Подвижные игры на уроках физической культуры младшего школьного возраста.
Малоподвижный образ жизни, компьютерная зависимость, неправильное питание негативно влияют на маленького человека , блокируя его полноценное развитие и ухудшая здоровье. Поэтому одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это направление должно быть приоритетным в деятельности любого общеобразовательного учреждения.
Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей детей.
Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма учащихся.
Чтобы создать условия, позволяющие сохранить, улучшить здоровье учащихся и обеспечить успешность их обучения на уроках, а также на переменах можно использовать игровые упражнения. Игры тесно взаимосвязаны с другими средствами физического воспитания.
Самое серьезное внимание необходимо уделять играм для детей младшего школьного возраста.
Наиболее характерными особенностями детей младшего школьного возраста являются недостаточность развития мышечной силы; некоторая неустойчивость сердечной деятельности; повышенный обмен веществ; несовершенство координации в силе и быстроте движений, большая эмоциональность и потребность в движении; относительно быстрая утомляемость; недостаточное развитие волевых и других качеств; малый запас знаний о своих двигательных возможностях и способностях.
Возрастные особенности учащихся младших классов подсказывают необходимость широко применять различные средства физического воспитания, и особенно подвижные игры, которые в некоторых отношениях могут служить наиболее соответствующим этим особенностям и действенным средством воспитания.
С первых же дней пребывания в школе учащихся вся система школьной жизни ставит их в условия коллективной учебной деятельности.
Приобретенный до школы жизненный опыт детей, в том числе и двигательный опыт недостаточен для того, чтобы они могли быстро приспособиться к новым условиям, не привычным для них требованиям.
Каждый учитель обязан всеми средствами помочь, ребенку более быстро войти в новую деятельность, не вызывая при этом осложнений в его состоянии и поведении. Это особенно необходимо для того, чтобы обеспечить полноценное обучение и воспитание ребенка.
Творчество, фантазия, - являющиеся, непременным условием большинства подвижных игр, - одно из проявлений воли к жизни -усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.
Подвижные игры часто сопровождаются неожиданными смешными ситуациями, вызывают искренний смех у детей, следовательно, уже по одному этому они незаменимые корректоры на уроках физической культуры.
В подвижных играх воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность, развивается фантазия, инициатива и увлечённое умение осуществлять творческий замысел практически.
В подвижных играх с элементами соревнования, как и в спорте, формируются выдержка, самообладание, правильное реагирование на неудачу. Музыкальное сопровождение игр ведёт к ещё более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности.
Подбирая игры для урока, учителю необходимо учитывать задачи его проведения, физическую нагрузку, а так же анатомо - психологические особенности детского организма. В начальных классах подвижные игры я включаю в каждом уроке в любую его часть. А так же подбирая игру, прежде всего, обращаю внимание на программу. Ведь программный перечень игр составлен с учётом общей и двигательной подготовленности детей, конкретного возраста и направлен на решение учебно-воспитательных задач. Я считаю, что объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Интонация голоса, мимика, жест, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснении, для того, что бы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям.
Ведущая роль в игре всегда соблазнительна. Поэтому во время распределения ролей случаются различные конфликты. В связи с этим распределение ролей следует использовать, как удобный момент для воспитания детей. Выбор на главную роль дети должны воспринимать, как поощрение, как доверие, как уверенность учителя в том, что ребёнок выполнит важное поручение. А так же для назначения на ведущую роль используют считалочки.
Во время проведения игры необходимо следить за её ходом, охваченные радостным настроением или войдя в образ, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо их исключать из игры, упрекать, лучше похвалить того, кто действовал правильно.
Повтор и продолжительность игры для каждого возраста регламентированы программой, учитель должен оценивать и фактическое положение. Если дети устали, необходимо переключиться на другую более спокойную игру.
Итог игры должен быть оптимистичным коротким и конкретным. Детей необходимо похвалить.
По мере наполнения детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Но, варьируя игру и усложняя, нельзя менять замысел и
- увеличить дозировку;
- изменять размещение играющих на площадке («ловишка» не сбоку, а в середине площадки);
- усложнять двигательное содержание (воробышки не выбегают из домика, а выпрыгивают);
- менять сигнал:
- проводить игру в нестандартных условиях;
- усложнять правила
Таким образом, подвижные игры - это не только развлечение, это важная составляющая развития ребенка, способная делать детей дружными и радостными. Кроме физического воспитания они развивают умственно, нравственно, эстетически.