Просмотр содержимого документа
«Понятие и сущность метода, приема и средств обучения. Структура методов обучения»
Понятие и сущность метода, приема и средств обучения. Структура методов обучения
Буркивченко И.Г.,
преподаватель ОП «МПК ЛГПУ»
План занятия :
- 1. Понятие и сущность метода и приёма обучения.
- 2. Классификация методов обучения.
- 3. Выбор методов обучения.
- 4. Понятие о средствах обучения.
- 5. Структура методов обучения
Понятие и сущность метода и приёма обучения.
Определение «метода обучения»
В педагогической литературе
Бабанский Ю.К
Ильина Т.А.
«Метод обучения»- способ упорядоченной заимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач
«Метод обучения»- способ организации познавательной деятельности учащихся
Метод обучения -
система последовательных,
взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.
Прием обучения -
элемент метода,
его составная часть, отдельный шаг в реализации метода .
Метод обучения характеризуется признаками и обозначает
- характер взаимодействия субъектов обучения
Классификация методов обучения
- Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и показать пути их решения.
- Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся
по источнику получения знаний
- Наглядные (демонстраций и иллюстраций)
Словесные методы обучения
- Рассказ
- Объяснение
- Беседа
- Дискуссия
- Лекция
- Работа с книгой
Практические методы
- Упражнения
- Лабораторные работы
- Практические работы
- Дидактические игры
Наглядные методы
Метод демонстраций
связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок.
Метод иллюстраций
предполагает показ иллюстративных пособий:
К демонстрационным методам относят также показ кино-, теле- и диафильмов
- Плакатов
- Карт
- Картин
- Портреты ученых
Выбор методов обучения зависит
- от общих целей образования, обучения, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;
- от особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;
- от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;
Выбор методов обучения зависит
- от цели, задач и содержания материала конкретного урока;
- от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
- от возрастных особенностей учащихся, уровня их реальных познавательных возможностей;
Выбор методов обучения зависит
- от уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);
- от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
- от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Средства обучения -
совокупность материальных
объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления процесса обучения.
- это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Методы обучения
Средства обучения
Приемы обучения
- Элементы, составные части метода обучения
- Все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие
Средства обучения
Идеальные
- Система обучения
- Система предъявляемых требований
- Научный аппарат дисциплины
Материальные
- Наглядность (предметная, изобразительная)
Технические средства:
- Визуальные (диафильмы, слайды, фото и др.)
- Звуковые
- Аудиовизуальные
- Комбинированные (компьютеры, кабинеты и т.д.)
Методы обучения
Принципы использования средств обучения
- Учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
- Гармоничное использование разнообразных средств обучения
- Учет дидактических целей и принципов
- Сотворчество педагога и обучающегося
- Приоритет правил безопасности в использовании средств обучения
Благодарю за внимание!