Конспект урока по географии в 6 классе:
«Погода и климат»
Тип урока: изучение новой темы.
Цель урока: сформировать представление о погоде и климате, климатообразующих факторах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать определения понятий «погода» и «климат»;
- знать и объяснять существенные признаки понятий «элементы погоды», «климатообразующие факторы»;
- знать главные свойства погоды;
- называть источники, на информации которых строится прогноз погоды;
- понимать основное отличие климата от погоды;
- называть основные климатообразующие факторы;
- объяснять причины изменения климата.
Метапредметные:
- давать определения понятиям;
-создавать и преобразовывать схемы для решения задач;
- владеть устной речью, строить монологическое высказывание;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания для логической операции;
- формировать действия целеполагания;
- планировать пути достижения цели;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
- аргументировать свою точку зрения;
- выдвигать гипотезы;
- осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении дейтвий по решению учебных и познавательных задач.
Личностные:
- использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей;
- формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира достоверности научного метода его исследования;
- адекватно оценивать свои возможности для достижения цели.
Ведущие понятия урока: погода, климат, климатообразующие факторы.
Оборудование и дидактический материал: учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, климатическая карта мира, таблица «Типы климатов Земли».
Ход урока
1. Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку.
Всем добрый день!
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок!
Сегодня мы продолжим наше путешествие по теме «Атмосфера», но сначала мы выясним готовы ли вы к путешествию.
2. Актуализация знаний.
Учащимся предлагается рассмотреть картинки с изображением явлений природы, назвать эти явления (давление, облачность, влажность, облачность). Ответить на вопросы:
Что такое облака? Как образуются облака? Какие типы облаков вам известны?
Что такое атмосферные осадки? Какие виды осадков вы знаете?
От чего зависит количество осадков? Где больше и меньше всего осадков на Земле?
3. Целепологание.
Учитель обращает внимание на картинки с явлениями в атмосфере.
- Ребята как вы думаете, что объединяет такие понятия как ветер, давление, облачность, осадки?
Предполагаемый ответ: - Это составные части погоды.
- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока?
Предполагаемый ответ: Мы будем изучать погоду
- Сегодня на уроке мы поговорим о Погоде и Климате.
Учитель называет тему. Ученики записывают её в свои рабочие тетради.
-Изучению, каких вопросов будет посвящен наш урок?
Вопросы, на которые мы должны ответить в ходе урока: Что такое погода? От чего зависит погода? Что такое климат? Факторы, влияющие на климат?
4. Объяснение нового материала.
Погода не дает скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно подносит сюрпризы, в том числе и неприятные: то засуха, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной.
А что значит – погода?
Работа с учебником: Пользуясь учебником, найдите определение «погода».
Ученики выписывают определение в тетрадь.
Погода - состояние тропосферы в данном месте в данное время.
- Из каких элементов состоит погода?
Ученики составляют кластер «Погода»:
влажность
температура воздуха
ветер
атмосферное давление
облака
осадки.
-Каждый элемент погоды измеряется с помощью определённого прибора? Назовите их.
-Проанализируйте данные своих дневников наблюдения за февраль. Что вы можете сказать об изменении погоды?
Выводы: Погода постоянно изменяется. Погода не постоянна.
- Почему изменяется погода? Назовите причины её изменения? (текст учебника)
Дети устанавливают причинно-следственную связь изменения погоды. Выстраивают логическую цепочку:
Воздушные массы – Ветер - Изменение погоды
- Пользуясь учебником, дайте определение Воздушным массам.
Воздушные массы (ВМ) – огромные объёмы воздуха с определёнными однородными свойствами.
-От чего зависят свойства ВМ? (от места их формирования)
- Итак, мы с вами выяснили, почему изменяется погода? А как вы думаете, зачем человеку нужны сведения об изменении погоды? (ответы учеников)
- Кто из вас знает, как ведутся наблюдения за погодой? (ученики работают по учебнику, находят ответ на поставленный вопрос)
Наблюдение за погодой
Гидрометцентр
Прогноз погоды
Синоптические карты
- Погоду также можно предсказывать по поведению животных и растений. Вам было дано задание найти как животные и растения предсказывают погоду.
Сообщения учащихся.
--Погода каждый день разная, но мы можем дать общую характеристику погоде зимой, весной, осенью и летом. Прочитайте стихотворения русских писателей о погоде, определите о каком времени года идёт речь (Приложение 1).
-Сопоставьте свои наблюдения за февраль с прошлогодними наблюдениями.
Вывод: погода февраля повторяется из года в год.
- Наблюдая за погодой, люди заметили, что в ее изменениях в течение года существует определенный порядок, или режим. В результате у нас складывается режим погоды, или климат.
-С помощью учебника дайте определение «Климат».
Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.
- От какого слова произошло слово «климат»? «Климат» (греч.) - «наклон».
- А сейчас давайте подумаем: От чего зависит климат?
Определим, климатообразующие факторы, влияющие на климат той или иной местности.
( Работа с учебником)
Климатообразующие факторы:
Географическая широта
Близость морей и океанов
Направление господствующих ветров
Рельеф, высота местности над уровнем моря
Морские течения
Подстилающая поверхность.
-В разных уголках земного шара климат различен. А что вы знаете о климате нашей местности? Сообщение учащегося о климате Шахунского района.
Физкульт-минутка
5. Первичное закрепление знаний:
1) Беседа
- Ребята сегодня на уроке, с какими новыми понятиями мы познакомились? (погода и климат)
- В чём заключается разница между климатом и погодой? (Погода очень переменчива, а климат – не изменчив, отличается постоянным характером погоды)
2) Составление синквейнов: «Погода», «Климат»
1. строка обозначает тему одним словом (обычно существительным)
2. строка описывает тему (2 прилагательных)
3. строка называет действия, относящиеся к теме (3глагола)
4. строка выражает отношение к теме (фраза из 4 слов)
5. строка – повторение сути, “синоним” темы.
3) Игра «Верю - не верю»
1. Климат - это многолетний режим погоды, характерный для данной местности. +
2. Температура воздуха зависит от угла падения солнечных лучей.+
3. Годовое количество осадков и их распределение зависят от географического положения местности, отношения к океану или морю, от преобладающих ветров.+
4. Погода - это изменение влажности в течение суток.-
5. При движении от побережий вглубь материка климат становится более влажным.-
6. Домашнее задание: п.45 - пересказ параграфа, выучить определения.
7. Рефлексия. Способы выявления результатов урока.
Я сегодня хорошо поработал (а) на уроке и мне «открылись» новые знания о………..
Я бы хотел(а) уточнить не совсем понятное мне………….
Мне сегодня особенно понравилось работать
- с другом
- самостоятельно искать информацию
Для меня лично было важным……………..
Приложение 1.
Природа весной в стихах Спиридона Дмитриевича Дрожжина
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.
Природа летом в стихах Фёдора Ивановича Тютчева
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с желтеющих полей
Веет запахом медовым.
Природа осенью в стихах Александра Сергеевича Пушкина
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Природа зимой в стихах Николая Алексеевича Некрасова
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.