Истина — это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. это соответствие знаний, полученных субъектом познания, содержанию объекта познания. Особенности истины истина объективна по содержанию т.к. независима от субъекта познания, и субъективна по форме, т.к. не может существовать вне сознания. истина всегда конкретна, т.е. связана с конкретными условиями и относится к конкретному месту, времени, обстоятельствам истина бывает абсолютной и относительной Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Примеры абсолютной истины: Земля вращается вокруг своей оси 2+2=4; в полночь темнее, чем в полдень Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения. Примеры относительной истины: При t +12оС бывает холодно Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Пример: изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника и т. п. Критерии истины (измерители, показатели, то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения): практика (!!! главный критерий); соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам. Противоположности истины Заблуждение — это НЕсознательное искажение образа объекта, это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину. Ложь — это сознательное искажение образа объекта. Практика играет роль главного критерия при определении истинности знаний. Практика — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Характерные черты практики: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки. человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его → происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием. человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности. пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). |