План-конспект урока
по литературе
в 5 классе муниципального казенного общеобразовательного учреждения Елизаветинская основная общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области (МКОУ Елизаветинская ООШ)
на тему «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе»
Разработал: Бойко Наталья Александровна
с. Елизаветино, 2021
Тема урока «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе»
Дата проведения:
Тип урока: интегрированный урок- изучение нового материала
Технология урока:
Цель урока: знакомство с поэзией 19 века
познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения
Задачи: создать условия для ознакомления с творчеством поэтов: А.Н. Плещеева, Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова; способствовать формированию представления о поэзии XIX века
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.
Метапредметные:
Познавательные: расширить представление детей о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов.
Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.
Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
Основные термины, понятия: стихотворение, рифма, сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.
Оборудование компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин художников-пейзажистов; портреты Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова; аудиозаписи фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года», С. Рахманинов “Рапсодия на тему Паганини, 18 вариация”, литературоведческие словари, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс», учебник, тетрадь.
План урока:
1.Организационный момент (1мин)
2. Вступительное слово учителя (7 мин)
а. Обращение к эпиграфу.
б. Постановка цели учащимися.
3. Изучение нового материала (25 мин)
а) прослушивание стихотворения И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне» и И.З. Сурикова «Зима» по фонохрестоматии;
– работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);
– работа со словарями;
– выразительное чтение стихотворений учащимися;
– просмотр репродукций картин о зиме.
б) физкультминутка;
в) Образ весны в русской поэзии 19 века.
– прослушивание стихотворения «Весенние воды» по фонохрестоматии;
– просмотр репродукций картин русских художников о весне;
– работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);
г) Образ лета в русской поэзии 19 века.
– загадка о лете. чтение стихотворения И.С. Никитина «Утро» подготовленным учеником;
– просмотр репродукций картин русских художников о лете (Левитан «Березовая роща»,1885г., Поленов «Пруд в Абрамцево», Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891г., «Рожь», 1878г.)
– работа с текстом стихотворения «Утро» (поиск средств художественной выразительности в стихотворении);
д) Образ осени в русской литературе 19 века
– чтение стихотворений «Есть в осени первоначальной..» Ф.И. Тютчева, «Осень» А.С. Пушкина, “Осень” А.Н. Майкова.
– прослушивание стихотворения «Есть в осени первоначальной..» по фонохрестоматии;
– просмотр репродукций картин русских художников об осени; (Поленов «Золотая осень»,1893 г., «Осенний день. Сокольники», 1879г. «Осень. Мельница. Плес», 1888г.)
– выступление заранее подготовленного ученика об истории создания картины «Золотая осень» и ее авторе;
-работа в группах (найти в стихии признаки осени);
4. Рефлексия (7 мин)
5. Подведение итогов, выставление оценок (3 мин)
6. Домашнее задание (2мин)
Ход урока
1.Организационный момент
2.Слово учителя
У нас в России четыре времени года. И у каждого времени года свои энергии. Древние учили: «Всегда следуй за энергиями времен года». Что за окном, то же происходит и в нашем теле.
Люди-удивительные существа планеты Земля- постоянно развиваемся, учимся новым знаниям, осваиваем новые науки, ремесла. И живем мы в таком же не менее удивительном, постоянно меняющемся мире, живом и прекрасном. Необходимо находиться с природой в постоянном взаимодействии.
Существует терапия времен года. Весна- Расцветающее дерево. Расцвет, развитие, рост природы и сил человека начинается весной, с приходом стихии дерева. Лето. Воспринимай все сердцем.
Главная стихия лета – огонь. Энергия огня помогает развить качества выше земных и небесных. Осенью природа очищается. Деревья сбрасывают листья, а зверьки – меняют шкурки, стихию земли сменит стихия металла. С наступлением зимы приходит стихия этого времени года – вода. Энергия воды поможет укрепить внутреннюю силу, которая заключена в мягкости: «Вода мягкая, а точит камень», «Стань подобным воде», «Бери за образец воду» – учили древние.
В природе – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, писателей, композиторов, и, конечно же, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться. И только внимательному зрителю и слушателю откроется много удивительного, загадочного и прекрасного. Только тогда нам станет понятен таинственный и неповторимый язык родной природы.
Мир вокруг нас кажется постоянным и неизменным, но это лишь иллюзия(обман). На самом деле окружающая нас природа постоянно меняется, обновляется. Стоит лишь присмотреться.
А теперь подумайте над темой сегодняшнего урока.
Учитель: -Природа- одна из вечных тем мирового искусства. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Сегодня мы побеседуем о некоторых русских поэтах XIX века, которые в своих стихотворениях восхваляли родные леса, поля, луга, а также птиц и зверей. Все времена года пройдут перед нами в стихах Пушкина, Никитина, Сурикова, Тютчева, Фета, Майкова.
а) Обращение к эпиграфу.
-Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку.
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймет на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?
Л Щипахина.
Учащиеся озвучивают тему урока. Запись темы на доске и в тетрадях.
б) Постановка цели учащимися.
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, опираясь на опорные слова, учитель корректирует.
Опорные слова:
Узнать…
Научиться…
Совершенствовать умение…
Цель: познакомиться со стихотворениями русских поэтов о природе, научиться анализировать лирическое произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, умение участвовать в беседе.
3. Изучение нового материала
А) Учитель: -Год начинается с зимы. Зима – чудесное время года. Белоснежное покрывало из блестящего снега, неповторимые узоры на окнах, морозный воздух. Поэты не могли не заметить удивительной красоты зимней природы.
Прослушайте стихотворение И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне» в исполнении народного артиста России Л.Кулагина и стихотворение И.З. Сурикова «Зима» в исполнении народного арт. России Габец.
Учитель: – Какие картины изображены в стихотворениях? (зимняя ночь и снегопад).
– Как вы думаете, удалось ли поэтам передать нам эти удивительные картины? (Да)
– С помощью чего мы смогли представить себе эти картины? (изобр.- выразит. средства).
Учитель: -Изобразительно-выразительные средства используются в литературных произведениях для того, чтобы создать зримый образ описываемого предмета, явления.
– работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);
Учитель: -Сейчас мы с вами поищем такие средства выразительности в стихотворениях. Но прежде поработаем со словарями и найдем определения: эпитет, сравнение, олицетворение.
– работа со словарями;
Учитель: -А теперь найдем эти средства выразительности в стихотворениях (работа в парах):
Олицетворения «лес принакрылся», «лес заснул», «пришли морозцы»; эпитеты «сонное село», «немая тишина», «улицы пустые», «пушистый снег», «чудная шапка»; сравнения «крест, как свеча», «поле забелело, точно пеленой его одело», «темный лес, что шапкой принакрылся».
– выразительное чтение стихотворений учащимися;
Просмотр репродукций, изображающих зиму: И. Шишкин «Зима», 1890г., Н. Крымов «Зимний пейзаж», К. Крыжицкий «Лес зимой», И. Грабарь «Роскошный иней» под аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года» или Вивальди «Времена года».
Б) Физминутка;
Мы пройдемся по дорожке.
Чтобы отдохнуть немножко,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от парт не отпускает.
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед, другой – вперед,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
В) Образ весны в русской поэзии 19 века.
«Весенние воды» Тютчев.
Вопросы:
– В этом стихотворении тоже изображается весна. А месяц назвать вы можете? (Май.)
– Кого или что олицетворяет в нем поэт? Что в стихотворении предстает перед нами, как живое? (Воды, то есть река. Воды «гласят во все концы» о том, что идет весна.)
– Какие эпитеты передают нам светлое, радужное, веселое настроение? («Тихих, теплых, майских дней», «румяный, светлый хоровод».)
Учитель: Да, это весна, которая приходит вслед за зимой. С этим временем года связано пробуждение природы и человека, это символ чистоты, обновления, начала чего-то нового.
Обращаю внимание учеников на репродукции картин: Левитан «Цветущие яблони», 1896г; «Март»,1895г; «Весна-большая вода»,1897г.» под аудиозапись (С. Рахманинов Рапсодия на тему Паганини, вариация 18).
Учитель: -Найдите в учебнике стихотворения о весне, подготовьте выразительное чтение одного из них (кто первый).
Г)- Образ лета в русской поэзии 19 века
– Загадка о лете. чтение стихотворения И.С. Никитина «Утро» подготовленным учеником;
Учитель: -Отгадайте загадку и назовите время года:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я — …
(Лето)
Чтение стихотворения И.С. Никитина «Утро» подготовленным учеником.
Учитель: – Любую художественную картину, нарисованную красками или словесно, можно не только увидеть, но и услышать, и почувствовать. В ней есть свои неповторимые звуки и запахи.
Звуки: шум от крыльев улетающих уток, звон колокольчика, пробудились рыбаки, песни птиц, песня пахаря.
Запахи: утренней свежести, прохлады, близкого водоема, запах цветущих трав.
-Просмотр репродукций картин русских художников о лете под аудиозапись Рахманинов Рапсодия на тему Паганини, вариация 18. Обращаю внимание на репродукции картин: Левитан «Березовая роща»,1885г., Поленов «Пруд в Абрамцево», Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891г., «Рожь», 1878г.) Посмотрите еще раз на картины, представьте себе ее и назовите присутствующие там звуки и запахи.
Д) Образ осени в русской поэзии 19 века.
Учитель: - Ребята, а теперь посмотрите на картину и отгадайте изображенное на ней время года. Знаете ли вы, кто автор этой картины? (Левитан «Золотая осень»)
Сообщение заранее подготовленного ученика.
Это картина известного художника Левитана, написанная в 1985 году. К началу 1890-Х годов талант Левитана достиг полной зрелости, наступила пора творческого расцвета. В обширном наследии художника картины на мотивы русской осени встречаются неоднократно. Он особенно любил это время года за его лирические печальные тона, за праздничную яркость убранства деревьев- она была созвучна его настроениям. Краски осенней листвы, особая прозрачность воздуха и чувство уходящей жизни находили отклик в его меланхолической натуре.
Одной из самых известных картин Левитана стала «Золотая осень», в которую мастер вложил светлую грусть увядания природы.
Картина написана в имении Горка Тверской губернии, где художник гостил в семье Турчаниновых с мая по октябрь 1895 года.
Учитель: -Посмотрите внимательно на другие картины и перечислите признаки осени. (Обращаю внимание на репродукции картин: Поленов «Золотая осень»,1893 г., «Осенний день. Сокольники», 1879г. «Осень. Мельница. Плес», 1888г. (По разным оценкам художник написал около ста осенних картин.)
-Работа в группах. Найти и перечислить признаки осени в стихотворениях, выразительно прочитать его.
1 группа: стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
Учитель:– Давайте проведем с вами небольшую словарную работу: выпишем из стихотворения в тетрадь слова, которые могут быть непонятны.
(«Лучезарны вечера». Лучезарный – сверкающий, полный сияния, блеска. Серп – длинный изогнутый нож для срезывания хлебных колосьев. «…на праздной борозде». Праздный – здесь: пустой. Борозда – канавка, углубленная черта на поверхности почвы, сделанная сохой или плугом. Лазурь – светло-синий цвет, цвет неба.)
– После того, как мы узнали значения малознакомых слов, прослушаем стихотворении в исполнении ученика (фамилия называется).
Поиск средств художественной выразительности:
Автор использует такие художественные средства как
сравнение (весь день стоит как бы хрустальный…), олицетворение (где бодрый серп гулял).
Это придает выразительность речи, способствует более полному раскрытию художественного образа.
Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”.
2 группа: Пушкин А.С. “Осень”
Автор использует такие художественные средства, как эпитеты: «унылая пора», «в багрец и золото одетые леса», «свежее дыхание», лексика старого стиля «осенний хлад». Звукопись: большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу.
3 группа: А.Н. Майков “Осень”.
Словарная работа:
Вешний – весенний.
Утеха – удовольствие, забава.
Совлечь – снять.
Пурпур – тёмно- или ярко-красный цвет.
Автор использует такие художественные средства, как эпитеты: «лист золотой», «кудрявых груздей», «прозрачных небес», многочисленные олицетворения, цветовая гамма стихотворения («лист золотой», «пурпур брусничных кистей», «ясность небес»).
4. Рефлексия
Я начинаю предложение, а вы продолжаете:
Вопросы для рефлексии урока:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Я выполнял задания…
4. Я понял, что…
5. Теперь я могу…
6. Я почувствовал, что…
7. Я приобрел…
8. Я научился…
9. У меня получилось …
10. Я смог…
11. Я попробую…
12. Меня удивило…
13. Урок дал мне для жизни…
14. Мне захотелось…
5. Подведение итогов, выставление оценок
Учитель: – Ребята, а теперь подумайте, при помощи каких средств предают красоту родной природы поэты, художники, музыканты? (Поэты – при помощи изобразительно-выразительных средств, художники-цветом, техникой живописи (мазочками, пятном, линией, тоном), музыканты – с помощью нот.
6. Домашнее задание
1 уровень: выразительное чтение стих. А.М. Жемчужникова «Грачи»;
2 уровень: написать небольшое сочинение (5 предложений) «Я в осеннем (зимнем, весеннем, летнем) лесу»
3 уровень: сочинить четверостишие о родной природе.
Резервные методические материалы
Составить устное высказывание на тему «Какой изображают родную природу русские поэты», используя опорные слова и выражения
Родная природа для русских поэтов – это…
Поэты воспевали красоту…(чего?)
Русская природа… какая?)
Нам, читателям, близки стихотворения о родной природе, потому что…
Список литературы
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015.
2. Литература, 5 класс, Фонохрестоматия, Коровина В.Я., Журавлев В.П., 2013.
3. «Художественная галерея» №60,2005
4. «Художественная галерея» №65,2005
5. «Художественная галерея» №56,2005
6. Коровина В.Я. Литература: 5 класс: Методические советы. М.: Просвещение, 2004
7. Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
8. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. С.-Петербург: КАРО, 2013.
9. Тимофеев Леонид Краткий словарь литературоведческих терминов .1963
10. Миронова Н.А. Литература в таблицах:5-11 классы: справ. материалы.- М.:Астрель,2008
Источник: https://sprint-olympic.ru/vopros-otvet/54257-konspekt-na-temy-rysskie-poety-19-veka-o-rodine-rodnoi-prirode-i-o-sebe.html
САМОАНАЛИЗ УРОКА
В 2020-2021 учебном году я преподавала литературу в 5 классе. Предложенный урок проведен в 5 классе. Тема урока: «Русские поэты 19 века о Родине, родной природе». Тип урока: изучение нового материала нового раздела литературы. На изучение данной темы отводится три часа, этот урок – первый. С предыдущими уроками он не связан, на последующих уроках будет продолжена работа по знакомству с поэтами 19 века и их стихотворениями.
При планировании урока мною были учтены возрастные особенности учащихся. В классе 7 человек. На уроке присутствовали 7.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:
Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.
Метапредметные:
Познавательные: расширить представление детей о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов.
Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.
Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
В соответствии с требованиями к современным урокам, тему занятия дети определяли самостоятельно, поскольку мои вопросы направили мысли и чувства ребят в нужное русло.
Для повторения ранее изученного материала я использовала небольшой фронтальный опрос, поскольку материал большой, а время ограничено.
Наглядные пособия способствовали лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировали и сохраняли на протяжении всего урока внимание учащихся, развивали познавательный интерес. Они не отягощали урок сложностью восприятия. Для раскрытия главного материала мною выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, это позволило учащимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.
За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа не являлась монотонной и однообразной.
Опережающее домашнее задание к данному уроку – разноуровневое.
Время на каждый этап урока распределено рационально и позволило выполнить запланированные задания.
В ходе всего занятия происходили активизация и развитие самостоятельности, осознанности мышления, развивались мыслительные операции (синтез, анализ, классификация), воспитывались нравственные качества (организованность, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность).
Таким образом, урок носил не только образовательный, но и развивающий характер. Творческие способности учащихся активизировались за счет выполнения группового задания. Также групповая работа отвечает возрастным особенностям учащихся: компенсирует потребность общения со сверстниками.
В ходе занятия я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, делала небольшие подсказки, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности.
На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы» и т.д., что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.
На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися. Благоприятный, психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность учащихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей. Наглядные и технические средства способствовали быстрому включению учащихся в работу. Они непринужденно вступали в диалог, отвечали на вопросы, присутствовала обратная связь.
Успех занятия заключается, прежде всего, в том, что главная фигура всего урока – ученик с его интересами, способностями, жизненным опытом. Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом исследовательской деятельности самих учащихся, я была лишь посредником между произведением и учеником, помогала ребятам найти главное и развивать собственные мысли. В то же время главные аспекты тематики на протяжении всего урока находились на поверхности и были доступны каждому ребенку в классе.
На последнем этапе урока, при подведении итогов, организован контроль усвоения знаний через ответы на вопросы. Каждый ученик имел возможность на отдельном листе дать ответы на поставленные вопросы и оценить себя.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели урока достигнутыми.