СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Подвиг во имя радости людей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательная работа о жизни и творчестве А.Л.Барто в годы Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«"Подвиг во имя радости людей"»

Региональная научно-практическая конференция

«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»









ПОДВИГ ВО ИМЯ РАДОСТИ ЛЮДЕЙ













Автор:




Научный руководитель:











Хвалынск 2024




Содержание



Введение 3

1. Краткая биография А.Л. Барто 4

2. Творчество А.Л. Барто в годы ВОВ 5

3. От «Звенигорода» до Подвига 7

Заключение 9

Список использованных источников и интернет-ресурсов 10

Приложение 11





















Введение


Тема нашего доклада: «Подвиг во имя радости людей». Это подвиг известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто.

Эта тема особенно актуальна сегодня, так как 9 мая 2025 года будет ровно 80 лет Великой Победе над фашизмом. Подвиг необходим, когда бесчеловечность врывается в семьи, в жизнь людей, народа. И сейчас в наше время герои – участники СВО борятся с нацизмом на Украине, как когда-то их деды и прадеды. Каждую семью каким-то образом коснулась жестокая война: и тогда, и сейчас…

А.Л. Барто – известная детская писательница. Нет такого ребенка, который не знает стихов о Тане, которая «громко плачет» или о зайке, которого «бросила хозяйка». Недавно на уроке внеклассного чтения мы читали цикл стихотворений «Звенигород» известной поэтессы. Эти произведения о детях-сиротах, которые жили в детских домах, так как у них не было ни родителей, ни бабушек, никого…Нас заинтересовало это произведение. Захотелось узнать, почему и как А.Л. Барто написала эти стихи.

Цель нашей работы – изучить жизнь и творчество Агнии Львовны Барто именно в годы ВОВ; понять, как творчество связано с ее биографией, и какое место в ее жизни и работе занимает Подвиг..

Задачи исследования:

1) изучить краткую биографию А.Л. Барто;

2) изучить творчество поэтессы в военные годы;

3) раскрыть и доказать, а был ли на самом деле Подвиг?

Методы исследования:

  1. чтение и анализ художественной литературы данного автора;

  2. систематизация библиографических сведений;

  3. Работа с отрывками из книги «Найти человека».


1. Краткая биография А.Л. Барто


Агния Львовна Волова (Барто – фамилия первого мужа поэтессы) родилась в Москве в феврале 1906 года. Там она училась и выросла. Отец ее – Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом. В доме всегда было много разных животных. Любимым писателем отца был Лев Николаевич Толстой. Отец учил Агнию читать именно по книгам Толстого. Свое первое стихотворение Агния написала в школьные годы. Правда, тогда писала не детские истории, а баллады про принцесс. Писательницей девочка становиться не планировала. Она мечтала танцевать.

Барто вполне могла стать балериной, ведь она с малых лет посещала балетную школу, а затем хореографическое училище. На выпускном экзамене в училище Агния не только показала свои умения в танце, но и прочла свое стихотворение «Похоронный марш». Экзамен принимал нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Он-то и посоветовал девушке дальше не танцевать, а писать стихи. Именно Луначарский помог Барто попасть в детскую редакцию.

Агния Волова вышла замуж за Павла Барто, отсюда фамилия. У них родился сын Эдгард. Родители звали его Гарик. Но через шесть лет брак распался. Муж ревновал Агнию к ее успеху. Сам Павел Барто не был так востребован.

Второй муж Агнии Львовны – ученый Андрей Щегляев. У пары родилась дочка Татьяна, которая «уронила в речку мячик». Со вторым мужем Барто прожила почти 50 лет.

В 1930-е годы Агния Львовна была уже известной поэтессой. Она побывала в Испании, посетила Барселону и Мадрид. Там она, к сожалению, поняла, что война неизбежно коснется ее родины. В Испании уже была пропаганда нацистской идеологии.


2. Творчество А.Л. Барто в годы ВОВ


И вот наступила Великая Отечественная война. Военное время оказалось тяжелым испытанием для семьи Агнии Барто. Ее мужа, Андрея Щегляева, отправили на Урал, в Свердловск. И семья, конечно, поехала за ним.

Там у Агнии Барто началась совершенно другая жизнь. Там поэтесса трудилась токарем на заводе, и даже получила разряд. Эту тяжелую работу она выбрала для того, чтобы получать вдохновение от общения с детьми для своего писательского творчества. В военные годы, когда мужчины сражались на фронте, на заводах работали подростки и женщины. О них Барто и писала. Но стихи, по ее мнению, получались не настоящие, не живые. Тогда уральский писатель Павел Петрович Бажов посоветовал Агнии Львовне пройти этот путь на заводе вместе с детьми. Ребята быстро сдружились с Агнией Львовной, учили ее управлять станком, а она наблюдала за детьми, которые впоследствие становились героями ее стихотворений. Так родились стихи «Ученик», «Друзья из Шарташа», «Новичок». Поэтессу удивляли стойкость, патриотизм детей. Хотя детство у них кончилось с наступлением войны.

Также А.Л. Барто писала стихи для солдат, ездила, читала стихи защитникам для поднятия духа. Солдаты слушали со слезами на глазах, смеялись, каждый вспоминал свой дом, своих детей.

В годы ВОВ А.Л. Барто получила крупную премию от государства. Всю премию она вложила в производство танка.

В 1943 году семья вернулась из эвакуации в Москву. Близилась Победа…И вдруг, за пять дней до окончания войны, страшный удар в семье. Сын Гарик катался на велосипеде. Он вывернул из-за угла и попал под грузовик. Упал на тротуар, стукнувшись виском о бордюр. Удар стал для Гарика смертельным. У Агнии Львовны был шок. Она полтора месяца пролежала на диване, уткнувшись лицом в стенку. Она считала себя виновной в смерти сына. Перед выходом Гарика на улицу, Агния Львовна поругала его за что-то. Позже А.Л. Барто написала: «Потерявшая сына, я могла бы…сказать, какое великое счастье для родителей думать, что они умрут раньше своих детей». Спасла от депрессии писательницу ее семья, работа, друзья. Но! День Победы Агния Львовна Барто никогда не праздновала.
























3. От «Звенигорода» до Подвига


В 1947 году А.Л. Барто написала поэму «Звенигород». В ней рассказывалось о мальчишках и девчонках, которые потерялись в Великую Отечественную войну, оказались в детских домах и выросли, благодаря добрым людям. Когда поэму опубликовали, А.Л. Барто получила письмо от читательницы из Караганды. Во время войны она потеряла свою крошечную дочку Нину, много лет ее искала, но без толку. Женщина даже не просила, а выразила надежду, что ее дочка, как и герои поэмы, жива и выросла в детском доме. А.Л. Барто передала это письмо в розыск, и чудо: мама и дочка встретились. Об этом писала вся пресса. «Поэзия соединила семью» - восклицали журналисты. Барто уточняла: «Поэзия плюс милиция». Как хорошо закончился поиск! А история добрых дел писательницы только началась.

В 1965 году А.Л. Барто начала вести на радио «Маяк» передачу «Найти человека». Каждый месяц 13-го числа, 25 минут по длительности. За это время А.Л. Барто успевала рассказать о 13-15 судьбах. Каждый день «Маяк» получал около 150 писем. Писали и взрослые, и дети. Агнии Львовне было очень тяжело справиться с потоком писем. У нее не было секретаря. Искать было сложно. В то время не было компьютеров, не было интернета, как сейчас. Поэтессе помогали очень многие неравнодушные люди: и муж, и дочь, и школьники, и читатели, и милиция, и организация Красный Крест. Сотрудники и добровольцы сортировали письма по трем папкам: «На очередь», «Совсем мало воспоминаний», «Данных нет».

В чем же была сложность? Дети, потерявшиеся в войну, были в то время совсем маленькими и почти ничего не могли рассказать о себе. Многие не помнили ни своих настоящих имен и фамилий, их давали в детском доме, не помнили, в каком году родились, город или село, в котором родились. Милиция в таких случаях была бессильна. Но только не А.Л. Барто! Она знала, каково это – потерять ребенка. Она знала, что должна попытаться найти!

А.Л. Барто полагалась на уникальность детской памяти. Ребенок мог помнить яркие обрывки своего детства, которые знали и родители потерявшихся детей тоже. Иногда благодаря мелким деталям, которые всплывали в памяти, удавалось найти родных. Вот некоторые воспоминания детей из писем:

«Мы с мамой пошли в лес собирать малину и встретили медведя. Когда мы убегали, я потеряла новую туфлю».

«Отец работал каменщиком. Когда он приходил с работы и целовал меня, то колол усами. У нас дома жила морская свинка. Однажды ночью она убежала, и отец ловил ее сачком».

«Была у нас собака Джульбарс. Когда я с мамой выходил в сарай за дровами, то давал Джульбарсу в зубы одно полено, и он нес его в дом. Для меня это было огромное удовольствие».

«У нас над кроватью висел большой ковер, на котором были вышиты страшные рожи, и я их очень боялся».

Конечно, воссоединить удавалось не все семьи, кто писал письма: кто-то погиб, кто-то и не знал, что его искали, или поиск заходил в тупик. Иногда люди находились в течение нескольких дней после выхода передачи, а иногда спустя годы.

Девять лет, с 1965 по 1974 годы, А.Л. Барто вела передачу «Найти человека». За это время удалось воссоединить 927 семей! О своих поисках Агния Львовна написала документальную повесть «Найти человека». Она выходила в печать в 1968 году и в 1975 году. Кто-то, прочитав ее, тоже находил своих родных. В 1973 году режиссер Михаил Богин снял фильм «Ищу человека» по сценарию А.Л.Барто. Позже на телевидении выпускали телепередачи «Жди меня», «Ищу тебя».



Заключение


Умение вникать в чужое горе – это Божий Дар. Поэтесса Агния Львовна Барто была наделена им в полной мере. Порой ради того, чтобы поддержать людей, которых она даже не видела никогда, Агния Львовна забывала о себе. Всё ради того, чтобы помочь другим. Тем, кого разлучила война.

Главным делом своей жизни А.Л. Барто считала не стихи для детей, а поиск людей, потерявшихся в годы войны. Поиску она отдала девять лет. За эти годы Агния Львовна не написала ни одного стихотворения. Но зато соединила 927 семей. Сколько это радости для людей!

За 9 лет существования радиопередачи, по 13 судеб за один эфир, получается 1404 истории, из которых 927 закончились успешно. Это 66 процентов! Это только официальные цифры. А сколько счастливых судеб осталось за кадром.

Мы считаем, что Агния Львовна Барто на самом деле совершила Подвиг. Подвиг – несмотря на трагедию с сыном. Подвиг во имя радости людей! Подвиг необходим всегда, где зло врывается в жизнь людей, семьи, народа. Восстановление добра, человечности, борьба за всё светлое – это и есть Подвиг! Подвиг во имя радости людей!











Список использованных источников и интернет-ресурсов


  1. А. Барто «Звенигород», ДЕТГИЗ, 1954

  2. «Интересные факты из жизни А.Л. Барто». https://pishi-stihi.ru/interesnye-fakty-ob-agnii-barto.html

  3. Неизвестные факты об известных писателях. Агния Барто / RoseJustrose. – Текст : электронный // spletnik.ru : [сайт]. - – URL: https://www.spletnik.ru /blogs/chto_chitaem/102407_neizvestnye-fakty-ob-izvestnykh-pisatelyakh-agniya-barto (дата публикации: 8 декабря 2014) (дата обращения: 03.11.2024).

  4. «Уральцы бьются здорово...» ; Наташа ; Друзья из Шарташа : [стихи]. - Текст : непосредственный // Урал грозный : сборник произведений советских писателей / составитель, автор вступительной статьи, сведений об авторах произведений, примечаний А. А. Золотов. - Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1982. - С. 60-63. 

  5.  Шмаков, А. Урал. Война. Дети : малоизвестные страницы биографии Агнии Барто / А. Шмаков. - Текст : непосредственный // Комсомолец. – Челябинск, 1983. -17 февраля.













Приложение


Мой ученик

Узнал я утром,
До гудка,
Что мне дадут
Ученика.

Всё время думал я
О нём,
Как мы работать
С ним начнём…

Узнаю,
Сколько парню лет,
В футбол играет
Или нет.

Я сам недавно
За станком,
Я тоже был
Учеником.

Пришёл я тихонький такой,
Боялся суппорт взять рукой;
Не знал сначала,
Где стоять,
Какую тронуть
Рукоять.

Я успокою новичка,
Ведь он неопытный пока.
Скажу, похлопав по плечу:
«Тебя работать научу!»

И вдруг
Приводят мне вчера
Старуху
С нашего двора.

Я с ней знаком
Давным-давно -
Я к ней мячом
Попал в окно,
Потом ходил за ней
Как тень,
Извинялся
Целый день.

Степан Петрович,
Управдом,
Уговорил её
С трудом.

Теперь пропал я
Всё равно…
Она явилась в цех.
Сейчас расскажет
Про окно
И осрамит при всех.

Сказал я:
- Встаньте за станок.-
Она в ответ:
- Иду, сынок.

Смотрю - старуха молодец:
Сама берётся за резец,
Сама включает самоход
И стружку правильно берёт.

Она совсем
Не так стара,
Старуха
С нашего двора.

И все ребята
Говорят:
- Ей можно дать
Второй разряд.



Звенигород

Здесь со всех концов страны

Собраны ребята:

В этот дом их в дни войны

Привезли когда-то...

После, чуть не целый год,

Дети рисовали

Сбитый черный самолет,

Дом среди развалин.


Вдруг настанет тишина,

Что-то вспомнят дети...

И, как взрослый, у окна

Вдруг притихнет Петя.


До сих пор он помнит мать...

Это только Лелька

Не умеет вспоминать —

Ей три года только.


У Никиты нет отца,

Мать его убита.

Подобрали два бойца

У сожженного крыльца

Мальчика Никиту.


Был у Клавы старший брат,

Лейтенант кудрявый,

Вот на карточке он снят

С годовалой Клавой.

Защищал он Сталинград,

Дрался под Полтавой.


Дети воинов, бойцов

В этом детском доме.

Здесь портреты их отцов,

Карточки в альбоме.


Вот какая тут семья —

Дочки тут и сыновья.