким-то своим, только вам удобным и понятным, предметом

  • Медную проволочку

  • Можно воспользоваться старым маникюрным набором

  • Нож

К набору пластилина часто прилагается одна стека.


Подкладная доска


Чтобы во время работы не испачкать свое рабочее место, необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30 X 25. Она должна хорошо отмываться теплой водой с использованием обезжиривающих средств.


Бумажная, или полотняная салфетка


Для того чтобы вытирать руки и рабочее место после окончания работы или во время лепки, необходима бумажная, или полотняная салфетка. Особенно она пригодиться, когда нужно поменять цвет. С темного на светлый


Картон


Картину из пластилина можно делать на картоне. Лучше пользоваться лакированным картоном, в этом случае жирные составляющие пластилина не будут выступать. Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Для обратной стороны можно пользоваться


  • Коробками

  • Пластиковыми крышками

  • Прозрачным пластиком


Дополнительный материал


Для украшения картины можно использовать разнообразный природный и бросовый материал. Перышки, семечки, бисер и другие.


Дополнительный материал для создания барельефа


Всевозможные фактурные поверхности предметов пуговицы, баночки, формочки.


Организация рабочего места


  • Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул

  • Должно быть хорошее освещение. Следите за тем, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола

  • Картон должен в специальной папке

  • Можно использовать музыку, хорошая музыка настроит на творчество

  • Нужен рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы, коробку с неоконченными работами, если такие есть, и рабочие инструменты

  • Очень важно при работе следить за осанкой детей

  • Пластилин должен лежать в закрытой коробке

  • Подкладная доска должна лежать в специальной папке

  • Стеки должны храниться в футляре, или специальном пенале


Правила техники безопасности при работе с пластилином


  • Готовые работы можно оформить в рамочки, неоконченные - убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось

  • Лепку пластилином выполняй только на специальной подложке. Нельзя класть пластилин на стол

  • Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще

  • Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать

  • Перед работой разогреть пластилин

  • Подкладную доску и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теплой водой

  • По окончании работы, убрать рабочее место, протереть стол

  • После работы вытирать руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом

  • Приобретать только качественный пластилин

  • Храните пластилин в коробочке отдельно от другого материала.



Этапы работы


Комментарий


Приветствие



Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия


Разминка -

воздействие на

эмоциональное состояние детей и на уровень их активности


Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение. Другие направлены на снятие эмоционального возбуждения


Основное содержание

занятия


Техники направлены одновременно на развитие творческих способностей, познавательных процессов, формирование коммуникативных навыков


Оценка занятия (беседы)



Эмоциональная - понравилось / не понравилось, было хорошо/плохо и почему

Смысловая - почему это важно, зачем мы это делали


Прощание


По аналогии с ритуалом приветствия




Дата



Тема

занятия


Цели и задачи занятия


Продукт

Основные виды

деятельности


1.


С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь


2


Н

Е

Д

Е

Л

Я


Вводное занятие


«Наш весёлый

Пластилин»

Цель:

Формирование

интереса к технике


Задачи:

  • Познакомить детей с техникой


  • Познакомить с инструментами


Закрепить приёмы

  • Раскатывание

  • Примазывание

  • Сглаживание

  • Прищипывание

  • Отщипывание




Рассмотреть

образцы изделий

в технике

пластилинография


Ознакомить с

приёмами лепки:


  • Примазывание

  • Сглаживание

  • Раскатывание

  • Моделирование


2.


С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь


3, 4


Н

Е

Д

Е

Л

Я


Тема

занятия:


«Пушистое

Облачко»

Цель:

Создание образа облачка

Задачи:

  • Научить отщипывать и примазывать пластилин пальчиками


  • Вовлечь в творчество


  • Освоить способ создания знакомого образа на плоскости


  • Закреплять навыки раскатывания, сплющивания


Продукт:


Плоскостное

изображение


«Пушистое

Облачко»


Использовать в

своей работе

приёмы:


  • Раскатывание

  • Примазывание

  • Сглаживание

  • Перевод рисунка


3.



О

К

Т

Я

Б

Р

Ь


1, 2


Н

Е

Д

Е

Л

Я



Тема

занятия:


Травушка -

муравушка


Пейзаж


Цель:


Закрепление у детей техники рисования пластилином - пластилинография


Задачи:


Познакомить детей с жанром ИЗО - пейзаж


Закрепить приемы

лепки:


  • Раскатывание

  • Примазывание

  • Сглаживание

  • Развивать чувства ритма и цвета

  • Поддерживать у детей интерес к созданию работы



Продукт:


Работа - пейзаж


Травушка -

муравушка


Основные виды

деятельности:


Выполнить пейзаж с помощью

пластилина.


Использовать в

своей работе

приёмы:


  • Раскатывание

  • Примазывание

  • Сглаживание

  • Перевод

рисунка

  • Уметь делать

эскиз


4.


О

К

Т

Я

Б

Р

Ь


3, 4


Н

Е

Д

Е

Л

Я


Тема

занятия:


Плоскостное

Изображение


«Яблочки румяные

в нашем саду»


Цель:


Освоение с детьми приёмов рисования пластилином


Задачи:


  • Знакомить детей с

жанром - натюрморт


  • Отрабатывать с детьми на практике прием «скатывание»


Продукт:


Натюрморт


«Яблочки румяные

в нашем саду»


Основные виды

деятельности:

Выполнять

натюрморт с

помощью

пластилина


Использовать в

своей работе

приёмы


  • Раскатывание

  • Примазывание

  • Сглаживание

  • Перевод рисунка

  • Уметь делать

эскиз


5.


Н

О

Я

Б

Р

Ь


1, 2


Н

Е

Д

Е

Л

Я



Тема

занятия:


«Листья кружатся,

падают в лужицы»


Цель:


Освоение

техники рисования

пластилином:


  • Скатывание шарика

  • Примазывание

  • Нанесение мазка


Задачи:


Сформировать

первоначальное

представление

о технике

пластилиновой

живописи

и рельефной лепке


Научить приёмам рельефной лепки:


  • Налеп

  • Декорирование

  • Примазывание

  • Сглаживание

  • Скручивание

  • Лепнина


Задачи:


  • Создать красивую композицию


  • Развивать у детей мелкую моторику рук и пальчиков


  • Развивать ориентировку

в пространстве


Продукт:


Рельефная лепка


«Листья кружатся,

падают в лужицы»


Использовать в

своей работе:


Стеки


Основные виды

деятельности:


  • Декорировать

предметы


  • Выполнить

рельефный орнамент на

плоскости


Выполнить:

  • Эскизы

  • Пейзаж


6.


Н

О

Я

Б

Р

Ь


3, 4


Н

Е

Д

Е

Л

Я



Тема

занятия:


«На грибной

полянке»

Цель: Изображение

грибной полянки

Задачи:

  • Освоить рисование

вертикальных и

горизонтальных линий

  • Внести в картину

дополнительное

изображение:

  1. Травы

  2. Солнца

  3. Тучки

  4. Дождя

(по желанию детей)

  • Развивать

творчество фантазию детей


Продукт:


Объёмное

(выпуклое)

изображение


Натюрморт


«На грибной полянке»


Основные виды

Деятельности:


  1. Выполнить

натюрморт

с помощью

пластилина


  1. Использовать в своей работе техник:


  1. Наложения


  1. Примазывания


7.


Д

Е

К

А

Б

Р

Ь


1


Н

Е

Д

Е

Л

Я



Тема

занятия:


«Дождь -

проказник»

Цель:

Рисование капелек дождя путём

ощипывания и

размазывания

маленьких комочков

пластилина


Задачи:

Отрабатывать приём - скатывание


Добавить в композицию

дополнительные

изображения

(По желанию детей)

  1. Травка

  2. Лужи

  3. Опавшие листья


Воспитывать у детей творческое восприятие их

окружающего мира


Продукт:


«Дождь

проказник»


Основные виды

деятельности:


Выполнить

полуобьёмный

сюжет на плоскости


Использовать

в работе:


  1. Стеки


  1. Бросовый материал


8.


Д

Е

К

А

Б

Р

Ь


2, 3, 4


Н

Е

Д

Е

Л

Я



Тема

занятия:


«Ёлочка -

красавица, всем

ребяткам

нравится!»



«День рождения

медвежонка»



Цель:


Обучение навыку

нанесения ритмического

мазка сверху вниз в

технике

пластилинография


Задачи:


  • Познакомить детей с понятием трафарет


  • Создать образ ёлочки


  • Расположить веточки ёлки, книзу в конусе


  • Внести дополнения

в рисунок


По предложению детей, или

воспитателя:


  1. Разноцветные огоньки

  2. Флажки

  3. Новогодние украшения

  4. Гирлянды

  5. Верхушку (звёздочку)


    • Развивать у детей

мелкую моторику рук и пальчиков



Продукт:


Трафарет


Работа:


«Ёлочка -

красавица, всем

ребяткам

нравится!»


Основные виды

деятельности:


Выполнить

натюрморт с

помощью

пластилина


Использовать

в своей работе

приёмы:


  • Раскатывание

  • Примазывание

  • Сглаживание

  • Перевод рисунка



9.


Я

Н

В

А

Р

Ь


2, 3


Н

Е

Д

Е

Л

Я



Тема

занятия:


«День рождения

медвежонка»


Цель:


Закрепление у детей

умения раскатывать

комочки пластилина

кругообразными

движениями


Задачи:


  • Сформировать

первоначальное

представление о

каркасной лепке

у детей


  • Обучить детей

преобразовывать

шарообразную форму в овальную форму


(При помощи воспитателя)


Путём надавливания пальчиком и продвижения по вертикали вниз


  • Развивать

эстетическое

восприятие у детей


    • Развивать у детей

мелкую моторику рук и пальчиков


    • Воспитывать у детей творческое восприятие их

окружающего мира



Продукт:


Каркасная лепка


День рождения

медвежонка


Использовать в

своей работе

следующие приёмы:


  • Лепнина

  • Скатывание

  • Вытягивание

  • Прищипывание

  • Примазывание

  • Сглаживание


10.


Я

Н

В

А

Р

Ь


4


Н

Е

Д

Е

Л

Я


Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь


1


Н

Е

Д

Е

Л

Я


Тема

занятия:


Разноцветны рыбки


Цель:


Обучение приёму «скатывания»


кругообразными

движениями в

технологии

пластилинография


Задачи:


  • Создать с детьми выразительный образ


  • Рассмотреть с детьми изделие «Разноцветны

рыбки»


  • Организовать с детьми практику

изготовления поделки


  • Учить создавать

всевозможные

декорации, сюжетные

изображения

на плоскости


  • Развивать

пространственное

восприятие


Внести

дополнения в картину:

  1. Разноцветные камушки

  2. Водоросли


Продукт:


Плоскостное изображение


Разноцветны

рыбки


Рассмотреть изображения рыбок


Использовать в

своей работе

технику:


  • Примазывание

  • Скатывание

  • Налеп


Учить детей строить сюжет и дополнять его бросовым

материалом


11.


Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь


2, 3


Н

Е

Д

Е

Л

Я


Тема

занятия:


«Модница

гусеница»


Цель:


Освоение рисования пластилином линий:


  • Прямых

  • Изогнутых

  • Вертикальных


Дорисовывание ножек гусенице


Задачи:


  • Показать детям способы передачи движений предмета небольшой сложности, изменяющих статичное положение тела, или его частей


  • Создание детьми выразительного

образа в совместном творчестве с детьми и педагогом


Внесение

дополнительных

деталей:

  1. Улыбка

  2. Шляпка

  3. Глазки

  4. Щёчки

  5. Серёжки

  6. Травка


    • Развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев


Продукт:


Каркасная лепка


«Модная

гусеница»


Использовать в

лепке материалы:


  • Каркасный

  • Бросовый


Овладеть приёмами:


  • Лепнины

  • Скатывания

  • Вытягивания

Планируемые результаты,

как продукт образовательной деятельности



К концу курса обучения в кружке «Волшебный пластилин»

дети должны знать:


  1. Правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами


  1. Основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином


  1. Пластилин, виды пластилина, его свойства и применение


  1. Разнообразие техник работ с пластилином


  1. Жанры изобразительного искусства:


  1. Натюрморт

  2. Портрет

  3. Пейзаж


  1. О росписи:


  1. Дымковской

  2. Хохломской

  3. Городецкой


  1. Особенности построения композиции


  1. Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке


  1. Основы композиции, выполненные в технике пластилинографии


  1. Правила работы в коллективе


  1. Уметь и применять в практической деятельности:


    1. Пользоваться инструментами и материалами, применяемыми в

работе с пластилином


    1. Выполнять правила техники безопасности


    1. Пользоваться различными видами пластилина


    1. Владеть разнообразными техниками, при работе с пластилином


  1. Использовать жанры изобразительного искусства:


  1. Натюрморт

  2. Портрет

  3. Пейзаж


    1. Применять знания, при выполнении изделия,

в различных видах росписи:


  1. Дымка

  2. Хохлома

  3. Городец


    1. Использовать понятие симметрия, при работе


    1. Следовать устным инструкциям воспитателя


    1. Уметь пользоваться технологическими картами


    1. Анализировать образец


    1. Анализировать свою работу


    1. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике

пластилинография


    1. Уметь оформить изделие


    1. Планировать предстоящую практическую деятельность


    1. Осуществлять самоконтроль


    1. Выполнять коллективные работы







Целевые ориентиры на этапе завершения реализации деятельности кружка «Волшебный пластилин»


Что должен уметь ребенок, в результате работы кружка, на конец года

(сенсомоторная функция):


Группа младшего дошкольного возраста:


  1. Отделять от большого куска небольшие комочки


  1. Раскатывать комок теста прямыми движениями


  1. Раскатывать комок теста круговыми движениями


  1. Сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца; соединять концы


  1. Сплющивать между ладонями комок теста


  1. Соединять 2-3 знакомые формы


  1. Защипывать края формы кончиками пальцев



Форма подведения итогов


  1. Организация выставок детских работ для родителей


  1. Тематические выставки в ДОУ


  1. Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года


  1. Творческий отчет воспитателя - руководителя кружка