2. Основной этап. 2.I. Работа со словарным словом. Слайд 1 Слайд 2 2.2. Актуализация знаний Слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 2.3. Введение в тему. слайд 11 слайд 12 Слайд 13-15 Слайд 16 Слайд 17 2.4. Изучение темы. 2.5. Контроль знаний и умений. Дифференцированная работа по объёму и степени сложности. Слайд 18-19 | -Перед словарной работой проведём разминку. Задание «Найди лишнее слово» ГРАМОТА УЧЕНЬЕ НАУКА ЗНАТЬ ШКОЛА -Почему?
- А теперь, скажите, какое общее слово можно подобрать к этим словам в задании? -Как вы понимаете значение слова «образование»? Образование- процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков. Запишите словарное слово: образование. -К доске для проведения звуко буквенного анализа вызывается ученик. Издавна люди стремились к знаниям и всегда отмечали образованный человек или нет. -Скажите, пожалуйста, к какой части речи относится наше словарное слово. -Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи говорится. Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам … - О какой части речи говорится в этой загадке? - Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. Продолжите фразы: Глагол – это часть речи, которая обозначает_______ и отвечает на вопросы________ В предложении глагол чаще всего является ________. Неопределенная форма глагола – это_______ Вопросы неопределенной формы: ___________ Глаголы изменяются по ________ и________ Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы__________________ Глаголы будущего времени отвечают на вопросы____________________ Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы __________ и изменяются по _______ и _____ Глаголы настоящего и будущего времени изменяются ______________________
- Вы знаете о глаголе много, давайте проверим ваши знания в следующей игре. - Проводится игра «Что я знаю о глаголе?» -Нам даны пословицы, прочитаем их: С книгой жить – век не тужить. Не пером пишут, а умом. Как потрудимся, так и поедим. Одна книга тысячи людей учит. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
-Все ли пословицы на тему «Образование и наука»?
- Но без труда мы тоже не осилим все науки. - А теперь найдите и подчеркните все имеющиеся в пословицах глаголы.
- Среди глаголов найдите те, которые стоят в неопределенной форме. Назовите их. (ЖИТЬ, ТУЖИТЬ, ЗНАТЬ, СПАТЬ)
- Возьмем два из перечисленных глаголов и изменим их по лицам и числам:
ЖИТЬ СПАТЬ я живу, мы живём я сплю, мы спим ты живёшь, вы живёте ты спишь, вы спите он (она, оно) живёт он (она, оно) спит, они живут они спят Выделим личные окончания глаголов. -Что мы с вами делали? -Изменение глаголов по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕМ. -Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени. Итак, тема нашего урока «Понятие о спряжении как об изменении окончаний глаголов по лицам и числам». - Откройте учебники и прочитайте правило на странице стр.170. -Что такое спряжение? -А теперь, ребята, посмотрим, у всех ли глаголов при спряжении одинаковые окончания? -Не все глаголы спрягаются одинаково. В зависимости от окончаний глаголов различаются два спряжения – ПЕРВОЕ и ВТОРОЕ.
К I спряжению относятся глаголы с окончаниями -у(-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ут(-ют).
Ко II спряжению относятся глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -ите, -ат(-ят). Эти окончания сохраняются в глаголах перед –ся (-сь). Например, становимся, стараешься, решитесь (запись на доске учителем) -Откройте учебники и прочитайте правило на странице 172. Физминутка для глаз. - Упражнение по теме урока. Нам даны словосочетания с глаголами, нужно записать их в две колонки, распределяя их по принадлежности глаголов к I-ому или II-ому спряжению. Окончания выделяем.
Сдаешь работу, стучишь молотком, живём дружно, следим за порядком, идёте в школу, стоите у доски, жгут листья, дают слово, молчат леса, летят птицы, расстаёшься с товарищем, соберёмся быстро, стремимся к цели, смеётесь от души, плетутся в хвосте. (КАРТОЧКИ) 1 уровень В каждое предложение дописать подходящие по смыслу глаголы настоящего или будущего времени. Определить спряжение глаголов. Лениво … стадо коров. Сквозь густые заросли малины …. медведь. В тёмном лесу громко … ушастая сова. На березах … грачи. Слова для справок: пасётся, ухает, сидят, пробирается. 2 уровень Списать загадки, найти глаголы, определить спряжение. Четыре брата под одной крышей живут. Её всегда в лесу найдёшь – стоит колючая, как ёж. На сучках висят шары, посинеют от жары. 3 уровень Списать, выделить окончание глаголов. Разгрызёт, сидим, позовёте, затрещите, зашуршат, цветёшь, скользит, смотрю (карточки) -Проверьте выполненное задание по данным на слайде ответам. | Учащиеся читают слова, выбирают лишнее слово. -Лишнее слово – ЗНАТЬ. -Потому что все слова существительные, а знать - это глагол. -Образование. Работа ведется с проговариванием всех действий. По мере необходимости учитель оказывает помощь. Ученик читает стихотворение. -Глагол. -О глаголе. -Действие предмета. -Что делать? что сделать? -Сказуемым. - Это начальная форма, от которой образуются остальные формы глаголов. -Что делать? Что сделать? - По числам и временам: прошедшее, настоящее и будущее время. -Что делает? Что делают? -Что сделает? Что будут делать? -Что делал? Что сделал? Что сделали? - По родам и числам. -По числам и лицам. Учащиеся по очереди читают пословицы. -Нет. - Лишняя пословица о труде «Как потрудимся, так и поедим». Все пословицы на листочках. Ученики выполняют задание, называя глаголы. -ЖИТЬ, ТУЖИТЬ, ЗНАТЬ, СПАТЬ. Работа у доски. 2 ученика у доски, остальные в тетрадях. -Изменяли глаголы по лицам и числам. Чтение правила учеником. -Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением (пользуясь учебником) -Нет, не одинаковые. Чтение правила учащимся. Ученики выполняют зарядку для глаз. Учащиеся по очереди выходят к доске, объясняя свой выбор (упражнение выполняется с использованием опорной таблицы). Ученики самостоятельно выполняют работу с индивидуальными карточками. | Привлечь внимание и вызвать интерес к уроку. Корригировать связную устную речь через ответы на вопросы учителя. Совершенствовать произносительную сторону речи, речевую активность, обогащение словаря учащихся. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Корригировать связную устную речь через ответы на вопросы учителя.
Формировать мировоззрение учащихся (совокупность взглядов и убеждений) через пословицы. Закреплять умение находить глаголы неопределенной формы. Развивать мышление на основе упражнения в изменении глаголов по лицам и числам. Научить распознавать личные окончания глаголов. Соблюдать режим охраны зрения. Упражнять в умении различать глаголы, относящиеся к I или II спряжению. Проконтролировать уровень усвоения нового материала. |