1. Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами или порядком их расположения: кто – что рак – как следы – слезы мука – муха дедушка – девушка мальчик – пальчик 2. Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни: 3. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем: лес – лесок трава – травка шел – пошел нырял – нырнул увидел – увиделся 4. «Мнимое слово». Учитель читает слово с ошибкой, дети прерывают и читают правильно. 5. «Повторите, что сказал учитель». Называются попарно шесть слов, сходных по звучанию: 6. Чтение «перевертышей». Лев ел волов. Иди искать такси, иди. | 1. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: Миша строит дом. Дом строит Миша. 2. Чтение строчек с прикрытой нижней или верхней половиной. 3. Чтение только второй половины слов. 4. Упражнение «Буксир». Учитель читает, внезапно останавливается и дети должны одновременно остановиться и показать последнее слово. 5. «Найди предложение». По слову найди предложение. 6. «Продолжи чтение». Учитель читает, внезапно останавливается и дети должны продолжить чтение. 7. Чтение цепочкой. 8. Упражнение «Фотоглаз». Для него учитель на карточках заранее пишет слова, состоящие из четырех-, пяти- и шести- букв, которые показываются детям по одному. Время показа каждого слова фиксируется: сначала 1 секунда, затем — 0,75; 0,5; 0,25 секунды. Дети молча читают слова (как бы «фотографируя» их). Для контроля внимания детей и осознанности их чтения после показа каждого десятка слов учитель предлагает учащимся вопрос: было ли среди показанных такое-то слово. Стоит отметить, что названное слово среди тех, что были предъявлены детям, могло и отсутствовать. Если учащиеся хорошо справляются с предложенным заданием, его можно усложнить: ребятам предъявляются для чтения слова, состоящие более, чем из шести букв, включаются словосочетания из 7 – 10 букв, считая также пробел между словами. Например, «новый дом», «за два дня» и др. 9. Игра «Найди меня». На доске написана строчка букв, между буквами «спрятано» слово. Его нужно найти. вокирсказкивпез 10. Игра «Собери слово». На карточке написаны слоги, нужно составить из слогов слова. 11. «Чистоговорки». Чтение шепотом и медленно, тихо и умеренно, громко и быстро. ло-ло-ло – на улице тепло лу-лу-лу – стол стоит в углу оль-оль-оль – мы купили соль 12. Упражнение «Горочка». Чтение быстро – медленно – быстро. 13. Упражнение «Молния». Одна минута – чтение вслух на максимальной скорости + одна минута – чтение про себя. 14. Игра «Полубуковка». Закрывается нижняя часть буквы, детям нужно догадаться, что за буква «спряталась». 15. Игра «Ловушка». Учитель читает текст, детям необходимо найти ошибки. | 1. Назвать слова одним словом: чиж, грач, сова, ласточка, стриж ножницы, клещи, молоток, пила, грабли шарф, варежки, пальто, кофта телевизор, утюг, пылесос, холодильник 2. Заменить выражение одним словом: 3. Определить жанр, тему, эмоциональный характер произведения по его названию. 4. «Финиш». Читать до ответа на определенный вопрос. 5. Путем перестановки букв составьте слово: сноас – насос утхпе – петух 6. Что общего в словах и чем они отличаются? мыл – мил 7. Какое слово лишнее и почему? красивый, синий, красный, желтый минутка, время, час, секунда молоко, сметана, мясо, простокваша Василий, Федор, Семен, Иванов 8. «Найди слово в слове»: гроза – роза шутка – утка часовщик – час газета – газ прищепка – щепка кустарник – куст ярмарка – марка | 1. Даны предложения: Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Обучающиеся должны прочитать их, стараясь сделать акцент на выделенном слове. 2. Дано предложение: Скоро наступит жаркое лето. Прочитать его дважды: в первом случае так, чтобы отвечало на вопрос: «Когда наступило жаркое лето?», а во втором на вопрос: «Какое лето скоро наступит?» 3. Учитель читает выразительно три предложения, дети слушают и по окончании каждого предложения указывают в каком слове сделано логическое ударение. 4. Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3–4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку. 5. Инсценирование. 6. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребёнка, слона и др.). 7. Прочитай предложение или часть текста с интонацией, соответствующей той мимике, которую тебе покажут. 8. Упражнение «Эхо». Учитель читает 1–2 строчки повествовательного или стихотворного текста, ученики повторяют его с той же интонацией. 9. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца. |