КОД
Проверочная работа
по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
4 класс
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
полнение работы по учебному предмету «Окружающий мир» даётся
45 миНнаутв.ыРабота состоит из двух частей и включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запиши в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для
экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Таблица для внесения баллов участника
© 2023
Часть 1
Рассмотри рисунок, на котором изображён двор с колодцем. Тачка изготовлена из металла. Она отмечена на рисунке стрелкой с соответствующей надписью.
Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из камня и любой
предмет (любую деталь) из дерева. Подпиши название соответствующего
материала рядом с каждой стрелкой.
Вторник, 7 декабря Ночь Утро День Вечер -10 -9 -4 -7 ЮВ ЮВ Ю Ю 79 70 68 69 | Среда, 8 декабря Ночь Утро День Вечер -11 -9 -5 -6 ЮВ В В З 79 68 60 68 | Четверг, 9 декабря Ночь Утро День Вечер -5 -1 0 -4 З З ЮЗ ЮЗ 68 70 74 75 |

На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток по приведённой ниже таблице.
Облачность и
атмосферные
осадки
Температура воздуха, °C
Направление ветра
Влажность воздуха, %
Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.
Во вторник в течение всего дня будет идти снег.
В среду вечером ветер изменит своё направление на западное.
В четверг влажность воздуха будет меняться от 70% до 75% .
Во вторник температура воздуха будет колебаться от –4 °C днём до –9 °C
ночью.
Ответ:
Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.
Название материка : Название материка :
На следующей странице представлены фотографии ягуара, ламы, кенгуру и собаки динго. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
1) 2)
3) 4)
Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие – на материке Б? Запиши номера фотографий с изображением этих животных в таблицу под соответствующими буквами.
Ответ:
1) 2)
3) 4)
Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши голень, плечо
и лёгкое человека так, как показано на примере.
Составь два правила сохранения здоровья и правильного поведения человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
Начало фразы Продолжение фразы
А) Если тебя укусила оса,
Б) Если на улице к тебе подбежала незнакомая собака,
не следует её гладить.
нужно промыть это место раствором лимонной кислоты или соды, или водой с мылом.
нужно принять прохладный душ.
Начало фразы | А | Б |
Продолжение фразы | | |
Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
Антон решил провести наблюдения за качанием маятника. Для этого он изготовил два маятника – взял две прочные нитки одинаковой длины, закрепил их на перекладине и подвесил к каждой нитке по шарику одинакового размера: к одной нитке лёгкий шарик из пенопласта, к другой – тяжёлый из пластилина. Затем оба шарика на нитках он отклонил на одинаковое расстояние и одновременно отпустил. Шарики начали качаться на нитках, отклоняясь то в одну, то в другую сторону. Вскоре шарик из пенопласта остановился, а шарик из пластилина ещё некоторое время продолжал качаться на нитке.
Начало опыта Ход опыта Окончание опыта
Сравни условия качания шариков на нитках в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.
Длина ниток: одинаковая / различная
Вес шариков: одинаковый / различный
Размер шариков: одинаковый / различный
По результатам опыта сделай вывод о том, как вес шарика влияет на длительность его качания на нитке.
Ответ:
Если бы Антон захотел выяснить, влияет ли длина нитки на длительнос качания шариков, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши эт опыт.
Ответ:
Часть 2
При выполнении заданий 7–10 последовательно отвечай на каждый из представленных вопросов. Ответы записывай чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках, и ответь на вопросы.
А Б В
Какой из этих знаков можно встретить на этикетке одежды?
Ответ.
Какое правило отражает этот знак?
Ответ:
Какие правила отражают два других знака? Запиши ответы в таблицу.
На фотографиях изображены предметы, с которыми работают представители определённых профессий.
Выбери одну из фотографий и запиши букву, под которой она приведена. Представители какой профессии работают с изображённым(-и) на выбранной фотографии предметом(-ами)? Если ты знаешь много профессий, представители
которых работают с выбранным(-и) тобой предметом(-ами), назови любую из них
. Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой
профессии полезна обществу?
А) Б) В)
Выбранная фотография:
Ответ:
28 декабря отмечается Международный день кино. Это праздник всех создателей кинофильмов: режиссёров, операторов, актёров.
2020
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | | | | | | 1 | 2 | | | | | | | | 1 | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | 6 | 7 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | | 13 | 14 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | | 20 | 21 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | | | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | | 27 | 28 29 | 30 | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | 30 | 31 | | | | | | | | | | | | |
| 1 | 2 | 3 | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | | | | | | 1 | 2 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 29 | 30 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 24 | 25 | 26 | 27 28 29 | 30 |
| | | | | | | | | | | | | | 31 | | | | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | | | | | | | | 1 | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | | | | | | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | | 28 | 29 | 30 | 31 | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | 30 | | | | | | | | | | | | | | |
Обведи эту дату в календаре.
Запиши, на какой день недели приходится эта дата в 2020 году. Ответ:
Как ты думаешь, какую роль играет кино в жизни каждого современного человека? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)
Ответ:
Запиши название региона: республики, или области, или края, или автономного округа, в котором ты живёшь.
Ответ:
Как называется главный город твоего региона?
Ответ:
Что изображено на гербе твоего региона?
Ответ:
Какие природные или культурно-исторические достопримечательности есть в твоём регионе (укажи не менее двух)? Напиши об одной из этих достопримечательностей.
Ответ:
Система оценивания проверочной работы
Правильный ответ на каждое из заданий 3.1, 5, 6.1 и 6.2 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3.2 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра, или не указано название объекта, изображённого на одной из представленных фотографий), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 3.3 оценивается 3 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана необходимая цифра), выставляется 2 балла; если допущено две ошибки – 1 балл, более двух ошибок – 0 баллов.
Номер задания | Правильный ответ |
2 | 12 |
5 | 21 |
Указания к оцениванию ответов на задания 1, 3, 4, 6-10
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
Один из возможных вариантов ответа В качестве правильного ответа должно быть засчитано указание на рисунке любых других предметов (деталей), если они могут быть сделаны из соответствующих материалов. При оценивании засчитывается только указание предмета (детали) с подписью соответствующего материала, из которого предмет (деталь) сделан(-а) | |
Правильно указано по одному с соответствующими подписями | предмету | (детали) | из | каждого | материала | 2 |
Правильно указан(-ы) предмет(-ы) (деталь(-и)) только из одного материала с соответствующей подписью, предметы (детали) из другого материала указаны неверно или не указаны | 1 |
Предмет(-ы) (деталь(-и) отмечены стрелками, но не подписаны. ИЛИ Не указано верно ни одного предмета (детали) | 0 |
Максимальный балл | 2 |
,,
1
\J
3.1 | А – Австралия; Б – Южная Америка |
J 3.2 | 1) собака динго; 2) лама; 3) ягуар; 4) кенгуру |
3.3 | А (Австралия) – 14 или 41 Б (Южная Америка) – 23 или 32; |
,,
3
\
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
J При оценивании засчитывается только указание части тела (органа) с соответствующей подписью. Для парных частей (органов) достаточно указать только одну из этих частей (органов) | |
Правильно указаны две части тела и орган с соответствующими подписями | 2 |
Правильно указана только одна любая часть тела и орган с соответствующими подписями. ИЛИ Правильно указаны только любые две части тела с соответствующими подписями | 1 |
Правильно указана только одна любая часть тела (орган) с соответствующей подписью. ИЛИ Части тела и орган указаны неправильно. ИЛИ Части тела и орган отмечены стрелками, но не подписаны. ИЛИ Части тела и орган не указаны | 0 |
Максимальный балл | 2 |
,,
4
\
,, Ответы:
6
6.1 | Длина ниток одинаковая. Вес шариков различный. Размер шариков одинаковый |
6.2 | Тяжёлый шарик качается дольше, лёгкий быстрее останавливается. ИЛИ Чем тяжелее шарик, тем дольше он качается на нитке. (Может быть дана иная формулировка вывода, не искажающая его смысла.) |
\J
6.3
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
В ответе может быть дано такое описание опыта. Нужно закрепить на перекладине две нитки разной длины, подвесить к ним шарики одинакового размера и веса (например, оба шарика из пластилина), отклонить их на одинаковое расстояние и одновременно отпустить. Наблюдать, какой шарик остановится раньше. Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта | |
В описании опыта верно отражены: различия в условиях по длине ниток (длина ниток различная); сходства в условиях по весу, размеру и первоначальному углу (расстоянию) отклонения шариков | 2 |
В описании опыта верно отражены только различия в условиях по длине ниток (длина ниток различная) | 1 |
В описании опыта не отражены / неверно отражены различия в условиях по длине ниток. ИЛИ Описание опыта не приведено | 0 |
Максимальный балл | 2 |
,,7.1.
7
\J
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: указание знака: Б; правило: Эту вещь можно стирать только руками в тёплой воде. Правило может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке. В качестве верного ответа может быть принята не только строгая формулировка правила, но и любое объяснение, свидетельствующее о том, что обучающийся понимает соответствующее правило | |
Верно указан знак, сформулировано правило | 1 |
Верно указан знак, правило не сформулировано / сформулировано неверно. ИЛИ Знак не указан независимо от формулировки правила. ИЛИ Ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
7.2.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу с указанием знаков и правил, которые отражает каждый знак. А – Автомобилям запрещается двигаться со скоростью более 20 км в час. В – В этом месте разрешено купаться. Правила могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. В качестве верного ответа могут быть приняты не только строгие формулировки правил, но и любые объяснения, свидетельствующие о том, что обучающийся понимает соответствующие правила | |
Верно указано два знака, сформулировано два правила | 2 |
Верно указано два знака, сформулировано только одно любое правило. ИЛИ Верно указан только один знак, сформулировано правило, которое он отражает | 1 |
Не сформулировано указания знаков. ИЛИ Ответ неверный | верно | ни | одного | правила | независимо | от | 0 |
Максимальный балл | 2 |
| Баллы |
JК1 | Определение профессии | 1 |
Правильно определена профессия (выбранное обучающимся изображение связано с названной им профессией). При оценивании как правильный ответ засчитываются допустимые названия любого уровня конкретизации (например, рабочий, строитель, маляр) | 1 |
Профессия не определена в явном виде / определена неправильно | 0 |
Если профессия в явном виде не определена / определена неправильно и по критерию К1 выставлен 0 баллов, то по всем остальным позициям оценивания выставляется 0 баллов |
К2 | Пояснение характера работы (При оценивании объём пояснения не учитывается; краткое пояснение, правильное по существу, может быть оценено максимальным баллом по данному критерию.) | 1 |
Правильно пояснено, какую работу выполняют представители выбранной профессии | 1 |
Пояснение о том, какую работу выполняют представители выбранной профессии, отсутствует. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
К3 | Объяснение пользы для общества (При оценивании в качестве правильного может быть принято объяснение любого объёма. Главное – конкретизация объяснения применительно к выбранной профессии.) | 1 |
Дано уместное объяснение того, чем работа людей выбранной профессии полезна обществу | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не связанные с общественной значимостью конкретной профессии. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
,,
8 Критерии и указания к оцениванию
\
Критерии и указания по оцениванию | Баллы |
К1 | Отметка даты в календаре | 1 |
Дата в календаре отмечена верно | 1 |
Дата в календаре отмечена неверно / не отмечена | 0 |
К2 | Запись дня недели | 1 |
День недели записан верно: понедельник | 1 |
День недели записан неверно / не записан | 0 |
К3 | Ответ на вопрос | 1 |
| Дан уместный ответ на вопрос, в котором в общей форме или на примере(-ах) | 1 |
| показана роль кино в жизни человека | |
| В ответе наряду с верными имеются | ошибочные | суждения | или | 0 |
| рассуждения общего характера. | | | | |
| ИЛИ Ответ не относится к заданию | | | | |
Максимальный балл | 3 |
,,
9
\
,,10.1.
J Указания к оцениванию | Баллы |
Правильно указаны название региона и его главный город (принимается указание крупного города, находящегося в регионе) | 2 |
Правильно указано только название региона. ИЛИ Правильно указан только главный город региона (принимается указание крупного города, находящегося в регионе) | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
10 \
10.2.
Критерии и указания к оцениванию | Баллы |
К1 | Указание элементов изображения на гербе региона | 1 |
Правильно указан(ы) элемент(ы) изображения на гербе региона | 1 |
Элемент(ы) изображения на гербе региона не указан(ы) или указан(ы) неправильно | 0 |
К2 | Названия природных или культурно-исторических достопримечательностей региона | 1 |
Природные или культурно-исторические достопримечательности региона названы правильно | 1 |
Природные или культурно-исторические достопримечательности региона не названы или названы неправильно | 0 |
К3 | Рассказ о природной или культурно-исторической достопримечательности | 2 |
Рассказ содержит основные сведения о природной или культурно- исторической достопримечательности. Фактических ошибок нет | 2 |
Рассказ содержит основные сведения о природной или культурно- исторической достопримечательности. Допущены фактические ошибки. ИЛИ Рассказ содержит только впечатления от посещения достопримечательности | 1 |
| Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Максимальный балл | 4 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный первичный балл за выполнение работы 32.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–7 | 8–17 | 18–26 | 27–32 |