СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Погода и климат

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Погода и климат, с использованием современных технологий

Просмотр содержимого документа
«Погода и климат»

Конспект урока по географии в 6 классе:

«Погода и климат»

Тип урока: изучение новой темы.

Цель урока: сформировать представление о погоде и климате, климатообразующих факторах.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать определения понятий «погода» и «климат»;

- знать и объяснять существенные признаки понятий «элементы погоды», «климатообразующие факторы»;

- знать главные свойства погоды;

- называть источники, на информации которых строится прогноз погоды;

- понимать основное отличие климата от погоды;

- называть основные климатообразующие факторы;

- объяснять причины изменения климата.

Метапредметные:

- давать определения понятиям;

-создавать и преобразовывать схемы для решения задач;

- владеть устной речью, строить монологическое высказывание;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания для логической операции;

- формировать действия целеполагания;

- планировать пути достижения цели;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;

- аргументировать свою точку зрения;

- выдвигать гипотезы;

- осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности;

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении дейтвий по решению учебных и познавательных задач.

Личностные:

- использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей;

- формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира достоверности научного метода его исследования;

- адекватно оценивать свои возможности для достижения цели.

Ведущие понятия урока: погода, климат, климатообразующие факторы.

Оборудование и дидактический материал: учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, климатическая карта мира, таблица «Типы климатов Земли».



Ход урока

1. Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку.

Всем добрый день!

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок!

Сегодня мы продолжим наше путешествие по теме «Атмосфера», но сначала мы выясним готовы ли вы к путешествию.

2. Актуализация знаний.

Учащимся предлагается рассмотреть картинки с изображением явлений природы, назвать эти явления (давление, облачность, влажность, облачность). Ответить на вопросы:

  • Что такое облака? Как образуются облака? Какие типы облаков вам известны?

  • Что такое атмосферные осадки? Какие виды осадков вы знаете?

  • От чего зависит количество осадков? Где больше и меньше всего осадков на Земле?

3. Целепологание.

Учитель обращает внимание на картинки с явлениями в атмосфере.

- Ребята как вы думаете, что объединяет такие понятия как ветер, давление, облачность, осадки?

Предполагаемый ответ: - Это составные части погоды.

- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока?

Предполагаемый ответ: Мы будем изучать погоду

- Сегодня на уроке мы поговорим о Погоде и Климате. 

Учитель называет тему. Ученики записывают её в свои рабочие тетради.

-Изучению, каких вопросов будет посвящен наш урок?

Вопросы, на которые мы должны ответить в ходе урока: Что такое погода? От чего зависит погода? Что такое климат? Факторы, влияющие на климат?

4. Объяснение нового материала.

Погода не дает скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно подносит сюрпризы, в том числе и неприятные: то засуха, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной.


А что значит – погода?

Работа с учебником: Пользуясь учебником, найдите определение «погода».

Ученики выписывают определение в тетрадь.

Погода - состояние тропосферы в данном месте в данное время.

Из каких элементов состоит погода?

Ученики составляют кластер «Погода»:

  • влажность

  • температура воздуха

  • ветер

  • атмосферное давление

  • облака

  • осадки.

-Каждый элемент погоды измеряется с помощью определённого прибора? Назовите их.

-Проанализируйте данные своих дневников наблюдения за февраль. Что вы можете сказать об изменении погоды?

Выводы: Погода постоянно изменяется. Погода не постоянна.

- Почему изменяется погода? Назовите причины её изменения? (текст учебника)

Дети устанавливают причинно-следственную связь изменения погоды. Выстраивают логическую цепочку:

Воздушные массы – Ветер - Изменение погоды

- Пользуясь учебником, дайте определение Воздушным массам.

Воздушные массы (ВМ) – огромные объёмы воздуха с определёнными однородными свойствами.

-От чего зависят свойства ВМ? (от места их формирования)

- Итак, мы с вами выяснили, почему изменяется погода? А как вы думаете, зачем человеку нужны сведения об изменении погоды? (ответы учеников)

- Кто из вас знает, как ведутся наблюдения за погодой? (ученики работают по учебнику, находят ответ на поставленный вопрос)

  • Наблюдение за погодой

  • Гидрометцентр

  • Прогноз погоды

  • Синоптические карты

Погоду также можно предсказывать по поведению животных и растений. Вам было дано задание найти как животные и растения предсказывают погоду.

Сообщения учащихся.

--Погода каждый день разная, но мы можем дать общую характеристику погоде зимой, весной, осенью и летомПрочитайте стихотворения русских писателей о погоде, определите о каком времени года идёт речь (Приложение 1).

-Сопоставьте свои наблюдения за февраль с прошлогодними наблюдениями.

Вывод: погода февраля повторяется из года в год.

- Наблюдая за погодой, люди заметили, что в ее изменениях в течение года существует определенный порядок, или режим. В результате у нас складывается режим погоды, или климат.

-С помощью учебника дайте определение «Климат».

Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

От какого слова произошло слово «климат»? «Климат» (греч.) - «наклон».

- А сейчас давайте подумаем: От чего зависит климат?

Определим, климатообразующие факторы, влияющие на климат той или иной местности.

( Работа с учебником)

Климатообразующие факторы:

  • Географическая широта

  • Близость морей и океанов

  • Направление господствующих ветров

  • Рельеф, высота местности над уровнем моря

  • Морские течения

  • Подстилающая поверхность.

-В разных уголках земного шара климат различен. А что вы знаете о климате нашей местности? Сообщение учащегося о климате Шахунского района.

Физкульт-минутка

5. Первичное закрепление знаний:

1) Беседа

Ребята сегодня на уроке, с какими новыми понятиями мы познакомились? (погода и климат)

В чём заключается разница между климатом и погодой? (Погода очень переменчива, а климат – не изменчив, отличается постоянным характером погоды) 

2) Составление синквейнов: «Погода», «Климат»

1. строка обозначает тему одним словом (обычно существительным)

2. строка описывает тему (2 прилагательных)

3. строка называет действия, относящиеся к теме (3глагола)

4. строка выражает отношение к теме (фраза из 4 слов)

5. строка – повторение сути, “синоним” темы.

3) Игра «Верю - не верю»

1. Климат - это многолетний режим погоды, характерный для данной местности. +

2. Температура воздуха зависит от угла падения солнечных лучей.+

3. Годовое количество осадков и их распределение зависят от географического положения местности, отношения к океану или морю, от преобладающих ветров.+

4. Погода - это изменение влажности в течение суток.-

5. При движении от побережий вглубь материка климат становится более влажным.-

6. Домашнее задание: п.45 - пересказ параграфа, выучить определения.

7. Рефлексия. Способы выявления результатов урока.

Я сегодня хорошо поработал (а) на уроке и мне «открылись» новые знания о………..

Я бы хотел(а) уточнить не совсем понятное мне………….

Мне сегодня особенно понравилось работать

- с другом

- самостоятельно искать информацию

Для меня лично было важным……………..


Приложение 1.

Природа весной в стихах Спиридона Дмитриевича Дрожжина

Распустились почки, лес зашевелился,

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый,

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки.

Природа летом в стихах Фёдора Ивановича Тютчева

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное...

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубровам,

И с желтеющих полей

Веет запахом медовым.

Природа осенью в стихах Александра Сергеевича Пушкина

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Природа зимой в стихах Николая Алексеевича Некрасова

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.