ПОИСКОВО – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Ознакомление детей с окружающим миром — важный раздел образовательно-воспитательной работы дошкольного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Богатство представлений о явлениях природы и общественной жизни, о мире предметов и вещей, созданных руками человека, имеет существенное значение для умственного и нравственного развития, для формирования личностных качеств ребенка. Представления об окружающем мире влияют на содержание игр детей, на их общение со сверстниками и взрослыми. Чем ярче впечатления детей, тем больше они знают, тем интереснее и богаче их жизнь, тем вернее они отражают действительность в продуктивных видах деятельности. В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности у детей формируется целостное восприятие и представление о них.
Поисково-познавательная деятельность обогащает чувственный опыт ребенка: он учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений.
В нашем детском саду организация поисково – познавательной деятельности осуществляется по четырем взаимосвязанным направлениям:
• с явлениями социальной жизни;
• с предметным миром, созданным человеком;
• с природой (живой и неживой);
• с явлениями природы.
Каждое из этих направлений имеет свою специфику, знакомит детей с определенным типом свойств, связей и отношений, специфических для данной области действительности.
Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир человека и его социальных отношений. Также на занятиях формируются представления о человеке как о целостном организме, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, его чувствах и взаимоотношениях в социуме. Таким образом, ребенок приобщается к нормам поведения в человеческом обществе, приобретая опыт базовых общечеловеческих ценностей.
В процессе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и способах действий сними.
В процессе ознакомления с природой у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде. Детей учат видеть и понимать реальные причинно-следственные зависимости.
Занятия по поисково - познавательной деятельности проводятся один раз в неделю. Для достижения результатов мы применяли следующие формы работы: опыты в исследовательском уголке, «осуществление исследовательских проектов, коллекционирование, наблюдения, эксперименты в живой и неживой природе. И обязательно работа по плану, где в тематической, конструктивной, изобразительной, речевой деятельности мы развиваем познавательную инициативу ребенка. Занятия строим таким образом, чтобы дети закрепили старые знания и получили новые, применяя исследовательские методы обучения в детском саду.
Организуя поисково-исследовательскую деятельность, мы обратились к рекомендациям программы Екжановой Е.А. , Стребелевой Е.А. «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта».
Задачи, которые мы определили на занятиях поисково – познавательного цикла:
I. Оздоровительные задачи:
1. Охранять и укреплять здоровье детей.
2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
II. Образовательные задачи:
1. Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
2. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
3. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах города.
III. Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
2. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
3. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Занятия поисково - познавательного цикла мы проводим в соответствии с тематическим планом составленным учителем - дефектологом.
Для реализации поставленных задач необходимо было создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
Нами были оборудованы уголки экспериментирования , где воспитанники могут самостоятельно воспроизводить простые опыты, рассчитанные на возможности детей с ограниченными особенностями здоровья. Уголок экспериментирования постоянно пополняется новыми материалами для опытов, которые находятся в доступном для детей месте.
В уголке могут быть:
• Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
• Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,, пластмассы;
• Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
•Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
•Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
•Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
•Детские халаты, фартуки;
•Схемы для проведения опытов;
• Журнал для фиксирования результатов.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрению стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Оформляем наглядную информацию в родительском уголке:
– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
– Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
- Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю»
- Картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Создаем тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.
С помощью поисково –познавательной деятельности мы поддерживаем и развиваем в детях с ограниченными возможностями здоровья интерес к исследованиям, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать). У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.
Таким образом, включение поисково – познавательной деятельности в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и учителя - дефектолога способствуют качественной подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.
Литература
1.Екжанова Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева// Дефектология.-2000.-№4.
2. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонением в развитии / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева.- М.: Владос, 2004.
3. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева.- М.: Просвещение, 2005.