Задания ЕГЭ №28 предусматривают решение задач по генетике: моно- и дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков, промежуточное наследование, наследование групп крови, анализ родословной.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
символ ♀ - женскаяособь символ ♂ - мужская особь х - скрещивание А, В, С - гены, отвечающие за доминантный признак а, b, c - ген, отвечающий за рецессивный признак Р - родительское поколение F1 - первое поколение потомков F2 - второе поколение потомков G – гаметы Генотип F1 – генотип первого поколения потомков ХХ – половые хромосомы женской особи ХY - половые хромосомы мужской особи ХА – доминантный ген, локализованный в Х хромосоме Xа – рецессивный ген, локализованный в Х хромосоме Ph – фенотип Фенотип F1 – фенотип первого поколения потомков |
Алгоритм решения генетических задач
Внимательно прочтите условие задачи.
Сделайте краткую запись условия задачи (что дано по условиям задачи).
Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.
Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.
Запишите ответ на вопрос задачи.
Оформление генетических задач
Первым принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись - ♀ААВВ х ♂аавв; неверная запись - ♂аавв х ♀ААВВ).
Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ).
При записи генотипа , буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ ; неверная запись -♀ ВВаа).
Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_» (например, если жёлтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян гороха – доминантные признаки, а зелёная окраска (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми морщинистыми семенами записывают А_вв).
Под генотипом всегда пишут фенотип.
У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество:
верная запись неверная запись
♀ АА ♀ АА
А А А
Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом.
Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных результатов.
При решении задач на ди- и полигибридное скрещивание для определения генотипов потомства рекомендуется пользоваться решёткой Пеннета. По вертикали записываются типы гаметы от материнской особи, а по горизонтали – отцовской. На пересечении столбца и горизонтальной линии записываются сочетание гамет, соответствующие генотипу образующейся дочерней особи.
Независимое наследование признаков.
Задача1: Скрестили томаты нормального роста с красными плодами с томатами-карликами с красными плодами. В F1 все растения были нормального роста; 75 % — с красными плодами и 25% — с желтыми. Определите генотипы родителей и потомков, если известно, что у томатов красный цвет плодов доминирует над желтым, а нормальный рост — над карликовостью.
Дано А-нормальный рост а-карлики В-красные в-желтые | Р ♀ААВв х ♂ааВв Нор.р. крас.пл. кар. крас.пл G AB AваВав F1АаВВ-н.ркр. АаВв-н.р. кр АаВв–н.ркр Аавв-н.р. ж. |
Р, F1 | |
Наследование признаков сцепленных с полом
Задача2: Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары?
Сцепленное наследование признаков
Задача3. У дрозофилы белоглазие и нормальное строение брюшка определяются рецессивными генами Х-хромосомы. Скрестили дигетерозиготную самку и самца с красными глазами и аномальным брюшком. Получили 398 самок с красными глазами и аномальным брюшком и 400 самцов, из которых 194 такие же, как самки, 194 — белогазые, норм.брюшко, 6 — белоглазые, аномалия брюшка и 6 — красные глаза, норм. брюшко. Определить генотип родителей и потомков, расстояние между генами.
4.Промежуточное наследование
Задача 4.Высокорослое белоцветковое (в) растение ночной красавицы, которое было потомком низкорослого растения, скрещивалось с низкорослым розовоцветковым, в дальнейшем полученное низкорослое розоцветковое потомство самоопылили. Во втором поколении наблюдалось расщепление по окраске: 1 красный:2 розовых: 1 белых. Какой тип взаимодействия между аллельными гена окраски цветка, какой закон наследственности проявляется.
Наследование групп крови
Задача3: Мужчина с карими глазами и 3 группой крови женился на женщине с карими глазами и 1 группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с 1 группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.
Анализ родословной
План анализа родословной
Наследственная болезнь или нет
Болезнь наследственная, если встречается в нескольких поколениях или проявляется при близкородственном браке.
Определение типа наследования:
Определить какой ген (доминантный или рецессивный)
Ген доминантный с полной пенетрантностью, наследование идет по вертикали и больные рождаются от больных (хотя бы один из родителей болен);
Если ген доминантный, но с неполной пенетрантностью, то наряду появления больных от больных имеются случаи рождения в той же семье и по этому же признаку больных детей от здоровых родителей (такое поколение называется проскакивающим);
Если ген рецессивный, то наследование идет по горизонтали и больные дети проявляются от здоровых родителей, а от больных роли гелей мот родиться здоровые дети.
Место расположения гена:
Если ген находится в Y-хромосоме, в родословной будут болеть только мужчины и ген этот будет получен от своих отцов (голандрический тип наследования);
если ген доминантный и находится в Х-хромосоме, тогда в родословной должна быть показательная семья, когда от больного отца рождаются все больные дочери;
если ген рецессивный и находится в Х-хромосоме, то болеть будут преимущественно мужчины, но ген этот будет получен от матерей-носительниц;
если не подходят эти 3 варианта, то ген находится в аутосоме, (если ген доминантный и находится в аутосоме, то наследование ведется по вертикали и признак проявляется в первом поколении);
Примеры решений задач.
РЕШЕНИЕ.
I.
II.
III.
IV.
I. Анализ типа наследования:
1.больных в родословной много; 2.больные в каждом поколении; 3.у больных детей один из родителей болен; | } поэтому доминантный тип |
4.болеют как мужчины, так и женщины в равной степени. | поэтому аутосомный тип |
Таким образом, тип наследования – аутосомно-доминантный. |
Пример 2. РЕШЕНИЕ.
I.
II.
III.
IV.
I. Анализ типа наследования:
1.больных в родословной мало; 2.больные не в каждом поколении; 3.у больных детей родители здоровы; | }поэтому рецессивный тип |
4.болеют как мужчины, так и женщины в равной степени. | поэтому аутосомный тип |
Таким образом, тип наследования – аутосомно-рецессивный. |
Пример 3 РЕШЕНИЕ.
I.
II.
III.
IV.
I. Анализ типа наследования:
1.больных в родословной мало; 2.больные не в каждом поколении; 3.у больных детей родители здоровы; | }поэтому рецессивный тип |
4.болеют только мужчины 5.больные сыновья у здоровых матерей и отцов | - поэтому сцеплен с полом тип - поэтому сцеплен с Х-хромосомой тип |
Таким образом, тип наследования – рецессивный сцепленный с Х-хромосомой. |
Пример 4 РЕШЕНИЕ.

I. Анализ типа наследования:
1.больных в родословной много; 2.больные в каждом поколении; 3.у больных детей родители больны; | }поэтому доминантный тип |
4.болеют чаще женщины; 5.у больных отцов все дочери больны | - поэтому сцеплен с Х-хромосомой тип |
Таким образом, тип наследования – доминантный, сцепленный с Х-хромосомой. Пример 4 РЕШЕНИЕ. |

I. Анализ типа наследования:
1.больных в родословной много; 2.больные в каждом поколении; 3. болеют только мужчины. | }поэтому сцепленный с полом |
4. у больных отцов все сыновья больны | - поэтому голандрический тип |
Таким образом, тип наследования – сцепленный с - Yхромосомой (голандрический тип). |
ЗАДАЧА № 1
Проведите анализ родословной.

ЗАДАЧА № 9
Проведите анализ родословной.

ЗАДАЧА № 10
Проанализируйте родословную, в которой прослежено наследование дефекта зубной эмали
ЗАДАЧИ «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ РАСТЕНИЙ»
При решении задач нужно помнить:
1)Споры и гаметы гаплоидны. Спорофит диплоидный.
2)Споры образуются на спорофите в результате мейоза.
3) Гаметы у растений образуются в результате митоза на гаметофите.
4)В жизненном цикле зеленых водорослей и мхов преобладает гаметофит(n), у остальных растений спорофит(2n).
5)У семенных растений, микроспора образуется из 2n клетки в результате мейоза ( у голосеменных на чешуях мужских шишек, у покрытосеменных в пыльниках тычинок). Результатом микроспорогенеза является образование пыльцевого зерна из микроспоры митозом.
6)Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Генеративная клетка делится митозом, образуя два спермия.
7)У семенных растений, макроспоры (мегаспоры) образуются в результате мейоза из 2n клетки семязачатка. Клетки зародышевого мешка образуются митозом из макроспоры(n).
8) При двойном оплодотворении у покрытосеменных, образуется зигота 2n и эндосперм 3n.
9)У голосеменных, при оплодотворении образуется зигота (2n) и эндосперм (n), т.к. второй спермий погибает.
10) Зигота (2n) делится митозом и дает начало всем тканям и органам растения.
Решите задачи
1.Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.
2.Какой хромосомный набор характерен для клеток эндосперма семени и листьев цветкового растения. Объясните полученные результаты.
3.Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деленияобразуются эти клетки.
4.У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки при половом размножении.
5.Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
6. Какой хромосомный набор характерен для мякоти иголок и спермиев сосны. Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
7.Определите хромосомный набор основной ткани и спермиев цветкового растения. В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?
8.Определите хромосомный набор в клетках взрослого растения и спорах кукушкиного льна. В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?
9.Определите хромосомный набор в клетках заростка и взрослого растения папоротника. В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?
10.Какой хромосомный набор характерен для спор и гамет сфагнума? В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?
ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА ХРОМОСОМ И ДНК ПРИ МИТОЗЕ И МЕЙОЗЕ
При решении задач на определение числа хромосом и числа молекул ДНК в мейозе нужно помнить:
1) В интерфазе происходит удвоение ДНК, поэтому число хромосом 2n, число ДНК-4с.
2) В профазе, метафазе 1, анафазе 1 - 2n 4с - так как деления клетки не происходит.
3) в телофазе - остается n2с, так как после расхождения гомологичных хромосом в клетках остается гаплоидный набор, но хромосомы двухроматидные.
4) В профазе 2, метафазе 2 так же как и телофазе1 - n2с.
5) Особое внимание обратить на анафазу 2, так как после расхождения хроматид число хромосом увеличивается в 2 раза (хроматиды становятся самостоятельными хромосомами, но пока они все в одной клетке) 2n2с.
6) в телофазе 2 - nс (в клетках остаются однохроматидные хромосомы).
Решите задачи
1.Хромосомный набор соматических клеток речного рака равен 116. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток в профазе митоза, в метафазе митоза и телофазе митоза. Поясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.
2.Общая масса молекул ДНК в 46 хромосомах ядра соматической клетки человека составляет 6•10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядрах в конце интерфазы, конце телофазы мейоза I и телофазы мейоза II. Ответ поясните.
3.Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках семязачатка перед началом мейоза, в конце телофазы мейоза 1 и телофазы мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменения числа ДНК и хромосом.
4.В клетках одного из видов пшеницы содержится 28 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК при образовании пыльце в тычинке на стадиях профазы мейоза I , профазыII и телофазы мейозаII. Объясните полученные результаты.
5.Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.
6.В клетках эндосперма семян лилии 21 хромосома. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в конце телофазы мейоза1 и мейоза2 по сравнению с интерфазой у этого организма? Ответ поясните.
7.В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите,какое количество хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе вядрах перед делением в интерфазе и в конце телофазы мейоза I. Объясните,как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.
8.Укажите число хромосом и количество молекул ДНК в профазе первого и второго
мейотического деления клетки. Какое событие происходит с хромосомами в профазе первого
деления?