СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Половое воспитание детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью: что, зачем и как»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Половое воспитание детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью:

что, зачем и как»

Конвенция ООН о правах инвалидов

Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООНот 13 декабря 2006 года

Государства - участники настоящей Конвенции, напоминая о провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций принципах, в которых достоинство и ценность, присущие всем членам человеческой семьи, и равные и неотъемлемые права их признаются за основу свободы, справедливости и всеобщего мира.

            Поскольку сознание подростка  с нарушением интеллекта в какой-то степени развито только до детского уровня, то во всех отношениях к нему нужно относиться как к ребенку, его необходимо «защищать» от всего, что касается вопросов пола. Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта должно быть. Отставание, ускорение и асинхрония полового созревания внутри психологические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению. Дети, достигшие половой зрелости, часто оказываются в положении, характеризующемся необходимостью  почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышено возбудимыми, т.к. не могут найти выхода своим чувствам.

Просмотр содержимого документа
««Половое воспитание детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью: что, зачем и как»»

Аттестационная работа

Дитюк Е.П.

«Половое воспитание детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью:

что, зачем и как»

Конвенция ООН о правах инвалидов

Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООНот 13 декабря 2006 года

Государства - участники настоящей Конвенции, напоминая о провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций принципах, в которых достоинство и ценность, присущие всем членам человеческой семьи, и равные и неотъемлемые права их признаются за основу свободы, справедливости и всеобщего мира.

      Поскольку сознание подростка  с нарушением интеллекта в какой-то степени развито только до детского уровня, то во всех отношениях к нему нужно относиться как к ребенку, его необходимо «защищать» от всего, что касается вопросов пола. Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта должно быть. Отставание, ускорение и асинхрония полового созревания внутри психологические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению. Дети, достигшие половой зрелости, часто оказываются в положении, характеризующемся необходимостью  почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышено возбудимыми, т.к. не могут найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Подростки с нарушением интеллекта являются  наиболее уязвимой частью молодежи в отношении секса и его патологии.

      Половое воспитание подростков осуществляется конкретными людьми, с которыми он общается и которые являются проводниками в жизни ребёнка.  

      В этом качестве выступают не только родители и педагоги, но и сверстники, работники средств массовой информации. Большую роль в половом воспитании играют организованные и стихийно складывающиеся группы подростков.

Предоставленные сами себе и не связанные влиянием авторитета взрослых, такие подростковые компании обсуждают многие вопросы, в том числе и те, которые связаны с отношениями между полами. Подростки с особенностями в развитии легко воспринимают малодостоверную, поверхностную и искаженную  информацию, подражают любым непристойностям, так как данная категория детей внушаемы, недостаточно сознательные, легко поддаются дурному влиянию и подражают отрицательному примеру. По мере приближения к половой зрелости возрастает сексуальная активность у подростков с нарушением интеллекта.

Подростки с нарушением интеллекта при плохом половом воспитании не знают, как вести себя при сексуальных домогательствах, к чему может привести половой акт, как защитить себя от болезней передаваемых половым путем. Многие считают, что вопросы сексуального образования должны быть обязательно включены в программы по половому воспитанию. Для подростков с интеллектуальными нарушениями семейное воспитание имеет еще большее значение, чем для их сверстников из школ, именно от родителей и других близких подростку людей зависит то, насколько успешно будет проходить его коррекция и адаптация. Огромное значение для подростков с нарушением интеллекта имеет то какая у него обстановка дома: отсутствие одного из родителей; плохие социально-бытовые условия жизни; алкоголизация родителей.

Половое воспитание никак не стимулирует раннее начало половой жизни. Наоборот, половое воспитание полезно и эффективно дети становятся более осведомленные, получают более достоверные знания, которые облегчают понимание и терпимость к чужим взглядам и поведению.

        Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования. Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола. Самое главное, что половое влечение идет на бессознательном уровне (рефлексе первой сигнальной системы), они не управляют своими желаниями и потребностями.

Взаимодействие с родителями.

Активное сотрудничество с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Помощь  родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка.

        Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.

Для родителей проводятся консультации, которые оказывают помощь родителям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) школьного возраста.

Продиагностировать ребенка можно задавая следующие вопросы.

   С подростком проводится небольшая беседа, построенная в форме «вопрос – ответ».

Ты – человек, какого пола?

Ты мальчик или девочка?

Если мальчик, значит, мужского пола. Какой пол будет противоположным.

Инструкция:

Нарисуй человека своего пола:

- в одежде;

 Нарисуй человека противоположного пола:

- в одежде;

   Следует уточнять понятно ли задание подросткам с нарушением интеллекта. Время рисования не ограничено, дополнительные инструкции давать не желательно.

 При оценке следует учитывать изображение половых признаков человека своего пола и противоположного на двух рисунках. Оцениваются следующие параметры:

Соответствует ли изображение фигуры полу;

Соответствует ли одежда и аксессуары полу;

Соответствует ли прическа полу;

Изображены ли вторичные половые признаки;

Некоторые признаки, которые помогают оценить признаки половой идентичности:

 - Лицо – символ общения; ребенок, рисующий черты лица нечетно, имеет проблемы в общении, и напротив, если все черты лица прорисованы четко, это знак высокой заинтересованности.

- Глаза – красивые глаза, длинные ресницы – признак эстетических наклонностей, женственности, у девочек – признак половой идентификации.

- Губы – символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки – признак половой идентификации.

Формы реализации полового воспитания:

Беседы - Проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями, медицинскими работниками.

Лектории («гигиена пола»). Проведение таких мероприятий осуществляется медицинскими работниками.

Круглые столы (гигиена, место мужчины и женщины в семье и обществе, приобщение детей к данной функции) - Проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями.

Диспуты – работа проводится классным руководителем.

Ролевые игры (с привлечением психологических служб образовательных учреждений, медицинских работников).         

Стенгазеты – творческая деятельность подростков.

Направления коррекционной работы:

- Идентификация подростка в соответствии со своим полом.  Формирование представлений подростка о своем и противоположном поле;

- Формирование представлений об основных правилах гигиены;

- Формирование форм поведения в соответствии с полом подростка;

- Расширить представление подростка о природе любви; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целомудрие, верность, самоотверженность, честь, моральная и нравственная чистота; воспитывать негативное отношение к распущенности, вседозволенности, вульгарности;

- Формирование ощущения «Я-мужчина» и «Я-Женщина». Осознание единства и противоположности мужского и женского начал, их проявлений и предназначения, развитие мужественности и женственности и тд.