СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Площадь фигуры. Единицы площади"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка технологической карты урока математики с использованием ЭОР по теме: "Площадь фигуры. Единицы площади"

Просмотр содержимого документа
«"Площадь фигуры. Единицы площади"»

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

МБОУ ДПО (ПК) с УМЦ «Развитие образования»








Итоговый квалификационный проект по курсу:

«Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
Тема: «Разработка технологической карты урока математики с использованием ЭОР»


Выполнил:

учитель начальных классов

МБОУ Мало-Вяземской СОШ

Катышева Т.Э.

Руководитель:

Васильева И.А.






Одинцово, 2014 г.


Содержание.



I. Введение

II. Основная часть

  1. Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

  2. План-конспект урока.

III. Заключение

IV. Список литературы



























I Введение


XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.

Зачем нужно применение ЭОР учителю?

  • экономия времени на уроке;

  • глубина погружения в материал;

  • повышенная мотивация обучения;

  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

  • привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

Что дает ЭОР ученику?

  • ИКТ содействует росту успеваемости

учащихся по предмету;

  • ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

  • ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

  • ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

  • делает занятия интересными и развивает мотивацию.

  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Одной из главных задач, стоящих перед современным учителем в условиях перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам, является формирование универсальных учебных действий младших школьников. Все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в школе. Педагоги стремятся удовлетворить возрастающие потребности путем использования новых форм обучения. Одним из эффективных средств формирования универсальных учебных действий является использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения младших школьников.

Говоря о месте электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в обучении является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок более интересным и запоминающимся для учащихся. Главная задача учителя в этой ситуации – организация и стимулирование учебного процесса.

Работа на уроке с использованием электронных образовательных ресурсов представляет собой форму продуктивной деятельности учащихся. Компьютерные программы обеспечивают введение учебного материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых заданий, контроль и оценку знаний, позволяют использовать все виды наглядности. К закреплению УУД предлагаются упражнения для занятий в локальной сети (звуковые и текстовые задания), при работе с которыми обучаемые используют компьютер в качестве инструмента учебной деятельности. Контроль усвоения знаний по тематическим разделам дисциплины осуществляется при выполнении контрольных заданий в тестирующей программе, созданной с помощью Конструктора тестов в автоматизированной системе «Сетевой город. Образование» [http://eorhelp. ru/]. Внедрение в учебный процесс использования программы Microsoft Power Point вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомления, тренировки, применения, контроля.

При выполнении заданий учащиеся осуществляют поиск необходимой языковой информации в сети Интернет, что способствует активизации самостоятельной деятельности обучаемых. Глобальная сеть позволяет получить любую информацию, необходимую всем участникам образовательного процесса.

Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, тем самым способствуют развитию личности в процессе собственной деятельности, развитию исследовательских умений младших школьников, эффективно влияют на повышение уровня успешности овладения учебным материалом. Проекты, выполненные с использованием электронных образовательных ресурсов, помогают разнообразить занятия, реализуют комплексный подход в обучении и значительно повышают мотивацию к изучению материала.

Самостоятельная работа обучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов способствует эффективной работе по усвоению знаний и овладению способами деятельности, удовлетворяет потребность в самосовершенствовании по предмету за пределами обязательного программного минимума, а также после окончания учебного заведения.

Использование электронных образовательных ресурсов способствует повышению качества знаний и умений младших школьников, эффективности и мотивации обучения, развитию интереса. Практически на любом школьном уроке можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Они все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень образованности каждого. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – фундамент образования. От того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе.

II Основная часть

1. Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

     В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.

ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОР нового поколения:

  • единая коллекция ЦОР

  • ФЦИОР

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся

Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".

ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

  1. 1.      Мультимедийность.

Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.

  1. 2.      Интерактивность.

Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы.

Эти особенности ЭОР обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся.

  1. 3.      Доступность.

Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.

Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)" (ФГОС).

  1. 4.      Универсальность.

Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что он строго не привязан к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК. Однако при построении процесса обучения на основе использования какого-либо ЭОР следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или УМК по учебному предмету, а значит, осуществлять отбор ЭОР и строить на их основе деятельность учащихся, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов. Такие ЭОР размещены на сайте «Открытый класс».

http://www.openclass.ru/node/234008






2.ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА


ФИО

Катышева Татьяна Эдуардовна

Место работы

МБОУ Мало-Вяземская СОШ

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Математика

Класс

2

Тема и номер урока

Площадь фигуры. Единицы площади, урок 70 (с.27-30)

Предметная программа и её автор

Математика, Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.

Цель урока:

Ознакомление с термином «площадь фигуры», с единицами площади и их обозначениями


Тип урока

Изучение нового материала


Модель организации УПД младших школьников

АРМ учителя – класс (фронтальная работа),

1 ПК – 2 ученика (работа в парах)

Необходимое оборудование

АРМ учителя, АРМ – ученика



Тема урока: «Площадь фигуры. Единицы площади.»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Название используемых ЭОР

Время

1




2

Адаптационный этап



Устный счет в игровой форме

Адаптирование учащихся к деятельности на уроке.

Повторение геометрических понятий




Повторение единиц измерения геометрических фигур


Устный счет


Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания.


Работа с индивидуальными карточками. (см. приложение 1)



Выполняют задание в парах на ПК.




Работа с индивидуальными карточками. (см. приложение 2)


Приветствует учащихся.




Раздает карточки, организует фронтальную проверку. (слайд 1)




Предлагает в парах выполнить интерактивное задание на ПК, организует фронтальную проверку.


Раздает карточки, организует фронтальную проверку. (слайд 2)






презентация








презентация

1 мин




2 мин.






2 мин





4 мин

2






3

Сообщение темы урока






Изучение нового









































Формирование новых знаний



Физкультминутка

Сравнение и вычисление площади фигур





Практическая работа





Разрешение интеллектуального затруднения, нахождение ответа на вопрос.


Единицы измерения площади








Работа по учебнику. №1 с. 27

Физкультминутка

Пытаются дать свое определение «площади»




Сравнивают квадраты






Сравнивают площадь рабочей тетрадки и учебника. Делают вывод о способах сравнения фигур.


Сравнивают площадь прямоугольника и квадрата




Работа в тетрадках. Чертят квадрат со стороной 1 см


Чертят прямоугольник со сторонами 5 на 2 см Вычисляют его площадь



Работа по учебнику

Выводит на тему урока, цели (слайды 3,4)





Организует фронтальную работу на экране






Индивидуальная работа учеников





Раздает на парту по прямоугольнику и по квадрату.(приложение 3) Дает задание: сравнить. Дает подсказку (слайд 6,7)


Дает задание начертить квадрат со стороной 1 см. Дает понятие «квадратного сантиметра»

Вычислите площадь прямоугольника.





Установите взаимосвязь между 1 кв. дм и 1 кв. см

презентация













Презентация


















2 мин




2 мин



2 мин







2 мин





10 мин






2 мин




2 мин.






2 мин.



2 мин.

4

Творческий этап


Вычисление площади фигур при помощи палетки

Работают в парах на одном ПК

Организует самостоятельную работу на ПК, осуществляет индивидуальную помощь





10 мин









Итог урока


Вспоминают тему урока, повторяют полученный вывод. Проводят рефлексивный анализ своей деятельности на уроке.

Предлагает вспомнить тему урока, которую ученики сформулировали в начале урока. Помогает подвести итог урока.


1 мин




ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ


Название ресурса

Тип, вид

ресурса

Форма

предъявления

информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

№1

Единицы измерения длины.

«Новая начальная школа 1-4» 
(инновационный учебный материал)


интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ec7315c-96fe-4b4b-a378-fbe4d1b5eb7d/%5BNNSCH_2-5%5D_%5BQS_E-I-D-1%5D.html

№2

Площадь фигур

Планирование к учебнику «Моя математика», 2 класс, Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. 
(поурочное планирование)


Чертеж/

графика/схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c83aef67-c4e5-49f8-9563-dfe1f5af7f26/%5BNS-MATH_2-58-062%5D_%5BIM_054%5D.html


№3

Единицы площади

Планирование к учебнику «Моя математика», 2 класс, Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. 
(поурочное планирование)


Чертеж/

графика/схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a0bc7737-fd90-481f-89db-6e3cc0854fea/%5BNS-MATH_2-63-116%5D_%5BIM_117%5D.html


№4

Измерение площадей палеткой

«Новая начальная школа 1-4» 
(инновационный учебный материал)


интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/208d9217-ca98-473d-973d-4d9432487569/%5BNNSCH_2-5%5D_%5BID_IPP-2%5D.swf








  1. Заключение

В ходе проведённой проектной работы, я пришла к выводу, что уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Актуальность применения ЭОР на уроках в том, что они являются эффективным педагогическим инструментом, позволяющим обеспечить результативную учебную деятельность, сделать ее творческой и интересной, а обучение – развивающим.

Актуальность разработки технологической карты урока обучения грамоте (литературное чтение) с применением ЭОР не вызывает сомнения, необходимость её использования обусловлена требованиями ФГОС, глобальной информатизацией общества, поиском эффективных средств обучения. Использование электронных образовательных ресурсов способствует повышению качества знаний и умений младших школьников, эффективности и мотивации обучения, развитию интереса.

Прослушанные курсы по использованию ЭОР в образовательной среде внесут значимую часть к отбору в подготовке проведения уроков в моей дальнейшей педагогической деятельности.

Список использованных источников

1.    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011

2.    Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с

3.    Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения  на уроках в начальной школе - Чернова С.Ф. 2009 г.