Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
МБОУ ДПО (ПК) с УМЦ «Развитие образования»
Итоговый квалификационный проект по курсу:
«Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
Тема: «Разработка технологической карты урока математики с использованием ЭОР»
Выполнил:
учитель начальных классов
МБОУ Мало-Вяземской СОШ
Катышева Т.Э.
Руководитель:
Васильева И.А.
Одинцово, 2014 г.
Содержание.
I. Введение
II. Основная часть
Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.
План-конспект урока.
III. Заключение
IV. Список литературы
I Введение
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Зачем нужно применение ЭОР учителю?
экономия времени на уроке;
глубина погружения в материал;
повышенная мотивация обучения;
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Что дает ЭОР ученику?
учащихся по предмету;
ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
делает занятия интересными и развивает мотивацию.
учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Одной из главных задач, стоящих перед современным учителем в условиях перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам, является формирование универсальных учебных действий младших школьников. Все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в школе. Педагоги стремятся удовлетворить возрастающие потребности путем использования новых форм обучения. Одним из эффективных средств формирования универсальных учебных действий является использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения младших школьников.
Говоря о месте электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в обучении является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок более интересным и запоминающимся для учащихся. Главная задача учителя в этой ситуации – организация и стимулирование учебного процесса.
Работа на уроке с использованием электронных образовательных ресурсов представляет собой форму продуктивной деятельности учащихся. Компьютерные программы обеспечивают введение учебного материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых заданий, контроль и оценку знаний, позволяют использовать все виды наглядности. К закреплению УУД предлагаются упражнения для занятий в локальной сети (звуковые и текстовые задания), при работе с которыми обучаемые используют компьютер в качестве инструмента учебной деятельности. Контроль усвоения знаний по тематическим разделам дисциплины осуществляется при выполнении контрольных заданий в тестирующей программе, созданной с помощью Конструктора тестов в автоматизированной системе «Сетевой город. Образование» [http://eorhelp. ru/]. Внедрение в учебный процесс использования программы Microsoft Power Point вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомления, тренировки, применения, контроля.
При выполнении заданий учащиеся осуществляют поиск необходимой языковой информации в сети Интернет, что способствует активизации самостоятельной деятельности обучаемых. Глобальная сеть позволяет получить любую информацию, необходимую всем участникам образовательного процесса.
Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, тем самым способствуют развитию личности в процессе собственной деятельности, развитию исследовательских умений младших школьников, эффективно влияют на повышение уровня успешности овладения учебным материалом. Проекты, выполненные с использованием электронных образовательных ресурсов, помогают разнообразить занятия, реализуют комплексный подход в обучении и значительно повышают мотивацию к изучению материала.
Самостоятельная работа обучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов способствует эффективной работе по усвоению знаний и овладению способами деятельности, удовлетворяет потребность в самосовершенствовании по предмету за пределами обязательного программного минимума, а также после окончания учебного заведения.
Использование электронных образовательных ресурсов способствует повышению качества знаний и умений младших школьников, эффективности и мотивации обучения, развитию интереса. Практически на любом школьном уроке можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Они все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень образованности каждого. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – фундамент образования. От того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе.
II Основная часть
1. Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.
В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.
ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОР нового поколения:
единая коллекция ЦОР
ФЦИОР
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся
Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".
ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:
1. Мультимедийность.
Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.
2. Интерактивность.
Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы.
Эти особенности ЭОР обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся.
3. Доступность.
Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.
Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)" (ФГОС).
4. Универсальность.
Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что он строго не привязан к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК. Однако при построении процесса обучения на основе использования какого-либо ЭОР следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или УМК по учебному предмету, а значит, осуществлять отбор ЭОР и строить на их основе деятельность учащихся, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов. Такие ЭОР размещены на сайте «Открытый класс».
http://www.openclass.ru/node/234008
2.ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
-
| ФИО | Катышева Татьяна Эдуардовна |
-
| Место работы | МБОУ Мало-Вяземская СОШ |
-
| Должность | Учитель начальных классов |
-
| Предмет | Математика |
-
| Класс | 2 |
-
| Тема и номер урока | Площадь фигуры. Единицы площади, урок 70 (с.27-30) |
-
| Предметная программа и её автор | Математика, Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. |
-
| Цель урока: | Ознакомление с термином «площадь фигуры», с единицами площади и их обозначениями |
-
| Тип урока | Изучение нового материала |
-
| Модель организации УПД младших школьников | АРМ учителя – класс (фронтальная работа), 1 ПК – 2 ученика (работа в парах) |
-
| Необходимое оборудование | АРМ учителя, АРМ – ученика |
Тема урока: «Площадь фигуры. Единицы площади.»
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Название используемых ЭОР | Время |
1 2 | Адаптационный этап Устный счет в игровой форме | Адаптирование учащихся к деятельности на уроке. Повторение геометрических понятий Повторение единиц измерения геометрических фигур Устный счет | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания. Работа с индивидуальными карточками. (см. приложение 1) Выполняют задание в парах на ПК. Работа с индивидуальными карточками. (см. приложение 2) | Приветствует учащихся. Раздает карточки, организует фронтальную проверку. (слайд 1) Предлагает в парах выполнить интерактивное задание на ПК, организует фронтальную проверку. Раздает карточки, организует фронтальную проверку. (слайд 2) | презентация  презентация | 1 мин 2 мин. 2 мин 4 мин |
2 3 | Сообщение темы урока
Изучение нового
| Формирование новых знаний Физкультминутка Сравнение и вычисление площади фигур Практическая работа Разрешение интеллектуального затруднения, нахождение ответа на вопрос. Единицы измерения площади Работа по учебнику. №1 с. 27 Физкультминутка | Пытаются дать свое определение «площади» Сравнивают квадраты Сравнивают площадь рабочей тетрадки и учебника. Делают вывод о способах сравнения фигур. Сравнивают площадь прямоугольника и квадрата Работа в тетрадках. Чертят квадрат со стороной 1 см Чертят прямоугольник со сторонами 5 на 2 см Вычисляют его площадь Работа по учебнику | Выводит на тему урока, цели (слайды 3,4) Организует фронтальную работу на экране Индивидуальная работа учеников Раздает на парту по прямоугольнику и по квадрату.(приложение 3) Дает задание: сравнить. Дает подсказку (слайд 6,7) Дает задание начертить квадрат со стороной 1 см. Дает понятие «квадратного сантиметра» Вычислите площадь прямоугольника. Установите взаимосвязь между 1 кв. дм и 1 кв. см | презентация   Презентация  | 2 мин 2 мин 2 мин 2 мин 10 мин 2 мин 2 мин. 2 мин. 2 мин. |
4 | Творческий этап | Вычисление площади фигур при помощи палетки | Работают в парах на одном ПК | Организует самостоятельную работу на ПК, осуществляет индивидуальную помощь |   | 10 мин |
| Итог урока | | Вспоминают тему урока, повторяют полученный вывод. Проводят рефлексивный анализ своей деятельности на уроке. | Предлагает вспомнить тему урока, которую ученики сформулировали в начале урока. Помогает подвести итог урока. | | 1 мин |
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
№1 | Единицы измерения длины. | «Новая начальная школа 1-4» (инновационный учебный материал) | интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ec7315c-96fe-4b4b-a378-fbe4d1b5eb7d/%5BNNSCH_2-5%5D_%5BQS_E-I-D-1%5D.html |
№2 | Площадь фигур | Планирование к учебнику «Моя математика», 2 класс, Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. (поурочное планирование) | Чертеж/ графика/схема | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c83aef67-c4e5-49f8-9563-dfe1f5af7f26/%5BNS-MATH_2-58-062%5D_%5BIM_054%5D.html |
№3 | Единицы площади | Планирование к учебнику «Моя математика», 2 класс, Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. (поурочное планирование) | | Чертеж/ графика/схема | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a0bc7737-fd90-481f-89db-6e3cc0854fea/%5BNS-MATH_2-63-116%5D_%5BIM_117%5D.html |
№4 | Измерение площадей палеткой | «Новая начальная школа 1-4» (инновационный учебный материал) | | интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/208d9217-ca98-473d-973d-4d9432487569/%5BNNSCH_2-5%5D_%5BID_IPP-2%5D.swf |
Заключение
В ходе проведённой проектной работы, я пришла к выводу, что уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.
Актуальность применения ЭОР на уроках в том, что они являются эффективным педагогическим инструментом, позволяющим обеспечить результативную учебную деятельность, сделать ее творческой и интересной, а обучение – развивающим.
Актуальность разработки технологической карты урока обучения грамоте (литературное чтение) с применением ЭОР не вызывает сомнения, необходимость её использования обусловлена требованиями ФГОС, глобальной информатизацией общества, поиском эффективных средств обучения. Использование электронных образовательных ресурсов способствует повышению качества знаний и умений младших школьников, эффективности и мотивации обучения, развитию интереса.
Прослушанные курсы по использованию ЭОР в образовательной среде внесут значимую часть к отбору в подготовке проведения уроков в моей дальнейшей педагогической деятельности.
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011
2. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с
3. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе - Чернова С.Ф. 2009 г.