СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие развивающей среды в профессиональной деятельности и способы ее формирования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая образовательная среда – это созданная, учащимися атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованной профессиональной деятельности. Она предполагает в себе новое содержание деятельности, инновационные  технологии.

Просмотр содержимого документа
«Понятие развивающей среды в профессиональной деятельности и способы ее формирования»

Понятие развивающей среды в профессиональной деятельности и способы ее формирования.



Ключевым компонентом управления в профессиональной сфере является мотивация в саморазвитии сотрудников и формирование ответственности руководителей за развитие персонала.

Не всякая производственная среда способствует развитию:

  • работники не поучают новых профессиональных знаний или их приобретение не поощряется;

  • работники не проявляют свои таланты, и как следствие не развивают их;

  • люди не несут ответственности за свою работу и не имеют возможности влиять на решения или внедрение новых идей;

  • их работа однообразна, отсутствует выбор определенных задач, интересующих работника;

  • их желание опробовать новые виды деятельности и исследовать результаты не поощряется;

  • их коллеги и руководители не заинтересованы в привлечении их к новаторской деятельности.

Зачастую предприятия с подобной средой становятся малоэффективными, их работники перестают развиваться и самосовершенствоваться, что неприемлемо в современном мире, который постоянно совершенствуется. Поэтому вводится понятие - развивающая среда.

Развивающая среда – среда, способствующая росту компетентности находящихся в ней работников.

Рассмотрим развивающую среду в учебном учреждении. Компетентность учителя – это в первую очередь формирование компетентности учащихся, и развивающая среда выступает средством формирования компетентности учащихся.

Развивающая образовательная среда – это созданная, учащимися атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованной профессиональной деятельности. Она предполагает в себе новое содержание деятельности, инновационные технологии.

Критериальные признаки формирования компетентности учащихся:

  • открытость в обсуждении своих ценностей и разрешении ценностных конфликтов;

  • возможность опробовать различные способы деятельности без серьезных последствий для будущего;

  • поощрение в развитии новых способов деятельности в процессе достижения поставленных целей;

  • Могут размышлять о своей организации и обществе, в котором живут, приходить к новому пониманию и восприятию их деятельности и менять на этой основе свое поведение.

  • совершенствование или самосовершенствование, путем получения новых знаний, изменением способов мировосприятия;

  • общение с людьми, чье поведение адекватно их желаниям и приносит удовлетворение;

  • постановка трудных, но выполнимых задач обучения;

  • получение поддержки, поощрение и помощь в случаях, когда они допускают ошибки;

  • получение поощрений в форме признания и обсуждения их достижений.



Формирование развивающей среды заключается в образовании всех вышеперечисленных критериев. Однако, есть несколько условий для учителя:

  • стремление учителя распознавать и выявлять мотивации и внутренние качества каждого учащегося с целью дальнейшего развития и успешной практической реализации;

  • ожидание учителем высокого качества работы и поддержка положительных изменений без силового побуждения к достижению результата;

  • доверие учителя своим ученикам, и наоборот, доверие учеников своему учителю;

  • укрепления учителем уверенности в способностях своих учащихся;

  • возможность учеников участвовать в руководстве учебного процесса, изучать его цели и влиять на решения учителя.

Существует множество путей формирования развивающей среды. Вот один из некоторых, предложенных Макклелландом, он состоит из нескольких этапов:

  1. Выявление преобладающих ценностей и главных компонентов компетентности с целью помощи учащимся в изучении своих систем ценностей и внутренних мотиваций, а так же их дальнейшем усвоения.

  2. Проведение ролевых игр. Участники представляют то, как бы они отреагировали на изменения в своем поведении, как влияет это изменение на других людей, и наоборот. Изучаются данные, полученные после их проведения, и отдельные случаи, показывающие последствия изменения поведения.

  3. Группы продолжают встречаться, чтобы поддерживать друг друга в трудных ситуациях.

Рассмотрим подробнее развивающую среду, которая должна быть сформирована в школе, для помощи в организации процесса овладения компетентностей учащимися. По результатам исследования были перечислены необходимые критерии развивающей среды:

  • выявление учителем индивидуальных интересов и видов компетентности каждого вовлеченного в деятельность ученика, с целью последующей его мотивации;

  • открытость в общении с учащимися (делиться своими идеями, чувствами, результатами), проявление заинтересованности к данной деятельности;

  • приобщение учеников к своей внутренней системе ценностей, демонстрирование компетентного поведение;

  • знакомство учеников с тем, как нужно учиться и как придумывать что-то новое, на собственном примере;

  • создание между учениками отношения партнерства;

  • развитие навыков лидера и руководителя в учащихся в процессе их взаимопомощи;

  • воспитание в учениках способности восприятия правил не как ограничений, но как подспорья в выполнении деятельности;

  • учить школьников задавать вопросы, а не только отвечать на них;

  • учить вступать в дискуссии, высказывать свои мысли не боясь последствий, перенимать опыт других;

  • упор на самостоятельную внеклассную исследовательскую деятельность учащихся;

  • помощь в уяснении своих собственных ценностей.

В полностью сформированной развивающей среде учащиеся начинают осознавать уровень своей компетентности, они становятся менее беспомощными в овладении огромного массива материала и более гибкими в этом процессе. В целом обучение в такой среде не только перестает быть в тягость для учащихся, но и приносит удовольствие от процесса.

Однако, стоит помнить, что в процессе создания развивающей среды в школе можно столкнуться с трудностями, препятствиями:

  • трудности в изменении системы ценностей родителей, влияющие на ценности учащегося;

  • скованность деятельности учителя временем, и как следствие постоянная спешка в работе с учащимися;

  • обучение понимается учителями скорее как объяснение, а не как содействие развитию;

  • не способность показать необходимость организуемой учителями развивающей деятельности руководству и родителям;

  • учителя не могут продемонстрировать результаты своей работы;

  • у учителя отсутствует доверие со стороны учащихся, необходимое для формирования компонентов компетентности;

  • учителем не выявляются интересы ребенка, а следовательно, и те виды деятельности, которые его мотивируют;

  • ошибки в самооценке учителя на этапе обучения, и как следствие дальнейшее неправильное планирование деятельности;

  • отсутствие в процессе обучения и воспитания учета различий в родительских приоритетах;

  • отсутствие определения учителем собственной позиции по заданному вопросу;

  • учителя не владеют необходимым аппаратом о системе ценностей учащихся и о помощи в их развитии;

  • отсутствие поддержки родителей в развитии независимости, уверенности в себе и любознательности;

  • отсутствие у учителя понимания целей развивающего обучения;

  • невозможность учесть интересы, мотивации и умения учащихся, и как следствие создать индивидуальные учебные планы;

  • отсутствие осознания важности управленческой деятельности;

  • оказание давления с целью получить результат;

  • отсутствие у руководителя уверенности в своих управленческих способностях;

  • озабоченность продвижением по служебной лестнице или получением званий и сертификатов;

  • отсутствие средств, позволяющих определить таланты, потребность в развитии тех или иных качеств и меру вклада других людей в общий результат.

Как можно было заметить, трудностей в формировании развивающей среды достаточно, что в последствии затрудняет развитие компетентностей.

Все-таки, основными причинами не способности создания развивающей среды являются следующие ситуации.

  1. Учителя не ценят те качества, которые могли бы развиться у учащихся в подобной среде.

  2. Учителю не достает тех организационных способностей, которые потребуются, если их учащиеся станут самостоятельными, предприимчивыми, уверенными в себе и способными на решение любой проблемы людьми.

  3. Отсутствие инструментов для измерения заинтересованности в развитии, для наблюдения за поведением людей в развивающей среде, для создания программ индивидуального поэтапного развития и поощрения за участие в них и для того, чтобы вдохновить учителей на использование талантов своих подчиненных.

Без создания развивающей среды учебные учреждения оказываются неспособны обеспечить рост тех внутренних качеств учащихся, в которых заключены компетентности. На настоящий момент учебные заведения в большинстве своем тормозят их рост. Потому просто необходимо пересмотреть политику государства направленную на образования, с цель создания благоприятной обстановки для развитии школы.