СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к проведению занятий по технологии и профессиональному обучению

Нажмите, чтобы узнать подробности

В донном материале рассматриваются все аспекты планирования по предмету технология.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к проведению занятий по технологии и профессиональному обучению»

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ



Есть такое выражение «Хороший экспромт готовится неделю. В полной мере это относится к преподавательской деятельности. От подготовки и проведения первых уроков зависят успехи (или не удачи!) последующих, во многом закладывается атмосфера интереса (или равнодушия) учащихся к предмету, формируется «климат» уроков. От того, как прошло занятие, во многом зависит настроение, моральное, да и физическое состояние самого учи теля. Чувство удовлетворения от удачной работы, понимание, что дети на занятиях были увлечены и будут с нетерпением ожидают очередной встречи, — совсем немало для самоутверждения педа­гога. Но, еще раз повторим: фундамент успеха в любом деле подготовка.

У А. И. Райкина была знаменитая миниатюра. Больной на операционном столе все время спрашивал у врача, есть ли у того нитки, иголки. И на недоуменное: «Почему спрашиваешь?» — peзонно отвечал, что когда разрежут, а зашивать окажется нечем, то возникнет проблема.



ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Свою нагрузку на новый учебный год преподаватель обычно узнает в конце текущего. Следовательно, у него есть время и возможность спланировать (а по существу, «запрограммировать») свой деятельность, согласовав ее с программой и календарными срокам ми выполнения. Планирование своей работы и будущей деятельности учеников — это основа научной организации процесса обучения.

Итак, зная объем своих учебных поручений и имея учебную программу по технологии, можно приступать к календарно-тематическому планированию. Календарный план может составляться год, полугодие, четверть — как удобнее для учителя. Единой, строго обязательной формы календарного плана не существует, поэтому учитель может выбирать ту, которая удобнее лично для него.

Независимо от формы плана существует ряд моментов, которые при перспективном планировании работы должны присутствовать.

  1. Учебная программа для конкретного класса распределяется по урокам. В программе четко указаны часы, а при сдвоенных заня­тиях один раз в неделю происходит ясное распределение по меся­цам, четвертям и т.д. При планировании необходимо учитывать логическую последовательность и взаимосвязь уроков, т. е. должна быть целостная система. Тема занятий заполняется по одному кон­кретному уроку. Она определяет основные вопросы, подлежащие изучению, или основные трудовые приемы, которые предстоит усвоить учащимся.

  2. Из программы определяют круг теоретических сведений (тех­нологических вопросов), с которыми преподаватель планирует ознакомить учащихся. Это могут быть свойства обрабатываемых на данном занятии материалов, сведения об устройстве используе­мого оборудования и приспособлений, особенностях подготовки инструментов и т.д. Возможно, учитель сочтет целесообразным включить материалы по истории техники или развития промыш­ленного производства — это его право: важно, чтобы они относи­тельно равномерно распределялись по урокам, были логично увя­заны в целостную систему и включали необходимые технические понятия, которые учитель планирует сформировать в процессе обу­чения. При перспективной подготовке к занятиям представляется возможным наметить и определить, какими средствами распола­гает учитель для иллюстрации своего объяснения. При необходи­мости может быть запланировано изготовление или приобретение недостающих таблиц, плакатов, кодограмм, диафильмов или учеб­ной литературы.

  3. Наиболее существенным при перспективном планировании является определение круга практических действий учащихся в процессе упражнений или самостоятельной работы. Центральным моментом здесь является выбор объекта труда — конкретного из­делия, запланированного к изготовлению учащимися на данном занятии. От намеченного объекта труда в схеме перспективного планирования лучами расходятся взаимосвязанные вопросы: сор­тамент материала изделия, расход на единицу, расход на класс (или классы), потребность в инструментах общего пользования. Здесь же можно наметить степень технологического обеспечения каждо­го занятия.

Опыт и практика показывают целесообразность перспективно­го планирования резервных (заменяемых) объектов труда (на слу­чай возможного отсутствия материала и т.п.). Во всяком случае, если учитель заблаговременно знает, какое изделие будут изготов­лять школьники, то он имеет долгосрочную возможность подо­брать (сделать) эталонный образец, необходимый для показа на Уроке, составить требуемую техническую документацию, продумать и апробировать технологическую последовательность изготовления.

Мы приводим здесь варианты принципиальных схем календарно-тематического планирования. Наряду с этим представляете: что в некоторых случаях стоит использовать тип календарно-тематического планирования, называемый иллюстративным (см. табл. 5! Многих преподавателей привлекает его зрелищная, наглядна форма и возможность его использования на занятиях по черчению, при планировании кружковой работы.

В планах может присутствовать графа «Дата проведения». В на грузке школьного учителя чаще всего запланированы занятия нескольких параллельных классах, которые могут проводиться по одной теме в разные дни недели. Поэтому в календарно-тематическом плане целесообразнее записывать, например, «2-я неделя октября» и т.п.

В перспективном плане учитель технологии должен четко определить, каким должен быть уровень знаний, умений и практических навыков учащихся, достигнутый на каждом уроке.

Составленный календарно-тематический план не исключав систематической работы по его улучшению и совершенствований В ходе его реализации учитель, анализируя, в какой степени достигнуты цели изучения предыдущих тем и что надо сделать для лучшей организации последующих занятий, вносит дополнения уточнения к изменениям.

Опыт показывает, что чем полнее и продуманнее перспективное планирование, тем легче учителю составлять поурочное.



ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ



Непременное условие высокого уровня учебной работы педагога — хороший план-конспект урока. Составить его можно лишь; результате тщательной подготовки каждого элемента занятия.

План входит в обязательную документацию учителя. Единой, канонизированной формы плана урока не существует — это творчество учителя (см. образцы планов в табл. 5, 6). Но есть ряд этапов и элементов урока, дидактических аспектов, присутствие которых в плане необходимо.

Перед написанием плана занятия учитель технологии может использовать
общедидактическую схему:

  1. Определить объем учебного материала урока, оценить его место в системе уроков по теме.

  2. Определить воспитательные возможности учебного материала.

  3. Установить связь данного материала с материалами, изученными по другим предметам; определить, в какой мере знания получаемые учащимися по другим предметам, могут быть использованы на уроке.






Варианты календарно-тематического (календарного) плана



Вариант 1



№ занятия

Тема занятия

Технические сведения

Практическая работа

Объект труда

Примечание

1

2

3

4

5

6



Вариант 2



№ занятия

Тема урока

Объект труда

Материал изделия

Инструмент общего пользования и приспособления

Наглядные пособия

Примечание

Сортамент

Расход


на единицу

на класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Вариант 3



№ зан­ятия

Тема заня­тия

Цели заня­тия

Содержание

Изде­лие

Материалы

Оборудование, инструменты, приспособле­ния

Наглядные по­собия, ТСО и технологиче­ское обеспе­чение

Межпред-метные связи

Примечание

Технико-техно­ло­гических сведений

Практи-ческих работ

Сортамент

Расход

на одно изделие

на все изделия













Таблица 5



Вариант иллюстрированного тематического плана0



I четверть

Сентябрь – 1-й урок

Сентябрь – 2-й урок

Сентябрь – 3-й урок

Сентябрь – 4-й урок

Повторение сведений о способах проектирования. Чтение чертежей (рис. 162, с 126)

Сечения

Простые размеры.

Основные понятия, квалификация изображения и обозначения. Деталь несимметричной формы (рис. 178, а, с. 137)

Основные понятия. квалификация изображений и обозначения сечений (рис. 170, с 130)

Эскиз детали с натуры с применением сечения.

Работа № 12 (рис. 172, с 132)

Октябрь – 5-й урок

Октябрь – 6-й урок

Октябрь –75-й урок

Октябрь – 8-й урок

Октябрь – 9-й урок

Простые разрезы

Эскиз детали с полезными разделами.

Работа № 13.

Технический рисунок на дом (рис. 200, с. 153)

По одному или 2 видам выполнить чертеж с полезными размерами.

Работа № 14 (рис. 201, с. 153)

Соединение частей вида с частями разреза (рис. 192, г, с. 147)

Условности и упрощения при построении разрезов.

Особые случаи (рис. 190, 191, 192, 196, с. 145-151)

Разрезы в аксионометрии.

Наглядные изображения (рис. 196, 199, с. 151-152)











Таблица 6



Вариант перспективного планирования по технологии (фрагмент для VI класса по разделу «Технология обработки металла»)



№ зан­ятия

Тема заня­тия

Цели заня­тия

Содержание

Изде­лие и сортамент

Материалы

Оборудование, инструменты, приспособле­ния

Наглядные по­собия, ТСО

Межпред-метные связи

Примечание

Технико-техно­ло­гических сведений

Практи-ческих работ

Расход

на одно изделие

на все изделия

12

Эскиз детали. разметка заготовки

Закрепить умения и навыки по выполнению эскизов и разметке

Чтение чертежей деталей. Понятие о базе. технологические особенности разметки

Выполнение эскиза. Разметка деталей по чертежу

Подвеска: полоса 3 мм; h = 35 мм; крючок для вешалки: лист 5 мм: h = 30 мм; проволока 6 мм; зажим для таблиц: лист 2 мм, h = 80 мм и h = 50 мм

L = 70



L = 85


L = 170



L = 100

L = 85

1400



1700


3400



2000

1700

Кондуктор, СП-6, сверла  3 и 7, оправка для гибки, шаблон

Д/ф «Правка, гибка, рубка металла».

Плакат «Плоскостная разметка». Эталоны деталей

Физика – свойства металлов; математика – расчет длины окружности, дуг, отрезков

Работа над изделиями продолжается на последующих занятиях

13

Рубка металла

Ознакомить учащихся с приемами рубки металла слесарными инструментами

Геометрия режущего клина. Рабочая поза и сила удара

Вырубка заготовок по контуру

Зубила слесарные, молотки № 3 и 4, шаблон для проверки

Плакаты «Техника рубки», «Рабочая поза при рубке»; Д/ф «Техника безопасности в мастерских»

Физика – клин; русский язык - наименование терминов; технология свойств металлов








  1. Подобрать учебно-наглядные пособия и ТСО по теме уро

  2. Наметить методы и приемы обучения, которые целесообразно использовать на данном уроке.

  3. Разобрать структуру урока, определить поэтапность и продолжительность ее элементов.

  4. Продумать эффективные пути активизации мыслительной деятельности учащихся. Определить средства и методику создания проблемной и поисковой ситуации на уроке. Установить содержание и формы самостоятельной работы учащихся.

  5. Определить формы подведения итогов по отдельным этапами и по всему уроку в целом.

  6. Наметить систему упражнений и методы их выполнения, предусмотреть типичные ошибки, допускаемые учащимися.

  7. Спланировать записи и зарисовки на классной доске. Продумать формы использования учебника на уроке.

  8. Разработать методику закрепления учебного материала ходу урока или в конце его.

  9. Продумать методику контроля и учета знаний учащихся. Е необходимо, разработать критерий оценок.

  10. Определить содержание и объем домашнего задания.

  11. Продумать рекомендации учащимся по выполнению дома" него задания.

  12. Предложить литературу для внеклассного чтения по предмету



Молодому педагогу следует выработать в отношении подготовки планов привычку составлять их основательно и добротно. Е несколько практических советов, которые могут оказаться полезными.

    • Планы лучше писать не в тетради, а на отдельных листах. Т да, если какой-то элемент урока потребует переработки или изменения, это легко можно сделать.

    • Время, затраченное на этапы занятия, обязательно планируется из общего расчета 80 мин на сдвоенный урок. В будущем, накоплением опыта, это может оказаться ненужным. Но наиболее распространенная ошибка молодого учителя — увлеченность и изложением или отвлечение на разъяснение — часто не позволяет реализовать намеченное из-за нехватки времени.

    • В конспекте материала для урока следует указать те эскиз" записи, формулы, проблемные ситуации и т.п., которые дол быть соотнесены с определенным моментом занятия. Урок увлекает, и даже опытный педагог может упустить запланированный пример, если тот не напомнит о себе из лежащего перед глазами план.

    • План лучше выполнять в цвете. Выработанная привычка выделять важное цветом не позволит учителю забыть об этом элементе

    • Указывайте межпредметные связи, делая это в плане продуманно, а на уроке — ненавязчиво. Например, рассказывая о сверлении, можно записать такие межпредметные и внутрипредметные связи: физика — наклонная плоскость, клин; технология — механические свойства металлов; русский язык — написание слов «спиральные», «цилиндрические».

    • Обязательно планируйте на дом чтение школьниками допол­нительной литературы, рекомендуйте книги, статьи из журналов, и не только по специальности, но и по истории техники, из серии ЖЗЛ и т. п. Прочтите маленький фрагмент из книги, заинтересуй­те ребят — это не останется без последствий.

    • Выработайте привычку в конце каждого плана иметь две гра­фы: «Замечания по уроку», «Поправки к ведению урока»! Тогда, делая самоанализ урока, вы можете сразу учесть и не повторить в будущем свой промах.



ВАРИАНТЫ ПЛАНОВ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ



Первый вариант



V Класс Дата ____________________



Тема программы: Технология обработки металлов.



Тема урока: Обработка отверстий в тонколистовом металле.



Цели урока:

образовательная — расширение представлений учащихся о технологи­ческих процессах современного производства;

воспитательная — привить качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда;

развивающая — развить навыки использования измерительных инстру­ментов при подготовке к сверлению.

Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока; самостоятельная работа под контролем преподавателя.

Объект труда: ушко для стенда.

Межпредметные связи: математика — построение фигур, единицы дли­ны; русский язык — написание слов «спиральные», «цилиндрические».



Материально-техническое оснащение



  1. Оборудование учебных мастерских, инструменты и приспособления.

  2. Эталон изготовляемой детали.

  3. Технологическая карта изготовления изделия.

  4. Диафильм «Сверление» (при наличии ТСО в мастерской).

  5. Диафильм «Технология изготовления изделий в школьных мастерс­ких» (работа по металлу, V кл.).

  6. Таблица «Обработка металла» (для V—VII кл.).

  7. Кинофильм «Техника безопасности в школьных мастерских».



Литература для учителя



Программа трудового обучения (технология): V—VII классы — М„ 2000.

Технология: V классы: Пробный учебник для мальчиков V класса обще­образовательной школы / Под ред. В. Д. Симоненко., Макиенко Н. И. Общий курс слесарного дела.



Литература для внеклассного чтения учащихся



Моисеев В. Г. Жизнь — творчество.



Ход урока



  1. Организационная часть — 3 мин.

    1. Контроль посещаемости.

    2. Проверка рабочей одежды и готовности к уроку.

  2. Повторение пройденного материала — 7 мин.

    1. Проверка знания материала прошлого занятия по карточкам-за­даниям у …………..

    2. Вопросы к классу:

а) где находят применение тонколистовые металлы?

б) какими механическими свойствами обладают такие материалы?

в) чтобы провести разметку под будущую обработку, что необхо­димо выполнить в первую очередь?

  1. Изложение нового материала — 15 мин.

    1. Способы получения отверстий в тонколистовом материале, при­меняемые инструменты и приспособления.

    2. Технология получения отверстий в заготовках.

    3. Демонстрация диафильмов с закреплением материала.

    4. Способы контроля размеров отверстий.

  2. Вводный инструктаж— 10 мин.

    1. Демонстрация эталонного изделия и разбор по карте техпроцесса изготовления.

    2. Показ трудовых приемов по сверлению.

    3. Демонстрация сверления заготовок «в пакете».

    4. Безопасные приемы труда при обработке отверстий.

  3. Самостоятельная работа учащихся — 30 мин. Текущий инструктаж — целевые обходы.

    1. Первый обход — проверить организацию рабочих мест и соблю­дение безопасных приемов труда.

    2. Второй обход — проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности.

    3. Третий обход — проверить правильность размеров и ведение уча­щимися контроля. Провести приемку и оценку работ. Выдать до­полнительную работу (указать) наиболее успевающим ученикам.

  4. Заключительный инструктаж — 7 мин.

    1. Анализ характерных ошибок и их причин.

    2. Сообщение оценки работы каждого учащегося.

    3. Домашнее задание (конкретно).

  5. Уборка рабочих мест — 8 мин.



Преподаватель _____________________



Замечания по уроку Поправки к ведению урока





Второй вариант



VI Класс Дата ____________________



Тема программы: Элементы материаловедения.



Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения (шелк ишерсть).



Цели урока:

образовательная — дать начальное представление о натуральных во­локнах животного происхождения, способах их получения и их свойствах;

воспитательная — продолжить совершенствование эстетического вос­питания и формирование творческого начала у учащихся;

развивающая — развить у школьников умения выделять главное, анали­зировать, делать обобщения, выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике.



Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока, упражнения учащихся под контролем преподавателя.



Объекты труда: образцы тканей.



Межпредметные связи: история — краткие сведения из истории одеж­ды; русский язык — написание слов «уток», «прядение», «саржевое и атлас­ное переплетения».



Материально-техническое оснащение



  1. Альбом с образцами тканей и видами переплетений.

  2. Плакаты с саржевым и атласным переплетениями.

  3. Карточки-задания для контроля знаний.



Литература для учителя



Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства.

Егорова Р. И. Методика практикума по обработке ткани; Пособие для учи­телей.



Литература для внеклассного чтения учащихся



Трудовое обучение и домоводство: Учебное пособие для средней шко­лы).

Константиновский М., Смирнова Н. Как ткани ткут и нити прядут.



Ход урока



    1. Организационная часть — 3 мин.

    1. Контроль посещаемости.

    2. Проверка готовности к уроку.

  1. Изложение нового материала — 20 мин.

    1. Краткие сведения из истории появления шелка и шерсти.

    2. Свойства натуральных волокон животного происхождения.

    3. Закрепление материала по коллекции тканей и пряжи.

    4. Получение нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства.

    5. Дать понятия — «основа» и «уток».

    6. Структура саржевого и атласного переплетений.

  2. Вводный инструктаж— 10 мин.

    1. Объяснение целей и ознакомление с ходом выполнения задания.

    2. Демонстрация порядка выполнения работы.

    3. Показать способы определения раппорта.

  3. Упражнения (самостоятельная работа учащихся) — 35 мин. Текущий инструктаж — целевые обходы:

    1. Первый обход — проверка организации рабочих мест и соблюде­ние безопасности приемов труда.

    2. Второй обход — проверка правильного выбора цветной бумаги (двух разных цветов) и параллельности проведения линий.

    3. Третий обход — проверить правильность выполнения данного пе­реплетения (саржевого).

    4. Четвертый обход — провести приемку и оценку работ.

  4. Заключительный инструктаж — 7 мин.

    1. Анализ характерных ошибок, причин их возникновения.

    2. Оценка работы учащихся.

    3. Домашнее задание: оформить рисунок к конспекту урока (виды переплетения).

    4. Уборка рабочих мест и помещения — 5 мин.



Преподаватель ____________________________



Замечания по уроку Поправки к ведению урока





Сверлением называется получение отверстий в сплошном метал­ле с помощью инструмента — сверла.

Чаще всего применяются спиральные цилиндрические сверла с цилиндрическими или коническими хвостовиками. Реже — специ­альные: ружейные, кольцевого сверления, другие.

Рабочая часть сверла состоит из режущей и калибрующей. Угол при вершине обозначается 2ф и выбирается по твердости материала.

Чугун и сталь — 116... 118°.

Пластмассы, оргстекло — 50...70°.

Сверла изготавливаются из быстрорежущих и других специаль­ных сталей, а также оснащаются пластинками твердого сплава.

Закрепление сверл с цилиндрическим хвостовиком производят в патронах разной конструкции, а с коническим — в таком же отвер­стии шпинделя сверлильного станка.




Рис. 21. Пример конспекта учащегося



На отдельном листе, прилагаемом к плану-конспекту, целесо­образно подготовить тот теоретический материал, который дол­жен быть законспектирован учащимися (см. рис. 21). Естественно, при записи в сжатом виде он должен тщательно продумываться.

Считаем ведение учениками конспекта обязательным, так как это способствует систематизации знаний, а также — включая изоб­ражение, формирует у учащихся, еще не изучающих черчение, элементы графической грамотности и культуры.

Конечно, только опыт и знания конкретной группы (класса) учеников помогут молодому учителю сделать правильный расчет времени на каждый вид работы на уроке, на отдых, вовремя скор­ректировать ход занятия. Надо помнить, что ни один урок не мо­жет абсолютно вписаться во временные рамки, предварительно намеченные для каждого этапа: многое зависит от складывающей­ся на уроке ситуации. Поэтому педагог может пересматривать до­зировку времени и саму структуру в ходе занятия.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ



Технологическая подготовка занятий в первую очередь отно­сится к технической документации — чертежам и технологиче­ским картам.

В зависимости от сложности изделия и уровня подготовленно­сти учащихся преподаватель решает, какую форму будет иметь тех­нологическая карта — объемную, элементную или традиционную плоскостную. Дело в том, что у младших школьников еще недоста­точно развито пространственное воображение и объемные техно­логические карты по своей выразительности для них намного дей­ственнее. Для любого возраста доступнее технологическая после­довательность изготовления изделия, выполняемая учителем по­этапно, т.е. когда учащиеся постепенно знакомятся с технологи­ческими переходами обработки. Поэтому в вопросах подготовки и использования технологической документации рекомендуется по­этапный переход от упрощенных к стандартным формам.

Для развития творческого начала у школьников целесообразно научить их пользоваться вначале предложенной, а затем самостоя­тельно разработанной технологической последовательностью из­готовления различных деталей и изделий. Правила оформления технологических документов регламентируются соответствующи­ми ГОСТами, и для восприятия подростками они сложны, но зна­комить учащихся с элементами ЕСТПП (Единой системы техно­логической подготовки производства), ЕСКД (Единой системы конструкторской документации), ЕСТД (Единой системы техно­логической документации) необходимо, потому что в самостоя­тельной деятельности им постоянно придется сталкиваться с эти­ми документами. В связи с этим формы технологической докумен­тации, применяемой в школе, должны быть такими, чтобы посте­пенно подготовить учащихся к работе со стандартными производ­ственными документами.

Приведем такие, упрощенные в соответствии с возрастом уча­щихся, формы.

Самая простая — для учащихся V класса:



Технологическая карта на изготовление ___________________



№ п/п

Содержание операций

Эскиз

Инструменты и приспособления

1

2

3

4



В VI классе форма может усложниться:



Технологическая карта на изготовление ___________________



Эскиз (технический рисунок) детали с размерами

Эскиз заготовки (с габаритными размерами)

Оборудование и приспособления

Материал изделия


п/п

Содержание и последователь­ность выполнения переходов

Эскизы переходов

Инструмент

рабочий

контрольно-измерительный

1

2

3

4

5



Для старших школьников технологическая карта уже имеет вид максимального приближения к стандартному (см. табл. 7).

При обучении школьников самое широкое применение находят еще и такие виды учебной технологической документации: техно­логические карты с неполными (заполняемыми самими учащими­ся) данными, инструкционно-технологические карты, технологи­ческие инструкции. Последние полезны тем, что, отличаясь от обыч­ных технологических карт лишь одной графой, позволяют расширять самостоятельность учеников во время занятий. Эта графа в инст­рукционных картах называется «указания по самоконтролю» и со­держит данные, позволяющие школьнику самому проверить пра­вильность своих предыдущих действий, не обращаясь к учителю.



Таблица 7



Технологическая карта на изготовление крючка



п/п

Содержание операций

Эскиз

Инструменты и приспособления

Опилить базовую поверхность

Штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1, напильники (драчевый, личной)

Опилить базовую поверхность под углом 90°

Угольник слесарный,

штангенциркуль,

напильники

Разметить заготовку

Линейка, угольник слесарный, разметоч­ный кернер, молоток, циркуль разметоч­ный, чертилка

Опилить контур заготовки в размеры

Штангенциркуль, напильники, шаблон радиусный

Разметить отверстия

Линейка, чертилка, разметочный кернер, молоток

Сверлить отверстия 3

Сверлильный патрон СП-9, тиски машин­ные, сверло  3

Раззенковать отверстия под головки шурупов

Сверло  8

Опилить заусенцы


Тиски слесарные, напильник

Согнуть крючок

Тиски слесарные, прокладка, молоток

Контроль изделия


Штангенциркуль, угольник слесарный

Примерная форма для письменного инструктирования:







Инструкционная карта



Тема _________________________________________________________________________

Упражнение __________________________________________________________________

Цель упражнения _____________________________________________________________

Учебно-технические требования _________________________________________________

Инструменты и Планировка рабочего

приспособления _____________________ места (при необходимости) _____________



Содержание и последовательность выполнения действий

Указания по выпол­нению действий

Указания по самоконтролю



Текст и рисунки (фото)

Текст и рисунки (фото)



Технологическая подготовка учебно-воспитательного процесса несет значительную нагрузку в деле формирования системы тех­нологической грамотности у школьников.



ПЛАНИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УРОКОВ



Выдающийся психолог П.П.Блонский считал, что основное заблуждение учителей состоит в том, что они будто бы готовят детей к жизни, забывая о том, что годы, проведенные в школе, — это не подготовка к жизни, а сама жизнь. Вдумавшись, трудно не согласиться с этой мыслью. В самом деле, каждый урок должен вносить в воспитание школьников понимание жизни вообще и умение ценить ее каждое мгновение, рождает пробуждение под­ростка в личном самоопределении. На практике же это достигает­ся, увы, не на каждом занятии, а только на тех, которые интерес­ны, увлекательны, захватывают в обоюдной работе и учителя, и его учеников.

Следовательно, правильное дидактическое обеспечение уроков во многом определяет успех того, что мы называем трудовым вос­питанием, формированием личности и другими, так легко упот­ребляемыми привычными словосочетаниями.

Обеспечить дидактическую сторону занятия сегодня совсем не просто — слишком много аспектов затрагивается при этой повсе­дневной работе. В. А. Сухомлинекий говорил: «... В выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя».

В самом деле, можно показать затертый плакат, объясняя по нему какой-то момент, а можно показать приспособление, сде­ланное старшеклассником, и подвинуть школьников к мысли, что они могут придумать что-то еще более эффективное. Подлинное знание нельзя подарить человеку, оно должно быть приобретено им только ценой самостоятельных усилий. В реализацию этого должно быть направлено все учебно-дидактическое обеспечение занятий.

Если на доске выполняется чертеж — он должен быть четким, аккуратным, с соблюдением всех требований в отношении тол­щины основных линий. Если стрелки на размерных линиях у учи­теля напоминают китобойный гарпун, они с точностью перекочу­ют в конспекты школьников.

Технологическая карта на изготовление ______________________



Для VII класса



Чертеж детали

Наименование изделия


№ чертежа

Наименование детали



Материал детали


Оборудование, принятое для обработки (наименование, модель)

Род и размеры заготовки



Кол-во, шт.


Операция

Переход

Установ

Содержание установов и переходов

Эскизы переходов

Приспособление

Инструмент

Размеры обрабатываемой поверхности

Режимы резания

Режущий

Вспомогательный

Контрольно измерительный

Диаметр, мм

Длина, мм

Глубина резания t, мм

Подача S, мм/об.

Частота вращения шпинделя, об/мин

Скорость резания, м/мин

Число проходов, i

















Если раздаваемый для работы чертеж детали упакован в по­лиэтиленовый футляр и вследствие этого не пачкается, служит долго — можно быть уверенным, что хозяйское бережное отноше­ние к вещам ненавязчиво сложится и у ребят.

Эталонное изделие, показанное классу, будет протиражировано чаще всего в том же виде, которое имеет само. И здесь эстети­ка, чувство вкуса, соразмерности проявляются как бы незаметно, исподволь, или отсутствуют напрочь.

И еще. Чтобы успешнее, увереннее и быстрее школьники по­нимали и усваивали учебный материал, арсенал средств учителя должен быть максимально расширен. Только педагог в состоянии определить целесообразность подготовки технологической карты или заменяющей ее последовательно накладываемой кодограммы. Только учитель может адекватно определить, как процесс самой подачи материала соотносится с его усвоением учащимися.

Понятно, что такой опыт приходит со временем. Тем важнее для молодого учителя выработать у себя привычку возможно пол­ного и всестороннего дидактического обеспечения проведения за­нятий по технологии.

Эффективное обучение учащихся включает не только закреп­ление наиболее существенной информации (или понятий) в рас­сматриваемом новом материале. Сюда входит и обучение умениям изготовлять наглядные пособия, выражать знания в схеме, рисун­ке, обращение ребят к дополнительным источникам и справочной

Литературе, короче, привлечение их к дидактическому оснаще­нию уроков.

Когда эта педагогическая проблема становится предметом обо­юдного интереса сторон, успех занятий обеспечен.



0 Рисунки и страницы указываются по школьному учебнику, которым пользуется преподаватель.

2