Кучерова С.А. - учитель математики МАОУ СОШ № 18 села Синегорск,
Сахалинская область.
Цель урока: сформировать понятие дроби и подготовить учащихся к изучению сравнения дробей и арифметических действий с ними
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Настрой на работу. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… улыбнитесь. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. | Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); - Дроби - Об обыкновенной | Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. - Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать, или записывать числа? -А всегда ли при делении можно было получить ответ в виде натурального числа? - У меня на столе лежит целое яблоко, и можно его съесть одному. Но можно разделить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь. В словаре слово «дробить означает делить.И мы будем сегодня говорить о… | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические: – формулирование проблемы. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. | Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения) | - Натуральные числа вы умеете записывать. А кто-нибудь сможет записать рациональные числа или дроби? | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач |
4.Этап постановки темы урока и учебной цели. | В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); предложили и согласовали тему урока. | - А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? - Какие задачи стоят сегодня перед нами? . | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: планирование учебной деятельности |
5.Этап открытия новых знаний | Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и записи дробей; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. | – А как половину записать цифрами? Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту. – На сколько равных частей разделили полоску? Запишем число 2 под чертой вот так: Черту называют дробной, а число, записанное под чертой – это знаменатель. Закрасьте одну часть синим цветом. – Сколько частей закрасили синим цветом? Запишем число 1 над дробной чертой вот так: . Число, записанное над чертой, называют числитель. ВЫВОД: синим цветом закрашена (одна вторая) часть полоски ( на практике обозначает половину некоторой величины) 1/8, 3/8, 5/8 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью. Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято. | Коммуникативные: развитие умения работать в группе Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Решили (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование Ответ ученика к первому рисунку: фигура разделена на 4 равные части, каждая часть составляет фигуры. Закрашено 3 части, они составляют фигуры. | Организовывает решение типовых заданий (фронтально) При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.) Например - одна третья; - две пятых; - шестьдесят три сто двадцать пятых Запишите в виде обыкновенной дроби: - одна третья; - две пятых; - шестьдесят три сто двадцать пятых -Ребята, посмотрите на фигуры и ответьте на вопросы: -Какой дробью выразим закрашенную часть фигуры? - Ребята, прочитайте обыкновенные дроби, которые вы видите, назовите числитель и знаменатель. Ребята, мне на электронную почту, пришло письмо от одного из Фиксиков… Нулика. «Дорогие друзья пятиклассники! Я запутался в нахождении части закрашенной и не закрашенной фигуры. Помогите мне их найти». Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена. | ( ) | | ( ). | | ( ). | | ( ). | | ( ) | | ( ). | | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач |
7.Этап парной работы. | Работа в парах по карточкам (разноуровневые задания) Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать) | Вариант 1 1. Какая часть фигуры закрашена? 2. Начертите прямоугольник со сторонами 2 и 3 см. Разделите его на 6 долей и закрасьте прямоугольника. Начертите прямоугольника. Вариант 2 1. Какая часть фигуры закрашена? 2. Начертите квадрат со стороной 4 см. Разделите его на 4 равные части. Закрасьте квадрата. | Коммуникативные: управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение полно и точно выражать свои мысли Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, классификация и построение логической цепи рассуждений Регулятивные: уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера Предметные: развитие представлений о числе |
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой | Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия Выполнять самопроверку Выявить причины ошибок и их исправление | Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений ; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления №674-676 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Предметные: развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных, |
9. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке Намечают перспективу последующей работы Запись домашнего задания | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности) АМО «Сакура» На доске плакат куста сакуры с прорезями и кармашками для вставки карточек, карточки: веточка распустившейся сакуры, веточка с зелёными листками, веточка с без листьев Обучающиеся выбирают и вставляют в плакат карточку того цвета, который, по их мнению, отражает их оценку урока: веточка распустившейся сакуры – позитивно, веточка с зелёными листками – нейтрально, веточка без листьев – негативно. Затем вставляют её в прорезь в листе ватмана. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая картину урока. Комментирует домашнее задание: | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |