12. Направления модернизации содержания и технологий обучения согласно Концепции преподавания учебного предмета «География»
Для реализации концепции и повышения качества преподавания предмета «География» необходимы следующие условия:
модернизация содержания учебно-методических комплектов в соответствии с вызовами современности: творческая деятельность школьников, творческое взаимодействие учащихся и педагога, учет индивидуальных запросов и возможностей обучающихся, использование информационно-коммуникационных технологий;
оснащение кабинетов географии, оборудование помещений для дополнительных практических занятий;
повышение качества методической подготовки учителей географии на уровне высшего педагогического профессионального образования;
дальнейшее развитие в географическом образовании информационно- коммуникационных технологий, направленное на понимание их места и роли в современной жизни и умения их грамотного использования в проектной и исследовательской деятельности;
обеспечение учащихся, мотивированных к выбору профессий в области географии комплекса дополнительных занятий, необходимых для подготовки к поступлению в средние и высшие специальные учебные учреждения.
разработка и внедрение вариативных программ «География родного края» при взаимодействии учреждений основного и дополнительного образования с музеями и национальными парками с учетом специфики региона.
Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предмета «География» для:
Министерства образования и науки РФ:
Сохранить непрерывность предметной линии «География» в образовательных учреждениях с 5 по 10 класс в объеме не менее 2 часов в неделю (на один курс при условии разбивки курсов между 5-6 классом и 10-11 классом), включение географии как обязательного учебного предмета на базовом и профильном уровнях во всех профилях старшей школы (в общественно-научном, общем и естественно-научном) в объеме не менее 2-х часов в неделю в каждом классе (в 10-11 классах) на базовом уровне и не менее 3-х часов в неделю в каждом классе (в 10-11 классах) на профильном уровне
В целях усиления практической направленности в преподавании географии, рекомендовать определить перечень обязательных практических работ в каждом классе и дать рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности на основе географического содержания в основной школе. Рекомендовать выделения в рамках общего учебного плана старшей школы не менее 20 часов (из общего числа часов по географии на профильном уровне) для проведения полевых исследований и написания исследовательской работы на основе краеведческого материала, которая станет одним из элементов итоговой аттестации по предмету на профильном уровне;.
Разработать новую систему требований к результатам географического образования, основываясь на содержательном минимуме понятий, терминов и списка базовой географической номенклатуры, что позволит повысить качество обучения, требования к авторским коллективам при написании учебников по географии и при составлении КИМов для итоговой аттестации.
На основе новой системы требований к результатам географического образования, провести редакцию программ географического образования для основной и старшей (базовой и профильной) школы.
Ввести Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по предмету «География» (по выбору аттестуемых), необходимый для абитуриентов, поступающих в вузы по профилю «География» или в педагогические вузы по направлению «Педагогическое образование» при подготовке специалистов предметной области «География». Рекомендовать вузам расширить список вузов, на которые ввести в качестве обязательного вступительного испытания по географии при приеме на обучение по ряду специальностей/направлений подготовки: Экономика (38.03.01), Туризм (43.03.02), Международные отношения (41.03.05)
Обеспечить участие представителей Межрегиональной ассоциации учителей географии в общественной экспертизе учебников, учебно-методических комплектов, электронных ресурсов, используемых в образовательном процессе с целью совершенствования содержания учебных предметов и повышения качества преподавания.
Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» для региональных и территориальных органов управления образованием:
Все изменения, вносимые в содержание географического образования должны носить нормативный характер. Необходимо учесть финансирование реализации программ дополнительного образования средствами ОО «География»
Поддерживать и укреплять систему переподготовки и повышения квалификации учителей предмета «География», в том числе в области информационно-коммуникационных технологий, дистанционного дополнительного обучения и взаимодействия с региональными и федеральными научными учреждениями.
Поддерживать инициативу по созданию и организации деятельности общественно-профессиональных сообществ учителей географии в образовательных организациях на региональном и муниципальном уровнях при взаимодействии с региональными отделениями Русского географического общества.
В программах развития образования региона предусмотреть изучение географо- краеведческого содержания в ОО (за счет регионального компонента), за счет введения обязательного часа на изучение курса «География родного края» в 8 и 9 классах; необходимо провести в инвариантной части учебного плана или в 6 классе с добавлением второго часа на проведение курса «Географическое краеведение». Внести изменения в содержание и дидактический аппарат учебников географии позволяющих раскрывать или усиливать курс «Географии родного края».
Необходимо внести кабинет географии в перечень предметных кабинетов и разработать список минимального набора оборудования предметного кабинета.
Обеспечить право альтернативного выбора линеек учебников и УМК по географии за конкретным ОУ по согласованию с региональными методистами.
Введение географии в качестве обязательного предмета государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников 9-го класса позволит значимость предмета и усилить мотивацию к его изучению, Исключить введение обязательного ЕГЭ по географии в 10-11 классе, что может ущемить права выпускников.
Реализовывать культурно-образовательные проекты по географии и программы поддержки географического образования на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях; способствовать организации комплексных медиа-кампаний, посвященных юбилейным датам отечественной и мировой географии; организовывать и проводить массовые просветительские мероприятия, таких как географические фестивали, фотовыставки и кинопоказы, научно-популярные лектории по географической тематике.
Необходимо возродить методическую службу в регионах для более эффективной поддержки педагогов. При подготовке к прохождению аттестации рекомендовать оказывать методическую поддержку педагогам, не имеющим квалификации, создание региональных программ поддержки молодых учителей географии. Необходимо исключить предложение о проведении независимых общественных тестированиях уровня подготовки педагогов, т.к. они проходят процедуру аттестации, которая должна опираться на решение региональных ассоциаций учителей географии.
В области организации рабочего времени при составлении расписания рекомендуется высвобождать не менее одного дня в неделю для самообразования, прохождения курсов и развития навыков работы с детьми, а также минимизировать составление отчётной документации.
При организации оплаты труда базовая часть заработной платы педагога должна быть выше стимулирующей части, следует предусматривать стимулирующие меры не только по результатам труда, но и специальные меры материальной поддержки молодых педагогов в первые три года работы.
Для повышения статуса и популяризации деятельности молодых педагогов общественным советам и региональным организациям Профсоюза образования следует привлекать представителей советов молодых педагогов субъектов РФ к текущей работе, а также обеспечивать информационную поддержку деятельности советов в интернете, говорится в письме.
Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» для ассоциаций учителей географии:
Провести рабочие встречи представителей ассоциаций для разработки и обсуждения проектов Концепции географического образования.
Сформировать из представителей региональных ассоциаций рабочие группы по обсуждению и реализации модели непрерывного обучения учителя географии в системе дополнительного профессионального образования; совершенствованию программ и системы аттестации педагогических работников;
Разработать программы выездных мероприятий с целью апробации и рецензии программ непрерывного географического образования с учетом регионального (вариативного компонента), в соответствии требованиями к реализации Федерального государственного образовательного стандарта к результатам обучения, на основе учебно- методических материалов.
Определить пути интеграции содержания, форм и методов основного и дополнительного географического образования. Разработать сетевое взаимодействие в рамках ассоциации по распространению передового опыта по реализации программ дополнительного образования.
Обсудить в профессиональном сообществе вопрос развития сетевого взаимодействия в условиях работы экспертных и проблемных комиссий государственных органов и общественных организаций. Дать оценку нормативно-правовым условиям, обеспечивающим возможности для социального партнерства образовательных организаций с общественными организациями, предприятиями экономической сферы, бизнес сообществом в целях повышения эффективности географического образования.
Сформировать предложения о развитии форм сетевой общественной профессиональной экспертизы – наиболее открытого и эффективного обсуждения состояния дидактического и материально-технического обеспечения преподавания географии на разных ступенях образования, тенденции развития профильного обучения, принципов отбора обучающихся для участия в интеллектуальных соревнованиях разного уровня.
Обсудить в профессиональном сообществе приоритетные составляющие содержания, форм, методов, реализуемых на уроках географии, которые могут быть использованы для развития образования в условиях профильной школы.
В педагогическом сообществе организовать обсуждение программы мероприятий по созданию условий с целью кадрового развития страны: повышения профессионального уровня учителя географии на основе популяризации передового педагогического опыта и инновационной деятельности; адресная поддержка проектов и программ, методических разработок и программ повышения квалификации учителей географии; информирования и просвещения учителей (организация и проведение съездов, конференции, ведение информационного портала, где размещаются актуальные для учителей научные статьи, а также новости об изменениях в российском образовании).
Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» для руководителей общеобразовательных организаций:
Привлекать к преподаванию предмета «География» специалистов в области географии, природопользования и экологии, преподавателей вузов со специальной подготовкой в отдельных областях географии, использовать в работе их положительный опыт по обновлению содержания, форм и методов географического образования.
Сформировать группы методистов-тьюторов из числа участников педагогического сообщества с целью поддержки деятельности учителя географии, популяризации передового педагогического опыта и повышения статуса учителя.
Развивать сотрудничество с представителями региональных ассоциаций учителей географии с целью актуализации состояния дидактического и материально-технического обеспечения преподавания географии на разных ступенях образования, тенденции развития профильного обучения, принципов отбора обучающихся для участия в интеллектуальных соревнованиях разного уровня.
Поддерживать активную связь с представителями региональных ассоциаций учителей географии с целью приведения в соответствие систему контроля качества географического образования и текущее прохождение тематического материала (КPI концепции (ключевые показатели эффективности).
Принять участие в обсуждении и разработке содержания вариативного регионального компонента предметной области «География» совместно с администрацией, представителями предприятий и организаций - социальными партнерами, педагогами и учредителями школы. Изыскать возможность обеспечить в учебном плане школы необходимое количество часов на изучение курса «География родного края» в 8-9 классе за счет школьного компонента (вариативно).
Использовать опыт компенсации дефицита кадровых, методических, материальных, организационных, управленческих, информационных ресурсов при усилении прикладной значимости предмета «География» с использованием новых нормативных механизмов практико – ориентированного обучения, через реализацию проектной и исследовательской урочной и внеурочной деятельности.