СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка "История Дона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к курсу "История Дона" 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка "История Дона"»

Пояснительная записка.

Количество недельных часов – 1 ч. Количество часов в год – 34 часов.

Уровень рабочей программы – базовый.

Данная программа составлена на основе программы созданной коллективом авторов под руководством Е. Ю. Сухаревской.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Книга для чтения в начальной школе «Природа и история родного края» 2- 4 класс, М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревская, 3-е издание Ростов-на-Дону «Баро- Пресс» 2009 г.

2.Рабочая тетрадь «Доноведение» 3 класс.Е.Ю. Сухаревская, Ростов-на- Дону «Баро – Пресс»2009г.

3.Методические разработки уроков и праздничных мероприятий. 3 класс. Е.Ю.Сухаревская, М.М. Вюнникова «Баро –Пресс» 2009 г.

4.Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в Курсе «Доноведение» . Ростов – на- Дону. «Баро –пресс» 2008 г.

5.Электронное приложение «Доноведение» 1-4 класс, Е.Ю. Сухаревская

6.Технические средства: компьютер, проектор, экран, э /диски.

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край.

Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нѐм. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия 3


своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учѐтом их своеобразия и особенностей.

2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.


При отборе содержания курса учитывались принципы, отражѐнные в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счѐт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.


3. История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе Донского края включают в себя элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребенком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времен до современности. В связи с этим сведения о 4


человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного, интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной продуктивной деятельности. Так, обучающимся предлагается стать летописцами своей семьи, села, стать исследователями своего края (сбор данных о природных объектах, имеющих несомненную значимость, о себе, о своей семье, о месте проживания); побыть в роли журналиста и вести просветительскую и природоохранную деятельность для жителей родного края.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у обучающихся уважения к истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры, осознания их непреходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания использовался принцип спиралевидности. Для обучающихся 3 класса содержание материала раскрывается через уровень понятийных знаний о природе родного края, выявления закономерных связей природных явлений, опыт практической работы, микроисследований и самостоятельного формулирования выводов, формирование компетентностного подхода. Программа 3 класса построена таким образом, что полученные знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

Структура программы:

Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:

 Я и окружающий мир,

 Природа Донского края,

 Человек и природа,

 Жизнь на Дону,


Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребѐнок сам может определить своѐ место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в 5


природе. Ребѐнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и еѐ географическом расположением, получает первичные представления о названии своего место проживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаѐт свои семейные и общественные обязанности.

Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребѐнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.

Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.

Блок «Жизнь на Дону» и предполагает ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребѐнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даѐт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далѐкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.