СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке собраны материалы и задачи для подготовки к ЕГЭ задание №28 в тестовой работе.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по биологии»

Задания ЕГЭ №28 предусматривают решение задач по генетике: моно- и дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков, промежуточное наследование, наследование групп крови, анализ родословной.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

символ  ♀ - женскаяособь

символ ♂ -  мужская особь

х - скрещивание

А, В, С - гены, отвечающие за доминантный признак

а, b, c - ген, отвечающий за  рецессивный признак

Р - родительское поколение

F1 -  первое поколение потомков

F2 -  второе поколение потомков

G – гаметы

 Генотип F1 – генотип первого поколения потомков

ХХ – половые хромосомы женской особи

ХY - половые хромосомы мужской особи

ХА – доминантный ген, локализованный в Х хромосоме

Xа  –  рецессивный ген, локализованный в Х хромосоме

Ph – фенотип

Фенотип F1 – фенотип первого поколения потомков

                    Алгоритм решения генетических задач

  1. Внимательно прочтите условие задачи.

  2. Сделайте краткую запись условия задачи (что дано по условиям задачи).

  3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.

  4. Определите и запишите типы   гамет,  которые образуют скрещиваемые особи.

  5. Определите и запишите генотипы и фенотипы  полученного от скрещивания потомства.

  6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.

  7. Запишите ответ на вопрос задачи.


                            Оформление генетических задач

  1. Первым  принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись - ♀ААВВ  х  ♂аавв;  неверная запись - ♂аавв  х  ♀ААВВ).

  2. Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ).

  3. При записи генотипа , буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ  ; неверная запись -♀ ВВаа).

  4. Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно.  Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_» (например, если жёлтая окраска (А) и гладкая форма  (В) семян гороха –  доминантные признаки, а зелёная окраска (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми морщинистыми семенами записывают А_вв).

  5. Под генотипом всегда пишут фенотип.

  6. У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество:

               верная запись                                                      неверная запись

                     ♀ АА                                                                      ♀ АА

                          А                                                                         А      А

  1. Фенотипы и типы  гамет пишутся строго под соответствующим    генотипом.

  2. Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода  и полученных результатов.

  3. При решении задач на ди- и полигибридное скрещивание для определения генотипов потомства рекомендуется пользоваться решёткой Пеннета. По вертикали записываются типы гаметы от материнской особи, а по горизонтали – отцовской. На пересечении столбца и горизонтальной линии записываются сочетание гамет, соответствующие генотипу образующейся дочерней особи.


  1. Независимое наследование признаков.

Задача1: Скрестили томаты нормального роста с красными плодами с томатами-карликами с красными плодами. В F1 все растения были нормального роста; 75 % — с красными плодами и 25% — с желтыми. Определите генотипы родителей и потомков, если известно, что у томатов красный цвет плодов доминирует над желтым, а нормальный рост — над карликовостью.

Дано

А-нормальный рост

а-карлики

В-красные

в-желтые


Р ♀ААВв  х  ♂ааВв

 Нор.р. крас.пл. кар. крас.пл

G AB AваВав

F1АаВВ-н.ркр.

АаВв-н.р. кр

АаВв–н.ркр

Аавв-н.р. ж.

Р, F1


  1. Наследование признаков сцепленных с полом

Задача2: Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары?

  1. Сцепленное наследование признаков

Задача3. У дрозофилы белоглазие и нормальное строение брюшка определяются рецессивными генами Х-хромосомы. Скрестили дигетерозиготную самку и самца с красными глазами и аномальным брюшком. Получили 398 самок с красными глазами и аномальным брюшком и 400 самцов, из которых 194 такие же, как самки, 194 — белогазые, норм.брюшко, 6 — белоглазые, аномалия брюшка и 6 — красные глаза, норм. брюшко. Определить генотип родителей и потомков, расстояние между генами.


4.Промежуточное наследование

Задача 4.Высокорослое белоцветковое (в) растение ночной красавицы, которое было потомком низкорослого растения, скрещивалось с низкорослым розовоцветковым, в дальнейшем полученное низкорослое розоцветковое потомство самоопылили. Во втором поколении наблюдалось расщепление по окраске: 1 красный:2 розовых: 1 белых. Какой тип взаимодействия между аллельными гена окраски цветка, какой закон наследственности проявляется.

  1. Наследование групп крови

Задача3: Мужчина с карими глазами и 3 группой крови женился на женщине с карими глазами и 1 группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с 1 группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.

  1. Анализ родословной

План анализа родословной

  1. Наследственная болезнь или нет

Болезнь наследственная, если встречается в нескольких поколениях или проявляется при близкородственном браке.

  1. Определение типа наследования:

  1. Определить какой ген (доминантный или рецессивный)

    1. Ген доминантный с полной пенетрантностью, наследование идет по вертикали и больные рождаются от больных (хотя бы один из родителей болен);

    2. Если ген доминантный, но с неполной пенетрантностью, то наряду появления больных от больных имеются случаи рождения в той же семье и по этому же признаку больных детей от здоровых родителей (такое поколение называется проскакивающим);

    3. Если ген рецессивный, то наследование идет по горизонтали и больные дети проявляются от здоровых родителей, а от больных роли гелей мот родиться здоровые дети.

  2. Место расположения гена:

    1. Если ген находится в Y-хромосоме, в родословной будут болеть только мужчины и ген этот будет получен от своих отцов (голандрический тип наследования);

    2. если ген доминантный и находится в Х-хромосоме, тогда в родословной должна быть показательная семья, когда от больного отца рождаются все больные дочери;

    3. если ген рецессивный и находится в Х-хромосоме, то болеть будут преимущественно мужчины, но ген этот будет получен от матерей-носительниц;

    4. если не подходят эти 3 варианта, то ген находится в аутосоме, (если ген доминантный и находится в аутосоме, то наследование ведется по вертикали и признак проявляется в первом поколении);

Примеры решений задач.

РЕШЕНИЕ.

I.

II.

III.

IV.

I. Анализ типа наследования:

1.больных в родословной много;

2.больные в каждом поколении;

3.у больных детей один из родителей болен;

} поэтому доминантный тип

4.болеют как мужчины, так и женщины в равной степени.

поэтому аутосомный тип

Таким образом, тип наследования – аутосомно-доминантный.

Пример 2. РЕШЕНИЕ.

I.

II.

III.

IV.

I. Анализ типа наследования:

1.больных в родословной мало;

2.больные не в каждом поколении;

3.у больных детей родители здоровы;

}поэтому рецессивный тип

4.болеют как мужчины, так и женщины в равной степени.

поэтому аутосомный тип

Таким образом, тип наследования – аутосомно-рецессивный.

Пример 3 РЕШЕНИЕ.

I.

II.

III.

IV.

I. Анализ типа наследования:

1.больных в родословной мало;

2.больные не в каждом поколении;

3.у больных детей родители здоровы;

}поэтому рецессивный тип

4.болеют только мужчины

5.больные сыновья у здоровых матерей и отцов

- поэтому сцеплен с полом тип

- поэтому сцеплен с Х-хромосомой тип

Таким образом, тип наследования – рецессивный сцепленный с Х-хромосомой.

Пример 4 РЕШЕНИЕ.



I. Анализ типа наследования:

1.больных в родословной много;

2.больные в каждом поколении;

3.у больных детей родители больны;

}поэтому доминантный тип

4.болеют чаще женщины;

5.у больных отцов все дочери больны

- поэтому сцеплен с Х-хромосомой тип

Таким образом, тип наследования – доминантный, сцепленный с Х-хромосомой.

Пример 4 РЕШЕНИЕ.



I. Анализ типа наследования:

1.больных в родословной много;

2.больные в каждом поколении;

3. болеют только мужчины.

}поэтому сцепленный с полом

4. у больных отцов все сыновья больны

- поэтому голандрический тип

Таким образом, тип наследования – сцепленный с - Yхромосомой (голандрический тип).

ЗАДАЧА № 1

Проведите анализ родословной.











ЗАДАЧА № 9

Проведите анализ родословной.





ЗАДАЧА № 10

Проанализируйте родословную, в которой прослежено наследование дефекта зубной эмали































































































ЗАДАЧИ «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ РАСТЕНИЙ»

При решении задач нужно помнить:

1)Споры и гаметы гаплоидны. Спорофит диплоидный.

2)Споры образуются на спорофите в результате мейоза.

3) Гаметы у растений образуются в результате митоза на гаметофите.

4)В жизненном цикле зеленых водорослей и мхов преобладает гаметофит(n), у остальных растений спорофит(2n).

5)У семенных растений, микроспора образуется из 2n клетки в результате мейоза ( у голосеменных на чешуях мужских шишек, у покрытосеменных в пыльниках тычинок). Результатом микроспорогенеза является образование пыльцевого зерна из микроспоры митозом.

6)Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Генеративная клетка делится митозом, образуя два спермия.

7)У семенных растений, макроспоры (мегаспоры) образуются в результате мейоза из 2n клетки семязачатка. Клетки зародышевого мешка образуются митозом из макроспоры(n).

8) При двойном оплодотворении у покрытосеменных, образуется зигота 2n и эндосперм 3n.

9)У голосеменных, при оплодотворении образуется зигота (2n) и эндосперм (n), т.к. второй спермий погибает.

10) Зигота (2n) делится митозом и дает начало всем тканям и органам растения.

Решите задачи

1.Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

2.Какой хромосомный набор характерен для клеток эндосперма семени и листьев цветкового растения. Объясните полученные результаты.

3.Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деленияобразуются эти клетки.

4.У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки при половом размножении.

5.Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

6. Какой хромосомный набор характерен для мякоти иголок и спермиев сосны. Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

7.Определите хромосомный набор основной ткани и спермиев цветкового растения. В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?

8.Определите хромосомный набор в клетках взрослого растения и спорах кукушкиного льна. В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?

9.Определите хромосомный набор в клетках заростка и взрослого растения папоротника. В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?

10.Какой хромосомный набор характерен для спор и гамет сфагнума? В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?

ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА ХРОМОСОМ И ДНК ПРИ МИТОЗЕ И МЕЙОЗЕ

При решении задач на определение числа хромосом и числа молекул ДНК в мейозе нужно помнить:

1) В интерфазе происходит удвоение ДНК, поэтому число хромосом 2n, число ДНК-4с.

2) В профазе, метафазе 1, анафазе 1 - 2n 4с - так как деления клетки не происходит.

3) в телофазе - остается n2с, так как после расхождения гомологичных хромосом в клетках остается гаплоидный набор, но хромосомы двухроматидные.

4) В профазе 2, метафазе 2 так же как и телофазе1 - n2с.

5) Особое внимание обратить на анафазу 2, так как после расхождения хроматид число хромосом увеличивается в 2 раза (хроматиды становятся самостоятельными хромосомами, но пока они все в одной клетке) 2n2с.

6) в телофазе 2 - nс (в клетках остаются однохроматидные хромосомы).

Решите задачи

1.Хромосомный набор соматических клеток речного рака равен 116. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток в профазе митоза, в метафазе митоза и телофазе митоза. Поясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

2.Общая масса молекул ДНК в 46 хромосомах ядра соматической клетки человека составляет 6•10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядрах в конце интерфазы, конце телофазы мейоза I и телофазы мейоза II. Ответ поясните.

3.Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках семязачатка перед началом мейоза, в конце телофазы мейоза 1 и телофазы мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменения числа ДНК и хромосом.

4.В клетках одного из видов пшеницы содержится 28 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК при образовании пыльце в тычинке на стадиях профазы мейоза I , профазыII и телофазы мейозаII. Объясните полученные результаты.

5.Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

6.В клетках эндосперма семян лилии 21 хромосома. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в конце телофазы мейоза1 и мейоза2 по сравнению с интерфазой у этого организма? Ответ поясните.

7.В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите,какое количество хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе вядрах перед делением в интерфазе и в конце телофазы мейоза I. Объясните,как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

8.Укажите число хромосом и количество молекул ДНК в профазе первого и второго

мейотического деления клетки. Какое событие происходит с хромосомами в профазе первого

деления?