Просмотр содержимого документа
«Подготовка к олимпиадам по русскому языку»
Н.Ю.Бочкарёва,
учитель русского языка и литературы
Алексеевской СОШ№1
Из опыта работы учителя по подготовке учащихся к олимпиадам
Среди многообразия конкурсов для учащихся олимпиада является одним из самых трудных. Поэтому в основе подготовки должен лежать принцип системности и непрерывности. На первом этапе я выявляю детей, имеющих способности и интерес к изучению языка и литературы; один из критериев отбора – грамотное письмо. Начиная работу с пятиклассниками, стараюсь прививать интерес к предмету через решение головоломок, шарад, ребусов и других нетрадиционных заданий по всем разделам русского языка. Олимпиадные задания на логику, сообразительность предлагаю в качестве разминки на уроках. Подбираю из учебников в качестве домашнего задания упражнения, аналогичные олимпиадным заданиям, или же предлагаю задания из сборника олимпиад по изучаемой теме. Учащиеся выполняют небольшие проектные работы по фразеологии и этимологии слов. При написании диктантов способным учащимся даю усложнённые грамматические задания, например, для морфемного разбора подбираю слова сложной структуры: с двумя приставками(непримиримые), несколькими корнями и суффиксами(водонепроницаемый);соединительной гласной. На данном этапе решение олимпиадных заданий встраиваю в этапы урока и даю как домашние задания. Причём, разрешаю выполнять усложненные задания всем желающим.
Ко второму этапу (7 - 11 классы), как правило, остаётся небольшая команда, с которой провожу целенаправленную подготовку к предметным олимпиадам через повторение и углубление школьного курса русского языка; решение олимпиадных заданий прошлых лет.
На всех этапах, с 7 по 11 класс, подготовку к олимпиадам провожу на дополнительных занятиях и во внеурочное время. Также в рамках уроков и во внеурочное время провожу интеллектуальные игры, марафоны, викторины на звание «Знаток русского языка». Приветствую участие школьников в дистанционных олимпиадах и конкурсах: «Русский медвежонок», «Родное слово», «Золотое руно», «ЁЖ» и т.д., они способствуют расширению кругозора учащихся. Отдаю предпочтение таким олимпиадам, в которых возможно выполнение заданий с использованием различных справочников. Я считаю, что гораздо полезнее найти нужный ответ в каком-то источнике, чем писать его наугад или оставлять вопрос без ответа. Учащиеся 9-11 классов ежегодно принимают участие в дистанционных и очных олимпиадах КФУ. Есть среди ребят призёры очного тура. Хорошим стимулом для участия в олимпиадах КФУ является то, что при поступлении в университет призёрам добавляется один балл. Сидорова Н, призёр республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников, проходила обучение на курсах по решению олимпиадных заданий в г. Казани. При подготовке к занятиям использую ресурсы сети интернет, предметные журналы, специальную литературу, учебники высшей школы, книги, изданные в рамках работы республиканского семинара.
Считаю, что наличие победителей и призёров муниципального и республиканского тура олимпиады является результатом такой целенаправленной работы.