СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методический материал для подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку в 5- 6 классах. Может использоваться не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Институт общего образования
Кафедра филологического образования
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ »
Выполнила:
Мерковская Светлана Владимировна
Научный руководитель:
доцент, Непоклонова Елена Олеговна
Санкт-Петербург
2017
Введение.
Совершенствование речевой культуры учащихся всегда является приоритетным направлением в работе учителя русского языка и литературы. Безупречное владение языковыми нормами, выразительность, логичность, доступность, ясность изложения, богатство словарного запаса — залог успеха не только в школе, но и в "большой жизни": любой работодатель ориентирован не только на грамотного специалиста, но и на человека, умеющего излагать свои мысли, идеи, планы.
В учебной и внеклассной деятельности имеется немало форм, методов, приемов для совершенствования речевой культуры учащихся:
уроки развития речи;
использование словарей и справочников;
литературные композиции;
конкурсы и викторины;
олимпиады.
В этой работе мы более подробно обратимся к вопросу подготовки к олимпиадам по русскому языку школьников 5- 6 классов .
Олимпиада (греч. olympias) – соревнование, смотр, конкурс.
Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объёме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников.
Цель олимпиады - выявление интересов, развитие учащихся, определение наиболее распространённых ошибок и трудностей, из-за которых часть школьников не смогла справиться с заданиями и пропустила их. Олимпиада выявляет лучшего, но каждый может попробовать свои силы, совершенствовать умения, развивать логическое мышление, расширять кругозор. В целом олимпиада служит развитию творческой инициативы учащихся.
Повышенный интерес к проблемам обучения и развития детей появился на западе уже давно. Он выразился в создании Всемирного совета по таланту и одарённости детей. Первая конференция состоялась в Лондоне в 1975 году. До сих пор совет координирует проекты по изучению одарённых детей. Проводятся Международные конференции, посвященные проблемам выявления и изучения одарённых детей. В нашей стране этой проблеме тоже уделяют внимание. Достаточно вспомнить педагогические идеи Л.С.Выготского о развитии путем освоения культурного наследия человечества. Идеи В.Н. Левитова о выявлении предрасположенности субъекта к той или иной деятельности. Идея «проблемного обучения» у А.М.Матюшина. Идея развития человека через создание условий его творческой деятельности у Н.Ф.Талызиной и другие.
Большой вклад в становление и развитие олимпиадного движения в России, в разработку методик организации и вопросов проведения олимпиад внесли такие ученые и педагоги как П.С. Александров, М.И. Башмаков, И.М. Гельфанд, Г.И. Глейзер, Б.В. Гнеденко, Б.Н. Делоне, Г.В. Дорофеев, Г.И. Зубелевич, А.Н. Колмогоров, Н.Н. Константинов, Г.Г. Левитас, Л.А. Люстерник, A.M. Маркушевич, И.С. Петраков, В.Н. Русанов, Л. Соболев, В.А.
Таким образом, подготовка школьников к олимпиадам является актуальной проблемой, к которой известные исследователи, методисты и учителя обращаются на протяжении не одного десятилетия.
Целью нашей работы является определение основных направлений методики подготовки к олимпиадам по русскому языку.
В связи с поставленной целью в дипломной работе решаются следующие задачи:
охарактеризовать основные направления работы по подготовке к олимпиадам по русскому языку;
выявить основные навыки и умения, необходимые для успешного решения олимпиадных задач;
разработать систему упражнений для формирования навыков решения олимпиадных задач.
Объектом исследования в дипломной работе является языковой материал олимпиадных заданий по русскому языку.
Предметом исследования является методика подготовки к решению олимпиадных заданий.
В работе использовались следующие методы исследования: описательный, сравнительно-типологический, системно- структурный.
Глава I. 1.1 Подготовка к олимпиадам по русскому языку в аспекте требований ФГОС.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. А ведь действительно, ещё не так давно участие в предметных олимпиадах принимали только выбранные педагогом дети. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящий момент в связи с изменением политики образования, с внедрением федеральных государственных общеобразовательных стандартов (ФГОС), участие в олимпиадах всех желающих имеет под собой достаточные основания.
Для этого создана целая сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним плюсом при поступлении в ВУЗ.
Наша действительность ставит перед нами задачу в подготовке к выполнению олимпиадных заданий того или иного уровня не только одарённых и заинтересованных в изучении русского языка детей. В связи с этим работа по подготовке к олимпиадам из внеурочной формы ( факультатив, элективный курс) неизбежно переходит в форму урочной деятельности.
Как правило, олимпиады по русскому языку, хотя и проводятся в различных формах, по сути становятся соревнованиями в исключительно энциклопедических знаниях. Многие эти сведения не имеют практической направленности и не будут востребованы в процессе дальнейшей учебы, в работе.
Однако стоит помнить, что русский язык - это средство общения и познания. Именно исходя из этого, были определены номинации и разработаны задания Содержание олимпиад до сих пор вызывает немало споров. Нередко на них дублируются вопросы и задания, сформулированные в школьных учебниках, что вызывает критику со стороны ряда методистов. З.А.Потиха отмечал, что подобный подход к составлению заданий лишает олимпиады их специфики и превращает в дополнительную контрольную работу.
Поэтому при составлении заданий учитываются следующие основные принципы:
необходимость обращения к разным языковым уровням, от фонетического до синтаксического;
обязательность включения заданий по орфографии, пунктуации, культуре речи;
нацеленность не только на выявление конкретных теоретических знаний и практических умений учащихся, но и на проверку способности абстрактно мыслить, вычленять языковые модели с опорой на конкретный языковой материал, выполнять различные виды разбора (словообразовательный, семантический, этимологический, синтаксический и т.д.).
Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку различных типов и уровней сложности в той или иной мере требует от учащихся демонстрации знаний из области исторической грамматики русского языка. Так, в «Методических рекомендациях по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку» среди прочих требований к уровню подготовки учащихся отмечено, что участники олимпиады должны продемонстрировать знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии, элементарную осведомлённость в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова, а также навыки морфемного и словообразовательного анализа.
Однако обзор существующей учебно-методической литературы показывает, что при обилии учебных пособий, находящихся в свободном доступе в Интернете, недостаёт таких, которые были бы ориентированы именно на учащихся, то есть учитывали бы, с одной стороны, их возрастные особенности, а с другой — были бы нацелены на отработку навыка выполнения типовых олимпиадных заданий .Отсутствие единого свода упражнений, в котором были бы охвачены и даны в историческом срезе основные разделы языка, и стало поводом к проведению мною данной работы.
Принципы, лежащие в основе подготовки к олимпиадам.
Существуют различные подходы и принципы подготовки к олимпиадам по русскому языку. Обобщив различные методические разработки, выделим основные принципы, лежащие в основе успешной подготовки обучающихся к олимпиадам:
1. Принцип системности и непрерывности.
В основе подготовки к олимпиадам, по-моему мнению, должен лежать принцип системности и непрерывности: подготовка к олимпиадам должна быть непрерывным процессом, начинающимся еще в начальной школе. В третьих-четвертых классах можно проводить ежегодные школьные олимпиады в каждом классе; учащиеся, занявшие призовые места, принимают участие в Олимпиадах параллели, когда от каждого класса выставляется команда победителей и призеров первого тура. При переходе учащихся в среднее звено учителю-предметнику даются рекомендации для продолжения работы по развитию лингвистических способностей отдельных учащихся.
Олимпиады в пятых-восьмых классах также следует проводить в два этапа – на уровне класса и на уровне параллели. Учащиеся, занявшие призовые места, по рекомендации учителей-словесников и членов жюри принимают участие в отборочном туре в командную сборную. У учащихся этой команды впереди два-три года, в течение которых они готовятся к Олимпиадам более высокого уровня. Из состава этой сборной ежегодно формируется олимпийская сборная команды девятых классов для участия в Олимпиаде муниципального уровня. Затем костяк этой команды станет командой десятых и одиннадцатых классов. . Качеств, которыми должен обладать «олимпиадник» слишком много: это и широкий кругозор, и формальная логика, и «умение учиться», и интерес к предмету. Главных критериев, на мой взгляд, три: личная заинтересованность ребёнка, высокое чувство ответственности и широкие учебные возможности (память, мышление, способность к анализу и синтезу). В идеале должны совпасть все критерии. И главный критерий - это должно быть нужно ребёнку.
2.Принцип активности знаний.
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
3. Принцип опережающего уровня сложности.
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
Таким образом, целями подготовки к олимпиадам по русскому языку являются:
стимулирование интереса учащихся к русскому языку;
выявление учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности;
оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе русского языка;
активизация творческих способностей учащихся;
выявление учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады;
популяризация русского языка как науки и школьного предмета.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года
элективные курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.
Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку различных типов и уровней сложности в той или иной мере требует от учащихся демонстрации знаний из области исторической грамматики русского языка. Так, в «Методических рекомендациях по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку» среди прочих требований к уровню подготовки учащихся отмечено, что участники олимпиады должны продемонстрировать знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии, элементарную осведомлённость в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова, а также навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.
Однако, обзор существующей учебно-методической литературы показывает, что при обилии учебных пособий, находящихся в свободном доступе в Интернете, недостаёт таких, которые были бы ориентированы именно на учащихся, то есть учитывали бы, с одной стороны, их возрастные особенности, а с другой — были бы нацелены на отработку навыка выполнения типовых олимпиадных заданий лингво-исторического цикла. Отсутствие единого свода упражнений, в котором охвачены и даны в историческом срезе основные разделы языка, и стало поводом к составлению настоящего пособия.
Проанализировав задания, предлагаемые для решения во Всероссийских олимпиадах школьного и районного уровня, а так же материалы интернет олимпиад, утверждённых приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации, мною были выделены 10 разделов для подготовки.
"История Русского Языка",
"Фонетика",
"Орфоэпия",
"Орфография",
"Лексика",
"Морфемика",
"Словообразование",
"Морфология",
"Синтаксис",
"Пунктуация".
Необходимой базой для успешного выполнения заданий олимпиады
является знание языкового материала:
по фонетике и графике: участники должны показать понимание различий
между звучащей и письменной речью, указать возможные соответствия между буквой и звуком, различные способы обозначения на письме одного звука,
показать знание орфоэпических норм, их вариативность, изменение во времени;
по морфемике: знать виды морфем, уметь их вычленять в словоформе,
иметь представление об изменении морфемного состава слова в процессе
исторического развития;
по словообразованию: знать основные способы словообразования слов
в русском языке, основные словообразовательные средства; уметь правиль-
но найти производящую основу (указать, от какого слова или словосочета-
ния оно образовано на синхронном уровне);
по морфологии: знать систему частей речи, принципы их выделения;
уметь анализировать грамматические категории каждой части речи;
– по синтаксису: знать основные единицы синтаксиса, их характерные
черты; уметь анализировать синтаксические единицы;
по лексике: иметь представление о лексике как о системе, об основных
этапах ее развития, об изменении лексического состава языка; уметь опреде-
лять значение (значения) слова, устанавливать наличие синонимических,
антонимических отношений между словами;
по фразеологии: иметь представление о фразеологизмах, их отличии от
свободных словосочетаний; уметь определять значение фразеологических
единиц, подбирать к ним лексические эквиваленты.
Работа с данными разделами предполагает поэтапную подготовку учащихся по всем разделам языкознания:
- ознакомление с теоретическими сведениями по разделу лингвистики,
- выполнение заданий с ответами для самопроверки ,
- контрольное тестирование.
После ознакомления с теоретическим материалом, выполнения тренировочных и контрольных заданий учащимся предлагается выполнить дистанционную олимпиаду по русскому языку.
1.3 Принципы, лежащие в основе составления тренировочных олимпиадных заданий:
При разработке заданий следует учитывать, что участники олимпиады должны продемонстрировать:
знание фонетической системы русского литературного языка (в рамках школьной программы);
знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;
знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомлённость в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;
знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;
знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;
навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;
знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;
знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;
элементарную осведомлённость в области истории русского языкознания;
коммуникативные умения и навыки.
Критерии, которым должны соответствовать задания:
обязательность обращения к разнообразным языковым уровням, от фонетического до синтаксического;
нацеленность на развитие умения участника олимпиады абстрактно мыслить, увидеть причины тех или иных языковых изменений, вычленить языковые модели с опорой на конкретный языковой материал, провести семантический, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический и т.д. анализ предложенных примеров;
включение в материал для анализа языковых явлений, рассмотрение которых требует использования культурологической информации;
использование текстов и заданий, способствующих духовно-нравственному воспитанию личности учащегося.
доступность: формулировка задания должна быть понятна учащемуся данного класса; если для задачи требуется введение новых научных терминов (не включённых в школьную программу), необходимо дать их толкование;
однозначность: задание должно иметь единственно верный ответ, который может быть верифицирован посредством словарей или научной литературы; если задача предполагает поиск нескольких вариантов ответа или аргументацию разных точек зрения на поставленный вопрос, необходимо указать это в формулировке задания;
уникальность: задания муниципального этапа Олимпиады должны быть новыми, уникальными, не повторяющими материалы различных сборников задач или вопросы прошлых лет; 6
эвристический / проблемный характер заданий: вопросы, поставленные перед участником Олимпиады, должны активизировать его творческую деятельность, подводить к установлению ранее неизвестных ему лингвистических закономерностей;
соответствие вопроса, ответа и критериев оценивания: в критериях оценивания должны быть учтены баллы за все поставленные в задании вопросы; не рекомендуются общие формулировки типа «приведите примеры» или «составьте предложения», поскольку за каждый пример необходимо предусматривать баллы. Следует точно указать количество требуемых единиц.
Формулировки заданий должны быть чёткими, ясными, терминология должна соответствовать школьной программе.
В задании должна подразумеваться или быть указана форма ответа (подчеркнуть…, обозначить графически, сформулировать… и т.д.), а в некоторых случаях и его объём (например, количество языковых единиц, необходимых для аргументации ответа). Если при проверке предполагается оценить какие-то отдельные стороны ответа, то они должны быть обозначены в задании в виде отдельного дополнительного вопроса или серии вопросов. Всё это необходимо для определения единых критериев оценки ответов.
В большей степени задачам олимпиады соответствуют задания, требующие развёрнутого ответа, демонстрирующего культуру письменной речи, способность учащихся последовательно и доказательно излагать свою точку зрения. Полный ответ на вопрос такого задания предполагает не только констатацию свойств языковой единицы (значение, образование, употребление), но и её комментарий (словообразовательный, стилистический, этимологический, историко-культурный, грамматический), умение соединить элементы ответа в единое законченное письменное высказывание.
Задания, для выполнения которых необходима аргументация, включают формулировки «докажите», «обоснуйте», «дайте мотивированный ответ». Ответ-рассуждение демонстрирует навыки аргументирующей речи, позволяет участнику Олимпиады использовать свои знания и наблюдения в качестве доводов, подтверждающих излагаемую точку зрения.
Не рекомендуется включать в комплекты муниципального этапа задания, дословно дублирующие типовые упражнения из учебников, например: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, без дополнительных вопросов эвристического характера.
Олимпиадные задания формулируются таким образом, что участники
олимпиады, опираясь на теоретические знания, должны продемонстриро-
вать умение работать с языковым материалом: анализировать его; устанав-
ливать смысловые и структурные связи между единицами одного уровня
или разных уровней, выявлять синонимические и омонимические отноше-
ния между языковыми единицами не только в лексике и фразеологии, но
и в морфологии и синтаксисе; видеть возможность вариативности при ана-
лизе языкового материала разных уровней, проявить способность класси-
фицировать языковые факты; уметь путем сопоставления выделить из об-
щего частные случаи.
Наиболее распространенными являются задания, в которых предлагает-
ся произвести какие-либо операции с предложенными словами, словосоче-
таниями или предложениями и обосновать свое решение:
дается некоторое количество слов, словосочетаний или предложений
и предлагается их проанализировать (например, разделить на группы по
предложенному основанию или найти основание, по которому можно их
классифицировать, и др.);
данные слова, словосочетания или предложения предлагается заменить
на синонимичные, омонимичные и пр.;
на примере данных слов требуется определить, какими способами
в языке выражается тот или иной грамматический признак;
предлагается определить способ словообразования ряда слов и обнару-
жить особенности их словообразования, прокомментировать, в чем они за-
ключаются;
требуется определить, к какой части речи относятся предложенные сло-
ва (для анализа даются слова, принадлежащие к разным частям речи; опре-
деление их частеречной принадлежности обычно вызывает затруднение
и требует определенного хода рассуждений).
Другой тип заданий:
по дефинициям, взятым из словарей, определить значение слов;
определить падеж и тип склонения существительных, поставить нужное
окончание и объяснить, чем объясняется выбор и вариативность.
Глава II. Подготовка к олимпиадам учащихся 5-6 классов.
Основная цель олимпиад по русскому языку заключается не только в том, чтобы определить уровень знаний по русскому языку (степень лингвистической компетентности школьников), но и в том, чтобы выявить среди участников наиболее способных, имеющих высокий уровень лингвистической подготовки, обладающих лингвистической интуицией, имеющих определенные навыки филологического исследования и проявивших творческий подход при ответе на задания. Кроме того, олимпиада должна способствовать пропаганде гуманитарных научных знаний среди молодежи; воспитывать интерес к русскому языку, его изучению как сложной, постоянно развивающейся системы, одной из основной функций которой является коммуникативная. Она должна способствовать воспитанию любви к русскому языку, языку, на котором созданы высочайшие произведения русской литературы,
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей.
Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
Однако, именно в 5 классе целесообразно начинать систематическую, последовательную работу по подготовке к олимпиадам по русскому языку. Сама программ 5 класса предполагает знакомство с основными разделами языкознания – это и знакомство с понятиями речь и язык, изучение фонетики, орфоэпии, графики, лексики, синтаксиса и пунктуации, морфологии. Одним словом, программа 5 класса как нельзя лучше подходит для начала такой сложной работы, как знакомство и решение олимпиадных заданий по различным разделам языкознания.
Именно возраст 10-12 лет подходит для тренировки и развития таких необходимых в решении олимпиадных задач навыков, как
наблюдательность
ассоциативность
навык трансформации и перекодировки
комбинаторика
В 6 классе помимо заданий, касающихся знаний в той или иной области языка, целесообразно использовать задания, требующие для выполнения знаний о разных уровнях языка
Цель моей работы : начать подготовку всех учащихся 5-6 классов к олимпиадам по русскому языку.
Задачи: подготовить ребят к выполнению различных видов заданий
дать рекомендации по работе над ними;
сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
научить пользоваться справочной литературой и словарями;
потренироваться в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.
На своих уроках в ходе изучения школьного материала на разных этапах урока я предлагаю задания по всем изучаемым разделам языкознания.
Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.
Формы работы: индивидуальная,
групповая (в малых группах),
самостоятельная,
практические занятия тренировочного характера.
Методы работы: поисковый,
проблемный,
исследовательский,
творческий.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания,
тесты,
тексты для различных видов разбора
Планируемые результаты:
В результате систематического выполнения предлагаемых заданий учащиеся должны
Знать:
различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;
происхождение славянских языков;
нормы литературного русского языка;
тропы, фигуры речи;
почему «умирают» слова, появляются новые;
почему появляются новые значения у старых слов;
Уметь:
уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.
самостоятельно готовить сообщения по выбранной ими или данной учителем теме;
работать с художественной литературой, словарями, словарной статьёй.
При реализации данной программы я столкнулась со следующими трудностями:
Непонимание частью родителей учащихся целей и задач реализации программы;
Снижение комфортности самочувствия учащихся, связанное с затруднениями делать выбор и нести за него ответственность;
Недостаточный уровень методологической, методической компетентности педагогов;
Возможные перегрузки учащихся и педагогов;
К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и вижу свою роль.
Олимпиадные задания составляются в соответствии с утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации стандартами среднего общего образования и учебными программами, разработанными на их основе. Они охватывают все разделы курса русского языка: фонетику, графику, морфемику, словообразование, морфологию, синтаксис, лексику, фразеологию, а также орфографию и пунктуацию.
Необходимой базой для успешного выполнения заданий олимпиады является знание языкового материала:
по фонетике и графике: участники должны показать понимание различий между звучащей и письменной речью, указать возможные соответствия между буквой и звуком, различные способы обозначения на письме одного звука, показать знание орфоэпических норм, их вариативность, их изменение во времени;
по морфемике: знать виды морфем, уметь их вычленять в словоформе, иметь представление об изменении морфемного состава слова в процессе исторического развития;
по словообразованию: знать основные способы словообразования слов в русском языке, основные словообразовательные средства; уметь правильно найти производящую основу (указать, от какого слова или словосочетания оно образовано на синхронном уровне);
по морфологии: знать систему частей речи, принципы их выделения; уметь анализировать грамматические категории каждой части речи;
по синтаксису: знать основные единицы синтаксиса, их характерные черты; уметь анализировать синтаксические единицы;
по лексике: иметь представление о лексике как о системе, об основных этапах ее развития, об изменении лексического состава языка; уметь определять значение (значения) слова, устанавливать наличие синонимических, антонимических отношений между словами;
по фразеологии: иметь представление о фразеологизмах, их отличии от свободных словосочетаний; уметь определять значение фразеологических единиц, уметь подбирать к ним лексические эквиваленты.
Совершенно очевидно, что успех олимпиады для организаторов и участников во многом зависит от структуры и содержания конкурсных заданий.
Олимпиадные задания формулируются таким образом, что участники олимпиады, опираясь на теоретические знания, должны продемонстрировать умение работать с языковым материалом: анализировать его; устанавливать смысловые и структурные связи между единицами одного уровня или разных уровней, выявлять синонимические и омонимические отношения между языковыми единицами не только в лексике и фразеологии, но и в морфологии и синтаксисе; видеть возможность вариативности при анализе языкового материала разных уровней, проявить способность классифицировать языковые факты; из общего уметь путем сопоставления выделить частные случаи. Олимпиадные задания должны способствовать активизации и развитию творческих способностей учащихся. Они должны быть разнообразными и по содержанию (охватывать разные разделы курса) и по форме.
Наиболее распространенными являются задания, в которых предлагается произвести какие-либо операции с предложенными словами, словосочетаниями или предложениями и обосновать свое решение:
дается некоторое количество слов, словосочетаний или предложений и предлагается их проанализировать (например, разделить на группы по предложенному основанию; или найти основание, по которому можно их классифицировать, и др.);
данные слова, словосочетания или предложения предлагается заменить на синонимичные, омонимичные и пр.;
на примере данных слов требуется определить, какими способами в языке выражается тот или иной грамматический признак;
предлагается определить способ словообразования ряда слов и обнаружить особенности их словообразования, прокомментировать, в чем они заключаются;
требуется определить, к какой части речи относятся предложенные слова (для анализа даются слова, принадлежащие к разным частям речи; определение их частеречной принадлежности обычно вызывает затруднение и требует определенного хода рассуждений).
Другой тип заданий:
по дефинициям, взятым из словарей, определить значение слов;
определить падеж и тип склонения существительных, поставить нужное окончание и объяснить, чем объясняется выбор и вариативность.
Задания такого типа могут быть предложены по всем разделам курса русского языка и охватить многие аспекты в рамках каждого раздела.
Удачными можно считать задания, в которых формулируется насколько вопросов: один более простой, на который может ответить большáя часть участников, а другой – более сложный, требующий более глубокого знания теории, понимания проблемы, языкового чутья.
Интересны задания, требующие привлечения для правильного ответа знания нескольких разделов курса русского языка (фонетика и морфология, морфемика и словообразование, морфемика и морфология, морфология и синтаксис и др.) и даже литературоведения, в частности стихосложения (фонетика и стихосложение).
Определенную сложность представляют задания, в которых приводится какое-либо утверждение, касающееся вопросов произношения, графики, орфографии и других разделов, и требуется его прокомментировать: доказать или опровергнуть, тем самым высказать свое понимание проблемы. Такого типа задания могут содержать и внепрограммный материал (напр., по истории русского языка, по этимологии, по истории лингвистической науки и пр.).
В заданиях очного тура олимпиады не должно быть вопросов, требующих только освещения какой-либо темы, проблемы или только демонстрации энциклопедичности знаний, а также вопросов по разделам, которые не изучаются в школе, так как в очном туре не допускается пользование никакими материалами, включая словари.
В задания заочного тура такого типа вопросы могут быть включены.
Классифицировать виды олимпиадных заданий можно по-разному. За основу классификации можно взять те универсальные учебные действия ( УУД), которые применяет ребёнок для выполнения учебного задания. Это умения, связанные с анализом и синтезом языкового материала. Например,
Задача. Ниже в латинской транскрипции приведены имена прави-
телей Северного королевства (государства из произведений Дж. Р. Р. Тол-
кина) и их потомков:
Argeleb, Arveleg, Araval, Araphor, Arvedui,
Aranarth, Aranuir, Aragorn, Araglas, Arahad,
Aragost, Aravorn, Arassuil, Arathorn, Argonui,
Arador.
Ниже также даны некоторые имена из этой династии, однако в одном
или двух из них третья буква лишняя:
Aravir, Aravegil, Araphant.
Задание. Где необходимо, уберите лишнюю букву. Поясните Ваше ре-
шение.
Задача 2. Даны русские слова и их переводы на белорусский язык:
радиоаппаратура радыёапаратура
радиогенный радыягенны
радиограмма радыёграма
радиография радыяграфія
радиоизотоп радыеізатоп
радиолокатор радыёлакатар
радиопередача радыёперадача
радиостанция радыёстанцыя
радиотерапия радыетэрапія
радиоуглеродный радыевугляродны
радиохимик радыяхімік
Задание. Вставьте в следующих белорусских словах пропущенную первую
часть.
радиоантенна антэна
радиология логія
радионуклид нуклід
радиорезистентный рэзістэнтны
радиорубка рубка
радиотехник тэхнік
Поясните Ваше решение.
Примечание. Белорусское і читается так же, как русское и. Радиогра-
фия — то же, что и рентгенография.
Задача. Даны существительные языка пушту* (в кириллической за-
писи) в формах единственного и множественного числа:
т̇апус «коршун» т̇апуса̄н уш̇ «верблюд» уш̇а̄н
кръс «треск» кръсеhа̄р т̇ох «кашель» т̇охеhа̄р
пастувър «дождик» пастувъруна зум «зять» зума̄н
табак «блюдо» табакуна ча̄л «качели» ча̄луна
т̇ингун «упорство» т̇ингунуна шрак «свист» шракеhа̄р
кашак «сторож» кашака̄н рап «секунда» рапуна
хър «храп» хъреhа̄р граб «топот» грабеhа̄р
ла̄мбузън «пловец» ла̄мбузъна̄н мъч «муха» мъча̄н
Задание 1. Сформулируйте правила образования множественного чис-
ла в языке пушту.
Задание 2. Образуйте множественное число у существительных: да̄р
«виселица», дзаз «шипение», лар̇ам «скорпион», ма̄муриат «командиров-
ка», т̇от̇кама̄р «колдун».
Примечание. h, р̇, т̇, ш̇ — особые согласные, ъ — особый гласный языка
пушту; чёрточка над гласной обозначает долготу.
* Пушту́ — один из иранских языков, на котором говорят более 30 млн
человек в Афганистане и Пакистане.
Следующий способ классификации - формы заданий. ( Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
в 2016/2017 учебном году по русскому языку Москва, 2016 г.)
I. Лингвистические тесты.
К этому типу можно отнести задания, предполагающие воспроизведение знаний определённого раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка.
Следует использовать следующие типы тестовых заданий: «развёрнутый (открытый) ответ», «соответствие», «несколько пропущенных слов» и комбинации данных типов. На муниципальном этапе не рекомендуется использовать тесты с выбором ответов.
Опыт работы по составлению заданий для разных этапов Олимпиады показывает продуктивность такой комбинированной (обычно сочетающей типы «соответствие» и «несколько пропущенных слов») формы теста, как работа с таблицами с пропусками в ячейках.
Например: Установите соответствие и впишите омонимы.
1 | 2 | 3 | |
Печь, очаг для накаливания и переплавки металлов, для обжига керамических изделий | Постоянный состав сотрудников | ||
Проявление любви, нежности | Чувство меры в поведении, в поступках | ||
Побудительная причина, основание, повод к какому-либо действию | Тот, кто руководит чем-либо или имеет наибольшее влияние в какой-либо сфере | ||
В некоторых иностранных федеративных государствах: административно-территориальная единица | Медный духовой музыкальный инструмент | ||
Метрическая музыкальная единица, ритм | Небольшой хищный зверёк с тонким и гибким телом | ||
Раздел какого-либо печатного произведения, отмечаемый нумерацией или заголовком | Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая обычно из 2-3 звуков |
II. Лингвистические задачи.
Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие а) знаний в разных областях русского языка, б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, в) языкового чутья и лингвистической догадки, г) использования общих исследовательских приёмов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).
Изучение нормативной грамматики и лексики на уроках русского языка в школе – это знакомство с системой языка, иногда воспринимаемой как совокупность правил. В реальной речевой деятельности, которая всегда более разнообразна, чем «правила языка», мы сталкиваемся с живыми текстами, преподносящими трудные задачи для всех говорящих. Поэтому и классификацию заданий возможно производить в рамках отношений текста и языка (от текста к языку и обратно).
В данном случае под термином «текст» подразумевается любое речение (от словоупотребления в составе словосочетания или предложения до законченного развёрнутого высказывания). Л. В. Щерба определил этот аспект речевой деятельности как «языковой материал» (совокупность всего созданного при помощи языка) наряду с языком-системой и речью-процессом.
Нельзя забывать, что одной из целей олимпиады является расширение знаний учащихся по предмету. Поэтому лингвистические задачи могут содержать историко-культурный или историко-лингвистический комментарий, а также цитаты из литературных произведений (для наблюдения и анализа) или научных трудов (для анализа языкового материала под определённым углом зрения). В формулировках заданий или в сносках рекомендуется указывать автора и название художественного произведения, откуда взят фрагмент, а также давать краткую справку о лингвистах, имена которых встречаются в задачах.
В зависимости от направления анализа (от того, что «дано», к тому, что нужно «найти» или «доказать») эти задачи рассматриваются далее в составе нескольких групп.
1. От текста к языку. В заданиях этого типа предлагается текст, высказывание или словоупотребление в речи, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы.
Выполнение заданий требует навыков аналитического чтения, направленного на правильное понимание речи. Подобные задачи в большей мере помогают оценить лингвистические способности, языковое «чутьё», глубину восприятия слова, навыки анализа языкового материала, например:
А) Прочитайте предложения, найдите в них все однокоренные слова и объясните свой ответ.
1. Спортсмен, занимающийся метанием молота, намётанным взглядом оценил расстояние до металлического ограждения. 2. Неприметная тропинка вела методистов в здание, где им нужно было наметить цели семинара.
Б) В XVIII-XIX вв. у слова зал были варианты других родов. На основе анализа примеров из литературы напишите эти варианты и прокомментируйте ответ.
― Пожалуйте в зало, ― предложил он, встряхивая мокрое пальто (М. Горький «Жизнь Клима Самгина»).
― Сижу один в зало и хочу записать то, что за неимением… да нет, впрочем, даже по небрежности, не внёс в свой журнальчик (И. А. Бунин «Дневники»).
― Комната эта, вероятно, была прежде залой (Л. Н. Толстой «Война и мир»).
К заданиям данного типа можно отнести также комментирование или исправление орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.
Например:
Исправьте орфографические ошибки в тех словах, в которых они допущены. Объясните, какими причинами обусловлены неверные написания. Слово | Исправленный вариант | Комментарий |
Спортакиада |
|
|
Друшлаг |
|
|
Грейпфрукт |
|
|
Проволка |
|
|
Невропатолог |
|
|
Полувер |
|
|
Компрометировать |
|
|
2. От языковых фактов к системе языка. В этом разделе могут быть представлены довольно разнородные задания структурно-лингвистического характера, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой-либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания этого типа объединены в две группы.
1) Поиск закономерностей по данным примерам (в открытом ряду примеров). В качестве исходного условия предлагается открытый ряд слов. Единицы языка в нем располагаются так, чтобы «подсказать» с их помощью правильный ответ и дать возможность в результате анализа прийти к искомой информации. По такому принципу могут быть построены вопросы по фонетике, морфемике и словообразованию, лексикологии и фразеологии, морфологии, синтаксису и стилистике.
А) Укажите основание, на котором данные пары слов объединены в один ряд. Продолжите ряд 2 своими примерами.
Объезжать поля – объезжать лошадь; перекусить бутербродами – перекусить провод, пилка дров – пилка для ногтей; подметать пол – подметать швы…
Б) Запишите пропущенное в начале каждой строки слово, к которому данные прилагательные будут являться антонимами. Составьте с каждым прилагательным по одному словосочетанию, позволяющему понять значения антонимических пар.
Образец: свежий – тяжёлый, чёрствый;
тяжёлый воздух – свежий воздух, чёрствая булка – свежая булка.
1)__________ - слабый, неубедительный, медленный;
2) __________ - шумный, громкий, быстрый, буйный.
В) На каких основаниях одно из приведённых слов можно считать «третьим лишним»?
Облагать, обладать, облачать.
Не менее сложным испытанием, требующим аналитических способностей, может быть установление сходства и отличительных черт нескольких языковых единиц, их систематизация. При оценке выполнения этих заданий следует обращать внимание на ход рассуждения, весомость и точность аргументов, оригинальность мышления, неординарность примеров.
Г) В приводимых ниже парах, кроме двух, слова непосредственно связаны по значению. Разбейте пары на группы в зависимости от смысловых отношений в паре; охарактеризуйте смысловые отношения между словами в каждой группе. Есть ли такая пара, которая попа-ла сразу в две группы? Чем это можно объяснить? Какие пары не попали ни в одну из групп и почему?
Автобус – ехать, больница – лечить, весло – грести, врач – лечить, дорога – ехать, кар-тина – рисовать, лейка – поливать, магазин – продавать, мальчик – рисовать, продавец – продавать, пассажир – ехать, поле – ехать, суп – варить, чашка – пить.
А) Распределите данные слова на 2 группы на основании одного постоянного морфологического признака глагола. Объясните свой ответ.
Горчить, перчить, солить, кислить, сластить.
Б) Школьника попросили привести примеры на правописание суффиксов -чик- и -щик- в именах существительных. Он написал следующие слова:
Стекольщик, кровельщик, сыщик, помещик, разведчик, поручик.
Верно ли ученик справился с заданием? Если в ответе допущены ошибки, то объясните их причину. Объясните свой ответ. Как Вы считаете, можно ли продолжить данный ряд словом потатчик?
В) Объясните, есть ли разница в значении словосочетаний «кофе по-турецки» и «турецкий кофе», «рабочие завода» и «заводские рабочие», «квартира двенадцать» и «двенадцатая квартира».
2) Разбор трудных единиц и категорий языка. Под этим названием можно объединить задания по отдельным разделам науки о языке: лексикологии (в том числе терминологии и фразеологии), морфологии, графики и орфографии и др. Вопрос ставится предельно конкретно – об отдельных единицах, при отсутствии возможности расширять их список. Это могут быть редкие, уникальные случаи или, наоборот, известные слова, выражения, предложения, которые нужно оценить с неожиданной точки зрения, увидеть новое в хорошо знакомом.
Содержание заданий может быть любым, но обязательной является установка не на воспроизводство заученных сведений, а на эвристический подход к их решению, применение знаний к анализу фактов языка, умение проводить аналогию между неизвестным и известным:
А) Почему слова добела и доверительно имеют разные суффиксы, хотя оба имеют приставку до-?
Б) Даны словосочетания: пропущенный матч и пропущенная через фильтр вода. Укажите лексические значения выделенных слов и соотнесите их со значениями производящего глагола.
Задания, проверяющие системность знаний о языке, могут быть комплексными, то есть предполагающими одновременное обращение к разным разделам лингвистики (семантика и этимология; фонетика, грамматика и орфография; синтаксис и стилистика и т. п.):
А) Иван во фразе «Я люблю слушать программы радего» написал одно слово в индивидуальной орфографии. Выполните задания:
1. Объясните причины выбора орфограммы.
2. Восстановите в орфографии Ивана начальную форму неправильно написанного слова.
3. Определите, к какой части речи отнёс это слово Иван.
4. Является ли написание Ивана корректным с точки зрения передачи фонетического состава слова?
Б) Определите морфемный статус выделенных частей слов. Докажите свою точку зрения.
1) Вы решите эту задачу? – Решите пример!
2) лисий хвост – зимний день
3) идите – идёмте
В) В некоторых русских диалектах сохранилось слово клюдь, что означает ‘порядок, красота’. Вспомните и назовите общеупотребительное слово, которым часто именуют неловкого, нескладного, неповоротливого человека.
3. От языка к науке о языке, описанию языка.
Язык как объект науки диктует свои способы его описания. На них базируются основные исследовательские операции (анализ, обобщение, систематизация). Поэтому элементарный анализ фактов языка требует и научной эрудиции.
А) Лингвистические термины имеют долгую и интересную историю. Каково значение синонимичных терминов абевега и буквица в знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля?
Б) Какие задачи выполняют «словари трудностей языка»? Назовите известные вам словари этого типа и их авторов.
В комплекты заданий также возможно включать задания, построенные на основе многочисленных лингвистических игр, например:
Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов: нинатом, класике, филатав, тинакофе.
Однако количество подобных вопросов не должно превышать 10% от общего числа предложенных для класса задач (то есть 1 задача в комплекте для каждого класса).
Имеет место классификация заданий по этапам обучения, на которых эти задания используются . Подготовку можно и нужно начинать с 1 класса. , на начальном этапе обучения. Уже тогда учащиеся могут выполнять несложные задания, направленные больше на пропедевтику. Эту работу следует продолжить на следующем этапе обучения во 2-4 классах.
5-6 класс-переход от пропедевтической работы к олимпиадным заданиям школьного уровня
И уже в 7 классе, вооружившись необходимым минимумом знаний, учащиеся переходят на следующий этап- непосредственное участие в олимпиадах районного, городского и всероссийского уровней
В своей работе я использовала олимпиадные задания, в основе классификации которых лежит изучаемый в данный момент раздел языкознания.
Например, при изучении раздела
ФОНЕТИКА
можно предлагать задания от самых простых,
Определить сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю
Прочитайте слова. Сделайте их фонетическую запись и произнесите звуки в обратном порядке. Запишите слова, которые получились наоборот. Сравните звучание и написание слов в обоих случаях. Сделайте вывод. Лён, яр, люк, дог, код, кот, лоб, шёл, шей, араб.
Вы, конечно, знаете, что слова часто пишутся не так, как произносятся. Составьте слова из следующих звуков:
[э][т'][м']
[а][б'][э][т]
[а][о][х][а][т]
[а][т][ч'][а][и][ц][а]
[о][в'][ц][и][т][к]
[с][и][а][ц][а][д']
до заданий, требующих более высокого уровня освоения программного материала.
Даны слова (необязательно в начальной форме) в их орфографической записи. Для каждо-го из них укажите, есть ли в русском языке другие слова (необязательно в начальной фор-ме), состоящие из тех же звуков? Если такие слова есть, приведите их в орфографической записи. Если их нет, отметьте это.
Ель, зáмок, клуб, лист, ложка, плюшка, шей (форма род. пад. мн. ч. слова шея), шляп
Следующие слова были заимствованы в разные исторические периоды русским языком из других языков: адажио, какао, боа, метро, пюре, парашют, жюри, митинг, допинг, дайвинг, дайджест, пейджер, косинус, космос, агнец, одежда, прах, бремя . По каким фонетическим признакам можно определить, что это заимствования? По возможности определите язык-источник.
Задания, направленные на употребление в речи орфоэпических норм, я использую практически каждый урок. Это могут быть и задания на расстановку ударения ,
Расставьте ударения в словах. Запишите их по алфавиту.
Асимметрия, дареный, баловать, заклеить, новорожденный, квартал, обеспечение, намерение, эксперт, ходатайствовать, соболезновать, облегчить, откупорить, украинский, израильский, знамение, столяр, звонит, положить, досуг, начать, туника, жалюзи, свекла, каталог, созыв, сосредоточение, приобретение, языковая (норма), кухонный, синонимия, катарсис, симметрия, цемент, нефтепровод.
и задания, выполняющиеся в устной форме и требующие размышления на лингвистическую тему.
Как правильно произносить буквосочетание чн? Проанализируйте изменения, произошедшие в произношении слов с этим буквосочетанием. При ответе используйте данные слова и выражения:
Подсвечник, конечно, скучно, нечто, сливочный, почта, мечта, мачта, сердечная боль, друг сердечный, точный, тошный, булочная, яичница, дачный, Ильинична
ЛЕКСИКА
Прочитайте толкования, данные в «Словаре церковнославянского и русского
языка» 1847 года. Определите, о каких заимствованных именах существительных идёт
речь, учитывая тот факт, что сегодня данные слова употребляются, но либо изменили своё
значение, либо расширили его. Обратите внимание, что все искомые слова связаны со
спортом.
Примечание: фрагменты словарных статей приведены в соответствии с
современной орфографией.
1. Письмо, которое один почтальон отвозит до первой станции и передаёт
другому, а сей третьему и т.д.
2. Пьеса, которой оканчивается часть или отдел какого-либо музыкального
произведения большого объёма.
3. Корабль, взятый у неприятеля.
4. Последствие, вывод.
5. Четырёхлетний промежуток между Олимпийскими играми.
6. Подножие статуи, колонны.
В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи:
1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.) 2) «Расспросные и пыточные речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева»
Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь
В текстах XI-XVII веков встречается много устойчивых сочетаний со словом
править.
Найдите их в приведённых ниже цитатах. Выпишите, объединяя сочетания,
близкие по значению. Определите значения, в которых они употреблены, в скобках
укажите номера примеров.
1) Аще попъ утонеть или диякон, достоить в ризах погрести и правити по немь.
Или аще бѣсенъ умреть, в ризахъ погрести и съ честью пѣти над нимъ, правити по немъ и
до годины его. И преставльшихся архимандритов память их правити.
2) И тот искъ на мнѣ правятъ, а я боленъ: руками и ногами не владѣю, и то
стало быть противно твоему государеву указу.
3) Борис Годунов правяше скифетръ великаго Росийского царствия семь лѣтъ.
4) А что еси нам правил слово от короля на нашего брата и на наших князей о
земляхъ и о грабежѣ и о иных дѣлехъ.
5) Поставленъ быхъ во архиепископство Великаго Новаграда и Пскова. И тамо
правящу ми престолъ Святыя Софии 16 лѣтъ.
6) Июля въ 28 день бояре приказали по той записи иску не править до тѣхъ
мѣстъ, покамѣста Москва очиститца.
7) Приехал дворянин Залешанин в Киев град к великому князю Владимеру,
правит рѣчи от товарыщев своих. И государь их пожаловал, велел им к себе ехати.
Модель ответа
1. править память – ‘поминать’ (1). Возможно также выделение в данном
фрагменте сочетания править по кому-либо (по немъ);
2. править иск – ‘предъявлять иск’ (2, 6);
3. править скипетр, править престол – ‘осуществлять правление, управлять,
обладая властью’ (3, 5);
4. править слово, править речи – ‘передавать слова, приказ, поручение’ (4, 7).
В романе А.Толстого «Петр Первый» есть фраза: «Татары, отбитые огнем, уходили за окоем». Как далеко они уходили? Аргументируйте ваш ответ.
Из какого словаря взяты данные толкования? Обоснуйте свой ответ.
Клёвый - клюжий, клювый, хороший, пригожий, красивый, казистый, добротный; выгодный или полезный.
Лох - разиня, шалопай.
Стрёмный - прыткий, поворотливый, бойкий, расторопный.
Тормоз - кто везде помехой, кто мешает делу, не дает чему ходу.
Установите соответствие и впишите омонимы.
1 | 2 | 3 |
Печь, очаг для накаливания и переплавки металлов, для обжига керамических изделий |
| Постоянный состав сотрудников |
Проявление любви, нежности |
| Чувство меры в поведении, в поступках |
Побудительная причина, основание, повод к какому-либо действию |
| Тот, кто руководит чем-либо или имеет наибольшее влияние в какой-либо сфере |
В некоторых иностранных федеративных государствах: административно-территориальная единица |
| Медный духовой музыкальный инструмент |
Метрическая музыкальная единица, ритм |
| Небольшой хищный зверёк с тонким и гибким телом |
Раздел какого-либо печатного произведения, отмечаемый нумерацией или заголовком |
| Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая обычно из 2-3 звуков |
Всем хорошо известна форма каменных зубцов, украшающих Кремлевскую стену, которая называется ласточкин хвост. Географы называют площадь поверхности водоема термином зеркало. Манипулятор компьютера получил название мышь по сходству с внешним обликом животного. Приведите примеры других метафор, ставших терминами науки, техники, искусства, и дайте их толкование.
ФРАЗЕОЛОГИЯ
Подберите русские эквиваленты к следующим пословицам: как псу муха (польск.); когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болгарск.); и в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинск.); принять пузыри за фонари (франц.); как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.); записать за ушами (чеш.); спеши медленно (лат.)
Методика обсуждения олимпиадных задач на уроке.
Задания, выполняемые на уроках, я беру не только из методических пособий, но и комбинирую из вопросов олимпиад прошлых лет.
Обычно, на выполнение заданий такого типа я выделаю 10-15 минут от урока.
При решении олимпиадных заданий часто мы задаём интересные вопросы, требующие размышления. Создают ли они тем самым условия для продуктивной мыслительной деятельности учащихся? Вроде бы да. Но результат будет зависеть от того, как организована процедура. Поэтому фронтальные способы работы для организации продуктивной деятельности учащихся я считаю неприемлимыми. Важно добиться, чтобы каждый ученик пытался думать и создавать требуемый продукт. У него может не получаться, он может ошибаться - это не так важно. Все задания ребенок выполняет письменно. В этом случае, во-первых, значительно удобнее обсуждать результаты, во-вторых, учитель легко может отследить деятельность каждого. Иногда для экономии времени можно даже не спрашивать ответы. Учитель задал вопрос, ученики подумали, записали ответ, а потом педагог называет правильный ответ. Даже в таком “облегченном” варианте уровень внимания и включенности в работу много выше.
При выполнении заданий, направленных на формирование метапредметных умений, после самостоятельной работы учащихся, выясняю, кто какое решение для себя нашёл. Если есть верные ответы, учащиеся сами или с моей помощью дают « подсказки» тем, кто с заданием самостоятельно пока справиться не смог.
Нужно отметить, что после некоторых пояснений, большинство учащихся приходят к верному ответу.
По моему мнению, обсуждение результатов - наиболее сложная часть процесса, требующая от учителя большого мастерства. Раз ученики думали и высказывали мысли, предлагали тексты, то важно внимательно отнестись к результатам их труда, иначе в следующий раз учащихся сложно будет организовать на подобную работу. По возможности их варианты следует фиксировать на доске, а затем (или сразу же - в зависимости от ситуации) анализировать, оценить ответ с точки зрения правильности - неправильности, целесообразности - нецелесообразности, корректности - некорректности и в случае, если ответ чем-то не устраивает, аргументированно показать всей группе неправильность / нецелесообразность / некорректность.
На данном этапе необходимо обеспечить осознание каждым учащимся собственного прироста. Это достаточно сложно, но фронтально можно в конце работы предложить ученикам зафиксировать, что же конкретно они узнали, чему научились, чего не знали и не умели до начала занятия. Один скажет одно, другой - другое, а в целом удастся ненавязчиво повторить и закрепить в сознании учащихся важнейшие моменты занятия.
Если подходить к этому систематически, то постепенно у учеников формируется привычка подводить итоги работы и фиксировать результат.
Я разработала критерии оценки заданий: 2 балла – сам справился, 1 балл – разобрался с помощью учителя или одноклассников, 0 баллов – не успел. Стоит заметить, что учащиеся адекватно делают самооценку собственных результатов.
Так же не стоит бояться давать олимпиадные задачи в качестве домашних заданий. В этом случае на следующем уроке происходит проверка.
В заключение необходимо отметить, что умение решать олимпиадные задания, указывает не только на высокий уровень освоения предметными знаниями, но и является показателем сформированности у учащихся метапредметных умений. Тем самым, проводя работу по подготовке к олимпиадам, мы выполняем требования, прописанные в стандартах нового поколения.
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Несмотря на то, что учащиеся 5- 6 классов принимают участие только в школьном этапе олимпиад по русскому языку, работу по решению олимпиадных задач необходимо систематически проводить именно в этот период, т.к. УУД, которыми овладеют учащиеся в ходе данной работы, станут основой для удачного участия в олимпиадах районного, городского и всероссийского уровней.
2. Необходимо готовить к участию в олимпиадах не только одаренных детей, но и помочь подготовиться к олимпиадам всем желающим в них участвовать.
3. Проводя работу по подготовке к олимпиадам всех учащихся, мы выполняем требования, прописанные в стандартах нового поколения.
Заключение.
В ходе работы была проанализирована учебно-методическая литература по подготовке к олимпиадам, рассмотрены основные проблемы формирования исследовательских навыков обучающихся, необходимых для подготовки к олимпиадам по русскому языку.
Особое внимание было уделено различным классификациям олимпиадных задач с целью выявления тех из них, которые актуальны для школьных уроков русского языка.
Представлены принципы составления тренировочных олимпиадных задач и принципы подготовки к олимпиадам, необходимые для достижения положительных результатов обучающихся при выполнении олимпиадных задач.
Так же были определены основные направления работы по подготовке к олимпиадам, представлены типы заданий, которые наиболее полезны обучающимся для приобретения навыков решения олимпиадных заданий.
В практической части были предложены задания по различным разделам языкознания от достаточно простых до заданий, требующих глубокого знания и понимания программного материала и языковых явлений; задания, требующие анализа и синтеза; задания на умение размышлять на лингвистические темы.
33