Тема урока: «Почему их так назвали?»
УМК: «Школа России»
Тип урока: ОНЗ (урок открытия новых знаний)
Цель урока: раскрыть значение природы в жизни человека; укрепить в сознании взаимосвязь между названием и признаками объектов.
Задачи:
Раскрыть значение природы в жизни человека.
Установить взаимосвязь между названиями некоторых растений, животных, грибов и их особенностями.
Расширить кругозор, обогатить словарный запас учащихся.
Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.
Воспитывать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.
Развивать умение осуществлять поисковую, исследовательскую деятельность.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
обучающиеся осознают связь между названиями растений и животных и их особенностями, научатся по описанию и внешнему виду растений, грибов, растений и животных давать им названия; объяснять почему их так назвали и зачем их необходимо беречь; получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение в лесу; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные результаты:
учащиеся смогут овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.
Личностные результаты:
формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
I. Организационный момент.
-Добрый день, ребята, подготовьте все к началу нашего урока, уберите лишнее в рюкзак.
II. Актуализация опорных знаний
-Вспомним и обобщим 2 предыдущие темы, где мы разговаривали с вами, о том, что мы не будем делать в лесу и почему не рвем цветы и не ловим бабочек.
Почему мы не срываем цветы, которые растут на лугах?
Чем мы можем навредить бабочке, если бы ловили ее сачком?
Почему нельзя кричать в лесу?
Что мы с вами ни в коем случае не будем делать, если пошли на пикник в лес?
Как мы можем коллекционировать бабочек, не убивая их?
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи
-Назовите свое имя и подумайте, что оно означает и почему вас так назвали родители. Меня зовут Софья, это в переводе с греческого языка означает “мудрая”, меня так назвала моя мама, чтобы я была умницей и могла учить других. Кто знает какое значение у его имени? (пара предположений детей)
IV. Открытие нового знания
- Несколько из вас подготовили небольшие рассказы о растениях с “говорящими” названиями. Я хочу пригласить этих ребят, чтобы они нам рассказали, почему же некоторые растения называются именно так, а не как-то по-другому. (слайд с иллюстрациями, если не выступает ученик, рассказывает педагог)
1. Медуница. В цветочках данного растения содержится большое количество нектара, из которого пчелы могут делать мед.
2. Копытень. Листья данного растения напоминают отпечаток коровьего копыта.
3. Иван-да-Марья. Есть легенда, что когда - то молодости по имени Иван и прекрасная девушка Марья попали в сильную грозу прямо в лесу. Иван, как настоящий мужчина, спрятал своей спиной Марью от сильного ветра, а она сидела под кустиком. Когда прошла гроза на месте, где сидела Марья, вырос цветок. Его назвали в честь этой пары, потому что фиолетовой в этом цветочке изображал Ивана, который прячет желтые цветочки, Марью.
4. Звездчатка. На этом растении очень много беленьких цветочков, которые своей формой напоминает звездочку.
5. Недотрога. Цветок назван, потому что, если его тронуть, он начинает скручиваться и выстреливать в тебя семенами. Поэтому его не потрогать.
V. Первичное закрепление
-Мы с вами узнали, что некоторые растения названы так, потому что имеют необычный внешний вид и свойства. У них названия, которые намекают на то, чем это растений отличается.
-А так же, помимо растений, с такими названия существуют и животные. рассмотрим несколько примеров и попробуй догадаться, о чем нам сообщают название данных животных. (слайд с носорогом, броненосцем, утконосом, овцебыком, муравьедом)
- Посмотрите на этих животных, возможно, некоторых из них вы уже знаете, назовите их. Под цифрой 1 у нас картинка с овцебыком, под цифрой 2 у нас муравьед, за 3 прячутся носороги, на 4 утконос и последняя картинка с изображением броненосца.
-Попробуйте предположить, почему эти животные названы именно так. (рассуждения ребят)
1. Овцебык. Назвали его так, потому что их считают родственниками и быков, и овец.
2. Муравьед. Сначала он разрывает муравейник своими мощными когтистыми лапами. А потом погружает морду в вырытое отверстие и начинает есть. Здесь муравьеду помогает липкий язык, длина которого может достигать 61 см.
3. Носорог. На лице данного животного можно заметить длинный рог, который расположен как раз там, где у него должен быть нос.
4. Утконос. На мордочке данного животного, которое очень похоже на бобра, большой длинный нос напоминает клюв утки.
5. Броненосец. Животное имеет покрытие всего тела, которые напоминают броню рыцаря. Оно служит для защиты его от диких животных.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Откройте стр. 51 и рассмотрите растения. Обсудите в парах названия этих растений, почему именно так их назвали?
-Расскажите своих выводах. (предположения разных пар)
1. Подорожник. Подорожник является отличным лекарственным средством для человека. Это растение обычно растёт вдоль пыльных дорог, где не любят расти другие растения и травы.
2. Одуванчик. Раньше был такой глагол “одуть”, потом он заменил на более для нас привычное “подуть”. Если подуть на цветочек одуванчика, то его семена разлетятся во все стороны.
3. Колокольчик. Формы цветочек напоминает колоколов церкви. Поэтому название связано с колоколами, но так как цветок намного меньше колокола, название у растения уменьшительно-ласкательное - колокольчик.
VII. Рефлексия учебной деятельности
- Иногда мы не можем сразу понять по названию, почему растения или животные называется именно так. Для того чтобы понять смысл названия, нужно попробовать перевести его на другой язык. (слайд с тюльпанами и тюрбаном)
-Например известный цветок - тюльпан. Сложно догадаться по названию, почему именно так назвали этот цветок. Название произошло от персидского слова toliban («тюрбан»), и дано это название цветку за сходство его бутонов с восточным головным убором, напоминавшим чалму.
Д.з. Узнать, что означает твое имя и почему назвали тебя родители именно этим именем.