Урок - практикум по русскому языку в 9 классе
Тема урока: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
Обучение написанию сочинения – рассуждения. 9.3»
Жизнь наполнена смыслом
только у того, кто преследует
великую цель.
Цели урока :
-выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста,
-выражать свою точку зрения на освещаемую тему,
-приводить аргументы;
-сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Синтаксический анализ.
каша из гречки –
дом из кирпича –
кусты сирени –
совет отца –
бессонная ночь –
полковое знамя –
шестилетний ребёнок-
без шума пробрался-
дорога к дому-
Устный терминологический диктант.
1) Преувеличение.
2) Употребление слова в переносном значении.
3) Яркое, красочное прилагательное.
4) Уподобление одного предмета или явления другому.
5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение.
6) Неживой предмет приобретает свойства живого.
Цифровой диктант
1. фразеология
2. эпитет
3. метафора
4. олицетворение
5. сравнение
- 4, 3, 1 , 1 , 3 , 5 , 5 , 4 , 2, 2.
(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.
(3)Мы жили в деревне. (4)Однажды отец взял меня в город. (5)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6)Там я увидел книгу. (7)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (8)Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». (9)Книга была дорогой.
(10)Дома я целый вечер говорил только о книге. (11)И вот через две недели отец дал мне деньги.
(12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.
(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.
(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам.
(22)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (23)Я плакал, не желая выходить из вагона, тогда лётчик обнял меня и сказал:
– (24)Ничего, поезд ещё долго будет идти. (25)Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. (26)Скажи мне, где ты живёшь?
(27)Я плакал и не мог говорить. (28)Отец дал лётчику адрес. (29)На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу.
– (30)Достал?
– (31)Достал, – засмеялся отец.
(32)Это была та самая книга. (33)Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
(34)А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. (35)В пакете была книга и записка от лётчика: (36)«Я же говорил, что мы достанем её».
(37)А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет, а потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.
(38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41)Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.
(По В. М. Пескову)
Бескорыстие - отсутствие корысти, жадности к имуществу нежелание пользоваться чем-либо в ущерб,
обиду или убыток другим;
нежелание наград за добрые дела.
(Из словаря Даля)
Три вида сочинения:
9.1. Сочинение на лингвистическую тему
9.2. Сочинение-рассуждение
9.3. Сочинение- рассуждение
Алгоритм сочинения
1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.
2. Комментарий определения.
3. Первый пример – аргумент из текста
4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта
5. Заключение−вывод
Словарная работа.
Подберите синонимы к слову «бескорыстный»
Тезис –это утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения.
1 абзац - вступление (тезис)
Определение значения слова: предмет (что это такое?)+ его признак (какой он?)
Бескорыстие - это….
Речевые клише (на примере определения понятия «бескорыстие»)
Что такое бескорыстие? Попробуем над этим вопросом поразмышлять.
Бескорыстие - это...(или)
По моему мнению бескорыстие - это...
Мне кажется, что бескорыстие - это...
Я думаю, что бескорыстие - это...
На мой взгляд, бескорыстие- это…
2 абзац (комментарий)
Комментарий определения (как бескорыстие показано в тексте, как оно проявляется в жизни, его (положительные) и отрицательные стороны, актуальность)
В тесте (ФИО) показано, что.... .
И действительно,... .
Мне кажется (я думаю, я считаю) , что бескорыстие проявили …..(ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения)
Аргумент 1
Обратимся к тексту Пескова, в котором говорится о...
В тексте Песков поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что...
Давайте, ребята напишем первый аргумент – примеры из текста.
Аргумент 2 Свое мнение я могу подтвердить примерами из жизненного опыта...
В жизни мы часто наблюдаем...
Однажды я был свидетелем события, которое...
Как-то раз...
3 абзац. Первый пример-аргумент из текста
Проиллюстрировать это понятие можно на примере предложения №....
Предложение №.... подтверждает мысль о том, что......
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
В тексте ФИО можно найти пример , подтверждающий правильность моего определения. (мысли или тезиса)
4 абзац. Второй пример аргумент из жизненного опыта или из художественного произведения.
Примеры (называем слово-понятие из задания) можно встретить и в жизни…
В подтверждение сказанному приведу пример из жизни (из художественной литературы, СМИ и т. д.)
Этот пример из текста ярко демонстрирует названные понятия.
Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.
В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества) проблему.
5 абзац. Вывод
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что … (дублируем ответ на вопрос, заданный в теме, синонимичным)
Таким образом, эти примеры стали убедительными доказательством моего определения
Итак, можно увидеть, что.....
В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что…
Подводя итог своим размышлениям, могу сказать…
Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными…
Рефлексия
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Я научился…
Марк Лисянский БЕСКОРЫСТИЕ Какое это счастье поделиться Сокровищами собственной души, Кто жизнью обделен,— воздать сторицей, Друзьям отдать последние гроши. Преподносить любимой незабудки, Слать песни, словно вести в города, И, не теряя ни одной минутки, Спешить туда, где горе и беда. Дороже бескорыстие на свете, Чем золото, и сталь, и серебро... Не жди добра, чтоб на добро ответить, А сам неси во все концы добро. Дарить и отдавать — какое счастье, Жить, ничего от мира не тая, Не думая о том, что соучастье В чужой судьбе обязанность твоя.(Вместе)
СПАСИБО!