Урок развития речи.
Подготовка к сочинению – описанию пейзажа.
Цель урока: дать понятие о пейзажной зарисовке, закрепить и углубить представление об описании, закрепить навыки работы над сочинением – описанием, прививать любовь к сибирскому краю.
Оборудование урока: стенд «Пейзажная зарисовка», репродукции картин И.Грмбаря «Февральская лазурь», «Зимний день», «Иней», К.Юона «Конец зимы», К.Коровина «Зимой», И.Шишкина «На севере диком»; проигрыватель, пластинка «Времена года» Вивальди; плакаты с определениями пейзажной зарисовки, с планом работы над сочинением – описанием, с высказыванием К.Паустовского.
Ход урока
1.Небольшой словарный диктант
Природа, пейзаж, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование.
- Объясните орфограммы в подчеркнутых словах.
- Какие слова можно объединить одной темой, назвать одним термином? (Типы речи – повествование, описание, рассуждение)
- Какой тип называется повествованием?
- Что называется рассуждением?
- Что такое описание?
- Что может быть объектом описания? (Природа, человек, животное, предмет быта, помещение, архитектурное сооружение, памятник и т.д.).
- По какому плану строится описании? (а) Дается общее представление описываемого.
б). Описание деталей, частей. в). Отношение автора к тому, что он описывает?).
2. Описание природы. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока: «Пейзажная зарисовка. Подготовка к сочинению – описанию» (Тема записывается в тетрадь в начале урока).
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит. (На столах текст)
- Знакомы ли вам эти строки? Кто их автор? (А.Пушкин «Зимнее утро»)
- Определите, каково отношение поэта к зимнему пейзажу? (Восхищается красотой зимнего утра, любуется великолепием окрестностей, радостное и бодрое настроение).
- Какие слова передают это отношение? Какие выразительные средства языка использует поэт? (Эпитеты)
- Что позволяет нам увидеть и представить себе то, о чем пишет поэт? (Выразительное слово поэта).
В каждом времени года есть свое очарование, и поэты не могли не заметить, как удивительна русская зима. Русские художники тоже не раз признавались в любви к зиме. Вот несколько примеров.
Перед вами репродукция картины Игоря Грабаря «Февральская лазурь».
- Рассмотрите её. Нравится ли она вам? Какие ощущения, какое настроение создает этот пейзаж? (Восхищение, радость, очарование, необычность чувств).
- Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил? (Небо голубое, белые березы, красноватые ветви, голубые тени на снегу.)
Вот как сам автор передал свое восхищение красотой февральского дня: «Вся природа праздновала какой-то праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
- Что объединяет картины зимы в стихотворении А.Пушкина и в пейзаже И.Грабаря? (Они восхищаются, любуются, радуются зиме, она их бодрит, очаровывает, вдохновляет).
- А сейчас прослушайте музыкальный фрагмент русского композитора Свиридова «Тройка» к повести А.Пушкина «Метель». Так композитор с помощью звуков передал свое восприятие зимнего пейзажа.
- Какое чувство вызывает музыка? Какую картину при этом рисует ваше воображение?
(Необыкновенная музыка, она вызывает чувство волнения, переживания, видится, как тройка скачет по зимней дороге).
Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, в живописи, в музыке. А теперь обратимся к теме нашего урока. И начнем с толкового словаря. (На столах толковый словарь).
Найдем слово зарисовка. Зарисовка – то же, что и рисуем; рисунок - нарисованное изображение, воспроизведение чего –нибудь. Следовательно, пейзажная зарисовка – изображенная природа (в живописи – красками, в музыке – звуками, в литературе – словами). (Толковый словарь С.И.Ожегова).
Сделанные вами рисунки – иллюстрации к стихотворению А.Пушкина «Зимнее утро»на уроке литературы – тоже пейзажная зарисовка.
- Что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет? (и поэт, и художник, и композитор изображают природу такой, к акой её видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало. Вот что писал об этом К.Паустовский: «Если писатель, работая , на видит то , о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать».
- Итак, что же видит за словами писатель? (То, о чем он пишет, те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел передать).
Обратимся к отрывку из романа И.С.Шмелева «Лето Господне».
- Знакомо ли вам имя этого писателя? (Да. В 5 кл. изучали его рассказы «Мартовская капель», «Как я встречался с Чеховым», «За карасями»)
- Подготовьте выразительное чтение отрывка (Текст на каждом столе. Чтение отрывка вслух) (…красота-то какая! Первая звезда, а вон – вторая… Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаза. В воздухе мерзлость, через неё-то звезды больше, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках.
…Калитку тронешь, - так и осыплнт треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко – тонко. По улице – сугробы, горы
…А воздух… - синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы – белые видения…)
- Что в центре внимания писателя? (В центре внимания писателя звезды и снег.)
- Обратите внимание на описание звезд. Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими? (Звёзды… Усатые, живые, бьются, колют глаза…разными огнями блещут.)
- Слова, какой части речи преобладают в этом описании? (Преобладают в этом описании имена прилагательные и имена существительные, которые рисуют целостную картину красоты природы.)
- Какие эпитеты подбирает автор к слову воздух? И почему именно такие? (Синий- от света звезд на синем небе; звездный – от снега, который искрится; дымный – так как предметы едва можно различить в снежной дымке.)
- Какое необычное сравнение вы увидели здесь? Как вы его понимаете? («Березы – белые видения» – белые стволы сливаются с сугробами снега, поэтому издалека, в морозном воздухе они кажутся каким- то отдаленным видением, очертания их нечетки.)
- Каким образом писатель «дает характеристику» морозу? В чем ее своеобразие? (Восклицание «Мороз!» Автор выражает свое восхищение рождественским морозом, он «характеризует» мороз через описание снега: 2Снег синий, крепкий, попискивает тонко – тонко». Рождественский мороз крепкий, сильный, трескучий. Чувствуешь, что свершится какое–то волшебство, и ожидаешь чуда.)
- Обратите внимание на знаки препинания в конце предложения. Зачем автор так часто использует восклицательные знаки и многоточия в данном отрывке? Каким чувством проникнуто описание?
Итак, мы проанализировали несколько зарисовок природы, пейзажных зарисовок. Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же красиво «рисовать» словами, создавать пейзажные зарисовки. На основе анализа попытаемся определить порядок работы над сочинением:
1.Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом?
2.Какова будет главная мысль текста вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать ею у читателя?
3.Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе? (План на доске и у каждого ученика на столе).
Дома вы будете создавать свою пейзажную зарисовку на разные темы: «Иней», «Падающая снежинка», «Тихо в лесу», «Морозный вечер».
(Задания по рядам. Подобрать определения к словам иней, снежинка -1 ряд, береза, небо – 2 ряд, снег, тишина – 3 ряд. Индивидуальная работа – 1 человек подбирает определения к словам зима, мороз. Проверка: плакат, где самые интересные определения,наиболее употребительные эпитеты.)
- А вам удалось найти самое точное определение именно для вашего описания?
Итог урока. С чем познакомились на уроке? Что такое пейзажная зарисовка?
Домашнее задание.
Следуя инструкции, составленной на уроке, напишите сочинение–описание зимнего пейзажа. Тему определите сами.