Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Восяховская средняя общеобразовательная школа
«Образовательный Центр»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«По ступеням финансовой грамотности»
6 класс
Составитель: Н.П.Конева, учитель истории и обществознания, первой квалификациооной категории
с.Восяхово
2021-2022 учебный год
I.Аннотация
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «По ступеням финансовой грамотности» для учащихся 6 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Целями данного курса являются:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
II. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
«По ступенькам финансовой грамотности»
Личностными результатами изучения курса являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «По ступенькам финансовой грамотности» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «По ступенькам финансовой грамотности» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
III. Содержание курса внеурочной деятельности «По ступенькам финансовой грамотности»
с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности
6 класс (35 часов)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» «Деньги». «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». «Доходы семьи». «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Мини-проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Мини -проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность. Подведение итогов
Заключительная деловая игра
IV.Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела\темы | Кол-во часов |
| Доходы и расходы семьи | 10 |
1 | Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» | 1 |
2 | Что такое деньги? | 1 |
3 | Драгоценные металлы. Монеты. Купюры | 1 |
4 | Семейный бюджет. Доходы семьи | 1 |
5 | Семейный бюджет. Расходы семьи | 1 |
6 | В магазине. «Предметы первой необходимости». | 1 |
7 | В магазине. «Товары длительного пользования». | 1 |
8 | Что такое услуги? «Жилищно -коммунальные услуги» | 1 |
9 | Мини-проект Семейный бюджет. | 1 |
| Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 6 |
1 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 1 |
12 | Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов | 1 |
13 | Страхование и его виды | 1 |
14 | Страховая компания. Страховой полис. | 1 |
15 | Страхование имущества, здоровья, жизни | 1 |
16 | Принципы работы страховой компании | 1 |
| Семья и государство: как они взаимодействуют | 5 |
17 | Что такое налоги? | 1 |
18 | Виды налогов | 1 |
19 | Социальные пособия. | 1 |
20 | Социальные выплаты | 1 |
21 | Мини -проект «Государство – это мы». | 1 |
| Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 12 |
22 | Инфляция и ее типы | 1 |
23 | Банк и банковские услуги». | 1 |
24 | Практическая работа «Вклады (депозиты)». | 1 |
25 | Деловая игра «Кредит. Залог» | 1 |
26 | Составление бизнес-плана «Собственный бизнес» | 1 |
27 | Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». | 1 |
28 | Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки" | 1 |
29 | Разработка бизнес-плана | 1 |
30 | Решение логических задач «Валюта в современном мире | 1 |
31 | Познавательная беседа «Валюта разных стран». | 1 |
32 | Мини-проект «Благотворительность». | 1 |
33 | Мини -проект «Личный финансовый план». | 1 |
| Что такое финансовая грамотность. Подведение итогов | 2 |
34 | Заключительная деловая игра | 1 |
35 | Резерв | 1 |
| итого | 35 |