Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Уральский колледж технологий и предпринимательства»
УТВЕРЖДАЮ
Директор УКТП
________ Н.А.Доронин
«___» _________ 20____ г
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и выполнении индивидуального проекта
(в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____
от «___» ________ 20____г
Екатеринбург 2015
1. Правовая сторона
1.1. Положение составлено на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. (рег.№ 24480);
Письма Минобразования России от 17 марта 2015 г. № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
2. Общие положения
2.1. Настоящее Положение определяет основы организации работы над индивидуальным проектом и особенности оценки индивидуального проекта.
2.2. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект относится к учебно-исследовательской работе и является одной из форм обязательной внеаудиторной работы обучающегося, получающего среднее общее образование в пределах ППССЗ/ППКРС.
2.3. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных дисциплин.
2.4. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом
2.5. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося, занимающегося по ФГОС СОО. Учебные дисциплины, в рамках которых выполняется индивидуальный проект, конкретизируются в Пояснительной записке к рабочему учебному плану.
2.6. Выполнение индивидуальных проектов фиксируется в журнале самостоятельной работы студентов.
2.7. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих материалов внутриколледжного мониторинга образовательных достижений.
2.8. Отметка за выполнение проекта выставляется в журналы самостоятельной работы студентов и теоретического обучения.
2.9. На выполнение индивидуальных проектов выделяются часы внеаудиторной работы, что отражается в рабочих программах учебных дисциплин.
2.10. На основании данного положения руководители проектов разрабатывают методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта по дисциплине.
3. Цели индивидуального проекта
3.1. Формирование навыков обучающихся:
коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных дисциплин или предметных областей.
3.2. Формирование способностей обучающихся:
к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
4. Требования к подготовке индивидуального проекта
4.1. План работы над проектом разрабатывается обучающимся совместно с руководителем-педагогом, преподающим дисциплину. Основные этапы выполнения индивидуального проекта: вводный этап, поисковый этап, обобщающий этап, итоговый этап (см. Приложение 1).
4.2. Темы индивидуальных проектов определяются педагогом в начале учебного года, в течение первых двух недель обучения.
4.3. Обучающийся вправе самостоятельно выбрать тему проекта.
4.4. Тема проекта может носить междисциплинарный характер.
5. Классификация проектов
5.1. Социально – ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отчетные материалы по социальному проекту могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты, видео-, фото- и аудио-материалы.
5.2. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
5.3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте ил явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Выходом проекта может быть публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет.
5.4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы и др.
5.5. Конструкторский проект - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.
6. Требования к содержанию индивидуального проекта
6.1. Результат (продукт) проектной деятельности:
отчётные материалы по социальному проекту;
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад);
творческая работа (альманахи, театрализация, спортивные игры, видеофильмы);
материальный объект, макет, конструкторское изделие;
мультимедийный продукт.
6.2. Элементы проекта:
продукт проектной деятельности;
пояснительная записка к проекту;
отзыв руководителя.
Подготовленная обучающимся пояснительная записка должна быть объемом не более трёх машинописных страниц с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта.
Отзыв руководителя должен содержать краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
6.3. Оформление работ должно быть произведено по ГОСТу и с учетом методических рекомендаций по выполнению индивидуального проекта.
7. Требования к защите индивидуального проекта
7.1. Защита индивидуального проекта осуществляется в соответствии с графиком учебного процесса.
7.2. В ходе защиты обучающиеся должны осветить следующие вопросы:
обоснование выбора данной темы - актуальность и степень разработанности;
цели и задачи представляемого проекта, а также степень их выполнения;
краткое содержание (обзор) выполненной работы, основные этапы, трудности и пути их преодоления;
степень самостоятельности в разработке и решении поставленной проблемы;
рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
7.3. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам защиты проекта.
8. Критерии оценки индивидуального проекта
8.1. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки элементов проекта по каждому из четырех критериев:
способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
8.2. Оценивание проекта происходит в соответствии с требованиями оценочного листа проекта (см. Приложение 2) руководителем проекта и членами экспертной комиссии.
8.3. Итоговая отметка по каждому критерию и итоговая отметка в целом за проект определяется как среднее арифметическое отметок, выставленных руководителем проекта и членами экспертной комиссии.
9. Контроль выполнения индивидуального проекта
9.1. Ответственность за выполнение индивидуальных проектов возлагается на руководителей проектов. Контроль работы по индивидуальным проектам возлагается на заведующих отделениями.
9.2. Отметка за индивидуальный проект фиксируется в следующих документах:
индивидуальном оценочном листе;
ведомости выполнения индивидуального проекта;
журналах теоретического обучения и самостоятельной работы студентов;
в зачётной книжке студента.
10. Права и ответственность сторон
10.1. Руководитель индивидуального проекта должен:
совместно с обучающимся определить тему и план работы по индивидуальному проекту;
совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации;
мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному проекту;
оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования;
контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального проекта.
10.2. Руководитель индивидуального проекта имеет право:
требовать от обучающегося своевременного и качественного выполнения работы;
использовать в своей работе имеющиеся в колледже информационные ресурсы;
в случае систематического несоблюдения обучающимся сроков реализации плана индивидуального проекта проинформировать заведующих отделениями.
10.3. Обучающийся должен:
выбрать тему индивидуального проекта;
посещать консультации и занятия по индивидуальному проекту;
ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального проекта:
публично представить индивидуальный проект.
10.4. Обучающийся имеет право:
на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального проекта;
использовать для выполнения индивидуального проекта ресурсы колледжа.
Приложение 1
Этапы выполнения индивидуального проекта
Этапы | Виды деятельности |
Вводный | Выбор темы ИП. Определение целей и задач проектных работ. Выдача методических рекомендаций по ИП. |
Поисковый этап | Сбор и систематизация материалов в соответствии с темой ИП. Выполнение ИП (на 30%) Выполнение ИП (на 60%) Выполнение ИП (на 100%) |
Обобщающий этап. | Оформление результатов ИП. Предварительная защита ИП. Доработка ИП с учётом замечаний и предложений. |
Итоговый этап | Публичная защита ИП. |
Приложение 2
Инструкция по заполнению оценочного листа
Критерии оценивания | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | Итоговая отметка |
Ниже базового ( отметка «1», «2») | Базовый ( отметка «3») | Повышенный ( отметка «4», «5») |
руководитель проекта | член экспертной комиссии | член экспертной комиссии | руководитель проекта | член экспертной комиссии | член экспертной комиссии | руководитель проекта | член экспертной комиссии | член экспертной комиссии | |
1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решение проблем | Неподготовленный к защите проект, оценивается отметкой «1». Работа в целом свидетельствует о низкой способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; не продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. Данный уровень оценивается отметкой «2» | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано хорошее владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. Данный уровень оценивается отметкой «4» Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована повышенная способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. Данный уровень оценивается отметкой «5» | |
2.Сформированность предметных знаний и способов действий | Неподготовленный к защите проект, оценивается отметкой «1». Ученик плохо понимает содержание выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы наблюдаются грубые ошибки. Данный уровень оценивается отметкой «2» | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано хорошее владение предметом проектной деятельности. Присутствуют незначительные ошибки. Данный уровень оценивается отметкой «4» Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Данный уровень оценивается отметкой «5» | |
3.Сформированность регулятивных действий | Неподготовленный к защите проект, оценивается отметкой «1». На низком уровне продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа не доведена до конца и представлена комиссии в незавершенном виде; большинство этапов выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. Элементы самооценки и самоконтроля учащегося отсутствуют. Данный уровень оценивается отметкой «2» | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося | Работа хорошо спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены большинство этапов обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись с помощью руководителя проекта. Данный уровень оценивается отметкой «4». Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Данный уровень оценивается отметкой «5». | |
4.Сформированность коммуникативных действий | Неподготовленный к защите проект, оценивается отметкой «1». На низком уровне продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Данный уровень оценивается отметкой «2» | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. | Тема достаточно полно раскрыта.Текст/сообщение структурированы. Основные мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа вызывает интерес. Данный уровень оценивается отметкой «4». Тема раскрыта полностью. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа вызывает повышенный интерес. Данный уровень оценивается отметкой «5». | |
Итоговая отметка : | |
Бланк оценочного листа индивидуального проекта
Оценочный лист индивидуального проекта: _______________________________________________________________________________
(название проекта)
Исполнитель: ___________________________________________, студент (ка) гр. _____________
(ФИО)
Руководитель проекта: _________________________________, _____________________________________
(ФИО) должность
Критерии оценивания | Отметка | Итоговая отметка |
руководитель проекта | член экспертной комиссии | член экспертной комиссии |
1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решение проблем | | | | |
2.Сформированность предметных знаний и способов действий | | | | |
3.Сформированность регулятивных действий | | | | |
4.Сформированность коммуникативных действий | | | | |
Итоговая отметка: | |
Дата «___»_______________ 20_____г.
Руководитель проекта: _____________________________________, _________________________________________
ФИО должность
Член экспертной комиссии: _________________________________, _________________________________________
ФИО должность
Член экспертной комиссии: _________________________________, _________________________________________
ФИО должность