Аттестационная работа
Дитюк Е.П.
«Половое воспитание детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью:
что, зачем и как»
Конвенция ООН о правах инвалидов
Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООНот 13 декабря 2006 года
Государства - участники настоящей Конвенции, напоминая о провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций принципах, в которых достоинство и ценность, присущие всем членам человеческой семьи, и равные и неотъемлемые права их признаются за основу свободы, справедливости и всеобщего мира.
Поскольку сознание подростка с нарушением интеллекта в какой-то степени развито только до детского уровня, то во всех отношениях к нему нужно относиться как к ребенку, его необходимо «защищать» от всего, что касается вопросов пола. Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта должно быть. Отставание, ускорение и асинхрония полового созревания внутри психологические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению. Дети, достигшие половой зрелости, часто оказываются в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышено возбудимыми, т.к. не могут найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Подростки с нарушением интеллекта являются наиболее уязвимой частью молодежи в отношении секса и его патологии.
Половое воспитание подростков осуществляется конкретными людьми, с которыми он общается и которые являются проводниками в жизни ребёнка.
В этом качестве выступают не только родители и педагоги, но и сверстники, работники средств массовой информации. Большую роль в половом воспитании играют организованные и стихийно складывающиеся группы подростков.
Предоставленные сами себе и не связанные влиянием авторитета взрослых, такие подростковые компании обсуждают многие вопросы, в том числе и те, которые связаны с отношениями между полами. Подростки с особенностями в развитии легко воспринимают малодостоверную, поверхностную и искаженную информацию, подражают любым непристойностям, так как данная категория детей внушаемы, недостаточно сознательные, легко поддаются дурному влиянию и подражают отрицательному примеру. По мере приближения к половой зрелости возрастает сексуальная активность у подростков с нарушением интеллекта.
Подростки с нарушением интеллекта при плохом половом воспитании не знают, как вести себя при сексуальных домогательствах, к чему может привести половой акт, как защитить себя от болезней передаваемых половым путем. Многие считают, что вопросы сексуального образования должны быть обязательно включены в программы по половому воспитанию. Для подростков с интеллектуальными нарушениями семейное воспитание имеет еще большее значение, чем для их сверстников из школ, именно от родителей и других близких подростку людей зависит то, насколько успешно будет проходить его коррекция и адаптация. Огромное значение для подростков с нарушением интеллекта имеет то какая у него обстановка дома: отсутствие одного из родителей; плохие социально-бытовые условия жизни; алкоголизация родителей.
Половое воспитание никак не стимулирует раннее начало половой жизни. Наоборот, половое воспитание полезно и эффективно дети становятся более осведомленные, получают более достоверные знания, которые облегчают понимание и терпимость к чужим взглядам и поведению.
Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования. Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола. Самое главное, что половое влечение идет на бессознательном уровне (рефлексе первой сигнальной системы), они не управляют своими желаниями и потребностями.
Взаимодействие с родителями.
Активное сотрудничество с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Помощь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка.
Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.
Для родителей проводятся консультации, которые оказывают помощь родителям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) школьного возраста.
Продиагностировать ребенка можно задавая следующие вопросы.
С подростком проводится небольшая беседа, построенная в форме «вопрос – ответ».
Ты – человек, какого пола?
Ты мальчик или девочка?
Если мальчик, значит, мужского пола. Какой пол будет противоположным.
Инструкция:
Нарисуй человека своего пола:
- в одежде;
Нарисуй человека противоположного пола:
- в одежде;
Следует уточнять понятно ли задание подросткам с нарушением интеллекта. Время рисования не ограничено, дополнительные инструкции давать не желательно.
При оценке следует учитывать изображение половых признаков человека своего пола и противоположного на двух рисунках. Оцениваются следующие параметры:
Соответствует ли изображение фигуры полу;
Соответствует ли одежда и аксессуары полу;
Соответствует ли прическа полу;
Изображены ли вторичные половые признаки;
Некоторые признаки, которые помогают оценить признаки половой идентичности:
- Лицо – символ общения; ребенок, рисующий черты лица нечетно, имеет проблемы в общении, и напротив, если все черты лица прорисованы четко, это знак высокой заинтересованности.
- Глаза – красивые глаза, длинные ресницы – признак эстетических наклонностей, женственности, у девочек – признак половой идентификации.
- Губы – символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки – признак половой идентификации.
Формы реализации полового воспитания:
Беседы - Проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями, медицинскими работниками.
Лектории («гигиена пола»). Проведение таких мероприятий осуществляется медицинскими работниками.
Круглые столы (гигиена, место мужчины и женщины в семье и обществе, приобщение детей к данной функции) - Проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями.
Диспуты – работа проводится классным руководителем.
Ролевые игры (с привлечением психологических служб образовательных учреждений, медицинских работников).
Стенгазеты – творческая деятельность подростков.
Направления коррекционной работы:
- Идентификация подростка в соответствии со своим полом. Формирование представлений подростка о своем и противоположном поле;
- Формирование представлений об основных правилах гигиены;
- Формирование форм поведения в соответствии с полом подростка;
- Расширить представление подростка о природе любви; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целомудрие, верность, самоотверженность, честь, моральная и нравственная чистота; воспитывать негативное отношение к распущенности, вседозволенности, вульгарности;
- Формирование ощущения «Я-мужчина» и «Я-Женщина». Осознание единства и противоположности мужского и женского начал, их проявлений и предназначения, развитие мужественности и женственности и тд.