Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в 11 классе»
Подготовка к написанию сочинения по русскому языку ЕГЭ
- Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?» . (проблема будет варьироваться в зависимости от текста)
- Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
- Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
- Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
- (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
- Объём сочинения – не менее 150 слов.
- Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
- Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Авторская позиция (К1)
- Авторская позиция - это ответ на проблемный вопрос, решение, которое предлагает автор по указанной проблеме. Важно понимать, что авторская позиция не всегда бывает заявлена прямо. В текстах публицистического стиля отношение автора к проблеме, как правило, очевидно. В художественных текстах присутствие самого автора менее заметно. Чаще в таких текстах позицию автора можно понять, если проанализировать поведение героя, обратить внимание на характеристики, которыми наделяет автор героев, описания, которые им даёт.
- Иногда бывает так: позиция автора – это то, на что автор просто обращает внимание , что волнует и беспокоит его.
Ошибки при формулировании авторской позиции
- В исходном тексте позиция автора может не формулироваться в явном виде, поэтому участник экзамена вынужден конструировать ее, опираясь на собственное понимание ключевых слов. В этом случае недочеты вызваны тем, что понимание текста ограничивается поверхностным истолкованием его сути .
- В сочинениях встречаются также ошибки, обусловленные фрагментарностью, рассогласованностью понимания текста, когда проблема и авторская позиция не соотносятся .
Комментарий (К2)
- Комментарий в сочинении ЕГЭ - это ваш анализ исходного текста. Посредством комментария вы показываете свои умения следить за логикой текста, подмечать важные для понимания авторской позиции фрагменты текста и использовать их для формулировки позиции автора и собственной позиции. Как и раньше, необходимо найти два фрагмента текста, которые в совокупности позволяют нам понять авторскую позицию. Необходимо установить связи между двумя фрагментами текста и объяснить, какую роль играет связь в понимании авторской позиции.
Структура комментария (элементы комментария), требования к комментарию
- Первый пример-иллюстрация из текста с пояснением
- Второй пример-иллюстрация из текста с пояснением
- Связь и анализ смысловой связи между примерами
Пример-иллюстрация в комментарии
- Необходимо привести не менее двух примеров-иллюстраций из исходного текста. Можно использовать разные виды цитирования, указывать номера абзацев/предложений, использовать прием частичного пересказа конкретной ситуации из текста . Примеры-иллюстрации должны приводиться с опорой на текст, должны раскрывать авторскую позицию.
Пояснение к примеру-иллюстрации
- В пояснении важно показать, какую роль в раскрытии авторской позиции играет данный пример-иллюстрация . Объясните, что данным примером хочет показать автор (какова функция примера ), какой вывод можно сделать на основании данного примера . Чтобы правильно сформулировать пояснение, не забывайте использовать глаголы-маркеры пояснения, например: (автор/герой) вспоминает, описывает, анализирует, подчёркивает, осуждает, сочувствует, и др.
- ! Пояснение - это всегда собственный текст экзаменуемого, анализ приведенного примера.
Анализ смысловой связи между примерами
- Чтобы проанализировать смысловую связь, её для начала нужно указать (т.е. дать наименование). Указание на смысловую связь может быть выражено различными способами (детализация, обобщение, указание на причину, следствие или уступку, подтверждение, пояснение, определение, аналогия, выделение, сопоставление, противопоставление, вывод, заключение и др.) Анализ связи - объяснение сущности смысловых отношений между примерами-иллюстрациями. Вопросы, которые помогут проанализировать смысловую связь: В чем смысл этого вида связи? С какой целью автор его использует? Какие качества героев выявляются в сравнении/противопоставлении и др.
Связь между примерами-иллюстрациями
Вопросы
Детализация (конкретизация, уточнение)
Какие подробности приводятся во втором примере-иллюстрации?
Обобщение
Под какое общее понятие подводятся поступки героя, о которых говорится в первом примере-иллюстрации?
Указание на причину
По какой причине происходят события, о которых рассказано в первом примере-иллюстрации?
Указание на следствие
И что из этого следует?
Указание на условие
При каких условиях это возможно?
Указание на уступку
Что происходит вопреки сложившимся обстоятельствам?
Подтверждение
Как это подтверждается автором?
Объяснение
Чем это можно объяснить?
Определение
Что обозначает ключевое понятие, отмеченное в первом примере- иллюстрации?
Аналогия
Чем похожи примеры-иллюстрации?
Выделение
Что автор отмечает в первую очередь?
Сопоставление
С чем это сравнивается?
Противопоставление
Чему это противопоставлено?
Вывод, заключение
К какому выводу мы приходим?
Отношение к авторской позиции и обоснование (К3)
- В указаниях к оцениванию по критерию К3 подверкнуто: чтобы выразить свое отношение к авторской позиции, недостаточно заявить согласие / несогласие с автором. Важно создать собственный тезис (ваше мнение, навеянное текстом и авторским тезисом). В своих размышлениях вы можете пойти дальше, объяснив, почему вы разделяете / частично разделяете / не разделяете мнение автора. Другими словами, ваш тезис - это логический довод, который вы далее должны подкрепить примером - иллюстрацией из вашего читательского, историко-культурного или жизненного опыта. Следовательно, важно "визуализировать" ваш логический тезис, привести пример, который бы его доказывал.