СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
приложение 1 к приказу ГБПОУ РО «ЧМПТ»
от ______2021 года № ______
«О внедрении целевой модели наставничества
в ГБПОУ РО «ЧМПТ»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Чертковский многопрофильный техникум» (ЧМПТ)
Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом совете И.о. директора ЧМПТ
протокол № ___от __________ ___________ Л.Н.Середюк
«___» _______ 2021 г.
Локальный акт № _____
к Уставу ЧМПТ
ПОЛОЖЕНИЕ
о программе наставничества в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области
«Чертковский многопрофильный техникум»
с. Осиково
2021 г.
1. Общие положения
1.1. Положение о программе наставничества обучающихся в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум» (далее - Положение, техникум соответственно) разработано в целях внедрения целевой модели наставничества для достижения максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемых лиц, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации, формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся и педагогических работников.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Уставом техникума.
1.3. Участниками системы наставничества в техникуме являются:
наставник;
наставляемый - лицо, в отношении которого осуществляется наставничество;
директор техникума;
куратор наставнической деятельности в техникуме;
родители (законные представители) обучающихся;
выпускники техникума;
работодатели, представители образовательных и иных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов власти и местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества.
2. Термины и определения
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6. Куратор - сотрудник техникума, осуществляющей деятельность по
дополнительным общеобразовательным программам, программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров техникума, который отвечает за организацию программы наставничества.
2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в техникуме.
3. Цель и задачи наставничества. Функции техникума в области внедрения целевой модели наставничества
3.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, развития карьеры через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации наставляемых, а также оказание помощи педагогическим работникам техникума в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
3.2. Задачами наставничества являются:
улучшение показателей в учебно-производственной, исследовательской, воспитательной, волонтерской, спортивной и других сферах деятельности;
подготовка обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной деятельности в современном мире, содействие их профессиональному становлению;
раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;
обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в техникуме;
формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в учебно-производственной, исследовательской, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей;
ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в техникуме и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;
создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности;
выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг т, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками.
3.3. Внедрение целевой модели наставничества в техникуме предполагает осуществление следующих функций:
реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели наставничества;
ежегодная разработка, утверждение и реализация программ наставничества;
назначение куратора, ответственного за организацию внедрения целевой модели наставничества в техникуме;
привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью;
инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационно-методическое) обеспечение наставничества;
осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности техникума;
предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества программ наставничества в техникуме, показателей эффективности наставнической деятельности совместно с учредителем техникума;
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества;
обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в техникуме;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.
3.4. Внедрение целевой модели наставничества в техникуме призвано решать следующие проблемы:
низкую мотивацию к учебе, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения;
низкую информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития;
трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и рабочую деятельность по специальности;
низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества; низкий уровень общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как следствие — невостребованность на рынке;
низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;
кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;
падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы;
проблемы адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные;
невозможность реализовать свой предпринимательский или профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов.
4. Порядок организации наставнической деятельности в техникуме
4.1. Наставническая деятельность в техникуме осуществляется на основании настоящего Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы наставничества техникума.
4.2. Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и включает в себя:
реализуемые в техникуме формы наставничества;
типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника (далее - индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели (Приложение 3 к настоящему Положению).
4.3. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет директор техникума, куратор наставнической деятельности техникума, наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в техникуме.
4.4. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении профессиональных компетенций.
4.5. Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса:
обучающиеся, изъявившие желание в назначении наставника;
педагогические работники, вновь принятые на работу в техникум;
педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
4.6. Наставниками могут быть обучающиеся техникума, выпускники техникума, родители (законные представители) обучающихся (при этом родитель (законный представитель) не может быть наставником для своего ребенка в рамках данной целевой модели), педагоги и иные должностные лица техникума, сотрудники образовательных и иных организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации Целевой модели наставничества.
4.7. Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в Приложении 1 к настоящему Положению.
4.8. Куратор назначается приказом директора техникума. Куратором может стать представитель техникума, представитель организации — партнера программы, представитель региональной некоммерческой организации, организации любой формы собственности, чья деятельность связана с реализацией программ наставничества, волонтерской деятельностью, образованием и воспитанием обучающихся.
4.9. Назначение наставников и куратора происходит на добровольной основе.
4.10. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение - групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми.
4.11. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более 1 календарного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого.
4.12. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно.
4.13. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или наставляемого.
4.14. Замена наставника производится приказом директора, основанием могут выступать следующие обстоятельства:
прекращение наставником трудовых отношений с техникумом;
психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
При замене наставника период наставничества не меняется.
5. Формы наставничества в техникуме
5.1. Форма наставничества - это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
5.2. В техникуме реализуются следующие формы наставничества», с учетом вариаций ролевых моделей по каждой форме:
«обучающийся-обучающийся»;
«преподаватель - обучающийся»;
«преподаватель - преподаватель»;
«работодатель- обучающийся».
Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.
5.3. Форма наставничества «обучающийся- обучающийся»:
Предполагает взаимодействие обучающихся техникума, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Основными задачами взаимодействия наставника с наставляемым являются: помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри техникума, формирование устойчивого сообщества обучающихся.
Результатом правильной организации работы наставников является высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы техникума, формирование положительного влияния на эмоциональный фон в студенческом коллективе.
5.4. Форма наставничества «преподаватель-преподаватель»:
Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с более опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим молодому специалисту разностороннюю поддержку.
Целью такой формы наставничества является успешное влияние в коллектив техникума, повышение профессионального потенциала и уровня молодого специалиста, а также создание комфортной профессиональной среды внутри техникума, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Основные задачи взаимодействия наставника с наставляемым: способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса, ориентация молодого педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности, формирование интереса к педагогической деятельности, ускорение процесса профессионального становления педагога, формирование положительного эмоционального климата в коллективе.
Результатом правильной организации работы наставников является высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь техникума, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов.
Данная форма наставничества может быть использована как часть реализации программы повышения квалификации.
5.5. Форма наставничества «преподаватель - обучающийся»:
Предполагает взаимодействие опытного педагога и обучающегося, нуждающегося в поддержке.
Основными задачами взаимодействия наставника с наставляемым являются: помощь в улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие профессиональных компетенций и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к условиям обучения, оказание содействия комфортному влиянию в студенческое сообщество техникума, а также психологической поддержки.
Результатом правильной организации работы наставников является высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы техникума, формирование положительного влияния на эмоциональный фон в студенческом коллективе.
5.6. Форма наставничества «работодатель - обучающийся»:
Данная форма предполагает создание эффективной системы взаимодействия техникума с организациями - работодателями с целью получения обучающимися актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства, а организациям-работодателям - подготовленных и мотивированных кадров.
Целью такой формы наставничества является получение обучающимся актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств, необходимых для осознанного целеполагания, самоопределения и самореализации.
Основными задачами деятельности наставника в отношении обучающегося являются: помощь в раскрытии и оценке своего личного и профессионального потенциала, повышение осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития, повышение уровня профессиональной подготовки обучающегося, ускорение процесса освоения основных навыков профессии, содействие выработке навыков профессионального поведения, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам и развитие у обучающегося интереса к трудовой деятельности в целом.
5.7. Все представленные формы могут быть использованы не только для индивидуального взаимодействия (наставник - наставляемый), но и для групповой работы (один наставник - группа наставляемых), при которой круг задач, решаемых с помощью программы наставничества и конкретной формы, остается прежним, но меняется формат взаимодействия - все мероприятия проводятся коллективно с возможностью дополнительной индивидуальной консультации.
6. Этапы наставнической деятельности в техникуме
6.1. Этапы наставнической деятельности в техникуме осуществляются в соответствие с «Дорожной картой» внедрения Целевой модели и включают в себя семь этапов:
Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели;
Этап 2. Формирование базы наставляемых;
Этап 3. Формирование базы наставников;
Этап 4. Отбор/выдвижение наставников;
Этап 5. Формирование наставнических пар/групп;
Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп;
Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели.
6.2. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в техникуме, включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год, исходя из потребностей техникума, заключение партнерских соглашений (Приложение 2 к настоящему Положению) с организациями - социальными партнерами, участвующими в реализации программ наставничества техникума, формирование дорожной карты внедрения целевой модели наставничества.
6.3. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников (Приложение 3 к настоящему Положению), проводится уточняющий анализ их потребности в обучении, например, с помощью диагностических бесед.
На данном этапе собираются:
согласия на обработку персональных данных от тех участников Программы наставничества в техникуме, которые еще не давали такого согласия,
согласия на участие в Программе наставничества от будущих участников наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если участники - несовершеннолетние.
6.4. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников (Приложение 1 к настоящему Положению).
6.5. В рамках четвертого этапа происходит:
- выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников (инициативной группы, комиссии, родительского комитета и др) техникума. В первом случае составляется проект приказа техникума с приложением листа согласования, направляемый потенциальным наставникам и куратору для ознакомления и согласования. Во втором случае приказ издается на основании представления коллектива сотрудников (инициативной группы, комиссии, родительского комитета и др.), составленного в произвольной форме на имя руководителя техникума;
- предварительный отбор наставников осуществляется на основе их заявлений (Приложение 5 к настоящему Положению). Для проведения отбора приказом директора техникума создается конкурсная комиссия из 3-5 человек, которую возглавляет директор техникума, и в которую входит куратор;
- утверждение реестра наставников.
По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр наставников (Приложение 4 к настоящему Положению), прошедших выдвижение или предварительный отбор.
Все наставники и куратор готовят свои портфолио (Приложение 6 к настоящему Положению).
6.6. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного этапа приказом директора техникума утверждается Программа наставничества на текущий учебный год.
При необходимости организовываются мероприятия по развитию наставников в формате «Школы наставников» (Приложение 7 к настоящему Положению), которые включаются в Программу наставничества.
6.7. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества.
В рамках данного этапа:
-выбираются форматы взаимодействия для каждой пары или группы;
- анализируются сильные и слабые стороны участников для постановки цели и задач на конкретные периоды;
- осуществляется методическое сопровождение работы наставника с наставляемым;
- осуществляется мониторинг эффективности реализации программы.
6.8. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности, формирование долгосрочной базы наставников, популяризация лучших практик.
7. Права и обязанности куратора и наставника
7.1. На куратора возлагаются следующие обязанности: сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения);
контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества в техникуме;
разработка проекта ежегодной Программы наставничества техникума; подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение директору техникума; контроль проведения программ наставничества;
участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества;
решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели;
оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности;
проведение SWOT анализа в разрезе осуществленных форм наставничества (Приложение 8 к настоящему Положению);
оценка соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора (Приложение 9 к настоящему Положению);
своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по запросам уполномоченных органов (Приложение 10 к настоящему Положению),
получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов;
анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в техникуме и участие в его распространении.
7.1.2. Куратор имеет право:
запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности;
организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители (законные представители), кураторы учебных групп, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.);
вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы техникума, сопровождающие наставническую деятельность;
инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в техникуме;
принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
вносить на рассмотрение директору техникума предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар;
на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества Программ наставничества.
7.2. Наставник обязан:
помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий;
в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности;
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана;
передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в т.ч. - оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.;
своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого; личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости - корректировать его поведение;
принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в техникуме, в том числе - в рамках «Школы наставников»;
в случае, если наставник не является сотрудником техникума, предоставить справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся.
7.2.1. Наставник имеет право:
привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Программы наставничества;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в техникуме, в том числе - с деятельностью наставляемого;
выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным планом; требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана;
принимать участие в аттестации наставляемого (для формы наставничества «преподаватель-преподаватель») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях;
принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели;
обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за организационнометодической поддержкой;
обращаться к директору техникума с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития.
8. Права и обязанности наставляемого
8.1. Наставляемый обязан:
выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением Индивидуального плана;
совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки;
выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки;
отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий Индивидуального плана);
сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов Индивидуального плана;
проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;
принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества техникума.
8.2. Наставляемый имеет право:
пользоваться имеющейся в техникуме нормативной, информационно-аналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию Индивидуального плана;
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию;
принимать участие в оценке качества реализованной Программы наставничества, в оценке соответствия условий организации Программы наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели;
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в техникуме.
9. Мониторинг и оценка эффективности реализации
Программ наставничества
9.1. Оценка эффективности реализации Программ наставничества в техникуме направлена на:
изучение (оценку) качества реализованных в техникуме Программ наставничества, их сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник-наставляемый» посредством проведения куратором анализа (Приложение 8 к настоящему Положению);
выявление соответствия условий организации Программ наставничества в техникуме требованиям и принципам Целевой модели (Приложение 9 к настоящему Положению);
9.2. Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с периодичностью 1 раз в полугодие (не позднее 30 сентября и 30 марта ежегодно) (Приложение 10 к настоящему Положению).
9.3. Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в техникуме (Приложение 11 к настоящему Положению).
9.4. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в техникуме на официальном сайте размещается и своевременно обновляется следующая информация:
реестр наставников;
портфолио наставников;
перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы наставничества техникума;
анонсы и отчеты мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др.
10. Мотивация участников наставнической деятельности
10.1. Участники системы наставничества в техникуме, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением директора техникума к следующим видам поощрений:
публичное признание значимости их работы - объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.;
размещение информации (документов о поощрении, документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте техникума;
направление благодарственных писем родителям (законным представителям) наставников из числа обучающихся.
10.2. Руководство Техникума также может оказывать содействие развитию социальных контактов наиболее активных участников наставничества в техникуме через приглашение их к участию в коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, совещания и пр.).
10.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат в техникуме.
10.4. Руководство техникума вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации (с учетом финансовой возможности) с целью развития и пропаганды наставничества и повышения его эффективности.
Приложение 1
к Положению о наставничестве обучающихся
ГБПОУ РО «ЧМПТ»
Критерии и показатели отбора (выдвижения) наставников (кураторов)
1. Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников и куратора техникума являются:
-наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его выдвижения администрацией или коллективом техникума);
-авторитетность в среде коллег и (или) обучающихся;
- высокий уровень развития ключевых компетенций;
- способность развивать и мотивировать других;
- способность выстраивать конструктивные отношения с окружающими; -порядочность;
- ответственность;
- нацеленность на результат;
- способность к собственному профессиональному и личностному развитию.
2. Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице
ниже:
Форма наставничества | Критерии |
Преподаватель -преподаватель | -опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров и пр.), - педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического сообщества техникума; -обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, эмпатией. |
Обучающийся - обучающийся | -ответственный, социально-активный обучающийся, с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к саморазвитию и самосовершенствованию, к преображению окружающей действительности; - активный участник профессиональных, исследовательских, спортивных, творческих и других проектов; - увлекающийся, способный передать свою «творческую энергию» и интересы окружающим; - успешный в учебе; - коммуникативный, дисциплинированный, способный к самоорганизации. |
Преподаватель - обучающийся | -неравнодушный профессионал, опытный педагог, имеющий авторитет среди обучающихся; - имеет профессиональные успехи, обладает высокой квалификацией, демонстрирует стабильно высокие результаты деятельности; - обладает организационными и коммуникативными навыками, эмпатией, гибкостью в общении. |
Работодатель- обучающийся | - неравнодушный профессионал, с опытом работы не менее 5 лет; - имеет профессиональные успехи, обладает высокой квалификацией, демонстрирует стабильно высокие результаты деятельности; - способен и готов делиться опытом, имеющий системное представление о своем участке работы; - обладает организационными и коммуникативными навыками, эмпатией, гибкостью в общении. |
3. Для отбора/выдвижения куратора он должен соответствовать критериям по форме наставничества «преподаватель-преподаватель» и обладать управленческим опытом и (или) навыками управления проектами, быть способным ставить SMART-цели, организовывать и контролировать работу коллектива, выстраивать коммуникативные каналы с наставниками и наставляемыми, вести переговоры с потенциальными партнерами техникума.
Приложение 2
к Положению о наставничестве обучающихся
ГБПОУ РО «ЧМПТ»
форма
СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
с. Осиково "____"________20__г.
«Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум», именуемое далее «Техникум», в лице директора___________________________, действующего на основании Устава, с одной стороны и «Наименование партнера-работодателя» в лице ______________________________________,
действующего на основании ___________, именуемое далее «Партнер», совместно именуемые «Стороны», в целях реализации на территории Чертковского района ростовской области Целевой модели наставничества обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:
1. Предмет соглашения
1.1. Предметом настоящего соглашения является сотрудничество Сторон на безвозмездной основе в форме социального партнерства в целях осуществления Программ наставничества Техникума.
1.2. Целью сотрудничества является организация наставнической поддержки обучающихся Техникума в рамках формы наставничества «работодатель-обучающийся».
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Партнер вправе:
участвовать в реализации Программ наставничества, реализуемых в Техникуме;
приглашать обучающихся Техникума на мероприятия, проходящие на базе Партнера в рамках Программ наставничества, реализуемой в рамках формы наставничества «работодатель - обучающийся»;
принимать участие в составлении Программы наставничества Техникума, а также знакомиться с информационными, организационными и методическими материалами, сопровождающими наставническую деятельность в части, его касающейся;
размещать информацию об участии своей организации в реализации Программы наставничества Техникума в средствах массовой информации, в т.ч. - в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в целях формирования имиджа социально-ответственной организации-работодателя.
2.2. Участвуя в наставнической деятельности Техникума, Партнер принимает на себя следующие обязательства:
определяет уполномоченного сотрудника по работе с представителями Техникума для оперативного решения вопросов, возникающих при совместной работе по внедрению Целевой модели наставничества;
выдвигает наставников в соответствие с критериями, предложенными Техникумом;
обеспечивает участие своих наставников в обязательных мероприятиях Программы наставничества Техникума;
обеспечивает сбор и предоставление наставниками всех документов, необходимых
для участия в Программе наставничества Техникума (например, справок об отсутствии судимости, медицинских справок и пр.);
оказывает содействие наставническим парам в части реализации Индивидуального плана развития наставляемого под руководством наставника;
несет полную ответственность за действия своих сотрудников, выполняющих роль наставников в Программе наставничества Техникума.
2.3. Техникум имеет право:
на получение полной информации о результатах проведения Партнером мероприятий для участников Программы наставничества на базе Партнера;
посещения представителями Техникума мероприятий, проводимых Партнером для наставляемых, участвующих в Программе наставничества по форме «работодатель- обучающийся» на базе Партнера, заранее согласовав с Партнером время и цель посещения;
по согласованию с Партнером размещать информацию о его участии в реализации Программы наставничества Техникума в средствах массовой информации, в т.ч. - в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
запрашивать и получать у Партнера информацию, имеющую отношение к предмету настоящего Соглашения.
2.5. Техникум принимает на себя следующие обязательства:
определяет уполномоченного сотрудника по работе с представителями Партнера для оперативного решения вопросов, возникающих при совместной работе по организации наставнической деятельности;
формирует группу обучающихся, изъявивших принять участие в Программе наставничества с участием Партнера;
обеспечивает сопровождение наставляемых для участия в мероприятиях на базе Партнера, реализуемых в рамках настоящего Соглашения;
предоставляет Партнеру всю необходимую информацию о реализации Программы наставничества в Техникуме;
оказывает наставникам-сотрудникам Партнера необходимую методическую, консультационную и информационную поддержку;
обучает наставников-сотрудников Партнера при условии организации на базе Техникума Школы наставника.
3. Заключительные положения
3.1. Стороны обязуются соблюдать требования в отношении конфиденциальной информации, ставшей известной Сторонам в результате исполнения настоящего Соглашения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Стороны обязуются своевременно информировать друг друга о переносе сроков и места проведения запланированных совместных мероприятий, проблемах и затруднениях, возникающих при исполнении настоящего Соглашения, а также совместно обсуждать и оценивать результаты совместной работы.
3.3. В решении вопросов, не предусмотренных настоящим Соглашением, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
3.4. Все споры и разногласия по настоящему Соглашению решаются путем переговоров между Сторонами.
3.5. Настоящее Соглашение может быть изменено или расторгнуто по соглашению Сторон. Соглашение об изменении или расторжении настоящего Соглашения должно быть составлено в письменной форме и подписано Сторонами.
3.6. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует в течении 5 лет. По истечении срока действия настоящего договора, допускается его пролонгация, которая оформляется дополнительным соглашением.
4. Юридические адреса и подписи Сторон
Техникум Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум» Юридический адрес: 346025, Ростовская область, Чертковский район, с. Осиково ул. Российская, 43 Тел.: +7(863-87)47-6-33 ОГРН 102610174161610 ИНН 6138002139 Эл. почта: npo_95@rostobr.ru Директор ________________/___________/ | Партнер |
Приложение 3
к Положению о наставничестве обучающихся
ГБПОУ РО «ЧМПТ»
БАЗА НАСТАВЛЯЕМЫХ
№ п/п | ФИО наставляемого | Контактные данные для связи (данные представителя) | год рождения наставляемого | Основной запрос наставляемого | Дата вхождения в программу | ФИО наставника | Форма наставничества | Место работы/ учебы наставника | Дата завершения программы | Результаты программы | Ссылка на кейс/отзыв наставляемого, размещенные на сайте техникума | Отметка о прохождении программы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
к Положению о наставничестве обучающихся
ГБПОУ РО «ЧМПТ»
РЕЕСТР НАСТАВНИКОВ
№ п/п | ФИО наставника | Контактные данные Для связи | Место работы/ учебы наставника | Основные компетенции наставник | Важные для программы Достижения наставника | Интересы наставник | Желаемый возраст наставляемых | Ресурс времени На программу наставничества | Дата вхождения в программу | ФИО наставляемого (наставляемых) | Форма наставничества | Место работы/ учебы наставляемого | Дата завершения программы | Результаты программы | Ссылка на кейс/ отзыв наставника, размещенные на сайте техникума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
к Положению о наставничестве обучающихся
ГБПОУ РО «ЧМПТ»
форма заявления кандидата в наставники
Директору ГБПОУ РО «ЧМПТ»
_____________________________________
(Ф.И.О.)
____________________________________________________________________
(Ф.И.О. кандидата в наставники (должность \курс, группа)
ЗАВЛЕНИЕ
Прошу считать меня участвующим(ей) в отборе наставников в Программу наставничества Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум» на 20___- 20__учебный год.
Контакты кандидата: тел.__________________E-mail:_________________
К заявлению прилагаю: портфолио на________листах
справку об отсутствии судимости (для наставников - представителей работодателей)
медицинскую справку (для наставников - представителей работодателей)
_____________________________________________________________на________листах
(иные документы, которые кандидат посчитал нужным представить)
С Положением о наставничестве обучающихся в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум» ознакомлен(а).
Подтверждаю свое согласие на обработку своих персональных данных в порядке, установленном законодательством РФ.
___________________________/_________________________________________/
Подпись ФИО
«______»_____________________20____год
Приложение 6
к Положению о наставничестве обучающихся
ГБПОУ РО «ЧМПТ»
образец портфолио наставника и куратора
(для педагогов, представителей работодателей)
ФОТО | Ф.И.О. |
Направления профессиональной деятельности и интересы, в рамках которых осуществляется наставническая деятельность: (например: наставничество над молодыми специалистами, методическое сопровождение преподавания дисциплин (указать, каких), организация образовательного процесса, решение конкретных психологопедагогических и коммуникативных проблем обучающихся и др.) | |
Образование |
|
Должность в настоящее время |
|
Профессиональный опыт, стаж краткое перечисление должностей и мест работы работы | краткое перечисление должностей и мест работы |
Опыт работы наставником | имею ( лет)\не имею |
Профессиональные достижения | - автор методических разработок (указать); - победитель Конкурса ... (название, номинация, год).... |
Проф.развитие по профилю наставнической деятельности | 2019 г. - дополнительная профессиональная программа «...», кол-во час. |
Работа в качестве эксперта, члена рабочих групп и др. | эксперт конкурса ... г.; - член рабочей группы по разработке ... г.; - член комиссии по ... г.; - член жюри конкурса ... г.; - российский эксперт международного проекта ... г.; |
Публикации |
|
Наиболее значимые награды, знаки отличия |
|
образец портфолио наставника
(для обучающихся)
ФОТО | Ф.И.О. |
Интересы, в рамках которых осуществляется наставническая деятельность (например: формирование социального капитала, приобретение навыков наставничества, поиск единомышленников для реализации проекта) | |
Место учебы | указать образовательную организацию, курс |
Мои достижения в учебе | Например: - отличник в учебе или высокие оценки (не ниже «4») по гуманитарным дисциплинам; - победитель/лауреат конкурса ... |
Мои достижения в спорте или ином направлении |
|
Мои достижения в общественной работе |
|
Опыт работы наставником | имею ( лет)\не имею
|
Наиболее значимые награды, знаки отличия |
|
Приложение 7
к Положению о наставничестве обучающихся
ГБПОУ РО «ЧМПТ»
КОНЦЕПЦИЯ
«Школы наставника»
1. Общие положения
1.1. «Школа наставника», как постоянно действующая коммуникативная площадка для взаимодействия наставников в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум» создается с целью оказать им методическую и практическую помощь в осуществлении наставнической деятельности.
1.2. В процессе осуществления наставнической деятельности наставники сталкиваются с различными проблемами:
1) управленческого характера:
- ошибки в планировании работы наставников с наставляемыми, и, как результат, - формальный подход к работе с ними со стороны части наставников;
- недостаточно проработанная система материальной и нематериальной мотивации наставников и наставляемых;
-слабое использование в управлении наставничеством проектного подхода;
- неэффективное управление коммуникациями между наставниками и наставляемыми;
2) социально-психологического характера:
- пассивное взаимодействие наставляемого с наставником, в том числе - при выполнении его заданий;
- избегание ответственности наставляемыми при осуществлении мероприятий, предусмотренных Индивидуальным планом развития наставляемого;
- излишняя самоуверенность наставляемых, которая выливается в агрессивную реакцию во время взаимодействия с наставником;
- появление внутренней конкуренции, когда товарищеский долг начинает тяготить наставника;
-чувство обиды наставника на растущую независимость своего наставляемого;
- недовольство наставляемого тем, что наставник преждевременно снял свою опеку и др.
Все вышеуказанные факторы определяют задачи и форматы работы «Школы наставника».
2. Задачи «Школы наставника»
2.1 . Основные задачи «Школы наставников»:
- обеспечить эффективную обратную связь с наставниками, совместный поиск способов преодоления типичных трудностей, возникающих в ходе работы наставников;
- оказать методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт работы наставников;
- координировать работу наставников, обеспечить их участие в развитии кадрового потенциала в ГБПОУ РО «ЧМПТ»;
-повысить роль и престиж наставников.
3. Организация работы «Школы наставников»
3.1. Направления работы «Школы наставников»:
- регулярные организационные встречи для осуществления обратной связи с наставниками и с наставляемыми, успешно прошедшими наставничество;
- проведение обучающих мероприятий, «воркшопов», «world-caffe» и др. по актуальным вопросам наставничества;
- организационные встречи на базе различных образовательных организаций или организаций-партнеров, достигших наилучших результатов в работе с наставляемыми лицами;
- презентации опыта внедрения наставничества на коммуникативных мероприятиях, организуемых в ГБПОУ РО «ЧМПТ» (Педагогические чтения, конференции, отчетные мероприятия и др.) и за ее пределами;
- «круглые столы» по вопросам совершенствования института наставничества в системе образования;
- общественное обсуждение и экспертиза нормативных, инструктивных и методических документов, разработанных для сопровождения наставнической деятельности в ГБПОУ РО «ЧМПТ» и др.
3.2. Перечень вопросов, рассматриваемых на форматных мероприятиях «Школы наставника», определяется, исходя из результатов проводимого мониторинга потребности в обучении наставников и организации обратной связи с ними, и нацелен на развитие дефицитных компетенций лиц, осуществляющих наставническую деятельность, в следующих областях:
- управление конфликтами;
- тайм-менеджмент;
-управление проектами;
- управление мотивацией наставляемых;
- документационное обеспечение наставнической деятельности;
- управление талантами;
- управление личным имиджем;
- управление стрессами;
- психологические аспекты осуществления наставнической деятельности;
- подготовка к аттестации педагогических кадров;
- направления развития и совершенствование технологий наставничества в системе образования;
- лучшие практики наставничества и др.
3.3. Встречи участников наставнической деятельности проводится не реже, чем один раз в квартал.
Приложение 8
к Положению о наставничестве обучающихся
ГБПОУ РО «ЧМПТ»
SWOT-анализ Программ наставничества1 в ГБПОУ РО «ЧМПТ»
Формы наставничества «обучающийся- обучающийся»
Факторы SWOT | Позитивные | Негативные |
Внутренние
| Сильные стороны: - Значительная доля участников (%), которым понравилось участие в Программе, и которые готовы продолжить работу; - Наставляемые (%) стали интересоваться новой информацией (подписались на новый ресурс, прочитали дополнительно книгу или статью по интересующей теме); - У участников Программы (%) появилось лучшее понимание собственного профессионального будущего, возрос интерес к одной или нескольким профессиям; - У участников Программы (%) появилось желание изучать что-то помимо реализуемой техникумом образовательной программы, реализовать собственный проект в интересующей области; - У наставляемых (%) появилось желание посещать дополнительные спортивные мероприятия; - У наставляемых (%) появилось желание посещать дополнительные культурные мероприятия; - Значительная доля наставляемых (%), которые планируют стать наставником в будущем; Повысилась успеваемость наставляемых (значения) - Эффективная система мотивации участников Программы; - Достаточность и понятность обучения наставников; - Наработанные связи с партнерами - образовательными организациями в сетевом сотрудничестве; - Наличие групповых активов, лидеров групп, студенческого совета, волонтерских объединений в техникуме; - Наставники-обучающиеся (%) отметили полезность совместной работы с наставляемыми-обучающимися.
| Слабые стороны: - Значительна доля участников (%), которым не понравилось участие в Программе, поэтому они не готовы продолжить работу в ней; - Низкая активность участников Программы (нет желания посещать дополнительные творческие кружки, объединения); - Участники Программы (%) не интересуются новой информацией; - Участники Программы (%) не интересуются профессиями, не готовы изучать что-то помимо образовательной программы, реализуемой техникумом, реализовать собственный проект в интересующей области; - Наставляемые (%) не готовы посещать дополнительные спортивные и культурные мероприятия; - Неэффективная/непроработанная система мотивации участников Программы; - Не организовано систематическое развитие и методическая поддержка наставников; - Отсутствует регулярная обратная связь наставников с куратором, - Инфраструктура наставничества (материально-техническая, ...) в техникуме не позволяет достичь в полной мере цели и задач Целевой модели; - Высокая перегрузка наставников, как следствие - невозможность регулярной работы с наставляемыми; - Дефицит учеников/студентов, готовых и способных быть наставниками. |
Внешние | Возможности1: - Информационно-методическая поддержка техникума при внедрении Целевой модели со стороны учредителя; - Акцентирование внимание государства и общества на вопросы наставничества; - Наличие федеральных и региональных программ и проектов, предусматривающих финансирование на конкурсных условиях новых проектов; - Наличие многочисленных предложений от ИТ- платформ для осуществления дистанционного обучения; - Активное внедрение в РФ и Ростовской области проектного управления; - В Ростовской области проводятся разнообразные культурные, спортивные, патриотические мероприятия, в которых могут принять участие обучающиеся в раках Программы наставничества. | Угрозы: - Нестабильность внешней социально-экономической среды функционирования техникума; - Низкая включенность, отсутствие заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах обучения и воспитания обучающихся; - Переход на преимущественно дистанционное обучение (подрывает основу наставничества); - Миграционный отток трудоспособного населения из Чертковского района; - Отсутствие финансирования проекта внедрения Целевой модели; - Вовлечение обучающихся вне техникума в антисоциальные структуры и организации; - Агрессивная Интернет-среда, оказывающая негативное влияние на обучающихся техникума. |
_________________________________________
1Это шансы, которые уже существуют за пределами техникума, и которые может использовать техникум (при желании), так и другие образовательные организации для своего будущего развития
Форма наставничества «педагог-педагог»
Факторы SWOT | Позитивные | Негативные |
Внутренние
| Сильные стороны: - Значительная доля участников (%), которым понравилось участие в Программе, и которые готовы продолжить работу в Программе; - Участники Программы (%) видят свое профессиональное развитие в техникуме в течение следующих 5 лет; - У участников Программы (%) появилось желание более активно участвовать в культурной жизни техникума; - У участников Программы (%) появилось желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования; - Наставляемые (%) после общения с наставником отмечают прилив уверенности в собственных силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала; - Участники Программы (%) отметили рост успеваемости и улучшение поведения в курируемых группах, сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря Программе наставничества; - Эффективная система мотивации участников Программы; - Достаточность и понятность обучения наставников; - Высокие достижения педагогов техникума, которые можно использовать в Программе наставничества. | Слабые стороны: - Значительна доля участников (%), которым не понравилось участие в Программе, поэтому они не готовы продолжить работу в ней; - Низкая активность участников Программы (нет желания более активно участвовать в жизни техникума); - Наставляемые (%) отметили отсутствие позитивной динамики в успеваемости обучающихся, в уменьшении конфликтов с педагогическим и родительским сообществами по итогам Программе наставничества; - Неэффективная/непроработанная система мотивации участников Программы; - Не организовано систематическое развитие и методическая поддержка наставников; - Отсутствует регулярная обратная связь наставников с куратором, - Инфраструктура наставничества (материально-техническая, ...) в техникуме не позволяет достичь в полной мере цели и задач Целевой модели; - Высокая перегрузка педагогов-наставников, как следствие - невозможность регулярной работы с наставляемыми; - Дефицит педагогов, готовых и способных быть наставниками; - «Старение» педагогического состава техникума. |
Внешние | Возможности: - Информационно-методическая поддержка техникума при внедрении Целевой модели со стороны учредителя; - Наличие бесплатных и малобюджетных программ повышения квалификации педагогов; - Наличие многочисленных предложений от ИТ- платформ для осуществления дистанционного обучения педагогов; - Акцентирование внимание государства и общества на вопросы наставничества; - Активное внедрение в РФ и Ростовской области проектного управления. | Угрозы: - Нестабильность внешней социально-экономической среды функционирования техникума; - Рост конкуренции между техникумом за квалифицированные педагогические кадры; - Миграционный отток квалифицированных кадров из техникума; - Финансовая и организационная оптимизация сети образовательных организаций в Ростовской области; - Переход на преимущественно дистанционное обучение (подрывает основу наставничества); - Отсутствие финансирования проекта внедрения Целевой модели. |
Формы наставничества «работодатель - обучающийся», «обучающийся-обучающийся»
Факторы SWOT | Позитивные | Негативные |
Внутренние
| Сильные стороны: - Значительная доля участников (%), которым понравилось участие в Программе, и которые готовы продолжить работу; - Наставляемые (%) планируют работать в организациях, участвующих в Программе наставничества; - Наставники (%) отмечают желание создать устойчивое сообщество предпринимателей и ОО, заниматься всесторонней поддержкой талантливой молодежи и образовательных инициатив, в дальнейшем развивать и расширять Программы наставничества; - Наставники студентов (%) рассматривают наставляемого (наставляемых) потенциальным сотрудником регионального предприятия с достаточным уровнем подготовки; - Наставники (%) считают, что студенты, участвующие в Программе наставничества, обладают должным уровнем подготовки (приобретенным за время программы), который позволит совершить качественный скачок в производственном и экономическом развитии региона в долгосрочной перспективе; - Наставляемые-студенты и их наставники (%) отмечают, что Программа наставничества способствует более эффективной адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы, существенно сократить адаптационный период при прохождении производственной практики и при дальнейшем трудоустройстве; - У наставляемых-студентов (%) появилось желание посещать мероприятия профориентационного, мотивационного и практического характера, они рассматривают вариант трудоустройства на региональных предприятиях; - У наставляемых-учеников (%) появилось лучшее понимание собственного профессионального будущего, возрос интерес к одной или нескольким профессиям; - У наставляемых-учеников (%) появилось желание изучать что-то помимо обязательной программы, реализовать собственный проект в интересующей области; - Повысилась успеваемость наставляемых (значения) - Эффективная система мотивации участников Программы; - Достаточность и понятность обучения наставников; - Наработанные связи техникума с партнерами- работодателями. | Слабые стороны: - Значительна доля участников (%), которым не понравилось участие в Программе, поэтому они не готовы продолжить работу в ней; - Наставники (%) не готовы развивать и расширять Программы наставничества, рассматривать наставляемого (наставляемых) потенциальным сотрудником регионального предприятия; - Неэффективная/непроработанная система мотивации участников Программы; - Формальное участие наставников-работодателей в программе наставничества; - Наставляемые (%) не рассматривают вариант трудоустройства на региональных предприятиях; - Не организовано систематическое развитие и методическая поддержка наставников; - Отсутствует регулярная обратная связь наставников с куратором, - Инфраструктура наставничества (материально-техническая, ...) в техникуме не позволяет достичь в полной мере цели и задач Целевой модели; - Высокая перегрузка наставников, как следствие - невозможность регулярной работы с наставляемыми; - Дефицит специалистов на предприятиях-работодателях, готовых и способных быть наставниками; - У техникума нет наработанных связей с предприятиями- работодателями; - Низкая активность наставляемых в силу низкой мотивации участия в Программе наставничества. |
Внешние | Возможности: - Информационно-методическая поддержка техникума при внедрении Целевой модели со стороны учредителя; - Готовность партнеров-работодателей принимать участие в Программе наставничества; - Акцентирование внимание государства и общества на вопросы наставничества; - Наличие многочисленных предложений от ИТ-платформ для осуществления дистанционного обучения; - Активное внедрение в РФ и на территории Ростовской области проектного управления. | Угрозы: - Нестабильность внешней социально-экономической среды функционирования техникума; - Низкая включенность, отсутствие заинтересованности руководителей предприятий-работодателей в поддержке Программ наставничества техникума; - Финансовая и организационная оптимизация сети образовательных организаций в Ростовской области; - Переход на преимущественно дистанционное обучение (подрывает основу наставничества); - Миграционный отток трудоспособного населения из Ростовской области; - Отсутствие финансирования проекта внедрения Целевой модели. |
Приложение 9
к Положению о наставничестве обучающихся
ГБПОУ РО «ЧМПТ»
АНКЕТА КУРАТОРА
1.1.Количественный анализ результатов Программы наставничества ГБПОУ «ЧМПТ»
Изучаемый параметр | Показатель до реализации программы (X) | Показатель после реализации программы (y) | Разница (z = x -y) | Значение в процентах (z / x * 100) |
1.Количество обучающихся, посещающих творческие кружки, объединения, спортивные секции |
|
|
|
|
2.Количество успешно реализованных образовательных и культурных проектов |
|
|
|
|
3. Число обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах |
|
|
|
|
4.Количество жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри техникума, учебной(ых) группы(п) техникума |
|
|
|
|
5.Число собственных педагогических профессиональных работ молодого специалиста/наставляемого (статей, исследований, методических практик) |
|
|
|
|
6.Количество обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников |
|
|
|
|
7.Количество мероприятий профориентационного, мотивационного и практического характера |
|
|
|
|
8. Процент обучающихся, прошедших профессиональные и компетентностные тесты |
|
|
|
|
9. Количество успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности на старших курсах (совместно с представителями предприятия-работодателя) |
|
|
|
|
10.Количество планирующих трудоустройство или уже трудоустроенных на региональных предприятиях выпускников |
|
|
|
|
1.2. Оценка Программы наставничества ГБПОУ РО «ЧМПТ»
Показатели | Оцените реализацию программы в баллах, где 1- минимальный балл, 10 -максимальный |
1. Актуальность Программы наставничества техникума |
|
2. Формы и программы взаимодействия наставника и наставляемого описаны достаточно для успешного внедрения в техникум |
|
3. Программа направлена на достижение желаемого конечного результата. Ее цели конкретизированы через задачи. Формулировки задач соотнесены с планируемыми результатами |
|
4. Практическая значимость наставнического взаимодействия для личности наставляемого |
|
5. Соответствует ли на практике организация процесса наставнической деятельности принципам, заложенным в Методологии (целевой модели) |
|
6. Адаптивность, динамичность и гибкость Программы наставничества техникума |
|
7. Понятность алгоритма отбора/выдвижения наставников, наставляемых и кураторов |
|
8. Наличие понятных форматов (для куратора) по выстраиванию взаимодействия наставника и наставляемого |
|
9. Понимание форм поощрения и мотивации наставников и наставляемых |
|
10. Наличие методической поддержки и сопровождения проведения апробации методологии наставничества (горячая линия, возможность получения участником апробации исчерпывающего ответа на вопрос) |
|
11. В достаточном ли объеме предоставлен доступ к необходимым ресурсам для апробации методологии наставничества (организационным, методическим, информационным и др.) |
|
Приложение 10
к Положению о наставничестве обучающихся
ГБПОУ РО «ЧМПТ»
Показатели эффективности внедрения
Программ наставничества в ГБПОУ РО «ЧМПТ»
Доля обучающихся от общего количества обучающихся техникума, вошедших в программы наставничества техникума в роли наставляемого, % |
Доля обучающихся от общего количества обучающихся техникума, вошедших в программы наставничества в роли наставника, % |
Доля педагогов - молодых специалистов техникума, от общего числа педагогов - молодых специалистов техникума, вошедших в программы наставничества техникума в роли наставляемого, % |
Доля педагогов - молодых специалистов техникума, от общего числа педагогов - молодых специалистов техникума, вошедших в программы наставничества техникума в роли наставляемого, % |
Доля представителей работодателей, от общего числа партнеров (работодателей) техникума, вошедших в программы наставничества техникума в роли наставника, % |
Уровень удовлетворенности наставляемых участием в программах наставничества, % |
Уровень удовлетворенности наставников участием в программах наставничества, % |
Приложение 11
к Положению о наставничестве обучающихся
ГБПОУ РО «ЧМПТ»
Анкета
оценки удовлетворенности Программой наставничества ГБПОУ РО «ЧМПТ»
(для наставляемого)
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий:
Показатель
| Баллы | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1.1. Насколько комфортно было общение с наставником? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2.Насколько полезными/интересными были личные встречи с наставником? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3.Насколько полезными/интересными были групповые встречи? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4.Ощущали ли Вы поддержку наставника?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.5.Насколько полезна была помощь наставника?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.6.Насколько был понятен план работы с наставником? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.7.Ощущали ли Вы безопасность при общении с наставником? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.8.Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.9.Насколько Вы довольны вашей совместной работой? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.10.Насколько оправдались Ваши ожидания от участия в Программе наставничества? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Что для Вас особенно ценно было в программе?
________________________________________________________________________________
Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?
________________________________________________________________________________
Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
Была ли для Вас полезна совместная работа с наставляемым? (узнали ли Вы что-то новое и/или интересное) [да/нет]
Благодарим вас за участие в опросе!