ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ВОСХОЖДЕНИЕ»
Интегрированный урок по внеклассному чтению и музыке
во 2 классе
Волобуева Ольга Ивановна.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
развивать память, речь и логическое мышление;
развивать эстетические чувства;
формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава;
совершенствовать навыки правильного,осмысленного, выразительного чтения;воститывать любовь к музыке.
ОБОРУДОВАНИЕ:
компьютерное оборудование, доска;
отрывки из «Детского альбома» П.И.Чайковского;
музыкальный инструмент – аккордеон.
Ход урока.
Звучит запись песни «Музыкант».
Вопросы классу:
О чем эта песня?
Кто исполняет песню?
Слово учителя.
Музыка сопровождает человека всю его жизнь. Язык музыки нужно знать.Сегодня мы будем говорить о музыке,о композиторах,музыкальных инструментах,послушаем исполнителей из вашего класса.
Вопрос классу.
Из чего состоит музыка? (из нот)
Мы знаем,что ноты-это знаки,при помощи которых пишется музыка.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение,а вы мне поможете.Но если вы не правильно назовете ноту,слово у нас не прочитается.
Итак,следите внимательно.
Обезьяна шла ДОмой с ветки скок на ветку,
Увидал барсук хромой РЕзвую соседку.
Эх,Решил тогда барсук, трусость пеРЕ-СИ-ЛЯ ,
Ухвачусь-ка я за сук, зря меня учили?
Но такая уж была барсукова ДО-ЛЯ ,
Что упал он со стола, заРЕ- вел от боли.
Долго ныл и слезы лил, бедный от бесСИлья ,
Что на пять минут забыл,как его ФА –МИ-лия.
Молодцы,ребята!
А теперь посмотрите на доску.Здесь находятся портреты тех людей,
которые пишут музыку.
Кто может назвать фамилию композитора? (П.И.Чайковский).
Какие произведения этого композитора вы знаете?
Учитель музыки.
Сегодня мы поговорим о «Детском альбоме»П.И.Чайковского.
Есть у поэта А.К.Толстого такие строки:
«Ты знаешь край,где все обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишневых рощах тонут хутора».
Эти стихи посвящены природе,мелодичным песням,красивым людям.
Выходит ученик и играет произведение «Жаворонок» П.И.Чайковского.
Слово учителя.
П.И.Чайковский очень часто гостил у своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой.Здесь он начал работать над «Детским альбомом».
Любил Чайковский слушать, как его племянники(а их было семеро),занимаются музыкой.
Особенно серьезно относился к музыкальным занятиям семилетний Володя Давыдов или попросту Боб,любимец П.И.Чайковского.
А когда «Детский альбом»был закончен,П.Чайковский писал отцу Боба:
«Скажи Бобику,что ноты эти сочинил дядя Петя,и что на них написано:
«Посвящается Володе Давыдову».
Читаем статью о П.И.Чайковском(самостоятельно).
Вопросы классу:
Как звали сестру П.И.Чайковского?
Как была написана «Итальянская песенка»?
А теперь послушаем пьесу из «Детского альбома» «Мама».
Анализ пьесы.
Музыка этой пьесы певучая,красивая,ласковая.Мелодия будто- бы
успокаивает,убаюкивает.
Наверное,такой была мать самого Петра Ильича Чайковского:недаром
он всю жизнь помнил ее чудные глаза,плавные движения,глубокий грудной голос.
Ученица 2 класса читает стихотворение про маму,которое она сама сочинила.
Вопрос классу.
Какой инструмент исполнял пьесу «Мама»?
Ученик 2 класса рассказывает нам о фортепиано.
У нас в школе учатся ребята,которые ходят в музыкальную школу.
Сегодня мы будем слушать пьесы П.И.Чайковского из его альбома
в исполнении наших ребят.
Звучит пьеса «Качели» в исполнении ученицы .
Слово учителя.
Петр Ильич Чайковский писал не только музыку для детей,но сочинял
и серьезную музыку.
Ученица рассказывает о балете «Лебединое озеро».
Но прежде я хочу сказать вам,что французское слово-ballet произошло
от итальянского balletto-танец.
Этим словом называют спектакль,в котором соединились музыка и танец,
драматическое и сценическое искусство.
Балет-мир выразительных танцевальных движений,жестов,мимики.
Сообщение о балете.
Наши ребята знают много басен.
Одна из них называется «Квартет»(ученица читает басню).
Вопрос классу.
Что такое-квартет?
Квартет-это название произведения,предназначенного для четырех
исполнителей.Наиболее часто квартеты встречаются для двух скрипок,
альта и виолончели.Этот квартет называется струнным,т.к. все музыканты играют на струнных инструментах.Крылов имел ввиду именно этот квартет:
басом раньше называли виолончель.
В нашем квартете играли звери на скрипках,альте и басе,т.е.волончели.
Эти все инструменты относятся к струнным смычковым инструментам.
Они почти одинаковой формы ,но разного размера.Чем больше размер
инструмента,тем ниже его звучание.
Скрипки-самый певучий,трепетный инструмент.Они напоминают чело-
веческий голос.
Альт-обладает более низким.насыщенным звуком.
Виолончель-красивое,густое,сочное,низкое звучание.
Контрабас-самый низкий по звучанию,и самый большой по размеру инструмент.
Слушаем отрывок из сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада».
Итог урока.
Вопросы классу:
Нравится ли вам слушать музыку?
Какую музыку вы любите слушать?
Какие чувства вызывает у вас музыка?
Влияет музыка на ваше настроение.
Учитель раздает детям грустные и веселые рожицы.
Ребята поднимают ту рожицу,которая им больше нравится.