ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»
СОГЛАСОВАНО: Работодатель ___________________________________ «_____» ______________________ 2021г. | УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УПР _____________ М. Н. Мочалова «____» ________________2021г. |
АДАПТАЦИОННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 ПОДГОТОВКА К ХРАНЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ, ПЕРВИЧНАЯ ПЕРЕРАБОТКА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА
по профессии
16668 ПЛОДООВОЩЕВОД
с.Кожевниково, 2021г.
Адаптационная программа Учебной практики профессионального модуля разработана в соответствии с «Порядком разработки адаптированных образовательных программ в ОГБПОУ «КТАБ», «Положением об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным 28.04.2017г. по программе профессиональной подготовки по профессии ОК 16668 Плодоовощевод.
Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития детей и составлена с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса».
Разработчик:
Новикова Ирина Михайловна, старший мастер
Хаткевич Ольга Анатольевна, методист
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии технического профиля
Протокол № ____ «_____»_______ 2021 год.
Председатель ПЦК ___________ Хаткевич А.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 5 |
3. условия реализации АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
4. Контроль и оценка результатов освоения АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (вида профессиональной деятельности) | 11 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства
Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
Адаптационная рабочая программа учебной практики профессионального модуля является частью адаптированной программы профессионального обучения по профессии 16668 «Плодоовощевод».
Адаптационная рабочая программа учебной практики профессионального модуля направлена на подготовку к виду профессиональной деятельности: Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства.
Планируемые результаты обучения.
В результате освоения профессионального модуля слушатель должен обладать следующими общими компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ПК 4.1. Готовить продукцию растениеводства к хранению, реализации, переработке.
ПК 4.2. Осуществлять хранение продукции растениеводства.
ПК 4.3. Проводить первичную переработку урожая.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями слушатель в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- первичной обработки, подготовки к хранению и первичной переработки различных видов продукции растениеводства;
уметь:
- осуществлять приемы первичной обработки и первичной переработки продукции (сушка, сортировка, калибровка, ферментация и др.) с соблюдением правил безопасности;
знать:
- требования действующих стандартов к продукции растениеводства;
- приемы первичной обработки различных видов продукции растениеводства;
- способы транспортировки и хранения различных видов продукции растениеводства;
- приемы первичной переработки различных видов продукции растениеводства.
1.2. Рекомендуемое количество часов на освоение Адаптационной рабочей программы учебной практики профессионального модуля
всего –144 часа.
2. СТРУКТУРА и содержание АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства
2.1. Тематический план учебной практики
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего (часов) | Обязательная аудиторная учебная нагрузка | Практика |
Учебная, часов | Производственная часов |
Всего, часов | в т. ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
ПК 4.1 - 4.3 | Раздел 1. МДК.04.01 Технология подготовки продукции растениеводства к хранению, реализации и переработке | 84 | | | 84 | |
ПК 4.1 - 4.3 | Раздел 2. МДК.04.02 Технология первичной переработки продукции растениеводства | 60 | | | 60 | |
ПК 4.1 - 4.3 | Учебная практика | 144 | | | 144 | |
| Всего: | 144 | | | 144 | |
2.2. Содержание обучения по учебной практике профессионального модуля:
ПМ.04 Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства
Наименование разделов и тем учебной практики | Содержание материала учебной практики | Объём часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. МДК.04.01 Технология подготовки продукции растениеводства к хранению, реализации и переработке | 84 |
Тема 1.1. Подготовка овощей к хранению в овощехранилище | Содержание | 60 |
Подготовка и пересмотр клубней картофеля. | 12 |
Проверка качества плодоовощного сырья при закладке его на хранение. | 6 |
Требования, предъявляемые к хранилищам и холодильным камерам. | 6 |
Установка температурного режима для основного периода храненияю | 6 |
Настройка системы вентиляции с учетом условий хранения сельскохозяйственной продукции. | 6 |
Обеспечение правильного хранения овощей и фруктов, соблюдая допустимое соседство. | 6 |
Поддержка требуемого для плодов и овощей микроклимата в овощехранилищах. | 6 |
Сохранность свежих плодов и овощей. | 6 |
Определение и устранение потерь при хранении свежих плодов и овощей и способы их сокращения. | 6 |
Тема 1.2. Заготовка и хранение овощей, плодов | Содержание | 24 |
Уборка, хранение картофеля. | 12 |
Подготовка весового оборудования к сбору урожая; хранение капусты. | 6 |
Хранение корнеплодов разными способами; хранение луковичных культур разными способами; хранение томатов. | 6 |
Раздел 2. МДК.04.02 Технология первичной переработки продукции растениеводства | 60 |
Тема 2.1 Теоретические основы переработки плодоовощного сырья | Содержание | 6 |
Основы консервирования. Консервирование томатов способом стерилизации. Переработка плодов и овощей. | 6 |
Тема 2.2. Подготовка сырья к консервированию. | Содержание | 6 |
Помывка, нарезка сырья. Подготовка тары для консервирования. | 6 |
Тема 2.3 Подготовка квашения, соления и мочения плодов и овощей | Содержание | 12 |
Подготовка тары для квашения капусты, соления и мочения. Подготовка капусты для квашения (очистка от листьев) | 6 |
Подготовка плодов для соления и соление плодов. Подготовка яблок для мочения и мочение яблок. | 6 |
Тема 2.4 Подготовка производства концентрированных фруктовых и овощных консервов, соков и пюреобразных продуктов | Содержание | 12 |
Подготовка стеклянной тары. Консервирование соков. | 6 |
Производства плодово-ягодных и овощных пюре. Приготовление варенья, джема, повидла. Консервирование зеленых овощей. | 6 |
Тема 2.5 Технология производства быстрозамороженных плодов и овощей | Содержание | 6 |
Заморозка плодов и овощей Хранение и использование замороженных плодов и овощей. | 6 |
Тема 2.6 Технологии производства сушеных плодоовощных продуктов. | Содержание | 12 |
Нарезка и сушка моркови. Нарезка и сушка яблок (искусственная и естественная). | 6 |
Хранение и использование сушеных продуктов. Упаковка сушеных продуктов. | 6 |
Дифференцированный зачет | 6 |
ВСЕГО: | 144 |
3. условия реализации АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Наименование помещения | Вид занятий | Наименование оборудования, программного обеспечения |
1 | 2 | 3 |
Аудитория | Практические занятия, Дифференцированный зачет. | Плакаты (морфологические признаки почвы, классификация сорняков, приемы обработки почвы, технологии возделывания культурных растений). Комплект учебно-методической документации; раздаточный материал: гербарии сорных растений, образцы семян сорняков, образцы удобрений (набор из 5 видов), образцы семян овощных и плодовых культур. |
Лаборатория | Учебная практика Производственная практика Выпускная практическая квалификационная работа (ВПКР) | Лабораторное оборудование (монолиты, набор семян культурных растений, разборные доски, шпатели, лупы, соцветия культурных растений, живые или законсервированные части культурных растений); расходные материалы, стеллажи для рассады цветов и овощей, осветительное оборудование, наборы заготовок, инструментов, приспособлений, комплект плакатов, комплект учебно-методической документации. |
Полигоны | Учебная практика Производственная практика Выпускная практическая квалификационная работа (ВПКР) | Опытные участки, учебно-производственное хозяйство, расходные материалы, стеллажи для рассады цветов и овощей, осветительное оборудование, наборы заготовок, инструментов, приспособлений. |
Компьютерный класс | практические занятия | Компьютеры с лицензионным программным обеспечением. |
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Баздырев Г. И., Сафонов А. Ф., Мякиньков А. Г., Баздырев Г. И. Агробиологические основы производства, хранения и переработки продукции растениеводства.- С-Пб.: Лань, 2018
Трисвятский Л.А., Кудрина В.Н., Лесик Б.В. Хранение и технология сельскохозяйственных продуктов: учебное пособие. – С.-П.:Лань,2018
Манжесов В.И., Попов И.А. и др. Технология послеуборочной обработки, хранения и предреализационной подготовки продукции растениеводства. Уч. пособие, 2-е изд., стер. .- С-Пб.: Лань, 2016 26экз.
Ториков В.Е., Сычев С.М. Овощеводство. Уч. пособие, 2-е изд., стер. .- С-Пб.: Лань, 2018
Котов В.П. Овощеводство открытого грунта: учебное пособие – СПб.: «Лань», 2017. – 360 с.
Дополнительная литература:
Фирсов И.П. Практикум по технологии производства продукции растениеводства. Уч. пособие «Лань» 2014.
Манжесов В.И. Технология хранения, переработки и стандартизация растениеводческой продукции: учебник – СПб.: Троицкий мост, 2013
Поморцева Т.И. Технология хранения и переработки плодоовощной продукции: Учебник для нач. проф. образования – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Третьяков Н.Н. Основы агрономии Издат. «Академия», 2014 г.
Тургиев А.К., Луковников А.В. Охрана труда в сельском хозяйстве. Издат. «Академия» 2014г.
Интернет-ресурсы:
Российская государственная библиотека (РГБ) www.rsl.ru/ru/s1 (открытый доступ)
Российская сельская информационная сеть www.fadr.msu.ru (открытый доступ)
Виртуальная библиотека по сельскому хозяйству www.fadr.msu.ru/rin/library/index.html (открытый доступ)
ISHS - Международное общество садоводческих наук www.ishs.org (открытый доступ)
Agricultural Research Service http://www.ars.usda.gov (открытый доступ)
Овощной портал Green Info http://www.greeninfo.ru (открытый доступ)
Научная библиотека МГУ имени М.В. Ломоносова http://nbmgu.ru/
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ) - http://elibrary.rsl.ru/ (открытый доступ)
Ассоциация «Теплицы России» http://rusteplica.ru/ (открытый доступ)
Теплицы.ру – промышленные теплицы, тепличные технологии http://www.greenhouses.ru/agrotech (открытый доступ)
Центральная научная сельскохозяйственная библиотека - www.cnshb.ru (открытый доступ)
3.3. Организация образовательного процесса
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме обучения составляет 30 часов в неделю. Предусматривается пятидневная учебная неделя. Продолжительность учебных занятий составляет 90 минут (2 академических часа).
При реализации профессионального обучения предусматриваются следующие виды практик: учебная практика и производственная практика. Практика является обязательным разделом профессионального обучения. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся.
Учебная практика проводится рассредоточено. Учебная практика проводится образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуется путем чередования теоретических занятий и занятий учебной практикой.
Реализация программы предполагает обязательную производственную практику, которая проводится концентрированно. Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля ПМ.04 «Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
В процессе преподавания МДК и проведения учебной и производственной практики преподаватели и мастера производственного обучения должны развивать у обучающихся технологическое и экономическое мышление, формировать навыки высокопроизводительного труда, планирования и самоконтроля. Особое внимание следует обратить на обучение обучающихся наиболее эффективным приемам организации работы, детальное рассмотрение путей повышения производительности труда в данной профессии и меры по строжайшей экономии трудовых, сырьевых и энергетических ресурсов.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Руководители практики: представители администрации образовательного учреждения, представитель педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающий обучение по междисциплинарному курсу (курсам) профессионального модуля.
Инженерно-педагогический состав: Инженерно-педагогический состав: высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
Мастера: наличие 4–5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
4. Контроль и оценка результатов освоения АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (вида профессиональной деятельности)
4.1 Формы итоговой аттестации
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляются преподавателем и мастером производственного обучения в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ.
Преподаватель и мастер производственного обучения обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний и умений.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме дифференцированных зачетов. При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время на подготовку к дифференцированным зачетам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на дифференцированном зачете.
Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по адаптированной профессиональной образовательной программе.
Итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по профессии, является обязательной и осуществляется после освоения адаптированной образовательной программы в полном объеме.
Итоговая аттестация выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с Порядком организации и проведения итоговой аттестации слушателей очного отделения, обучающихся за счет средств областного бюджета в ОГБПОУ «КТАБ»
Обучение по профессиональному модулю завершается итоговой аттестацией в форме экзамена (квалификационного), который проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить социальные партнёры образовательного учреждения, представители общественных организаций обучающихся.
Для итоговой аттестации и текущего контроля преподавателем и мастером производственного обучения созданы комплекты оценочных средств.
4.2 Результаты освоения программы и их показатели
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ПК 4.1. Готовить продукцию растениеводства к хранению, реализации, переработке. | Знание правил подготовки продукции растениеводства к хранению; знание правил подготовки продукции растениеводства к реализации; знание правил подготовки продукции растениеводства к переработке. |
ПК 4.2. Осуществлять хранение продукции растениеводства. | Умение создавать условия для хранения продукции растениеводства. |
ПК 4.3. Проводить первичную переработку урожая. | Умение проводить первичную переработку овощей. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии. |
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. | - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. |
ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | -обоснованность принятого решения, своевременность оценки и коррекции деятельности. -ответственность за выполненную работу. |
ОК.4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. |
ОК.7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. | - демонстрация организации собственной деятельности с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
Результаты (освоенные знания, умения) | Основные показатели оценки результата |
Знания | Знать |
- требований действующих стандартов к продукции растениеводства; | - требования действующих стандартов к продукции растениеводства; |
- приемов первичной обработки различных видов продукции растениеводства; | - приемы первичной обработки различных видов продукции растениеводства; |
- способов транспортировки и хранения различных видов продукции растениеводства; | - способы транспортировки и хранения различных видов продукции растениеводства; |
- приемов первичной переработки различных видов продукции растениеводства. | - приемы первичной переработки различных видов продукции растениеводства. |
Умения | Уметь |
- осуществлять приемы первичной обработки и первичной переработки продукции (сушка, сортировка, калибровка, ферментация и др.) с соблюдением правил безопасности. | - осуществлять приемы первичной обработки и первичной переработки продукции (сушка, сортировка, калибровка, ферментация и др.) с соблюдением правил безопасности. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
Балл (отметка) | Вербальный аналог |
100 ÷ 85 | 5 | Отлично |
84 ÷ 68 | 4 | Хорошо |
67 ÷ 50 | 3 | Удовлетворительно |
менее 49 | 2 | Неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем и экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по профессиональному модулю.
*