СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЕ по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье предлагается один из методов подготовки учащихся к ЕГЕ по физике

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЕ по физике»

Доклад


















«Подготовка учащихся к ЕГЭ по физике»




























Подготовил:

учитель физики Байрамалиев И.Э.



Физика у многих школьников имеет репутацию сложного предмета. Действительно, школьный курс физики касается большого числа явлений и закономерностей. В отличие от большинства других школьных дисциплин естественно-научного цикла, физика требует высокого уровня математической подготовки. Вдобавок в последние годы в старших классах обычной непрофильной школы количество часов, отводимых на физику, сокращено в два раза, а программа практически не сократилась. Единый государственный экзамен по физике добавляет к этим сложностям новые, вытекающие из специфики проведения ЕГЭ и из содержания контрольных измерительных материалов (КИМ). К негативным моментам можно отнести и позднюю ориентированность самих учащихся в выборе предмета. Решение проблем на данном этапе видится в разработке каждым учителем индивидуальных планов, их реализации, в которых предусмотрены и индивидуальные, и групповые тематические внеурочные занятия, и дифференцированный подход к данной категории учащихся непосредственно в урочной деятельности.

В соответствии с положениями  ЕГЭ учащийся за строго ограниченное время должен выполнить максимальное число заданий. Для этого он должен знать процедуру экзамена,  понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь правильно оформить результаты выполнения отдельных заданий, уметь распределить общее время экзамена на все задания, иметь собственную оценку своих достижений в изучении физики. Именно такого ученика и надо подготовить, организуя специальные уроки, домашнюю работу и консультации.

Любое задание экзаменационной работы требует опоры на определенный теоретический материал по физике. Чтобы облегчить ученику ориентировку в этом материале, следует привести его знания по физике в определенную систему. Поэтому первый этап подготовки - систематизация  теоретического материала. Затем поэтапно тренироваться в решении задач разного уровня сложности. Завершить подготовку следует решением вариантов ЕГЭ с целью выработки стратегии выполнения заданий на экзамене

Цель - подготовить учащихся, знающих процедуру экзамена, понимающих смысл предлагаемых заданий, умеющих правильно оформить результаты выполнения отдельных заданий, умеющих распределить общее время экзамена на все задания, имеющих собственную оценку своих знаний и умений.

Этап 1. Систематизация теоретического материала

Этап 2. Решение задач базового уровня

Этап 3. Решение задач повышенного уровня из части А

Этап 4. Решение задач повышенного уровня из части В

Этап 5. Решение задач высокого уровня части С

Этап 6. Решение вариантов ЕГЭ и выработка стратегии выполнения

заданий на экзамене

Планирование уроков и консультаций, домашней самостоятельной работы учащихся может быть таким

ЦИКЛ 1. Формирование обобщенных приемов подготовки к ЕГЭ

(на примере раздела «Механика»)

Занятие1. Систематизация теоретического материала (кинематика)

Занятие 2. Решение задач базового уровня (кинематика)

Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала  и решению задач базового уровня по механике

Консультации по домашней работе

Занятие 3. Решение задач повышенного уровня из части 1 ЕГЭ

Занятие 4. Решение задач повышенного уровня из части 2 ЕГЭ

Занятие 5. Решение задач высокого уровня

Домашняя работа учащихся и консультации по решению задач повышенного и высокого уровня

Занятие 6. Контрольная работа № 1

 

ЦИКЛ 2. Повторение молекулярной физики и термодинамики

Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала  и решению задач базового уровня по молекулярной физике и термодинамике

Занятие 7. Решение задач повышенного и высокого уровней

Домашняя работа учащихся и консультации по решению задач повышенного и высокого уровней

Занятие 8. Контрольная работа № 2.


ЦИКЛ 3. Повторение раздела «Электродинамика»

Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала  и решению задач базового уровня по электростатике и магнитному полю

Занятия 9, 10. Решение задач повышенного и высокого уровней на расчет характеристик электрического и магнитного полей, движения зарядов и токов

Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала  и решению задач базового уровня по электрическому току

Занятие 11. Решение задач повышенного и высокого уровней на расчет характеристик электрического тока

Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала  и решению задач базового уровня по электромагнитным волнам и оптике

Занятия 12, 13. Решение задач повышенного и высокого уровней по электромагнитным волнам и геометрической оптике

Домашняя работа учащихся и консультации по решению задач повышенного и высокого уровней по электродинамике

Занятие 14. Контрольная работа № 3

ЦИКЛ 4. Повторение раздела «Квантовая физика»

Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала  и решению задач базового уровня по квантовой физике

Занятие 15. Решение задач высокого уровня

Занятие 16. Контрольная работа № 4

ЦИКЛ 5. Выработка стратегии выполнения экзаменационной работы

Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала  и решению задач базового уровня, по решению вариантов ЕГЭ

 Итоговая работа

В предлагаемом планировании четыре цикла соответствуют повторению школьного курса физики по разделам, пятый цикл посвящен выработке стратегии выполнения экзаменационной работы.

В первом разделе (Механика) акцент делается на формировании обобщенных приемов подготовки к ЕГЭ: приемы повторения и систематизации теоретического материала, методы решения задач разного уровня сложности.

Специальное время отводится на домашнюю самостоятельную работу учащихся и консультации.

Выявить пробелы в знаниях и умениях учащихся на базовом уровне можно, предложив им задачи на каждый элемент знания. Это не означает, что в задаче применяется один элемент знания. Такое невозможно. Метод решения задачи вытекает из формулировки элемента знания, указанного в ее требовании.

При организации тренировки в решении задач повышенного уровня из части А следует вспомнить методы решения типовых задач и дать образцы свернутого решения задач. После чего дать список задач для решения. Приступая к решению задач повышенного и высокого уровней по разделу курса физики нужно дать шпаргалку (таблицу-систему знаний), охватывающую теоретический материал по этому разделу, сводную таблицу методов решения типовых задач с обобщенным методом распознавания явлений, которым соответствует ситуация задачи. После чего дать список задач для решения.

 

Соответствие положений о ЕГЭ, целей и этапов подготовки учащихся по данной методике.


Положения о ЕГЭ

Цели и этапы подготовки к ЕГЭ

1

Назначение экзаменационной работы – оценить общеобразовательную подготовку по физике выпускников XI классов общеобразовательных учреждений с целью государственной (итоговой) аттестации и отбора выпускников для поступления в ссузы и вузы. Экзаменационная работа содержит 36 заданий с выбором ответа и с открытым ответом и выполняется в течение 210 минут.

Цель - подготовить учащихся,

знающих процедуру экзамена,

понимающих смысл предлагаемых заданий,

умеющих правильно оформить результаты выполнения отдельных заданий,

умеющих распределить общее время экзамена на все задания,

имеющих собственную оценку своих знаний и умений.

2

Экзаменационная работа содержит 22 задания базового уровня, проверяющих усвоение базовых  элементов знания и умения применять их  в заданных ситуациях

Этап 1. Систематизация теоретического материала

Этап 2. Решение задач базового уровня

3

Экзаменационная работа содержит 9 заданий повышенного уровня, проверяющих усвоение базовых элементов знания и умения применять отдельные элементы или несколько элементов в заданных или несколько измененных ситуациях. 

Этап 3. Решение задач повышенного уровня части А

Этап 4. Решение задач повышенного уровня В и С

4

Экзаменационная работа содержит 5 заданий высокого уровня, проверяющие комплексное использование знаний и умений из различных разделов курса физики  механика молекулярная физика и термодинамика электродинамика и оптика квантовая и ядерная физика, основы специальной теории относительности.

Этап 5. Решение задач высокого уровня

5

Экзаменационная работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 содержит задания (А1-А25) с выбором ответа из четырех предложенных вариантов.

Часть 2 содержит задания (В1-В5), по которым требуется дать краткий ответ в виде числа.

Часть 3 содержит задания (С1-С6), по которым надо дать развернутый ответ

Этап 6. Решение вариантов ЕГЭ и выработка стратегии выполнения заданий на экзамене

6

Экзамен проводится в течение 210 минут. Предполагаются следующие затраты времени на одно задание разного уровня сложности:

а) базовый: 2 минуты;

б) повышенный:

из части А: 1 – 4 минуты,

из части В: 2 - 6 минут;

в) высокий: 20 минут.

 

 



Все занятия проводятся во внеурочное время и длятся от 45 до 90 минут. Задания учащимся предлагаю как в бумажном, так и в электронном виде с использованием сети Интернет и специальных программ-тренажеров.