Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Государственного образовательного стандарта, учебного плана, рабочей программы начального общего образования по предмету «Технология», рассмотренной на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 31.08.2021 г.), утверждённой приказом по МБОУ «ШКОЛА № » от 31.08.2021 г. №
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
с учетом учебно-методического комплекса "Линия УМК Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой. Технология (1-4)
Программа рассчитана на 34 ч. в год ( 1 час в неделю);
Рабочая программа 3-А класса направлена на достижение следующих целей:
углубление общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных , наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности.
В соответствии с целями преподавания технологии основные задачи курса в 3-А классе по данной программе сводятся к следующему:
• формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна;
• получение представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
• формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
• расширение знаний о материалах и их свойствах, технологии использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
• развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
• развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
• развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений; развитие регулятивной структуры деятельности;
• приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
• формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач; усвоение правил техники безопасности;
• формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
• духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку;
• приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно - конструкторских задач.
Данная программа составлена для реализации курса Технология, который является частью непрерывного курса трудового обучения и художественно-эстетического образования и разработана в логике внутрипредметных связей. Представленный курс закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой деятельности, и создает условия для активного освоения учащимися технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека.
. Ключевая идея курса заключается: в интеграции технологии с предметами эстетического цикла. Интеграция опирается на целостное восприятие учащимися окружающего мира. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражённых в народном быту, творчестве.
Cпецифика курса технологии заключается в том, что развитие творческих способностей обеспечивается деятельностным подходом к обучению, стимулирующим поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, с опорой на личный опыт учащихся, иллюстративный материал, систему вопросов, активизирующих познавательную поисковую, проектную деятельность Практическая сторона технологического образования связана с формированием системы УУД; исследовательских, практических, технико-технологических способов деятельности, духовная - с художественно- эстетическим развитием человека. Практическая полезность курса технологии обусловлена тем, что художественно-творческая деятельность, даёт учащемуся возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Без базовой трудовой и технологической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как художественно-творческая, технико-технологическая деятельность создает у обучающихся представление целостной картины мира в его материальном и духовном единстве.
Новизна данной программы заключается в следующем:
1. В 1 - 2 классах темы уроков отражают не названия изделий, а технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах.
2. В 3 - 4 классах основная форма практической работы — простейшие технологические проекты (групповые и индивидуальные), а также развитие основ творческого мышления.
3. Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия (проектная работа) лишь средство для решения конкретных учебных задач.
При организации процесса обучения предполагается применение педагогических технологий обучения: проблемно-диалогической технологии, проектной технологии и технологии оценивания достижений, позволяющих формировать умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах:
1)индивидуальная творческая деятельность по интересам в семье с последующим представлением творческих достижений на праздниках и выставках;
2)кружки, творческие группы и клубы по интересам:
3)олимпиады, конкурсы, выставки, праздники труда; театральные постановки (с использованием кукол, масок, сделанных своими руками);
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме годового оценивания.