СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к программе "Искусство родного края"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа из вариативной части, реализуемой участниками образовательных отношений. Расчитана на 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к программе "Искусство родного края"»

18



Пояснительная записка

к рабочей программе «Искусство родного края»

6 класс

СТАТУС ДОКУМЕНТА


Рабочая программа предмета «Искусство родного края» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:

1. Концепции духовно-нравственного, Фундаментального ядра содержания общего образования;

2. Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения;

3. «Методических рекомендаций по реализации примерного базисного учебного плана Новосибирской области (региональный компонент) на 2008/2009 учебный год». Авт.-сост.: И.Ю.Мельникова, В.М. Никифорова, Л.В. Арбузова и др. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2008

4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

5. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

6. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, г. Москва.

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

9. Приказ МО и науки РФ от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

10.Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ № 61.


Цели-ориентиры изучения предмета:

Формирование личности обучающегося как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций

На основе целевой установки программы сформулированы задачи программы:

  • Приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края.

  • Формирование способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и, в результате осознания ее ценности, уникальности и неповторимости.

  • Воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, включаться в самостоятельное художественное творчество.

  • Развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии

Структура содержания программы «Искусство родного края» представлена 4 модулями

  • Архитектура и дизайн;

  • Музыкальное искусство;

  • Декоративно-прикладное и изобразительное искусство

  • Театр и кино;

В В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопросы из истории становления архитектурного облика Новосибирска как областного центра - первые городские постройки, храмы, административные здания города и области, архитектурные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлены ведущие архитекторы прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города..

Раздел «Музыкальное искусство» охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибирской области, народное и профессиональное творчество сибирских музыкантов, музыкальные театры.

В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоративно-прикладного творчества и художественному Новосибирскому музею. Раскрываются яркие личности новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы возникновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров (Купинского игрушечного промысла).

В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлен Новосибирск театральный – драматические театры, молодежный театр, детский театр, яркие театральные представители, театральные постановки. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западно-Сибирской студии кинохроники и детской студии мультипликации.

Приоритетные направления в методике преподавания предмета «Искусство родного края» -

• Преемственность в реализации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, ппппроектный подход в организации учебно-познавательной деятельности. уу

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа «Искусство родного края» рассчитана на один год обучения в 7 классе и предполагает изучение содержания в течение 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю в течение года.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Изучение предмета в основной школе обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  1. познавательные интересы и творческая активность в данной области

  2. желание учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

Могут быть сформированы:

1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области.

2. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

3. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.

4. Уважения к культурному наследию региона.

5. Системный взгляд на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии

Метапредметные результаты

Научаться:

1.Ответственно относиться к региональным ценностям

2.Выбирать различные источники информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

3. Объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.

Получать возможность:

1. Планировать процесс познавательной деятельности.

2. Определять адекватные условия способов решения задачи на основе заданных алгоритмов.

3. Самостоятельно выполнять различные творческие проекты

4. Аргументировано защищать в устной или письменной форме результаты своей деятельности.

5. Выбирать различные источники информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

6. Согласовывать и координировать совместную познавательно-поисковую деятельность с другими ее участниками.

7. Объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.

Предметные результаты

В результате изучения предмета « Искусство родного края» в разделе « Архитектура и дизайн» обучающийся:

  1. Узнает основные направления в архитектуре и имена выдающихся архитекторов, работавших в регионе;

  2. Познакомиться с выдающимися архитектурными памятниками Новосибирска и Новосибирской области, вошедших в мировой художественный фонд;

  3. Покажет элементарную обученность навыкам работы с источниками, преобразования информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;

В результате изучения предмета « Искусство родного края» в разделе « Музыкальное искусство» у обучающихся будут сформированы:

  1. Знания основных имен выдающихся представителей музыкального искусства - композиторов, исполнителей в различных областях музыкального искусства;

  2. Представление о крупнейших музыкальных центрах г. Новосибирска и Новосибирской области;

  3. Умение выделять характерные черты музыкального творческого наследия сибирских авторов, отражающие традиции художественной культуры региона.

  4. Навыки работы с источниками, преобразования информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;

У обучающихся могут быть сформированы:

  1. Способности определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;

  2. высказывания собственного суждения о представителях музыкального искусства Сиби-ри через художественный анализ их произведений;

В результате изучения предмета а « Искусство родного края» в разделе «Декоративно-прикладное и и изобразительное искусство» у обучающихся будут сформированы:

  1. знания основных направлений и имен выдающихся представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства работавших и работающих в регионе в различные исторические периоды;

  2. представления о видах деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу

У обучающихся могут быть сформированы:

- способности высказывать собственные суждения о представителях декоративно-прикладного и изобразительного искусства г Новосибирска и Новосибирской области через знакомство с их творчеством;

В результате изучения предмета « Искусство родного края» в разделе «Театр и кино» у обучающихся будут сформированы:

  1. знания основных театров и имен выдающихся театральных представителей, работающих в регионе в различные исторические периоды;

  2. способности показывать элементарную обученность навыкам работы с источниками, преобразования информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;

У обучающихся могут быть сформированы:

  1. способности ориентироваться в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;

  2. способности высказывать собственное суждение о театральных постановках;

  3. способности организации личного и коллективного досуга (посещение театров).

В коммуникативной сфере:


  • организация личного и коллективного досуга.

  • умение быть лидером и рядовым членом коллектива;

  • публичная презентация и защита идеи, проекта и др.;

  • способность бесконфликтного общения в коллективе

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания собственного суждения об архитектурном облике родного города (села), его ярких представителях; организации личного и коллективного досуга.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п\п

Наименование разделов

Всего

часов

Архитектура и дизайн




8

Музыкальное искусство

7

Декоративно- прикладное и и изобразительное искусство

10

Театр и киноТеатр иткино

6

Защита творческих проектовПроектная и исследовательская деятельность учащихся

Защита творческих проектов

4


Итого:

35часов




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Список рекомендуемой литературы по разделам программы

« Искусство родного края»


АРХИТЕКТУРА

  1. АЩЕПКОВ Е.А. Формирование архитектурных ансамблей Новосибирска - В кн.: Советская архитектура, том 2 м.. 1952.

  2. АЩЕПКОВ Е.А. Новосибирск. - М.,1949. - 30 с.: ил. История градостроительства Новосибирска и архитектурных особенностей отдельных зданий.

3. БЕЛОГОРЦЕВ И. Архитекторы Новосибирска: К 10-летию организации Новосиб. отделения Союза сов. архитекторов. Н., 1945. - 63 с.:ил. - На обл. загл.: Новосибирск.
Краткая справка об истории города и его архитектуре (с. 5-7); Очерк о работе отделения (с 9-20); Список основных общественных и жилых зданий города, даты и имена, связанные с ними (с. 51-60); 31 фотография наиболее интересных сооружений (с 22-50).
4 БАЛАНДИН С.Н. Новосибирск: История градостроительства: [в 2-х т.]. - Н., 1978-1986. [Кн. 1]: 1893-1945 гг. - 1978. - 133 с. : ил.; 31 с. ил. – Литература: с.133-134.
[Кн. 2]: 1945-1985 гг. - 1986.- 155 с. : ил.; 16 л. ил. – Литература: с.157.

5. БАЛАНДИН С.Н. Новосибирск История градостроительства 1893-1945гг. Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск. 1978

6. БАЛАНДИН С.Н. Новосибирск История градостроительства 1945-1985гг. Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск. 1986

7. БАЛАНДИН С.Н, Ваганова О. Сибирский архитектор А.Д. Крячков. Новосибирск. Западно-Сибирское книжное издательство, 1973

8. А. БРАТ Сказ о городе Новосибирске – 1998.

9. БЕЛОГОРЦЕВ И.П. Архитекторы Новосибирска.- Новосибирск, 1945

10. ГОРЮШКИН Л.М. БОЧАНОВА Г.А. Так начинался Новосибирск.- Новосибирск: Западно- Сибирское книжное издательство, 1983г ( Страницы культурной жизни 115).

11. МОРЦЕВ И. Экономический и культурный рост Новосибирска – блокнот агитатора, 1955, №2

12. НОВИКОВ Ю.В., ПИВКИН В.М. Новосибирск.: Город для человека. - Н. : Кн. изд-во, 1988. - 168 с. : ил. Архитектурно-экологические проблемы формирования городской среды и защита жителей от вредных физических факторов на примере градостроительной практики Новосибирска.

  1. КОЛПАКОВА М.Р., ТУМАНИК Г.Н. Новосибирск : город в 2000 году. - Н. : Кн. изд-во, 1989. -110 с.: ил. Архитектурный облик Новосибирска в настоящем и будующем. На вкладках - планы застройки города с 1928 г.; в конце книги - названия упомянутых в тексте проектов по Новосибирску с указанием авторского коллектива, 1927-1989 (52 названия).
    14. ОГЛЫ Б.И. Новосибирск: от прошлого к будущему: [История и перспективы градостроительства]. - Н.: Кн. изд-во, 1991. - 117 с.: ил.;[8]л. ил.
    15. ПИВКИН В.М. Новосибирские академисты : Очерки об архитекторах Т.Я. Бардте, В.М. Тейтеле и К.Е. Осипове. - Н., 2001. - 94 с.: ил., портр. - Прил.: с. 79-94.
    Книга рассказывает об архитекторах, заложивших архитектурно-художественные традиции современного Новосибирска. В предисловии - краткая справка об авторе; Приложение дает представление об оставленном городу архитектурном наследии.
    16. ШАБУНИН Е.А. Храмы Новосибирска: Ист. путеводитель. - Н., 2002. -80 с.:ил.
    История православных храмов, сведения об их строителях, даты освящения и прочие сведения, раскрывающие неизвестные ранее страницы истории православия в городе.
    17. ФАБРИКА Ю.А. Служить народу своему: (К 70-летию Новосибирского окружного Дома офицеров).-Н., 1999. - 148 с.: ил., портреты. - Лит.: с.146 (24 названия.). Очерки об истории строительства здания, организациях, работавших в нем, известных людях, когда-либо связанных с ним своим творчеством (артист Е.Матвеев, композитор А.П. Новиков, поэт В.М. Пухначев, художник И.В. Титков и др.).


МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

КОМПОЗИТОРЫ Новосибирска. Вып. 1: Сборник. - Н. : Трина, 1996. - 64 с. : портр. Лит. в конце статей. Творческие портреты композиторов Г.Н. Иванова, Ю.П. Юкечева, Н. Лантуата, Ю.И. Шибанова, И.И. Александрова.

  1. ШТУДЕН Л.Л. Мелодии судьбы: [Очерки о деятелях музыкальной культуры Новосибирска]. - Н.: Зап-Сиб. кн. изд-во, 1983. -160 с. : ил.

  2. НОВОСИБИРСКАЯ филармония: Альбом. - Новосибирск, 1994. - 15 с. : ил.

  3. СИМФОНИЧЕСКИЙ оркестр Новосибирской филармонии // Музыкальная жизнь СССР: Справочник. - М.,1970. - С.84.

  4. НОВОСИБИРСКАЯ государственная консерватория им. М.И. Глинки, 1993-1998. - Н., 1998. - 118с. На с.57-69 - список студентов, лицеистов и аспирантов - лауреатов конкурсов [зональных, российских, международных]. На с.49-52 - о музыкальном лицее консерватории.

  5. БАЛАНДИН С.И., БАЛАНДИН В.С. Новосибирск: что остается в наследство?..: История стр-ва и архитектуры здания театра оперы и балета. - Н.: Кн. изд-во, 1990. 104 с.:ил.
    7. РОММ В.В. Большой театр Сибири. - Н.: Кн. изд-во, 1990.-253 с.:ил. Об истории академического театра оперы и балета с момента его открытия в Новосибирске в 1945 г. и до 1989 г.; анализ и оценка творческого пути театра, отдельных спектаклей и работ режиссеров, балетмейстеров, актеров.

8. РОММ В.В. И зазвучала музыка: Хроника сибирской оперы(1920-1945 гг.)" (Новосибирск, 1988.- 128 с.:ил.), в которой рассказывается о первом музыкальном театре Сибири, в 1922-1929 и 1931-1932 гг. работавшем в Новониколаевске (Новосибирске).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1. БОРОВИКОВА Р.И. Методическое пособие для обзорной экскурсии по экспозиции Новосибирской картинной галереи... Статьи: У истоков сибирского искусства Ч1, Ч 2.( А. Вощакин);Типологические черты художественной культуры Сибири; Новосибирск прирастает художниками; Встреча с художником Выставка новосибирского художника В. Хандрыкина; Моя Сибирь; Николай Грицюк;

2. НОВОСИБИРСКАЯ картинная галерея:[Краткий путеводитель. -Н.] Внешторгиздат,Б.г. -[16]с.:ил.

Издания, выпущенные Новосибирской картинной галереей


  1. Новосибирская областная картинная галерея. Каталог. Живопись. Графика. Скульптура. Составитель - И.Г.Малашина. Л., 1965

  2. Рериховские чтения. 1976 год. К 50-летию исследования Н.К.Рериха на Алтае. Тезисы конференции. Под редакцией В.Е.Ларичева, Н.Г.Велижаниной. Новосибирск, 1976

  3. Новосибирская картинная галерея. Каталог русского и советского искусства. Из новых поступлений. 1967-1974 гг. Составитель - Качальская М.И. Новосибирск, 1977

  4. Рериховские чтения. 1979 год. К 50-летию института "Урусвати". Материалы конференции. Под редакцией В.Е.Ларичева, Н.Г.Велижаниной. Новосибирск, 1980

  5. Рериховские чтения. 1984 год. К 110-лети. Н.К.Рериха и 80-лети. С.Н.Рериха. Материалы конференции. Под редакцией В.Е.Ларичева, Ю.А.Воробьёва. Новосибирск, 1985

  6. Новосибирская областная картинная галерея. Выставка новых поступлений. 1975-1983. Каталог. Под редакцией О.А.Черепениной. Новосибирск, 1988

  7. Новосибирская картинная галерея. Искусство народов Сибири: традиции и современность. Тезисы докладов конференции (20-22 апреля 1994 г.). Под редакцией Н.Г.Велижаниной. Новосибирск, 1994

  8. Новосибирская областная картинная галерея. Новые поступления. 1984-1988. Каталог. Под редакцией Р.И.Боровиковой. Новосибирск, 1995

  9. Новосибирская картинная галерея. Станковая графика. Первая международная биеннале. 1999. Каталог. Составители - Клушин А., Коган С., Назанский В., Рымшина Е., Маджи Р. Новосибирск, 2000

  10. Новосибирская областная картинная галерея. Новые поступления. 1989-1993. Под редакцией А.Д.Клушина. Новосибирск, 2001

  11. Вторая Международная Биеннале современной графики. Каталог. Составители - В.Назанский, Е.Флах. Е.Рымшина. Новосибирск, 2001

  12. Новосибирская картинная галерея. Сборник научных статей. Под редакцией А.Д.Клушина. Новосибирск, 2002

  13. III Новосибирская Международная Биеннале графики. Каталог. Под редакцией В.Назанского. Новосибирск, 2003

  14. Новосибирский государственный художественный музей. Русский рисунок Х1Х - начала ХХ века. Автор-составитель О.А. Черепенина. Новосибирск, 2004

КИНО

1. НАШ товарищ – кино: Сборник [о 50-летней истории Зап.-Сиб. студии кинохроники]. - Н. : Зап.-Сиб.кн. изд-во, 1981. -144 с. : ил. - Прил.: Награды и призы Западно- Сибирской студии кинохроники (1959-1980 гг). - С. 140-143.
2. ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ студия кинохроники // Кино. Энцикл. словарь. М., 1986. - С.143.

ТЕАТР
1. БАЛАНДИН Л.А. На сцене и за кулисами : Путь театра "Красный факел" (1920-1970). - Н.: Зап-Сиб. кн. изд-во, 1972. - 303 с.:ил.

2. НОВОСИБИРСК театральный : [Cборник]. - Н.: Зап-Сиб. кн. изд-во, 1983.-254 с.:ил.
Очерки, посвященные истории становления новосибирских театров (1930-1980-е гг.), жанровым проблемам, мастерству режиссеров и актеров.
3. МУРЗИНЦЕВА Г.Ф. Обыкновенное чудо.[К 50-летиютеатра юного зрителя]. - Н. : Зап.-Сиб.кн.зд-во,1980.-175с.:ил.
4. РАССКАЖЕМ о театре сами:[ Письма зрителей ТЮЗа : к 60-летию театра]: Сборник. - Н.:Кн.изд-во,1990.-148с.
5.ПОЧЕТНЫЕ граждане Новосибирска:[Буклеты].-Н.,1996. Вышли буклеты о Л.В.Мясниковой, А.М. Каце и др.
6. НАШИ земляки : Очерки о передовых людях Новосибирска. - Н. : Обл. кн. изд-во, 1951. - 248В т.ч. о В.П.Редлих, И.И.Титкове, Е.А.Ащепкове, М.О.Симоне, К.А.Соболевс-кой и др.

Электронные носители

  • Литературно-художественная антология культурной жизни Сибири «ЛИterra» Адрес в интернете: http://www.literra.websib.ru Лит

  • Путешествия по Сибири с Леонидом Боровиковым Статьи Фонтаны Новосибирска; Имя Глинки в культурно-историческом ландшафте города Новосибирска, Про Санк-Петербург, просвещенную Сибирь и многое другое; Сказ о Сузуне; Кочки; Рыбка Чинюшка, А.Д. Крячков, и др. Адрес в интернете: http://www.literra.websib.ru Лит



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


РАЗДЕЛ 1. АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙНАРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН (4 часов)

и дизайн (8 часов)

Тема 1.1 История градостроительства - 1часа

Основные теоретические сведения на занятии

Вопросы Генерального плана застройки города, как градостроительный дизайн; его роль в формировании современного облика Новосибирска. Летописец истории градостроительства Новосибирска С.Н. Баландин;

Первые городские постройки, административные здания города и области, промышленные сооружения. Ведущие архитекторы - А.Д. Крячков, Гордеев, Т.Я. Бардт, К.Е. Осипов и др.

Практическая работа

Урок – обзорная экскурсия (реальная или виртуальная с использованием видеоисточников). Рассказ об истории и архитектуре Новосибирска, Академгородка, районах Новосибирской области.

Тема 1.2 Архитектурные ансамбли - - ---0,5 часа


Основные теоретические сведения на занятии

Архитектурные сооружения - один из показателей культурной составляющей жизнедеятельности региона. Предметно-пространственная среда.

Примерный художественный материал: Архитектурные ансамбли центра: Центральная площадь Новосибирска (Областной краеведческий музей, здания Академического Театра Оперы и Балета, здания 40 годов, здания 21 века); Площадь Свердлова (областная администрация, Новосибирский художественный музей первый 100 квартирный жилой дом, здания и постройки начала века); Сквер героев революции; Мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной Войне в 1941-1945гг» - Монумент Славы;

Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как обьект индустриального дизайна – павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники. Городская скульптура ( «Светофор и милиционер» и др).

Практическая работа

Создание макета (зарисовки) малой городской скульптуры для родного города; Эссе на тему «Твое любимое место в городе (селе);


Тема 1.3 Храмы – 0,5 час

Основные теоретические сведения на занятии

Храмы как воплощение исторической памяти народа. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и данной местности.

Собор А. Невского (1895г) архитектор К.К. Лыгин, Вознесенский кафедральный собор (1913); часовня святителя Николая чудотворца, соборы и храмы Новосибирской области..


Тема 1.4 Места досуга -1час

Основные теоретические сведения на занятии

Культурные центры областного, районного, городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной композиции. Дизайн отдыха горожан - парковые зоны, Зоопарк, детские, спортивные площадки, пляж и др.

Ведущие архитекторы Воловик А.А., (Речной вокзал, Гостиница Обь, здание аэропорта Толмачево, Государственная публичная Научно- техническая библиотека СО АН СССР ).

Практическая работа

Деловая игра «Ты - архитектор». Создание архитектурного замысла места досуга в твоем районе (селе) и его осуществление;


Тема 1.5 Жилые массивы -1час

Основные теоретические сведения на занятии

Инфраструктуры жилого массива - школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера, как микросреда человека.

Ведущие архитекторы В.П. Авксентюк (здание Внешторбанка, жилой комплекс «Тихая площадь», реконструкция Вознесенского кафедрального собора и пригородного комплекса в Новосибирске), В.В. Бородкин ( Деловой центр «Зеленые купола», римско-католический костел)

Практическая работа

Создание дизайна и архитектуры твоего дома (комнаты, сада);



РАЗДЕЛ 2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (5 часов) (8 часов)

Тема 2.1 Из истории музыкальной культуры НСО - --1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Народная консерватория 1917, музыкальные школы и училища, консерватория, учителя и ученики, составившие славу и гордость страны - мировая и всероссийская известность - Лебензон М.С., Брон З.Л., Богуславский М, В., Репин, В. Коновалов.

Сибирские композиторы А.П. Новиков, А.Ф. Муров , Ю.П. Юкечев, , Г.Н. Иванов и др.

Новосибирские композиторы - детям – О. Сереброва, С. Ранда, К. Журавлев и др.

Практическая работа

Творческая встреча с новосибирскими детскими композиторами, слушание и исполнение их музыкальных произведений.


Тема 2.2 Народное творчество - -- --1 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Общее знакомство с хоровыми коллективами, ансамблями, исполнителями на русских народных инструментах. Музей сибирского баяна и гармони» им И.И. Маланина; Творчество братьев Геннадия и Александра Заволокиных; Сибирский народный хор; Ансамбль «Чалдоны» под руководством С. Смоленцевой; Ансамбль «Рождество» под руководством О. Гуриной; Ансамбль В. Асанова;

Практическая работа

Выход и знакомство с исполнителями и коллективами самодеятельности отдельных районов города, НСО.

Тема 2.3 Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии - 1 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Знакомство с историей создания Новосибирской филармонии, ее 12 музыкальными коллективами по выбору: Новосибирский Академический симфонический оркестр и его создатель Арнольд Кац; Оркестр русских народных инструментов под руководством В. Гусева; Камерный хор под управлением И. Юдина; Хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» под управлением И. Тюваева; Вокальный ансамбль под управлением П.Шаромова; Ансамбль ранней музыки «Инсула Магика» под управлением А Бурханова; «Биг-Бэнд» под управлением В.Толкачева; «Сибирский диксиленд» под управлением Б. Балахнина.

Практическая работа

Посещение филармонии: написание эссе, мини-сочинения на тему о прослушанной музыке или впечатлении от коллектива.


Тема 2.4 Музыкальные театры Новосибирска - 1 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Страницы истории музыкальных театров Новосибирска: Новосибирский Академический театр оперы и балета; Новосибирский театр музыкальной комедии.

Практическая работа

Посещение (по выбору) музыкального театра, написание отзыва на спектакль.


РАЗДЕЛ 3. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ и И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (4 часов) (8 часов)

Тема 3.1 Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел -0,5 час

Основные теоретические сведения на занятии

Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел.


Тема 3.2 Музеи декоративно-прикладного искусства -1часа

Основные теоретические сведения на занятии

Из истории создания музеев декоративно-прикладного искусства.

Новосибирский краеведческий музей; Музей «Сибирская береста»; Новосибирский музей игрушки, Центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж»;

Практическая работа

Посещение (по выбору) музея декоративно-прикладного искусства;


Тема 3. 3 Народные мастера - 1часа

Основные теоретические сведения на занятии

Знакомство с Купинским игрушечным промыслом, изделиями народных мастеров Дьяковой Е.Д, и ЛысенкоТ. С.; «Рыбка – чинюшка».


Тема 3.4 Художественный Новосибирский музей - 1 часа

Основные теоретические сведения на занятии

История создания и становления картинной галереи. Просветительская и образовательная функции картинной галереи. - Русская живопись и графика первой трети ХХ века, «Иконы XV – XIX веков», уникальная коллекция Н.К.Рериха, произведения Н.Д. Грицюка.

Практическая работа

Посещение. Знакомство с уникальными коллекциями Н.К.Рериха, Русской живописью и графикой первой трети ХХ века, произведениями Н.Д.Грицюка, «Иконами XV – XIX веков (по выбору учителя и учащихся).


Тема 3.5 Выставочный зал союза художников - 0,5час

Основные теоретические сведения на занятии

Общее знакомство с творчеством новосибирских художников: Х.А. Аврутис, Н.Д. Грицюк. Г.Н.Трошкин. А.Г.Позднеев, С Мосиенко, И.В. Титков.(возможны другие варианты).

Практическая работа

«Размышление у картины» мини-сочинение (художник по выбору учащихся).


Тема 3.6 Новосибирские художники-иллюстраторы -0,5 час

Основные теоретические сведения на занятии

Обзор творчества художников «Рыцарей ее величества книги» - Ю.Е.Ефимова,.С. Гороховского, С.В. Калачева, А. Шурица.

Практическая работа

Сравнительный анализ творчества художников Александра Шурица, Спартака Калачева, Эдуарда Гороховского.

РАЗДЕЛ 4. ТЕАТР И КИНО ( 4 часов)

Тема 4.1 Новосибирск театральный - 1 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Общий обзор - из истории создания театров, посещение – по выбору.

Драматические театры - Новосибирский театр «Красный факел», Новосибирский областной театр драмы, Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева, Театр на «Левом берегу».

Молодежный театр - Новосибирский академический молодежный театр « Глобус».

Детский театр - Новосибирский областной театр кукол.

Практическая работа

Театральное закулисье «Урок грима» в театре «Глобус»;

Посещение театральной постановки, устное рецензирование просмотренного спектакля;

Анализ драматургии просмотренной театральной постановки.


Тема 4.2 Новосибирская студия кинохроники -1 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Из истории создания сибирской хроники - первый кинотеатр в Новосибирске: фильмы Ф. Махотина:«Виды г.Новосибирска», «Новониколаевские юбилейные торжества дома Романовых», «Масленица в Новониколаевске», «Прогулка от Новониколаевска до Бердска».

1930 г - рождение Западно-Сибирской студии кинохроники; первый звуковой номер журнала «Сибирь на экране», первый цветной фильм студии «Сады Сибири» Г. Гребенкина (первый руководитель Западно-Сибирского отделения Союза кинематографистов СССР).

Практическая работа

Круглый стол по проблемам истории документального кино – актуальность кинохроники родного края; раскадровка своего клипа о Новосибирске;


Тема 4.3 Детская студия мультипликации 1 часа

Основные теоретические сведения на занятии

«Сибирский Фонд развития детского кино». Руководитель Петр Анофриков. Детская киностудии «Поиск».

Практическая работа

Посещение детской киностудии и знакомство с технологией создания детских мультфильмов; «Мы делаем фильм о родном городе»;


* В конце каждого раздела происходит презентация творческих проектов через различные формы подачи материала:

  • Устная - доклад, стендовая защита, выставка с комментариями, художественный салон, реклама и т.д.

  • Телекоммуникационная – демонстрация видеофильма, видеомантаж с собственным комментарием, экскурсии по мастерским с комментарием и т. д.

  • Печатная – реферат, публикация, анонс в газету или журнал, методическая разработка, альманах творческих работ.

Примерный перечень творческих проектов смотреть в приложении.



























ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендуемые примерные темы для презентации творческих проектов

Раздел 1. Архитектура и дизайн

1. Ведущие архитектор Новосибирска - А.Д. Крячков (страницы жизни и творчества);

2. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

3. Архитектурный облик города;

4. С.Н. Баландин – летописец истории градостроительства Новосибирска;

5. Новосибирские архитекторы;

6. Храмы Новосибирска;

7. Любимые места твоего города (села);

Раздел 2. Музыкальное искусство

  1. Из истории становления музыкальной культуры Новосибирска;

  2. Новосибирские композиторы – биография творчества (по выбору);

  3. Личность Арнольда Каца;

  4. Символы российских регионов– Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета; (страницы истории);

  5. Вокально-хоровая культура г. Новосибирска (Камерный хор, Хоровой ансамбль

« Маркеловы голоса», Вокальный ансамбль П. Шаромова, Ансамбль ранней музыки и др.

  1. Никогда не умолкнут гармони России – братья Заволокины;

Раздел 3. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство

  1. Новосибирский Государственный Краеведческий музей – история создания;

  2. Новосибирский Государственный художественный музей-просветительская деятельность;

  3. Народные промыслы Сибири;

  4. Музей «Сибирская береста»;

  5. Новосибирский музей игрушки;

  6. Новосибирские художники детям.

Раздел 4. Театр и кино( 8 часов)

1. Новосибирский театр « Красный факел» – страницы истории;

2. Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева;

3. Молодежный театр - Новосибирский академический молодежный театр « Глобус»;

4. Все начилось с хроники Федота Махотина;

5. Западно-Сибирская студия кинохроники – история создания;

6. Детская студия мультипликации.