Доклад
«Подготовка учащихся к ЕГЭ по физике»
Подготовил:
учитель физики Байрамалиев И.Э.
Физика у многих школьников имеет репутацию сложного предмета. Действительно, школьный курс физики касается большого числа явлений и закономерностей. В отличие от большинства других школьных дисциплин естественно-научного цикла, физика требует высокого уровня математической подготовки. Вдобавок в последние годы в старших классах обычной непрофильной школы количество часов, отводимых на физику, сокращено в два раза, а программа практически не сократилась. Единый государственный экзамен по физике добавляет к этим сложностям новые, вытекающие из специфики проведения ЕГЭ и из содержания контрольных измерительных материалов (КИМ). К негативным моментам можно отнести и позднюю ориентированность самих учащихся в выборе предмета. Решение проблем на данном этапе видится в разработке каждым учителем индивидуальных планов, их реализации, в которых предусмотрены и индивидуальные, и групповые тематические внеурочные занятия, и дифференцированный подход к данной категории учащихся непосредственно в урочной деятельности.
В соответствии с положениями ЕГЭ учащийся за строго ограниченное время должен выполнить максимальное число заданий. Для этого он должен знать процедуру экзамена, понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь правильно оформить результаты выполнения отдельных заданий, уметь распределить общее время экзамена на все задания, иметь собственную оценку своих достижений в изучении физики. Именно такого ученика и надо подготовить, организуя специальные уроки, домашнюю работу и консультации.
Любое задание экзаменационной работы требует опоры на определенный теоретический материал по физике. Чтобы облегчить ученику ориентировку в этом материале, следует привести его знания по физике в определенную систему. Поэтому первый этап подготовки - систематизация теоретического материала. Затем поэтапно тренироваться в решении задач разного уровня сложности. Завершить подготовку следует решением вариантов ЕГЭ с целью выработки стратегии выполнения заданий на экзамене
Цель - подготовить учащихся, знающих процедуру экзамена, понимающих смысл предлагаемых заданий, умеющих правильно оформить результаты выполнения отдельных заданий, умеющих распределить общее время экзамена на все задания, имеющих собственную оценку своих знаний и умений.
Этап 1. Систематизация теоретического материала
Этап 2. Решение задач базового уровня
Этап 3. Решение задач повышенного уровня из части А
Этап 4. Решение задач повышенного уровня из части В
Этап 5. Решение задач высокого уровня части С
Этап 6. Решение вариантов ЕГЭ и выработка стратегии выполнения
заданий на экзамене
Планирование уроков и консультаций, домашней самостоятельной работы учащихся может быть таким
ЦИКЛ 1. Формирование обобщенных приемов подготовки к ЕГЭ
(на примере раздела «Механика»)
Занятие1. Систематизация теоретического материала (кинематика)
Занятие 2. Решение задач базового уровня (кинематика)
Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала и решению задач базового уровня по механике
Консультации по домашней работе
Занятие 3. Решение задач повышенного уровня из части 1 ЕГЭ
Занятие 4. Решение задач повышенного уровня из части 2 ЕГЭ
Занятие 5. Решение задач высокого уровня
Домашняя работа учащихся и консультации по решению задач повышенного и высокого уровня
Занятие 6. Контрольная работа № 1
ЦИКЛ 2. Повторение молекулярной физики и термодинамики
Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала и решению задач базового уровня по молекулярной физике и термодинамике
Занятие 7. Решение задач повышенного и высокого уровней
Домашняя работа учащихся и консультации по решению задач повышенного и высокого уровней
Занятие 8. Контрольная работа № 2.
ЦИКЛ 3. Повторение раздела «Электродинамика»
Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала и решению задач базового уровня по электростатике и магнитному полю
Занятия 9, 10. Решение задач повышенного и высокого уровней на расчет характеристик электрического и магнитного полей, движения зарядов и токов
Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала и решению задач базового уровня по электрическому току
Занятие 11. Решение задач повышенного и высокого уровней на расчет характеристик электрического тока
Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала и решению задач базового уровня по электромагнитным волнам и оптике
Занятия 12, 13. Решение задач повышенного и высокого уровней по электромагнитным волнам и геометрической оптике
Домашняя работа учащихся и консультации по решению задач повышенного и высокого уровней по электродинамике
Занятие 14. Контрольная работа № 3
ЦИКЛ 4. Повторение раздела «Квантовая физика»
Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала и решению задач базового уровня по квантовой физике
Занятие 15. Решение задач высокого уровня
Занятие 16. Контрольная работа № 4
ЦИКЛ 5. Выработка стратегии выполнения экзаменационной работы
Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала и решению задач базового уровня, по решению вариантов ЕГЭ
Итоговая работа
В предлагаемом планировании четыре цикла соответствуют повторению школьного курса физики по разделам, пятый цикл посвящен выработке стратегии выполнения экзаменационной работы.
В первом разделе (Механика) акцент делается на формировании обобщенных приемов подготовки к ЕГЭ: приемы повторения и систематизации теоретического материала, методы решения задач разного уровня сложности.
Специальное время отводится на домашнюю самостоятельную работу учащихся и консультации.
Выявить пробелы в знаниях и умениях учащихся на базовом уровне можно, предложив им задачи на каждый элемент знания. Это не означает, что в задаче применяется один элемент знания. Такое невозможно. Метод решения задачи вытекает из формулировки элемента знания, указанного в ее требовании.
При организации тренировки в решении задач повышенного уровня из части А следует вспомнить методы решения типовых задач и дать образцы свернутого решения задач. После чего дать список задач для решения. Приступая к решению задач повышенного и высокого уровней по разделу курса физики нужно дать шпаргалку (таблицу-систему знаний), охватывающую теоретический материал по этому разделу, сводную таблицу методов решения типовых задач с обобщенным методом распознавания явлений, которым соответствует ситуация задачи. После чего дать список задач для решения.
Соответствие положений о ЕГЭ, целей и этапов подготовки учащихся по данной методике.
№ | Положения о ЕГЭ | Цели и этапы подготовки к ЕГЭ |
1 | Назначение экзаменационной работы – оценить общеобразовательную подготовку по физике выпускников XI классов общеобразовательных учреждений с целью государственной (итоговой) аттестации и отбора выпускников для поступления в ссузы и вузы. Экзаменационная работа содержит 36 заданий с выбором ответа и с открытым ответом и выполняется в течение 210 минут. | Цель - подготовить учащихся, знающих процедуру экзамена, понимающих смысл предлагаемых заданий, умеющих правильно оформить результаты выполнения отдельных заданий, умеющих распределить общее время экзамена на все задания, имеющих собственную оценку своих знаний и умений. |
2 | Экзаменационная работа содержит 22 задания базового уровня, проверяющих усвоение базовых элементов знания и умения применять их в заданных ситуациях | Этап 1. Систематизация теоретического материала Этап 2. Решение задач базового уровня |
3 | Экзаменационная работа содержит 9 заданий повышенного уровня, проверяющих усвоение базовых элементов знания и умения применять отдельные элементы или несколько элементов в заданных или несколько измененных ситуациях. | Этап 3. Решение задач повышенного уровня части А Этап 4. Решение задач повышенного уровня В и С |
4 | Экзаменационная работа содержит 5 заданий высокого уровня, проверяющие комплексное использование знаний и умений из различных разделов курса физики механика молекулярная физика и термодинамика электродинамика и оптика квантовая и ядерная физика, основы специальной теории относительности. | Этап 5. Решение задач высокого уровня |
5 | Экзаменационная работа состоит из 3-х частей. Часть 1 содержит задания (А1-А25) с выбором ответа из четырех предложенных вариантов. Часть 2 содержит задания (В1-В5), по которым требуется дать краткий ответ в виде числа. Часть 3 содержит задания (С1-С6), по которым надо дать развернутый ответ | Этап 6. Решение вариантов ЕГЭ и выработка стратегии выполнения заданий на экзамене |
6 | Экзамен проводится в течение 210 минут. Предполагаются следующие затраты времени на одно задание разного уровня сложности: а) базовый: 2 минуты; б) повышенный: из части А: 1 – 4 минуты, из части В: 2 - 6 минут; в) высокий: 20 минут. | |
Все занятия проводятся во внеурочное время и длятся от 45 до 90 минут. Задания учащимся предлагаю как в бумажном, так и в электронном виде с использованием сети Интернет и специальных программ-тренажеров.