18
Пояснительная записка
к рабочей программе «Искусство родного края»
6 класс
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Рабочая программа предмета «Искусство родного края» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:
1. Концепции духовно-нравственного, Фундаментального ядра содержания общего образования;
2. Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения;
3. «Методических рекомендаций по реализации примерного базисного учебного плана Новосибирской области (региональный компонент) на 2008/2009 учебный год». Авт.-сост.: И.Ю.Мельникова, В.М. Никифорова, Л.В. Арбузова и др. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2008
4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
5. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
6. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, г. Москва.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
9. Приказ МО и науки РФ от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
10.Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ № 61.
Цели-ориентиры изучения предмета:
Формирование личности обучающегося как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций
На основе целевой установки программы сформулированы задачи программы:
Воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, включаться в самостоятельное художественное творчество.
Развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии
Структура содержания программы «Искусство родного края» представлена 4 модулями
В В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопросы из истории становления архитектурного облика Новосибирска как областного центра - первые городские постройки, храмы, административные здания города и области, архитектурные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлены ведущие архитекторы прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города..
Раздел «Музыкальное искусство» охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибирской области, народное и профессиональное творчество сибирских музыкантов, музыкальные театры.
В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоративно-прикладного творчества и художественному Новосибирскому музею. Раскрываются яркие личности новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы возникновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров (Купинского игрушечного промысла).
В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлен Новосибирск театральный – драматические театры, молодежный театр, детский театр, яркие театральные представители, театральные постановки. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западно-Сибирской студии кинохроники и детской студии мультипликации.
Приоритетные направления в методике преподавания предмета «Искусство родного края» -
• Преемственность в реализации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, ппппроектный подход в организации учебно-познавательной деятельности. уу
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Искусство родного края» рассчитана на один год обучения в 7 классе и предполагает изучение содержания в течение 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю в течение года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение предмета в основной школе обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
познавательные интересы и творческая активность в данной области
желание учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
Могут быть сформированы:
1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области.
2. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
3. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
4. Уважения к культурному наследию региона.
5. Системный взгляд на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии
Метапредметные результаты
Научаться:
1.Ответственно относиться к региональным ценностям
2.Выбирать различные источники информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
3. Объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.
Получать возможность:
1. Планировать процесс познавательной деятельности.
2. Определять адекватные условия способов решения задачи на основе заданных алгоритмов.
3. Самостоятельно выполнять различные творческие проекты
4. Аргументировано защищать в устной или письменной форме результаты своей деятельности.
5. Выбирать различные источники информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
6. Согласовывать и координировать совместную познавательно-поисковую деятельность с другими ее участниками.
7. Объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.
Предметные результаты
В результате изучения предмета « Искусство родного края» в разделе « Архитектура и дизайн» обучающийся:
Узнает основные направления в архитектуре и имена выдающихся архитекторов, работавших в регионе;
Познакомиться с выдающимися архитектурными памятниками Новосибирска и Новосибирской области, вошедших в мировой художественный фонд;
Покажет элементарную обученность навыкам работы с источниками, преобразования информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;
В результате изучения предмета « Искусство родного края» в разделе « Музыкальное искусство» у обучающихся будут сформированы:
Знания основных имен выдающихся представителей музыкального искусства - композиторов, исполнителей в различных областях музыкального искусства;
Представление о крупнейших музыкальных центрах г. Новосибирска и Новосибирской области;
Умение выделять характерные черты музыкального творческого наследия сибирских авторов, отражающие традиции художественной культуры региона.
Навыки работы с источниками, преобразования информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;
У обучающихся могут быть сформированы:
Способности определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;
высказывания собственного суждения о представителях музыкального искусства Сиби-ри через художественный анализ их произведений;
В результате изучения предмета а « Искусство родного края» в разделе «Декоративно-прикладное и и изобразительное искусство» у обучающихся будут сформированы:
знания основных направлений и имен выдающихся представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства работавших и работающих в регионе в различные исторические периоды;
представления о видах деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу
У обучающихся могут быть сформированы:
- способности высказывать собственные суждения о представителях декоративно-прикладного и изобразительного искусства г Новосибирска и Новосибирской области через знакомство с их творчеством;
В результате изучения предмета « Искусство родного края» в разделе «Театр и кино» у обучающихся будут сформированы:
знания основных театров и имен выдающихся театральных представителей, работающих в регионе в различные исторические периоды;
способности показывать элементарную обученность навыкам работы с источниками, преобразования информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;
У обучающихся могут быть сформированы:
способности ориентироваться в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;
способности высказывать собственное суждение о театральных постановках;
способности организации личного и коллективного досуга (посещение театров).
В коммуникативной сфере:
организация личного и коллективного досуга.
умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
публичная презентация и защита идеи, проекта и др.;
способность бесконфликтного общения в коллективе
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания собственного суждения об архитектурном облике родного города (села), его ярких представителях; организации личного и коллективного досуга.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п\п | Наименование разделов | Всего часов |
| Архитектура и дизайн | 8 |
| Музыкальное искусство | 7 |
| Декоративно- прикладное и и изобразительное искусство | 10 |
| Театр и киноТеатр иткино | 6 |
| Защита творческих проектовПроектная и исследовательская деятельность учащихся Защита творческих проектов | 4 |
| Итого: | 35часов |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Список рекомендуемой литературы по разделам программы
« Искусство родного края»
АРХИТЕКТУРА
АЩЕПКОВ Е.А. Формирование архитектурных ансамблей Новосибирска - В кн.: Советская архитектура, том 2 м.. 1952.
АЩЕПКОВ Е.А. Новосибирск. - М.,1949. - 30 с.: ил. История градостроительства Новосибирска и архитектурных особенностей отдельных зданий.
3. БЕЛОГОРЦЕВ И. Архитекторы Новосибирска: К 10-летию организации Новосиб. отделения Союза сов. архитекторов. Н., 1945. - 63 с.:ил. - На обл. загл.: Новосибирск.
Краткая справка об истории города и его архитектуре (с. 5-7); Очерк о работе отделения (с 9-20); Список основных общественных и жилых зданий города, даты и имена, связанные с ними (с. 51-60); 31 фотография наиболее интересных сооружений (с 22-50).
4 БАЛАНДИН С.Н. Новосибирск: История градостроительства: [в 2-х т.]. - Н., 1978-1986. [Кн. 1]: 1893-1945 гг. - 1978. - 133 с. : ил.; 31 с. ил. – Литература: с.133-134.
[Кн. 2]: 1945-1985 гг. - 1986.- 155 с. : ил.; 16 л. ил. – Литература: с.157.
5. БАЛАНДИН С.Н. Новосибирск История градостроительства 1893-1945гг. Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск. 1978
6. БАЛАНДИН С.Н. Новосибирск История градостроительства 1945-1985гг. Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск. 1986
7. БАЛАНДИН С.Н, Ваганова О. Сибирский архитектор А.Д. Крячков. Новосибирск. Западно-Сибирское книжное издательство, 1973
8. А. БРАТ Сказ о городе Новосибирске – 1998.
9. БЕЛОГОРЦЕВ И.П. Архитекторы Новосибирска.- Новосибирск, 1945
10. ГОРЮШКИН Л.М. БОЧАНОВА Г.А. Так начинался Новосибирск.- Новосибирск: Западно- Сибирское книжное издательство, 1983г ( Страницы культурной жизни 115).
11. МОРЦЕВ И. Экономический и культурный рост Новосибирска – блокнот агитатора, 1955, №2
12. НОВИКОВ Ю.В., ПИВКИН В.М. Новосибирск.: Город для человека. - Н. : Кн. изд-во, 1988. - 168 с. : ил. Архитектурно-экологические проблемы формирования городской среды и защита жителей от вредных физических факторов на примере градостроительной практики Новосибирска.
КОЛПАКОВА М.Р., ТУМАНИК Г.Н. Новосибирск : город в 2000 году. - Н. : Кн. изд-во, 1989. -110 с.: ил. Архитектурный облик Новосибирска в настоящем и будующем. На вкладках - планы застройки города с 1928 г.; в конце книги - названия упомянутых в тексте проектов по Новосибирску с указанием авторского коллектива, 1927-1989 (52 названия).
14. ОГЛЫ Б.И. Новосибирск: от прошлого к будущему: [История и перспективы градостроительства]. - Н.: Кн. изд-во, 1991. - 117 с.: ил.;[8]л. ил.
15. ПИВКИН В.М. Новосибирские академисты : Очерки об архитекторах Т.Я. Бардте, В.М. Тейтеле и К.Е. Осипове. - Н., 2001. - 94 с.: ил., портр. - Прил.: с. 79-94.
Книга рассказывает об архитекторах, заложивших архитектурно-художественные традиции современного Новосибирска. В предисловии - краткая справка об авторе; Приложение дает представление об оставленном городу архитектурном наследии.
16. ШАБУНИН Е.А. Храмы Новосибирска: Ист. путеводитель. - Н., 2002. -80 с.:ил.
История православных храмов, сведения об их строителях, даты освящения и прочие сведения, раскрывающие неизвестные ранее страницы истории православия в городе.
17. ФАБРИКА Ю.А. Служить народу своему: (К 70-летию Новосибирского окружного Дома офицеров).-Н., 1999. - 148 с.: ил., портреты. - Лит.: с.146 (24 названия.). Очерки об истории строительства здания, организациях, работавших в нем, известных людях, когда-либо связанных с ним своим творчеством (артист Е.Матвеев, композитор А.П. Новиков, поэт В.М. Пухначев, художник И.В. Титков и др.).
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
КОМПОЗИТОРЫ Новосибирска. Вып. 1: Сборник. - Н. : Трина, 1996. - 64 с. : портр. Лит. в конце статей. Творческие портреты композиторов Г.Н. Иванова, Ю.П. Юкечева, Н. Лантуата, Ю.И. Шибанова, И.И. Александрова.
ШТУДЕН Л.Л. Мелодии судьбы: [Очерки о деятелях музыкальной культуры Новосибирска]. - Н.: Зап-Сиб. кн. изд-во, 1983. -160 с. : ил.
НОВОСИБИРСКАЯ филармония: Альбом. - Новосибирск, 1994. - 15 с. : ил.
СИМФОНИЧЕСКИЙ оркестр Новосибирской филармонии // Музыкальная жизнь СССР: Справочник. - М.,1970. - С.84.
НОВОСИБИРСКАЯ государственная консерватория им. М.И. Глинки, 1993-1998. - Н., 1998. - 118с. На с.57-69 - список студентов, лицеистов и аспирантов - лауреатов конкурсов [зональных, российских, международных]. На с.49-52 - о музыкальном лицее консерватории.
БАЛАНДИН С.И., БАЛАНДИН В.С. Новосибирск: что остается в наследство?..: История стр-ва и архитектуры здания театра оперы и балета. - Н.: Кн. изд-во, 1990. 104 с.:ил.
7. РОММ В.В. Большой театр Сибири. - Н.: Кн. изд-во, 1990.-253 с.:ил. Об истории академического театра оперы и балета с момента его открытия в Новосибирске в 1945 г. и до 1989 г.; анализ и оценка творческого пути театра, отдельных спектаклей и работ режиссеров, балетмейстеров, актеров.
8. РОММ В.В. И зазвучала музыка: Хроника сибирской оперы(1920-1945 гг.)" (Новосибирск, 1988.- 128 с.:ил.), в которой рассказывается о первом музыкальном театре Сибири, в 1922-1929 и 1931-1932 гг. работавшем в Новониколаевске (Новосибирске).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
1. БОРОВИКОВА Р.И. Методическое пособие для обзорной экскурсии по экспозиции Новосибирской картинной галереи... Статьи: У истоков сибирского искусства Ч1, Ч 2.( А. Вощакин);Типологические черты художественной культуры Сибири; Новосибирск прирастает художниками; Встреча с художником Выставка новосибирского художника В. Хандрыкина; Моя Сибирь; Николай Грицюк;
2. НОВОСИБИРСКАЯ картинная галерея:[Краткий путеводитель. -Н.] Внешторгиздат,Б.г. -[16]с.:ил.
Издания, выпущенные Новосибирской картинной галереей
Новосибирская областная картинная галерея. Каталог. Живопись. Графика. Скульптура. Составитель - И.Г.Малашина. Л., 1965
Рериховские чтения. 1976 год. К 50-летию исследования Н.К.Рериха на Алтае. Тезисы конференции. Под редакцией В.Е.Ларичева, Н.Г.Велижаниной. Новосибирск, 1976
Новосибирская картинная галерея. Каталог русского и советского искусства. Из новых поступлений. 1967-1974 гг. Составитель - Качальская М.И. Новосибирск, 1977
Рериховские чтения. 1979 год. К 50-летию института "Урусвати". Материалы конференции. Под редакцией В.Е.Ларичева, Н.Г.Велижаниной. Новосибирск, 1980
Рериховские чтения. 1984 год. К 110-лети. Н.К.Рериха и 80-лети. С.Н.Рериха. Материалы конференции. Под редакцией В.Е.Ларичева, Ю.А.Воробьёва. Новосибирск, 1985
Новосибирская областная картинная галерея. Выставка новых поступлений. 1975-1983. Каталог. Под редакцией О.А.Черепениной. Новосибирск, 1988
Новосибирская картинная галерея. Искусство народов Сибири: традиции и современность. Тезисы докладов конференции (20-22 апреля 1994 г.). Под редакцией Н.Г.Велижаниной. Новосибирск, 1994
Новосибирская областная картинная галерея. Новые поступления. 1984-1988. Каталог. Под редакцией Р.И.Боровиковой. Новосибирск, 1995
Новосибирская картинная галерея. Станковая графика. Первая международная биеннале. 1999. Каталог. Составители - Клушин А., Коган С., Назанский В., Рымшина Е., Маджи Р. Новосибирск, 2000
Новосибирская областная картинная галерея. Новые поступления. 1989-1993. Под редакцией А.Д.Клушина. Новосибирск, 2001
Вторая Международная Биеннале современной графики. Каталог. Составители - В.Назанский, Е.Флах. Е.Рымшина. Новосибирск, 2001
Новосибирская картинная галерея. Сборник научных статей. Под редакцией А.Д.Клушина. Новосибирск, 2002
III Новосибирская Международная Биеннале графики. Каталог. Под редакцией В.Назанского. Новосибирск, 2003
Новосибирский государственный художественный музей. Русский рисунок Х1Х - начала ХХ века. Автор-составитель О.А. Черепенина. Новосибирск, 2004
КИНО
1. НАШ товарищ – кино: Сборник [о 50-летней истории Зап.-Сиб. студии кинохроники]. - Н. : Зап.-Сиб.кн. изд-во, 1981. -144 с. : ил. - Прил.: Награды и призы Западно- Сибирской студии кинохроники (1959-1980 гг). - С. 140-143.
2. ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ студия кинохроники // Кино. Энцикл. словарь. М., 1986. - С.143.
ТЕАТР
1. БАЛАНДИН Л.А. На сцене и за кулисами : Путь театра "Красный факел" (1920-1970). - Н.: Зап-Сиб. кн. изд-во, 1972. - 303 с.:ил.
2. НОВОСИБИРСК театральный : [Cборник]. - Н.: Зап-Сиб. кн. изд-во, 1983.-254 с.:ил.
Очерки, посвященные истории становления новосибирских театров (1930-1980-е гг.), жанровым проблемам, мастерству режиссеров и актеров.
3. МУРЗИНЦЕВА Г.Ф. Обыкновенное чудо.[К 50-летиютеатра юного зрителя]. - Н. : Зап.-Сиб.кн.зд-во,1980.-175с.:ил.
4. РАССКАЖЕМ о театре сами:[ Письма зрителей ТЮЗа : к 60-летию театра]: Сборник. - Н.:Кн.изд-во,1990.-148с.
5.ПОЧЕТНЫЕ граждане Новосибирска:[Буклеты].-Н.,1996. Вышли буклеты о Л.В.Мясниковой, А.М. Каце и др.
6. НАШИ земляки : Очерки о передовых людях Новосибирска. - Н. : Обл. кн. изд-во, 1951. - 248В т.ч. о В.П.Редлих, И.И.Титкове, Е.А.Ащепкове, М.О.Симоне, К.А.Соболевс-кой и др.
Электронные носители
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙНАРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН (4 часов)
и дизайн (8 часов)
Тема 1.1 История градостроительства - 1часа
Основные теоретические сведения на занятии
Вопросы Генерального плана застройки города, как градостроительный дизайн; его роль в формировании современного облика Новосибирска. Летописец истории градостроительства Новосибирска С.Н. Баландин;
Первые городские постройки, административные здания города и области, промышленные сооружения. Ведущие архитекторы - А.Д. Крячков, Гордеев, Т.Я. Бардт, К.Е. Осипов и др.
Практическая работа
Урок – обзорная экскурсия (реальная или виртуальная с использованием видеоисточников). Рассказ об истории и архитектуре Новосибирска, Академгородка, районах Новосибирской области.
Тема 1.2 Архитектурные ансамбли - - ---0,5 часа
Основные теоретические сведения на занятии
Архитектурные сооружения - один из показателей культурной составляющей жизнедеятельности региона. Предметно-пространственная среда.
Примерный художественный материал: Архитектурные ансамбли центра: Центральная площадь Новосибирска (Областной краеведческий музей, здания Академического Театра Оперы и Балета, здания 40 годов, здания 21 века); Площадь Свердлова (областная администрация, Новосибирский художественный музей первый 100 квартирный жилой дом, здания и постройки начала века); Сквер героев революции; Мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной Войне в 1941-1945гг» - Монумент Славы;
Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как обьект индустриального дизайна – павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники. Городская скульптура ( «Светофор и милиционер» и др).
Практическая работа
Создание макета (зарисовки) малой городской скульптуры для родного города; Эссе на тему «Твое любимое место в городе (селе);
Тема 1.3 Храмы – 0,5 час
Основные теоретические сведения на занятии
Храмы как воплощение исторической памяти народа. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и данной местности.
Собор А. Невского (1895г) архитектор К.К. Лыгин, Вознесенский кафедральный собор (1913); часовня святителя Николая чудотворца, соборы и храмы Новосибирской области..
Тема 1.4 Места досуга -1час
Основные теоретические сведения на занятии
Культурные центры областного, районного, городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной композиции. Дизайн отдыха горожан - парковые зоны, Зоопарк, детские, спортивные площадки, пляж и др.
Ведущие архитекторы Воловик А.А., (Речной вокзал, Гостиница Обь, здание аэропорта Толмачево, Государственная публичная Научно- техническая библиотека СО АН СССР ).
Практическая работа
Деловая игра «Ты - архитектор». Создание архитектурного замысла места досуга в твоем районе (селе) и его осуществление;
Тема 1.5 Жилые массивы -1час
Основные теоретические сведения на занятии
Инфраструктуры жилого массива - школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера, как микросреда человека.
Ведущие архитекторы В.П. Авксентюк (здание Внешторбанка, жилой комплекс «Тихая площадь», реконструкция Вознесенского кафедрального собора и пригородного комплекса в Новосибирске), В.В. Бородкин ( Деловой центр «Зеленые купола», римско-католический костел)
Практическая работа
Создание дизайна и архитектуры твоего дома (комнаты, сада);
РАЗДЕЛ 2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (5 часов) (8 часов)
Тема 2.1 Из истории музыкальной культуры НСО - --1 час
Основные теоретические сведения на занятии
Народная консерватория 1917, музыкальные школы и училища, консерватория, учителя и ученики, составившие славу и гордость страны - мировая и всероссийская известность - Лебензон М.С., Брон З.Л., Богуславский М, В., Репин, В. Коновалов.
Сибирские композиторы – А.П. Новиков, А.Ф. Муров , Ю.П. Юкечев, , Г.Н. Иванов и др.
Новосибирские композиторы - детям – О. Сереброва, С. Ранда, К. Журавлев и др.
Практическая работа
Творческая встреча с новосибирскими детскими композиторами, слушание и исполнение их музыкальных произведений.
Тема 2.2 Народное творчество - -- --1 часа
Основные теоретические сведения на занятии
Общее знакомство с хоровыми коллективами, ансамблями, исполнителями на русских народных инструментах. Музей сибирского баяна и гармони» им И.И. Маланина; Творчество братьев Геннадия и Александра Заволокиных; Сибирский народный хор; Ансамбль «Чалдоны» под руководством С. Смоленцевой; Ансамбль «Рождество» под руководством О. Гуриной; Ансамбль В. Асанова;
Практическая работа
Выход и знакомство с исполнителями и коллективами самодеятельности отдельных районов города, НСО.
Тема 2.3 Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии - 1 часа
Основные теоретические сведения на занятии
Знакомство с историей создания Новосибирской филармонии, ее 12 музыкальными коллективами по выбору: Новосибирский Академический симфонический оркестр и его создатель Арнольд Кац; Оркестр русских народных инструментов под руководством В. Гусева; Камерный хор под управлением И. Юдина; Хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» под управлением И. Тюваева; Вокальный ансамбль под управлением П.Шаромова; Ансамбль ранней музыки «Инсула Магика» под управлением А Бурханова; «Биг-Бэнд» под управлением В.Толкачева; «Сибирский диксиленд» под управлением Б. Балахнина.
Практическая работа
Посещение филармонии: написание эссе, мини-сочинения на тему о прослушанной музыке или впечатлении от коллектива.
Тема 2.4 Музыкальные театры Новосибирска - 1 часа
Основные теоретические сведения на занятии
Страницы истории музыкальных театров Новосибирска: Новосибирский Академический театр оперы и балета; Новосибирский театр музыкальной комедии.
Практическая работа
Посещение (по выбору) музыкального театра, написание отзыва на спектакль.
РАЗДЕЛ 3. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ и И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (4 часов) (8 часов)
Тема 3.1 Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел -0,5 час
Основные теоретические сведения на занятии
Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел.
Тема 3.2 Музеи декоративно-прикладного искусства -1часа
Основные теоретические сведения на занятии
Из истории создания музеев декоративно-прикладного искусства.
Новосибирский краеведческий музей; Музей «Сибирская береста»; Новосибирский музей игрушки, Центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж»;
Практическая работа
Посещение (по выбору) музея декоративно-прикладного искусства;
Тема 3. 3 Народные мастера - 1часа
Основные теоретические сведения на занятии
Знакомство с Купинским игрушечным промыслом, изделиями народных мастеров Дьяковой Е.Д, и ЛысенкоТ. С.; «Рыбка – чинюшка».
Тема 3.4 Художественный Новосибирский музей - 1 часа
Основные теоретические сведения на занятии
История создания и становления картинной галереи. Просветительская и образовательная функции картинной галереи. - Русская живопись и графика первой трети ХХ века, «Иконы XV – XIX веков», уникальная коллекция Н.К.Рериха, произведения Н.Д. Грицюка.
Практическая работа
Посещение. Знакомство с уникальными коллекциями Н.К.Рериха, Русской живописью и графикой первой трети ХХ века, произведениями Н.Д.Грицюка, «Иконами XV – XIX веков (по выбору учителя и учащихся).
Тема 3.5 Выставочный зал союза художников - 0,5час
Основные теоретические сведения на занятии
Общее знакомство с творчеством новосибирских художников: Х.А. Аврутис, Н.Д. Грицюк. Г.Н.Трошкин. А.Г.Позднеев, С Мосиенко, И.В. Титков.(возможны другие варианты).
Практическая работа
«Размышление у картины» мини-сочинение (художник по выбору учащихся).
Тема 3.6 Новосибирские художники-иллюстраторы -0,5 час
Основные теоретические сведения на занятии
Обзор творчества художников «Рыцарей ее величества книги» - Ю.Е.Ефимова,.С. Гороховского, С.В. Калачева, А. Шурица.
Практическая работа
Сравнительный анализ творчества художников Александра Шурица, Спартака Калачева, Эдуарда Гороховского.
РАЗДЕЛ 4. ТЕАТР И КИНО ( 4 часов)
Тема 4.1 Новосибирск театральный - 1 часа
Основные теоретические сведения на занятии
Общий обзор - из истории создания театров, посещение – по выбору.
Драматические театры - Новосибирский театр «Красный факел», Новосибирский областной театр драмы, Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева, Театр на «Левом берегу».
Молодежный театр - Новосибирский академический молодежный театр « Глобус».
Детский театр - Новосибирский областной театр кукол.
Практическая работа
Театральное закулисье «Урок грима» в театре «Глобус»;
Посещение театральной постановки, устное рецензирование просмотренного спектакля;
Анализ драматургии просмотренной театральной постановки.
Тема 4.2 Новосибирская студия кинохроники -1 часа
Основные теоретические сведения на занятии
Из истории создания сибирской хроники - первый кинотеатр в Новосибирске: фильмы Ф. Махотина:«Виды г.Новосибирска», «Новониколаевские юбилейные торжества дома Романовых», «Масленица в Новониколаевске», «Прогулка от Новониколаевска до Бердска».
1930 г - рождение Западно-Сибирской студии кинохроники; первый звуковой номер журнала «Сибирь на экране», первый цветной фильм студии «Сады Сибири» Г. Гребенкина (первый руководитель Западно-Сибирского отделения Союза кинематографистов СССР).
Практическая работа
Круглый стол по проблемам истории документального кино – актуальность кинохроники родного края; раскадровка своего клипа о Новосибирске;
Тема 4.3 Детская студия мультипликации 1 часа
Основные теоретические сведения на занятии
«Сибирский Фонд развития детского кино». Руководитель Петр Анофриков. Детская киностудии «Поиск».
Практическая работа
Посещение детской киностудии и знакомство с технологией создания детских мультфильмов; «Мы делаем фильм о родном городе»;
* В конце каждого раздела происходит презентация творческих проектов через различные формы подачи материала:
Устная - доклад, стендовая защита, выставка с комментариями, художественный салон, реклама и т.д.
Телекоммуникационная – демонстрация видеофильма, видеомантаж с собственным комментарием, экскурсии по мастерским с комментарием и т. д.
Печатная – реферат, публикация, анонс в газету или журнал, методическая разработка, альманах творческих работ.
Примерный перечень творческих проектов смотреть в приложении.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемые примерные темы для презентации творческих проектов
Раздел 1. Архитектура и дизайн
1. Ведущие архитектор Новосибирска - А.Д. Крячков (страницы жизни и творчества);
2. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
3. Архитектурный облик города;
4. С.Н. Баландин – летописец истории градостроительства Новосибирска;
5. Новосибирские архитекторы;
6. Храмы Новосибирска;
7. Любимые места твоего города (села);
Раздел 2. Музыкальное искусство
Из истории становления музыкальной культуры Новосибирска;
Новосибирские композиторы – биография творчества (по выбору);
Личность Арнольда Каца;
Символы российских регионов– Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета; (страницы истории);
Вокально-хоровая культура г. Новосибирска (Камерный хор, Хоровой ансамбль
« Маркеловы голоса», Вокальный ансамбль П. Шаромова, Ансамбль ранней музыки и др.
Никогда не умолкнут гармони России – братья Заволокины;
Раздел 3. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство
Новосибирский Государственный Краеведческий музей – история создания;
Новосибирский Государственный художественный музей-просветительская деятельность;
Народные промыслы Сибири;
Музей «Сибирская береста»;
Новосибирский музей игрушки;
Новосибирские художники детям.
Раздел 4. Театр и кино( 8 часов)
1. Новосибирский театр « Красный факел» – страницы истории;
2. Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева;
3. Молодежный театр - Новосибирский академический молодежный театр « Глобус»;
4. Все начилось с хроники Федота Махотина;
5. Западно-Сибирская студия кинохроники – история создания;
6. Детская студия мультипликации.