СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Понятие обыкновенной дроби»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологии: технология критического мышления, использование элементов проблемного обучения, использование элементов исследовательской работы на уроке.

Формы работы: групповая (парная), фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: Учебник «Математика.5 класс»(автор Мерзляк А.Г., мультимедиа проектор, компьютер,  раздаточный материал, математические модели, цветные карандаши.

Просмотр содержимого документа
««Понятие обыкновенной дроби»»

Урок по математике в 5 классе.

«Понятие обыкновенной дроби»

Кучерова С.А. - учитель математики МАОУ СОШ № 18 села Синегорск,

Сахалинская область.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологии: технология критического мышления, использование элементов проблемного обучения, использование элементов исследовательской работы на уроке.

Формы работы: групповая (парная), фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: Учебник «Математика.5 класс»(автор Мерзляк А.Г., мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, математические модели, цветные карандаши.

Цель урока: сформировать понятие дроби и подготовить учащихся к изучению сравнения дробей и арифметических действий с ними

Планируемые результаты:

Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;

Предметные: развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.










Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Настрой на работу.

Создать условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… улыбнитесь.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.

Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);







- Дроби




- Об обыкновенной

Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать, или записывать числа?

-А всегда ли при делении можно было получить ответ в виде натурального числа?

- У меня на столе лежит целое яблоко, и можно его съесть одному. Но можно разделить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь.

В словаре слово «дробить означает делить.И мы будем сегодня говорить о…


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические: – формулирование проблемы.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения)

- Натуральные числа вы умеете записывать. А кто-нибудь сможет записать рациональные числа или дроби?

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач

4.Этап постановки темы урока и учебной цели.

В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

предложили и согласовали тему урока.





- А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?



- Какие задачи стоят сегодня перед нами?

.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками

Личностные: планирование учебной деятельности

5.Этап открытия новых знаний

Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и записи дробей;

зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.










– А как половину записать цифрами?

Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту.

– На сколько равных частей разделили полоску?

Запишем число 2 под чертой вот так:   Черту называют дробной,

а число, записанное под чертой – это

знаменатель. Закрасьте одну часть синим цветом.

– Сколько частей закрасили синим цветом?

Запишем число 1 над дробной чертой вот так:   .

Число, записанное над чертой, называют

числитель.

ВЫВОД: синим цветом закрашена   (одна вторая) часть полоски

( на практике   обозначает половину некоторой величины)

1/8, 3/8, 5/8 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью. 

Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.

Коммуникативные: развитие умения работать в группе

Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Решили (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия;

при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование

























Ответ ученика к первому рисунку: фигура разделена на 4 равные части, каждая часть составляет фигуры. Закрашено 3 части, они составляют фигуры.


Организовывает решение типовых заданий (фронтально)

При чтении дробей надо помнить:

числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.),

а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)

Например

- одна третья;

- две пятых;

- шестьдесят три сто двадцать пятых

Запишите в виде обыкновенной дроби:

- одна третья;

- две пятых;

- шестьдесят три сто двадцать пятых


-Ребята, посмотрите на фигуры и ответьте на вопросы:

-Какой дробью выразим закрашенную часть фигуры?

- Ребята, прочитайте обыкновенные дроби, которые вы видите, назовите числитель и знаменатель.


Ребята, мне на электронную почту, пришло письмо от одного из Фиксиков… Нулика.

«Дорогие друзья пятиклассники! Я запутался в нахождении части закрашенной и не закрашенной фигуры. Помогите мне их найти».


Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена.



( )

( ).

( ).

( ).

( )

( ).


Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

7.Этап парной работы.

Работа в парах по карточкам (разноуровневые задания)

Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать)

Вариант 1

1. Какая часть фигуры закрашена?

2. Начертите прямоугольник со сторонами 2 и 3 см. Разделите его на 6 долей и закрасьте прямоугольника.

Начертите прямоугольника.

Вариант 2

1. Какая часть фигуры закрашена?

2. Начертите квадрат со стороной 4 см. Разделите его на 4 равные части. Закрасьте квадрата.


Коммуникативные: управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение полно и точно выражать свои мысли

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, классификация и построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Предметные: развитие представлений о числе

8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия

Выполнять самопроверку

Выявить причины ошибок и их исправление


Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений ; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления

№674-676

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Предметные: развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных,

9. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты

Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке

Намечают перспективу последующей работы



Запись домашнего задания

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

АМО «Сакура» На доске плакат куста сакуры с прорезями и кармашками для вставки карточек, карточки: веточка распустившейся сакуры, веточка с зелёными листками, веточка с без листьев

Обучающиеся выбирают и вставляют в плакат карточку того цвета, который, по их мнению, отражает их оценку урока: веточка распустившейся сакуры – позитивно, веточка с зелёными листками – нейтрально, веточка без листьев – негативно. Затем вставляют её в прорезь в листе ватмана. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая картину урока.

Комментирует домашнее задание:


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!