СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к Олимпиаде по русскому языку. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к Олимпиаде по русскому языку. 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к Олимпиаде по русскому языку. 4 класс»

Подготовка к Олимпиаде по русскому языку. 4 класс



  1. Сколько звуков [ш] в стихотворении? Зачем их столько понадобилось автору?

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке, От деревушки Пешки до деревушки Ложки. А в деревушке Ложки у них устали ножки. Обратно в Пешки мышки приехали на кошке. И пели до порожка, и щелкали орешки — От деревушки Ложки до деревушки Пешки. Пешком идти не близко, когда идешь обратно, А на пушистой киске и мягко, и приятно. Если кошке по пути — отчего не подвезти?!

(В. Приходько)

  1. Как можно превратить слово «мел» в мелкое место, «угол» — в топливо, «шест» — в число?

  2. В названиях каких месяцев в русском языке произносятся мягкие звуки [р* ] и [н']?

  3. Определи, какое третье слово является лишним в каждой строчке?

Конечно, нарочно, игрушечный

Что, чтобы, нечто.

Чувство, баловство, да здравствует.

Безмолвствовать, сочувствие, нравственный. -

5. Найди слова, в которых находятся радом два гласных звука.
Театр, какао, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис,

пианино, каучук?

6. Сколько букв «о» в данном предложении? А сколько зву-
ков [о]? Объясни, куда они подевались?

Звонят во все колокола.

7. Найди загаданный звук.

Я — в озерах, и реках, но в воде меня нет. Я — в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.

  1. Игорь написал на доске прописью «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли ор в вычитании ошибку?

  2. Из звуков, входящих в слово «палитра» ученик составил слова: «пар», «лапа», «трап», «лира», «пир», «тир», «тара». Найди ✓ среди этих слов слова со звуками, которых нет в слове «палитра».

  3. Найди в стихотворении слова, которые неправильно упот- -. реблены без частицы «не».

Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом, уклюже Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотепа и вежа.



А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ.

(Пример СМ. Бондаренко)



Ответы:



  1. В стихотворении 27 звуков [ш]: в словах дорожке, ложки, ножки, порожка тоже слышится [ш]. Автор использует звукопись.

  2. Надо «смягчить» конечные согласные. Получится: мель, уголь, шесть.

  3. Январь, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

  4. «Лишние» слова: игрушечный (произносится не [шн], а [чн]); нечто (произносится не [шт], а [чт]); баловство и нравствен­ный ([ф] произносится, а не выпадает, как в других словах).

  5. Два гласных звука рядом в словах: театр, какао, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук. В других словах между гласными — [й]: си[йа]ть, стру[йа], бо[йэ]ц, со[йу]з.

  6. В предложении 5 букв О, а звуков — ни одного: без ударе­ния на месте буквы О звучит [а].

  7. Это звук [р].

  8. Нет. Если он правильно поставил ударейие в слове сорохк.

  9. Лапа, пир, тир. Нет твердого [л] и мягких [пч] и [т ].

  10. Все слова, употребленные в сттаотворенид5ез НЕ, на са­мом деле без НЕ не употребляются: недоумение, нелепый, нераз­бериха, незабудки, ненастный, несчастный, неуклюже, непролаз­ный, неряха, несуразный, недотепа, невежа, недоучки, Несмеяна.